Магистратура
Археология и этнология исключена из Реестра

Археология и этнология исключена из Реестра

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр гуманитарных наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

По завершении данной образовательной программы ожидается, что магистранты будут способны:
1. Изучать археологическиt памятники с применением физических, химических, геологических и биологических теорий и методов
2. Осуществлять экспертизу для культурных центров по этническим и этнокультурным проблемам, сохранения историко-культурных ценностей на основе сравнительного анализа, междициплинарного и системного подхода, исторических и социальных методов с использованием ІТ технологии.
3. Проводить полевые археологические экспедиции на основе методов, используемых в геодезии, оформлять документацию объектов и материалов на месте раскопок, обеспечить сохранение археологических материалов и их упаковка, обработка и транспортировка.
4. Проводить полевые этнографические исследования с использованием социалогических и математических методов, обработка анкетных данных и опросников, систематизация данных, использовать аудио-видео, фото материалы.
5. Делать 3D реконструкцию ландшафта на основе древнейших карт или воссоздавать на компьютере объемную модель любого предмета на основе современные компьютерные технологии,
6. Проводить занятия, вести курсы по теоретическим и прикладным аспектам археологии и этнологии с применением ІТ технологии; разрабатывать учебные и воспитательные программы, методические рекомендации, оценочый инструментарий, вести образовательный процесс в музейных учреждениях.
7. Презентовать научные знания при формирований экспозиции, выставки, разработке тематических план; владеть ведущими технологиями в теории и практике современного проектирования экспозиции; демонстрировать глубокие современные знания в работе с государственными и международными документами по охране и использованию объектов историко-культурного и нематериального наследия для научного исследования в музейных учреждениях.
8. Проводить археологический надзор сохранности объектов исторического наследия и обосновать возможности археологических реконструкций. Осуществлять мониторинга состояния сохранности объектов историко-культурного и нематериального наследия; принять конкретных решений по спорным вопросам в практической деятельности; разрабатывать программы по сохранению историко-культурного наследия; уметь осуществлять управление культурными и иными учреждениями в сфере профессиональной деятельности археолога и этнолога, владение навыками организации их работы
9. Изучать историю региона и древних цивилизаций через материальные остатки по принципам археологии, идентификации археологических остатков, определять развитии техники производства материалов и инструментов по археологическим периодам
10. Проводить экспертную работу по проблемам этнических, этнокультурных процессов и межэтнических отношении на основе сравнительного анализа, сопоставительного метода, междисциплинарных и системных подходов.
11. Разрабатывать стратегические программы развития в исследовательских, культурных учреждениях, отделов департамента культуры с целью проведения научных семинраов, конфеенции, круглых столов, дискуссионных клубов.
12. Работать в команде, готовность к кооперации с коллегами; уметь дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли; уметь использовать социально-этические нормы взаимодействия в коллективе на разных культурных и конфессиональных уровнях; уметь выстраивать перспективные стратегии личностного и профессионального развития, проявлять готовность к дальнейшему обучению и самообучению; владеть навыками заполнения необходимой документации, письма делового или личного характера; владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета.

Паспорт программы

Название
Археология и этнология исключена из Реестра
Шифр
7M02207
Факультет
Истории

дисциплины

Археологии тюркского периода
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать представление об актуальных проблемах изучения археологии тюркского периода. Будут рассматриваться: методология изучения памятников, проблемы изучения культуры древних тюрков. Особенноси археологических памятников древних тюрков. Влияние тюрксой культуры на культуры разных этносов и этнических групп Центральной и Северной Азии.

Изучение истории и этнографии тюркских народов
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины– сформировать способность анализировать исследования по истории и этнографии тюркских народов. В результате обучения магистрант способен: 1.Анализировать исследования по истории и этнографии тюркских народов; 2.уметь применять данные по истории и этнографии тюркских народовв междисциплинарных исследованиях; 3.Уметь дать оценку этническим и этнокультурным процессам тюркских народов; Проводить сравнительный анализ по истории и этнографии тюркских и и казахских народов.Назначение дисциплины. Курс является теоретическим курсом, формирующий научные взгляды у магистрантов об актуальных проблемах исследования истории и этнографии тюркских народов. Дисциплина направлена на изучение: исследовании средневековых авторов обэтногенезе и культуре, этнографии тюркских народов и племен, а также трудов россиийских и зарубежных ученых, расселение, численность и история формирования тюркских народов.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, с целью общения в межкультурной, профессиональной и научной среде. Магистрант должен уметь интегрировать новую информацию, понимать организацию языков, взаимодействовать в социуме, отстаивать свою точку зрения.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование углубленного представления о современной философии как системе научного знания, включающего мировоззренческие проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Основные аспекты дисциплины включают вопросы эволюции и развития научного мышления, исторические моменты, вклад ученых и научных школ в формирование науки, этические и социальные аспекты научной деятельности.

