Докторантура
Биотехнология окружающей среды

Биотехнология окружающей среды

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - Доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. интерпретировать современные тенденции, направления и закономерности развития отечественной науки в условиях глобализации и интернационализации;
2. демонстрировать системные знания в области экологической биотехнологии и смежных областях науки;
3. генерировать, организовывать, планировать и реализовывать комплексное научное исследование, характеризующееся академической целостностью, на основе современных теорий и методов анализа;
4. реализовывать комплекс полученных знаний и навыков в управлении биотехнологической наукой для продвижения биотехнологических программ в законодательных, правительственных, региональных учреждениях и органах местного самоуправления;
5. обсуждать знания и достижения в различных областях биотехнологии с коллегами и научным сообществом;
6. выбирать и эффективно использовать современную методологию исследований в области экологической биотехнологии;
7. критически анализировать результаты научного исследования, оценивая соответствие выводов с полученными данными;
8. демонстрировать навыки ораторского искусства и публичного выступления на международных научных форумах, конференциях и семинарах в том числе на иностранном языке;

Паспорт программы

Название
Биотехнология окружающей среды
Шифр
8D05201
Факультет
Биологии и биотехнологии

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать у докторантов практические навыки написания текстов академического характера, с целью представления результатов выполненной работы в виде отчетов, обзоров, научных докладов и публикаций в рейтинговых изданиях, индексируемых в Scopus с ненулевым SJR, соответствующих критериям не хищнических изданий. В рамках дисциплины, докторанты совершенствуют навыки по анализу и изложению научной информации в различных формах (отчет, рецензия, обзор, статья); учатся структурировать, форматировать, подбирать стилистику и язык описания результатов исследования с целью публикации материалов исследований в виде научных статей в рейтинговых научных изданиях, учитывая особенности написания научных статей на английском языке; осваивают методологию написания докторской диссертации; методологию написания и оформления научных грантов по приоритетным направлениям в области биотехнологии и смежных областях, а также, учатся разрабатывать дизайн научного исследования в соответствии этическими принципами и нормами научно-публикационного процесса.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность применять современные методы и методологии научного исследования при выполнении диссертационной работы докторанта. В рамках дисциплины рассматриваются: методы и методологии научного исследования; современные экспериментальные подходы к научному исследованию докторанта; этапы и принципы планирования научного эксперимента; особенности использования биологических объектов в биотехнологическом эксперименте и подбор современных химических, математических, физических и биологических методов исследования, способных решить цель экспериментальной работы; экспериментальные подходы в изучении объектов биотехнологии на молекулярном уровне; успехи в применении молекулярных методов в исследовании биологических объектов; специфика компьютерного эксперимента в научном исследовании; правила осуществления эксперимента, обработки и интерпретации результатов.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Современные проблемы экологической биотехнологии
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – получение системных знаний о современных способах биоремедиации нарушенных экосистем. Курс рассматривает основные причины нарушения биологического равновесия и биоразнобразия природных экосистем; основные методы оценки экологического состояния и очистки загрязненных почв и водоемов; проблемы и перспективы современных технологий биомониторинговых и биоремедиационных мероприятий; примеры использования биоремедиации, способы биоремедиации, их преимущества и ограничения; требования, предъявляемые к ремедиантам.

Теоретико-методологические основы экологической педагогики
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать у докторантов специализированные знания по экологической педагогике, определить связи экологического направления с основными отраслями педагогики, основные тенденций и принципы современного экологического образования. Курс раскрывает экологическое образование как модель будущей экологической культуры. История взаимодействия человека и природы: исторические формы экологического образования. Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса. Проблема формирования психологического анализа, типы носителей и принципы экологического сознания.

Приведены данные за 2019-2022 гг.

дисциплины

Методологические основы исследований в экобиотехнологии
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - изучение и освоение метододологических основ получения и селекции штаммов микроводорослей чувствительных и устойчивых к различным токсикантам, их физиолого-биохимических свойств и возможностей их применения в биотестировании и биоремедиации загрязненных водных экосистем; Курс включает описание научных основы современных методов оценки загрязненных водных экосистем с использованием фототрофных микроорганизмов; освоение методов биомониторинга водных экосистем, загрязненных различными тяжелыми металлами, определение мутабильности загрязненной воды с помощью маркерных штаммов микроводорослей;

Организация и планирование научных исследовании в области охраны окружающей среды
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины формирование у докторантов способностей в области научного планирования: расширение знаний для активизации навыков, приобретенных в курсах общей и молекулярной генетики, молекулярной биологии и генной инженерии. В курсе будут рассмотрены следующие аспекты: создание постерных сообщений; разработка макетов научных проектов; приемы создания и анализа библиографий, текущих и прогнозных тематических карт, графиков и диаграмм отвечающих государственному заказу, международному и/или рыночному спросу.

