Магистратура
Социальная педагогика и самопознание (доучивание)

Социальная педагогика и самопознание (доучивание)

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр педагогических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. анализировать и креативно использовать историко-философское знание развития науки, принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;
2. применять понятийный аппарат социально-педагогической методологии, концепции, методологогические подходы, принципы и методы в социальной педагогики;
3. проектировать исследования в области социальной педагогики, общие и индивидуальные программы профилактики, социально-педагогической реабилитации и развития личности, социально-педагогическую деятельность по консультированию, содействию патронатному воспитанию, опеке и попечительству;
4. личным примером вдохновлять обучающихся к светскому нравственно-духовному образованию, креативно разрабатывать инновационные стратегии и методы преподавания для развития личности,
5. реализовывать педагогический процесс в вузе на основе знаний дидактики и теории воспитания высшей школы в условиях кредитной системы обучения, осуществлять поиск новых подходов и методов для эффективного решения профессиональных задач в области обучения и воспитания;
6. оценивать образовательные программы вузов, структурировать содержание социальной педагогики при преподавании в школах, колледжах и вузах;
7. проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги по акмеологии, инклюзии и развитию жизненных навыков, социальных компетенций и эмоциональной устойчивости и др.;
8. конструировать программы социального сопровождения, коррекции/поддержки и развития учащихся с девиантным поведением, разработку и реализацию социально ценной деятельности учащегося, развитии социально-педагогических инициатив и проектов;
9. практиковать диагностические исследования важных социально-педагогических характеристик личности и коллектива; социально-педагогические механизмы управления групповыми явлениями и процессами, деятельность социальных служб организаций образования;
10. проводить исследования в области цифрового поколения и электронного образования, выдвигать выводы и предложения для прикладного применения.

Паспорт программы

Название
Социальная педагогика и самопознание (доучивание)
Шифр
7M01802
Факультет
Философии и политологии

дисциплины

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, с целью общения в межкультурной, профессиональной и научной среде. Магистрант должен уметь интегрировать новую информацию, понимать организацию языков, взаимодействовать в социуме, отстаивать свою точку зрения.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование углубленного представления о современной философии как системе научного знания, включающего мировоззренческие проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Основные аспекты дисциплины включают вопросы эволюции и развития научного мышления, исторические моменты, вклад ученых и научных школ в формирование науки, этические и социальные аспекты научной деятельности.

Организация и планирование научных исследований (англ.)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование научно-исследовательской культуры будущего специалиста, изучение теоретико-методологических принципов организации научно-исследовательской деятельности в условиях развития науки и общества. Дисциплина направлена на формирование способности проводить самостоятельное научное исследование с использованием методов и приемов анализа, информационных научных ресурсов.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: предоставить педагогические теории и практические стратегии для эффективного преподавания в высшем образовании, развития критического мышления и академических успехов. В курсе изучаются методы обучения, разработка учебных программ, методы оценки и стратегии управления аудиторией, которые готовят преподавателей к созданию инклюзивной и стимулирующей среды обучения.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Формирование знаний об основных понятиях психологии управления для практического применения наиболее важных аспектов управления в профессиональном взаимодействии. Основные принципы психологии управления, личность в управленческом взаимодействии, управление поведением личности, современные идеи, психология управления групповыми явлениями, мотивация и практическая рефлексия.

Социальное управление в системе образования
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисицплины: Овладение операционально-организационными основами социально-педагогической деятельности в рамках управления образованием. Курс знакомит магистрантов с теорией и практикой организации управления в системе образования, как социально-педагогические и образовательные учреждения, организаций и социальные службы, с условиями эффективности управленческой деятельности в системе образования, с особенностями организации управления многоуровневого образования.

Теоретико-методологические основы гуманной педагогики
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: ознакомить магистрантов с теоретико-методологическими основами гуманной педагогики, с педагогическими теориями гуманного обучения и воспитания, с организацией и планированием обучения и воспитания по гуманной педагогике и подготовить педагога к реализации гуманных подходов в образовании. Основные аспекты:теоретико- методологические основы гуманной педагогики, история становления гуманной педагогики как науки , педагогические теории духовно-нравственного воспитания и обучения, педагогика духовного гуманизма.