Организация и планирование археологических и этнологических исследований
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать у магистрантов способность планировать и организовать археологические и этнологические исследования. В результате обучения магистрант способен: 1. Решать важнейшие этапы научно-исследовательской работы; 2. Определять актуальных проблемы организации и планировании археологических и этнологических исследовании; 3. Определять конкретные приемы выявления, обработки и анализа научных информации; 4. Применять теорию методики подготовки и проведения научных исследовании разных типов; 5. Рассмотреть современные теоретические концепции, оказывающие большое влияние на формирование методологических основ археологической и этнологической науки. Назначение дисциплины. Дисциплина представляет собой теоретический курс, формирующий знания об организации и планировании археологических и этнологических исследовании, изучает формы, методы, средства исследования археологической и этнологической науки. Дисциплина выстраивается на системе знания: синтез и анализ научной информации; изучение и классификация археологичких и этнологических материалов; интегрирование полученные данные в единую целостную идею для формирования междисциплинарной научной проблемы; анализирование знания, полученные в ходе изучения дисциплины.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: предоставить педагогические теории и практические стратегии для эффективного преподавания в высшем образовании, развития критического мышления и академических успехов. В курсе изучаются методы обучения, разработка учебных программ, методы оценки и стратегии управления аудиторией, которые готовят преподавателей к созданию инклюзивной и стимулирующей среды обучения.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Формирование знаний об основных понятиях психологии управления для практического применения наиболее важных аспектов управления в профессиональном взаимодействии. Основные принципы психологии управления, личность в управленческом взаимодействии, управление поведением личности, современные идеи, психология управления групповыми явлениями, мотивация и практическая рефлексия.

Сако-скифская археология
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способностьанализировать современные проблемы исследования сако-скифской археологии. Будут рассматриваться: актуальные проблемы исследования сако-скифской археологии. Теоретико-методологические основы изучения сако-скифкой археологии. Расскрытие факторов и закономерностей процесса происхождения сако-скифских племен. Изучение основных археологических памятников. Политическая история, идеология и общественный строй сако-скифских племен.

Фольклор и этнография
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – Дать системные знания о этнографическом и фольклорном наследии народов мира. В результате обучения магистрант способен: 1. анализировать теоретические основы традиционной этнографии и фольклора; 2. использовать знания в области народного устного и художественного творчества; 3. использовать углубленные специализированные знания при выполнении самостоятельных научных работ по проблемам этнографии и фольклора; 4. анализировать и обобщать результаты научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов; 5. Синтезировать информацию для оценки и описания проблем этнографии и фольклора. Назначение дисциплины. Дисциплина представляет собой теоретический курс, формирующий научные взгляды у магистрантов о взаймосвязи этнологии и фольклора. Этнологическая наука рассматривает фольклорные материалы как важный исторический источник. Предметом фольклористики является широкая область традиционной культуры, прежде всего – устная словесность. История и культура любого народа немыслима без изучения фольклора данного народа, что позволяет глубже понять особенности культуры изучаемого народа.В ходе изучения предмета у магистрантов формируется знания о теоретических и прикладных проблем по этнологии и фольклору, а так же умение применять приобретенные знания в профессиональной деятельности.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Актуальные проблемы археологии Центральной Азии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – Ознакомить магистрантов с актуальными проблемами археологии Центральной Азии. Будут рассматриваться: использовать полученные знания в исследовании развития материальной, духовной и городской культуры Центральной Азии; показать роль городской культуры Центральной Азии; формировать свою мировоззренческую позицию в исследовании археологию; анализировать и применять выявленные данные в научно- исследовательских работах.