Основы биологического восстановление нарушенных экосистем
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать у докторантов общее представление о природных и антропогенно-нарушенных экосистемах, свойствах, функциях и закономерностях их развития, и необходимости создания мер по сохранению и восстановлению данных экосистем. Курс рассматривает основные значение и происхождение систем метаболизма ксенобиотиков; токсические или аллергических реакциии; изменениях наследственности, специфических заболеваниях и искажении обмена веществ, нарушение естественного хода природных процессов в экосистемах.

Современные подходы в биоремедиации объектов окружающей среды
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - получение системных знаний о значении микробных систем и их участии в биотрансформации органических и неорганических ксенобиотиков, а также природных полимеров. В рамках данной дисциплины рассматриваются следующие темы: факторы, влияющие на биодоступность и биотрансформацию органических и неорганических поллютантов; пути трансформации ксенобиотиков; трансформация природных полимеров; генетические особенности микроорганизмов – деструкторов, биохимические особенности микроорганизмов-деструкторов.

Технология и оборудование для производства биотоплива
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - изучение принципов микробиологического производства возобновляемых источников энергии с помощью фототрофных и гетеротрофных микроорганизмов. В рамках данной дисциплины рассматриваются следующие темы: фотосинтез разных групп фототрофов; продукция фотосинтеза; массовое культивирование фототрофных организмов; технология культивирования микроводорослей - продуцентов масла для производства топливного биодизеля.

Экотоксикологический биомониторинг качества окружающей среды
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у докторантов способность анализировать влияние антропогенных воздействий на природную среду, а также прогнозировать последствия таких воздействий.  Дисциплина предусматривает формирование теоретических и практических знаний по следующим вопросам: научные основы современных методов оценки загрязненных водных экосистем с использованием фототрофных микроорганизмов; планирование экспериментов по биоиндикации и биотестированию загрязненной с использованием микроводорослей, интерпретировать результаты экспериментов; системы биомониторинга, поиска соответствующих тест-объектов.

Приведены данные за 2019-2022 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. В ходе практики сформировать способности: - критически оценивать научную литературу по тематике научного исследования; - формулировать актуальные научные проблемы, направления, гипотезы исследования; - планировать и организовывать исследовательскую деятельность: - оценить обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях; -создавать научно-исследовательские продукты, транслировать собственные результаты научных исследований.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. разработать преподаваемую дисциплину в объеме, достаточном для аналитической оценки, выбора и реализации модуля учебной дисциплины с учетом уровня подготовленности студентов, их потребностей, а также требований ГОСО РК; 2. разработать специфику организации и проведения различных видов занятий в высших учебных заведениях (лекционных, семинарских, лабораторно-практических); 3. применять основные средства оценивания учебных достижений студентов; 4. анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала; 5. подготовить планы семинарских, практических занятий, лабораторных работ в соответствии с установленными методологическими и методическими подходами. При изучении практики магистранты будут изучать следующие аспекты: Ознакомление с целями, задачами и содержанием педагогической практики; составление графика консультаций, видов отчётности сроков их предоставления. Согласование индивидуального плана научно-педагогической практики магистранта.Выполнение учебно-методических заданий, согласованных с руководителем практики. Посещение и анализ учебных занятий, проводимых преподавателями кафедры. Ознакомление с организацией научной, методической и воспитательной работы (планы, нормативные документы, регламентирующие педагогический процесс) на факультете/в университете и кафедре.Разработка (не менее 10 занятий) и проведение занятий со студентами. Проведение мероприятий по обозначенным видам деятельности (научно-методические семинары, конференции; научные кружки, воспитательные мероприятия). Подготовка статьи научно-методического характера. Составление отчета по научно-педагогической практике.

Приведены данные за 2019-2022 гг.