Теоретико-методологические основы самопознания
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – развитие способностей исследования проблем самопознания и духовно-нравственного образования; осознать теоретико-методологические основы духовно-нравственного образования, овладеть теоретико-методогическими основами самопознания как отрасли научного знания, развитие компетенций обучающихся в области применения общечеловеческих ценностей в научно-исследовательской и образовательной деятельности. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - анализировать философские, психологические, педагогические и аксиологические вопросы самопознания и духовно-нравственного образования в целом; -систематизировать содержание и структуру, теоретико-методологическую значимость самопознания как отрасли науки; -анализировать и различать между различными методологическими подходами к образованию и воспитанию; -анализировать содержание и направления использования личностно ориентированного, аксиологического, деятельностного, антропологического подходов и других; - анализировать категориальный и понятийный аппарат данной дисциплины и синтезировать новое; - выявлять общечеловеческие ценности, в т.ч. Истину, Ненасилие, Праведное поведение, Покой, Любовь, на основе рефлексии жизненного, исследовательского, научного опыта, биографий личностей, художественных произведений и др; -объяснять сущность общечеловеческих ценностей и практиковать их в жизни; -использовать полученные знания для интеграции идей нравственно-духовного воспитания в целостный педагогический процесс; -быть компетентным в вопросах развития интуитивного и различающего мышления, привитие навыков бескорыстного служения обществу и др. Курс направлен на овладение знаниями о сущности, содержании общечеловеческих ценностей и об их использовании в исследовательской деятельности и личной жизни, а также на умении находить объединяющее начало; знание истории развития духовно-нравственного образования в мире и РК; формирование компетенций обучающихся по развитию интуитивного мышления, навыков бескорыстного служения обществу.

Теоретико-методологические основы социальной педагогики
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: предоставление фундаментальных принципов и концепций, которые позволяют понять и объяснить социальное взаимодействие, развитие личности и формирование социальных компетенций в контексте педагогической работы с людьми в различных социальных ситуациях. Эти основы социальной педагогики охватывают теоретические подходы, методологические инструменты и практические методы, которые помогают педагогам понять причины и последствия социальных проблем, а также разработать эффективные стратегии и программы для их решения.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Диагностическая деятельность социального педагога
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Курс знакомит магистрантов с теорией и практикой проведения диагностической работы с различными категориями населения в системе социально-педагогических и образовательных учреждений, организаций и социальных служб, диагностики личности и окружающей ее микросреды, социально-педагогической профилактики, коррекции и реабилитации, социального планирования и управления.

Дизайн цифровых образовательных ресурсов
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: развитие цифровой компетенции педагогов по созданию цифровых образовательных ресурсов на основе теорий электронного обучения, цифрового образования. Основные аспекты: структура цифровой компетенции, особенности цифрового поколения, изменение роли педагога; сущность понятия и классификации ЦОР, виды учебных дизайнов; теории коннективизма, акторно-сетевой теории, ризоматической педагогики, теории потока, эвтагогики,; виды цифровой образовательной среды, используемые в образовательном процессе.

Исследование детства
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: Ознакомление с теорией и практикой социально-педагогических исследований проблем детства. Курс посвящен вопросам методологии и методики социально-педагогического исследования различных категорий детей являющихся объектами исследования социального педагога. В рамках курса предполагается изучение особенностей исследования различных категорий детей группы риска, девиантного поведения, «детей улиц» и основ их сопровождения и поддержки.

Консультирование по социально-педагогической виктимологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: Формирование системы научных взглядов на специфику осуществления социализации различных виктимогенных групп населения, подготовка специалистов по оказанию социальной помощи и поддержки социально незащищенных детей. Основные аспекты: социально-педагогическая работа с виктимными детьми, проблема виктимности детей как социальное и психолого-педагогическое явление, специфика работы социального педагога с виктимными детьми, специфика консультирования различных виктимогенных групп населения.

Методика преподавания социальной педагогики и самопознания в вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – развитие способности преподавания курсов социальной педагогики и самопознания, методической и проектировочной компетенции педагога. Курс направлен на концептуальных подходов к определению сущности и миссии педагогических и самопознанских курсов в процессе профессионального образования; раскрытие сущности процесса самопознания, формирование основ методической и технологической культуры магистранта, формирование у них системы теоретических знаний и практических умений личностного и профессионального саморазвития. В результате освоения дисциплины магистрант будет способен: критически переосмысливать и применять научную информацию по методике преподавания социальной педагогики и самопознания для решения проблем в обществе; оценивать потенциал различных методов и технологий реализации задач методики преподавания данного курса; - конструировать инновационных и интерактивных технологий обучения данной дисциплины; - структурировать процесс обучения социальной педагогики в вузе, процесс обучения самопознанию в школе и колледже, преемственно в вузе. Содержание курса направлено на изучение предмета и задач методики преподавания социальной педагогики и самопознания, концептуальных, содержательных, процессуальных особенностей преподавания данного курса; психолого-педагогические технологиях самопознания, саморазвития, самосовершенствования как специалиста социальной педагогики и самопознания; методических принципов обучения социальной педагогики и самопознания; особеностей методов, методики и технологий социальной педагогики и духовно-нравственного образования.