Антропогенез и эволюция культур каменного века на территории Казахстана
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель - сформировать способность систематизировать и типологизировать культуры каменного века, анализировать процесс антропогенеза для разработки каталога археологических памятников. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Сформировать представление о культурно-исторических процессах и антропогенезе на территории Казахстана в эпоху камня; анализировать эволюцию археологических культур; охарактеризовать вопросы хронологии и периодизации археологических памятников; объяснять научные концепции и ключевые дискуссионные проблемы в археологии Евразии эпохи камня; 2. Критически оценивать явления и факты в археологии эпохи камня по следующим диагностирующим признакам: геологические периодизации, изменения климата и природной среды в эпоху древности; методы изучения растительности и животного мира в антропогене и голоцене; антропогенез и теории биологической эволюции; 3. Выделять основные признаки археологических культур и культурно-исторических общностей, областей; сопоставлять общее и особенное, специфическое; выявлять региональные группы населения на территории Казахстана и сопредельных территорий в эпоху камня; реконструировать палеоэкологическую обстановку и систему жизнеобеспечения древнего населения; 4. Разработать каталог археологических памятников Казахстана эпохи камня; проанализировать региональные особенности эволюции археологических культур; обосновать движущие силы этнокультурных процессов в эпоху бронзы; 5. Осуществлять профессиональную научно-исследовательскую деятельность в области археологических охранно-спасательных и экспертных работ, музейной, туристической и образовательной деятельности; представлять комплекс знаний по археологии в научных мероприятиях. Назначение дисциплины. Курс формирует: теоретико-методологическую основу понимания ключевых проблем в археологии эпохи камня, анализ эволюции археологических культур, антропогенеза, объяснение причин эволюции, выявление этапов и форм археологических культур каменного века в Казахстане. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Каменный век - хронология и периодизация. Методы исследования местонахождений каменного века. Геологические периодизации и изменения климата и природной среды. Методы изучения растительности и животного мира в антропогене и голоцене. Антропогенез и теории биологической эволюции. Эволюционное древо гоминид. Древний палеолит Казахстана. Культуры древнего и среднего палеолита на территории Казахстана. Поздний палеолит на территории Казахстана. Классический верхний палеолит и культуры позднего палеолита Евразии. Характеристика хомо сапиенса. Хомо сапиенс и его современники. Хомо сапиенс и его культуры. Мезолитические памятники и культуры на территории Казахстана. Состояние изученности голоценовых памятников каменного века Казахстана. Древнейшие центры возникновения производящего хозяйства. Неолитические памятники и культуры в Казахстане. Становление производящего хозяйства в Казахстане и проблемы его изучения. Энеолитические памятники на территории Казахстана. Теории культурной эволюции. Палеосоциологические реконструкции. Проблема происхождения искусства. Искусство каменного века на территории Казахстана.

Великие древние цивилизации мира
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – Сформировать у магистрантов представление о типологии мировых цивилизаций, специфике исторического развития великих цивилизаций прошлого и настоящего. В результате обучения магистрант способен: 1. демонстрировать глубокие современныезнания в изучении понятия «цивилизация» и основных теории цивилизации; 2. сообщить свои выводы о переходе от первобытности к цивилизации; 3. описывать древнейшие цивилизацийи их археологические памятники; 4. Анализировать теоретические и исторические знания в области мировых цивилизации. 5. применять принципы и методы исследований по историко-культурному наследию. Назначение дисциплины. Дисциплина представляет собой теоретический курс, формирующий научные взгляды у магистрантово ццивилизацииях Древнего мира. Дисциплина выстраивается на системе знания: интерпретация источников о великих цивилизациях; изучение ццивилизации Древней Греции, ззападноевропейской средневековой цивилизаций и Византий; уделятьособое внимание на Цивилизации Востока в Средние века и ррусскому средневековому цивилизациию.

Вопросы атрибуции памятников степной зоны
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать способность к пониманию ключевых вопросов атрибуции памятников степной зоны Евразии. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Обосновать научную информацию в области атрибуции и типологии памятников мемориально-культовой архитектуры степной зоны Евразии и в соседних регионах; 2. Аргументировать фундированные, глубокие познания по классификации и типологии мемориально-культовой архитектуры казахов; 3. Интерпретировать особенности классификации массовых малых форм традиционной архитектуры казахов; 4. Анализировать и сопоставлять научную информацию об особенностях типологии монументальных памятников народного зодчества; 5. Подготовить научную статью с использованием обобщенных результатов основополагающих научных знаний в области атрибуции памятников степной зоны. Назначение дисциплины. Учебный курс формирует: теоретико-методологические основы атрибуции памятников степной зоны, предмет и задачи атрибуции памятников степной зоны, знание их типологии, методики атрибуции памятников степной зоны, практические основы изысканий по атрибуциям памятников степной зоны. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Понятие атрибуции памятников степной зоны. Предмет атрибуции памятников степной зоны. Задачи атрибуции памятников степной зоны. Основы атрибуции памятников степной зоны. Типология атрибуции памятников степной зоны. Методика исследования атрибуции памятников степной зоны. Методологические направления в изучении вопросов атрибуции памятников степной зоны. Практические основы изысканий по атрибуциям памятников степной зоны. Специфика атрибуции памятников степной зоны. Классификация атрибуции памятников степной зоны. Проблемы атрибуции памятников. Памятники как маркеры территориальной целостности, значение национальной безопасности, этнокультурной идентичности. Проблемы охраны, реставрации и использования казахских памятников. Памятники и туризм.