Опека, попечительство, патронаж в социально-педагогической деятельности
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: Подготовка магистрантов к профессионально-педагогической деятельности в государственных организациях и патронажных органах с детьми, оставшимися без попечения родителей, к социально-педагогическому сопровождению профессиональных замещающих семей (патронаж, приемная семья, др.), к осуществлению консультационно-диагностической работы с приемными родителями, опекунами и попечителями. Основные аспекты: проблемы социального сиротства, формы государственного и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проектирование образовательных программ бакалавриата
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: изучение и освоение дидактических принципов проектирования образовательных программ для подготовки бакалавров; обучение реализации компетентностного подхода как базового направления реализации образовательных программ; развитие компетенции проектирования. В содержании курса будут рассмотрены структура, содержание и специфика образовательных программ бакалавриата. Магистранты научатся исследовать образовательные программы вузов мира; сравнивать образовательные программы; проектировать компетенции, модули образовательных программ.

Разработка и реализация программ профилактики и реабилитации
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: вооружить магистрантов знаниями, умениями, навыками о реабилитации в практической деятельности, развить их профессиональную компетенцию. Освоение основных принципов, значения, виды, формы, структуры программы профилактических и реабилитационных работ. Основные аспекты: формирование навыков составления планов в профилактических и реабилитационных учреждениях, сущность консультативно-реабилитационной работы, структура.

Современные концепции и технологии по самопознанию
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – развитие способности изучения содержания современных теоретических концепций самопознания личности; ознакомление магистрантов с проблемами процесса самопознания личности, прослеживая связи между методологическим, теоретическим и эмпирическим уровнями научных знаний; изучение основных методологических принципов, на которых строятся исследования в области самопознания личности; развитие компетенций предмета самопознания. В результате освоения дисциплины магистрант способен: • использовать потенциал концепций самопознания в исследовательской и практической работе; • описывать содержания современных теоретических концепций самопознания личности; - определять духовно-нравственной позиции будущего педагога как важного фактора духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Курс направлен на овладение знаниями о современных концепциях самопознания в соответствии с целями духовно-нравственного образования; умение использовать потенциал концепций самопознания в исследовательской и практической работе; формирование духовно-нравственной позиции будущего педагога как важного фактора духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Социально-педагогическая акмеология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: Формирование компетентности в системе акмеологического знания о феноменологии, закономерностях и механизмах достижения магистрантом оптимального уровня развития; способствовать формированию умений решать широкий спектр акмеологических задач развития социального педагога. В ходе изучения будут рассмотрены этапы становления социально-педагогической акмеологии, цели, объект, предмет, методологические основания акмеологической науки, категориально-понятийный аппарат акмеологии, акмеологические методы и модели..

Социально-педагогическая работа в кризисных центрах
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: Изучение социально-педагогической работы в кризисных центрах; формирование представления о проблемах преодоления кризисных ситуаций в работе; изучение деятельности социального педагога с детьми девиантного поведения, детьми «группы риска», ознакомление с основными условиями, принципами и методами организации социально-педагогической работы в кризисных центрах. Курс изучает исследования различных категорий детей группы риска, деваинтного поведения, «детей улиц» и основ их сопровождения и поддержки.

Социально-педагогическая супервизия и имитация
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: Освоение теории педагогического консультирования, супервизии и социо-культурной имитации личности учащихся, освоение процедуры супервизии, ознакомление с правилами осуществления супервизии педагогов. Курс раскрывает концепции и теории консультативной и супервизорской деятельности, имитационной деятельности в социализации, методы и приемы эффективной супервизии, практические аспекты супервизорской деятельности социального педагога.

Теории интеллекта
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: ознакомление магистрантов с различными теориями интеллекта, формирование навыков использования этих теории в процессе практической деятельлности. Курс посвящен проблемам психологии интеллекта, в котором рассматриваются традиционные тестологические и экспериментально-психологические теории интеллекта, а также новые подходы в изучении природы интеллекта в контексте анализа особенностей организации индивидуального ментального (умственного) опыта личности; механизмы индивидуальных различий в интеллектуальных способностях..

Технология деятельности социального педагога с одаренными детьми
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: ознакомление будущих специалистов с актуальными проблемами психологии индивидуальных различий, понимания индивидуально-природных предпосылок различий одаренности, развития системы представлений об обучении и воспитании одаренных детей. В курсе рассматриваются виды одаренности, психолого-педагогической, психосоциальной характеристики одаренных детей, проблемы данной категории; представлены направления социального педагога с одаренными детьми.

Цифровое поколение и психологическое сопровождение здоровья детей
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: развитие способностей педагогов по сохранению здоровья цифрового поколения, диагностике, сопровождению и профилактике отклонений – буллинг, аддикции, цифровой аутизм и др. Основные аспекты: теория цифрового поколения; значение и этапы психолого-педагогического сопровождения цифрового поколения, виды психолого-педагогического сопровождения детей цифрового поколения; методики интернет-аддикции, цифрового буллинга, цифрового аутизма и др.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.