Гунно-сарматская археология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины– сформировать навык интерпретировать и обобщать глубокие современные знания новейших теорий в гунно-сарматской археологии. Будут изучены следующие аспекты: современные проблемах исследования гунно-сарматской археологии, теоретико-методологические основы изучения гунно-сарматской археологии, факторы и закономерности процесса происхождения гунно-сарматских племен, изучение основных археологических памятников, методов их исследования

Искусство ранних кочевников на территории Казахстана
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать способность анализировать образцы искусства ранних кочевников для выявления моделей развития отдельных стилистических особенностей. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1.Исследовать, всесторонне анализировать и охарактеризовать образцы искусства ранних кочевников; применять терминологический аппарат, методику и методологию исследования при анализе предметов искусства; 2.Анализировать образы и сюжеты, художественные приемы и стилистические особенности искусства ранних кочевников на территории Казахстана и сопредельных территорий; предлагать интерпретацию сюжетов искусства ранних кочевников; выявлять основные элементы религиозно-мифологических взглядов, мировоззрения руководствуясь современными достижениями в области первобытной археологии, междисциплинарного исследования археологических артефактов, этнографических данных; 3.Выделять этапы, проследить эволюцию в развитии искусства кочевников на территории Казахстана; показать преемственность, взаимосвязь и взаимовлияние, направление развития искусства локальных племен; выделять общее и особенное, специфическое, присущее региональным группам населения; 4.Выстраивать модели развития и распространения отдельных образов, сюжетов, стилистических особенностей искусства в степном поясе Евразии; 5.Осуществлять профессиональную научно-исследовательскую деятельность в области археологических охранно-спасательных и экспертных работ, музейной, туристической и образовательной деятельности, представлять комплекс знаний по археологии в научных мероприятиях. Назначение. Курс формирует: теоретико-методологическую основу исследования раннесакского искусства, способность исследовать, анализировать, характеризовать образы и сюжеты, художественные приемы; рассматривать эволюцию искусства ранних кочевников; характеризовать идеологию, мировоззрение, социальную структуру на основе анализа звериного стиля. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Идеология и искусство скифо-сакской эпохи. Искусство завершающего этапа раннего железного века. «Скифский (скифо-сибирский) мир» как культурно-историческая область: основные признаки («скифская триада», общие черты погребального обряда и экономики), факторы формирования области, ареал и хронология культур, составляющих область. Древнее искусство как исторический источник. Звериный стиль и его истоки. Мифология, языческие верования. Сакские петроглифы. Локализация и хронология. Проблемы изучения основных религиозно-мифологической системы и искусства древних кочевников в отечественной и зарубежной скифологии. Структурно-семиотический анализ. Костюм как источник по изучению мировоззрения номадов. Цветосимволика в культуре номадов. Оружие в религиозно-мифологической системе древних кочевников. Образ героя. Искусство номадов как отражение религиозно-мифологической системы. Некоторые аспекты преемственности духовной культуры кочевого населения скифо-сакского, гунно-сарматского времени и тюркской эпохи. Элементы материальной культуры кочевников – оружие, одежда, конское снаряжение с точки зрения мировоззрения.

Казахская диаспора за рубежом
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность проводитьэтносоциологические исследования в области диаспорологии. Учебный курс формирует: теоретико-методологическую основу изучения истории формирования зарубежной казахской диаспоры, динамика развития казахских диаспор в странах расселения казахов за рубежом (Россия, Узбекистан, КНР, Монголия, Турция и т.д.), основные тенденции и региональные особенности. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Обосновать основные тенденции и региональные особенности этнокультурных процессов у казахов зарубежья и их влияние на состояние казахской диаспоры; 2. Аргументировать суждения по научным, социальным и другим проблемам диаспорологии, объективные и субъективные причины образования казахской диаспоры (ирреденты) в России, Средней Азии, Монголии и Китае; 3. Сопоставить динамику роста и падения численного состава казахской диаспоры на основе статистических данных и переписей населения; 4. Оперировать объемом знаний по теме изучения истории, хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре, ремесел и промыслов, обычаев и традиций казахов зарубежья; 5. Интерпретировать особенности сохранения и измененийв традиционном хозяйстве и культуре казахов в зависимости от характера расселения (компактности или дисперсности) казахской диаспоры и др. факторов; 6. Различать основные тенденции и региональные особенности этнокультурных процессов казахов и их влияние на этническое развитие казахской диаспоры; 7. Разработать научный проект по изучению казахских диаспор с использованием способности к логическому обобщению и анализу, проявления научной компетентности, с использованием достижений смежных отраслей знания. Назначение дисциплины. Дисциплина «Казахская диаспора за рубежом» направлена на формирование у будущих специалистов способности к независимому критическому мышлению и пониманию ключевых вопросов по казахским диаспорам в России, республиках Средней Азии (включая Афганистан), Монголии и Китае. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Предмет «Казахская диаспора за рубежом». Цель и задачи изучения казахской диаспоры, проживающей в России, Средней Азии, Китае и Монголии. История и развитие казахских этнических групп за рубежом. Методы и методология исследования казахской диаспоры. Численность и состав зарубежных казахов. Хозяйственная деятельность, ремесла и промыслы казахов зарубежья. Материальная и духовная культура, обычаи и традиции современных казахов России и Средней Азии, Китая, Монголии и др. стран. Историко-культурные памятники зарубежных казахов. Участие этнических казахов в современной жизни стран проживания. Основной вклад в развитие Казахстана казахов из Китая, Монголии, России, Средней Азии, Турции и др.

Керамика Казахстана в древности и средневековье
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины - сформировать способность анализировать развитие керамического производства в древнем и средневековом Казахстане. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. Сформировать представление о культурно-исторических процессах на территории Казахстана в эпоху древности и средневековья; анализировать эволюцию археологических культур; ориентироваться в вопросах хронологии и периодизации археологических памятников; разбираться в научных концепциях и ключевых дискуссионных проблемах в археологии Евразии; 2. Выделять основные признаки археологических культур и культурно-исторических общностей, областей; сопоставлять общее и особенное, специфическое; выявлять региональные группы населения на территории Казахстана и сопредельных территорий на основе анализа керамического производства в эпоху древности и средневековья; 3. Показать преемственность, взаимосвязь и взаимовлияние, направление развития орнаментальных традиций как маркера межэтнических контактов в эпоху средневековья; 4. Разработать расширенные классификационные таблицы; реконструировать культурно-исторические и этнокультурные процессы на территории Евразии в эпоху древности и средневековья используя основные характеристики керамических изделий; 5. Осуществлять профессиональную научно-исследовательскую деятельность в области археологических охранно-спасательных и экспертных работ, музейной, туристической и образовательной деятельности; представлять комплекс знаний по археологии в научных мероприятиях. Назначение. Курс формирует: теоретико-методологическую основу рассмотрения археологических культур по уровню развития керамического производства, способность анализировать керамическое производство, демонстрацию преемственности, взаимосвязи и взаимовлияния, направления развития традиций гончарного производства как маркера межэтнических контактов в эпоху древности и средневековья. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Керамика эпохи бронзы (петровская, синташтинская, алакульская, федоровская, срубная и др.), раннего железного века и средневековья. Варианты сырья, принципы выбора сырья. Варианты обжига, температурный режим. Орнаментация сосудов, принципы зональности, интерпретация и семантика орнаментов, способ нанесения. Глазурированная керамика. Ангоб. Способы реставрации и консервации керамических сосудов. Методика Бобринского, Генинга, статистический, технико-типологический анализ. Методы междисциплинрного исследования керамики.

Культово-жилищные комплексы казахов
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - культово-жилищных комплексов казахов. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Продемонстрировать информацию по распространенности памятников народного зодчества на всей территории Казахстана, системные познания по истории изучения памятников народной архитектуры казахов; 2. Демонстрировать четкое, научно обоснованное представление о региональных особенностях казахской народной архитектуры в различных регионах страны; 3. Практиковать научную компетентность, грамотность при осмыслении и исследовании памятников мемориально-культовой архитектуры казахов; 4. Установить тождество в традиционных школах народного зодчества и камнерезного искусства Казахстана; овладеть способностями и навыками к логическому обобщению и анализу; 5. Подготовить примерный план организации и проведения экспедиции по полевому исследованию памятников, культово-жилищных комплексов казахов определенного региона. Назначение дисциплины. Учебный курс формирует: теоретико-методологическую основу изучения памятников мемориально-культовой архитектуры Казахстана/казахов, памятники Арало-Каспийской зоны, Сарыарки и др. регионов Казахстана и в ареале диаспоры; знание их типологии, генезис мемориально-культовых сооружений кочевников; мемориально-культовые архитектурные сооружения казахов как историко-этнографический источник. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: История изучения памятников мемориально-культовой архитектуры Казахстана/казахов. Памятники Арало-Каспийской зоны. Локальные группы. Памятники Сарыарки. Памятники др. регионов Казахстана и в ареале диаспоры. Типология памятников мемориально-культовой архитектуры казахов. Монументальные формы сооружений. Малые формы памятников. Генезис мемориально-культовых сооружений кочевников. Мемориально-культовые архитектурные сооружения казахов как историко-этнографический источник. Тамги. Предметно-сюжетные изображения («рисунки»). Орнаментальный декор. Организация камнерезного дела у казахов.

Культурно-исторические процессы на территории Казахстана в эпоху бронзы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель - сформировать способность анализировать культурно - исторические процессы на территории Казахстана для подготовки классификации археологических культур эпохи бронзы Казахстана. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Сформировать представление о культурно-исторических процессах и антропогенезе на территории Казахстана в эпоху бронзы; анализировать эволюцию археологических культур; охарактеризовать вопросы хронологии и периодизации археологических памятников; объяснять научные концепции и ключевые дискуссионные проблемы в археологии Евразии эпохи бронзы; 2. Проанализировать процесс зарождения и развития производящего хозяйства; анализировать хозяйственно-культурные процессы в эпоху бронзы; охарактеризовать особенности керамического производства, уровень развития металлургии, функциональные особенности каменных и костяных орудий труда; 3. Выделять основные признаки археологических культур и культурно-исторических общностей, областей; сопоставлять общее и особенное, специфическое; выявлять региональные группы населения на территории Казахстана и сопредельных территорий в эпоху бронзы; реконструировать палеоэкологическую обстановку и систему жизнеобеспечения древнего населения; 4. Подготовить классификацию археологических культур эпохи бронзы Казахстана; проанализировать региональные особенности эволюции хозяйственно-культурного типа; обосновать движущие силы этнокультурных процессов в эпоху бронзы; 5. Осуществлять профессиональную научно-исследовательскую деятельность в области археологических охранно-спасательных и экспертных работ, музейной, туристической и образовательной деятельности; представлять комплекс знаний по археологии в научных мероприятиях. Назначение. Курс формирует: теоретико-методологическую основу эволюции археологических культур, интерпретацию вопросов хронологии и периодизации археологических памятников, ключевых дискуссионных проблем эпохи бронзы, оценивать уровень развития культур бронзового века на Евразии. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Зарождение и развитие производящего хозяйства на территории Казахстана. История изучения эпохи бронзы на территории Казахстана. Современное состояние периодизации памятников эпохи бронзы на территории Казахстана. Культуры и памятники эпохи средней бронзы на территории Казахстана. Бегазы-дандыбаевская культура эпохи поздней бронзы. Современные проблемы изучения эпохи бронзы Казахстана и сопредельных территорий. Материальная культура племен эпохи бронзы на территории Казахстана. Гончарство. Атрибуция керамики петровской, федоровской, алакульской культур. Косторезное ремесло. Металлургия. Поселенческая архитектура. Погребальная архитектура. Хозяйство племен эпохи бронзы на территории Казахстана. Скотоводство. Земледелие. Духовная культура племен Казахстана в эпоху бронзы. Социальная структура обществ эпохи бронзы на территории Казахстана.

Методы и методология исследования диаспор
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность использовать научную методологию и методы для проведения исследования диаспор. Учебный курс формирует: закономерности развития диаспор, проблемы историко-этнографического изучения диаспор в комплексе с политическими, экономическими, социальными сторонами их существования. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Демонстрировать углубленные представления о закономерностях развития диаспор; интерпретировать проблемы историко-этнографического изучения диаспор в комплексе с политическими, экономическими, социальными сторонами их существования; 2. Уметь применять этнологические и этносоциологические методы, инструментарий и методики; приобрести навыки самостоятельного поиска новых знаний по казахской диаспорологии; 3. Продемонстрировать навыки применения этнографических, этносоциологических, этноархеологических (памятниковедческих) методов и методологии исследования диаспор с применением различных направлений; 4. Провести самостоятельный анализ теоретико-методологической литературы по проблемам исторического познания, концептуальных исторических исследований по казахской диаспорологии в свете новых миграционных тенденций в эпоху глобализации; 5. Подготовить научный доклад по теоретическим и практическим основам методологии междисциплинарного синтеза в области изучения казахской диаспоры, с интегрированием мобильного реагирования на современные тренды научных изысканий. Назначение дисциплины. Дисциплина «Методы и методология исследования диаспор» направлена, на формирование у будущих специалистов способности к независимому критическому мышлению и пониманию ключевых вопросов методик и методологии исследования диаспор. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Диаспорология как направление историко-этнографических исследований. Предмет, методики и методологии исследования диаспор. Цели и задачи методик и методологии исследования диаспор. Основы методик и методологии исследования диаспор. Казахстанская историография диаспорологии. Зарубежная историография диаспорологии. Особенности исследования диаспор. Методы и методология этнографических исследований. Этносоциологические исследования в диаспорологии. Этнос и политика. Методологические направления в исследовании диаспор. Виды основных методов в изучении различных аспектов диаспор. Динамика развития отечественной диаспорологии. Специфика проведения исследовании по диаспорологии.

Методы междисциплинарного исследования в археологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины сформировать способность к проведению междисциплинарных исследований в археологии. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Критически анализировать, оценивать и синтезировать новые данные по археологии; интегрировать новые материалы в единую целостную идею для формирования междисциплинарной научной проблемы; 2. Сформулировать и обосновать методику междисциплинарного исследования различных археологических памятников; применять методики естественных и геофизических наук, информационных технологий, классических и инновационных методов археологии; 3. Владеть методиками исследования археологических памятников и вещественных источников; уметь выявлять новые памятники; фиксировать и проводить первичную консервацию; систематизировать; типологизировать; выявлять культурно-хронологическую атрибуцию; картографировать и проводить компьютерную обработку; владеть навыками сбора анализов и проб для датировки памятников (радиоуглеродный, споро-пыльцевой и др.); работать с остеологическим и антроопологическим материалом; 4. Предлагать и обосновывать различные способы музеефикации недвижимых археологических памятников с учетом физико-географического, природно-климатического и антропогенного воздействия; составлять и описывать методику организации музеев под открытым небом; 5. Осуществлять профессиональную научно-исследовательскую деятельность в области археологических охранно-спасательных и экспертных работ, музейной, туристической и образовательной деятельности; представлять комплекс знаний по археологии в научных мероприятиях. Назначение. Учебный курс формирует: теоретико-методологическую основу понимания способов исследования археологических памятников и артефактов междисциплинарными методами, получение навыков интеграрации, синтезирования и трансформирования археологического и междисциплинарного знания для решения исследовательских задач; разработки междисциплинарного исследования археологических памятников с применением методик естественных наук. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Естественно-научные методы в археологии. Основы картографии. Аэрофотосъемка, геофизические методы разведки. ГИС. Методы датирования в археологии. Археологическая фитология, палеоботанические исследования. Палеозология. Палеофаунистические методы. Антропология. Палеогенетика. Антропохимия. Технико-технологические исследования керамики. Металлография. Спектральный анализ металла. Методика трасологических исследований. Реставрация археологических предметов. Статистика.

Памятники традиционной казахской архитектуры
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать способность к пониманию и анализу ключевых вопросов изучения памятников традиционной казахской архитектуры. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Освоить научные знания о формах традиционных казахских поселений; иметь четкое представление о генезисе формирования памятников (кыстау) традиционной казахской архитектуры; 2. Интерпретировать специфические особенности исторических форм памятников традиционной казахской архитектуры степного региона; 3. Продемонстрировать научно-практические познания в области развития стационарных поселений у казахов, основополагающие знания по важнейшей части памятников-поселений; 4. Классифицировать памятники традиционной казахской архитектуры, сопоставлять их по генезису, формам и распространению; 5. Подготовить научную справку с обоснованием концептуальных познаний по истории памятников традиционной казахской архитектуры, что позволит использовать результаты при осуществлении общих историко-культурных исследований. Назначение дисциплины. Учебный курс формирует: понятие и особенности памятников традиционной казахской архитектуры, понятие и принципы их классификации по типам и по региональным размещениям, основы теории, методика и методологические подходы, применяемые практические навыки в изучении. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Понятие памятники традиционной казахской архитектуры. Предмет дисциплины «Памятники традиционной казахской архитектуры». Основы теории памятников традиционной казахской архитектуры. Особенности памятников традиционной казахской архитектуры. Классификация памятников традиционной казахской архитектуры по типам и по региональным размещениям. Специфика памятников традиционной казахской архитектуры. Методика изучения памятников традиционной казахской архитектуры. Методологические подходы в исследовании памятников традиционной казахской архитектуры. Практические навыки, применяемые в изучении памятников традиционной казахской архитектуры. История изучения памятников традиционной казахской архитектуры. Исторические формы памятников традиционной казахской архитектуры. Формы традиционных казахских поселений. Временные сезонные поселения. Предпосылки развития стационарных поселений у казахов. Генезис стационарных зимовок – кыстау у казахов (сер. XIX – нач. ХХ вв.). Этапы развития. Зональные особенности. Культово-жилищные комплексы Устюртской зоны как особая форма стационарных аулов полукочевников. Колодцы скотоводов. Казахское домостроение 2-й пол. XIX – нач. ХХ вв. Современная инфраструктура (сохранность) традиционных скотоводческих поселений степной зоны и проблемы их исследования/охраны.

Проблемы семьи и брака в Казахстане
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – Дать системные знания об общих тенденциях и закономерностях в развитии современной казахстанской семьи. В результате обучения магистрант способен: 1. использовать углубленные специализированные знания для решения проблем семьи и брака в Казахстане; 2. этническом своеобразии Казахстана с учетом качественных и количественных параметров; 3. анализироватьоб общем и особенном в структуре современной сельской семьи, включая наиболее распространенные ее типы и изменения в ее составе; 4. понимать специфику внутрисемейных отношении, в том числе подробно осветить современный статус «главы семьи»; 5. использовать знанияпо равноправию в отношениях между супругами, детьми, между родителями и детьми, поколениями; анализировать внутри семейный этикет и т.п. Назначение дисциплины. Курс изучает актуальные проблемы семейно-брачных отношений в моно и полиэтнических регионах Казахстане в контексте современных научных знаний. Рассматриваются общее и особенное в структуре современной семьи, внутрисемейных отношений, внутренние и внешние связи семьи, важнейшие ее социальные функции, а также основные формы заключения современных браков, включая национально-смешанных и др.

Средневековая городская культура Казахстана
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – Сформировать у магистрантов представление об актуальных проблемах изучения городской культуры Казахстана в современной археологии. В результате обучения магистрант способен: 1. анализировать теоретические и исторические знания в области средневековой археологии; 2. использовать углубленные специализированные знания по новейшим теоретическим концепциям и научным гипотезам, оказывающие большое влияние на формирование методологических основ исследования городской культуры; 3. применять принципы и методы исследований по историко-культурному наследию. 4. анализировать теоретические и исторические знания в области средневековой археологии; 5. использовать углубленные специализированные знания по новейшим теоретическим концепциям и научным гипотезам, оказывающие большое влияние на формирование методологических основ исследования городской культуры. Назначение дисциплины. В процессе обучения будет уделено особое внимание на проблемы исследованиясредневековой городской культуры, а так же будут изучены города и городище, их фортификация, кварталы городов, топография городов, городская демография по подсчетам археологов, материальная и духовная культура городских жителей эпохи средневековья, общество и социальное расслоение, хозяйственная утварь, симбиоз городов и степей, общественные и культовые сооружения (мечети, бани и т.д.) в центральноазиатских городов, архитектура городищ, водоснабжения, кяризы, структура домов, ювелирное украшение и т.п.

Теоретические и методологические проблемы археологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность интерпретироватьактуальные системные знания и методологиюархеологии. Будут изучены: природа методологии археологии, предмет, принципы, теории, система законов, археологический факт, процедуры археологических исследований, методы обработки археологического материала, интенсификация, теоретических исследований в археологии,проблемы взаимодействия культур по данным археологии, междисциплинарность в археологии.

Теоретические и методологические проблемы этнологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование у магистарнтов целостного системного представления о теоретических и методологическихпроблемахэтнологий, концепциях разных научных школ. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 2. продемонстрировать свои знания в анализировании теоретических и методологических проблем этнологии; 3. применять методологию исследования при анализе этнологических материалов; 4. интегрировать полученные знания и формулировать выводы на основе теоретических проблем этнологии; 5. определять конкретные методы выявления, обработки и анализа информации в разных видах источников 6. интегрировать полученные знания по проблемам современных научных направлений мировой этнологии Назначение дисциплины. Дисциплина является теоретическим курсом, формирующий научно-методологические взгляды у магистрантов. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: теоретико-методологическиt основы этнологии; интерперетация теоретических проблем этнологий, методs анализа отдельных видов этнологических источников.Cовременные теоретические концепции. Формирование теоретических и методологических основ этнологической науки.

Традиционная культура и модернизация
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – Дать системные знания о связи модернизации и традиционной культуры. В результате обучения магистрант способен: 1. владеть современными методами обработки и интерпретации информации; 2. разрабатывать и применять методы по исследованию традиционной культуру и модернизацию; 3. использовать углубленные специализированные знания для решения проблем традиционной и модернизированных (современной) культур. 4. критически оценивать и интерпретировать новейшие достижения теории соотношения этноса и политики; 5. знать теоретические и прикладные аспекты этнополитики Назначение дисциплины. Данный курс посвящен проблемам традиционной культуры и модернизации. Противостояние «современного» и «традиционного» возникло в результате крушения колониальной системы и возникновения необходимости адаптировать вновь появившиеся на политической карте мира страны в современный мир, современную цивилизацию. Однако на деле процессы модернизации начались намного раньше, еще в колониальные времена, когда европейские чиновники, твердо уверенные в благотворности и полезности своей деятельности для «туземцев», истребляли традиции и верования последних, которые, по их мнению, были вредны для прогрессивного развития этих народов. Согласно преобладавшей тогда точке зрения переход от традиционного общества к современному (а он считался обязательным для всех культур и народов) возможен только через модернизацию, а также этот термин сегодня употребляется в нескольких смыслах, поэтому его следует изучить и дать магистрантам знания по данной проблематике.

Традиционные потестарно-политические институты казахов
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формировать научные взгляды об основных этапах формирования потестарно-политических институтов казахов. Будут рассматриватся: проблемы истории изучения потестарно-политических институтов казахов в отечественной и зарубежной историографии. Основные аспекты истории образования институтов. Традиционная культура казахов. Религиозные верования. Различия и особенности казахской культуры, которые повлияли на становления вышеназванных институтов.

Урбанистическая культура Казахстана на археологических материалах X-XIVвв.
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины - сформировать способность к анализу урбанистической культуры Казахстана для составления карты городов Казахстана(X-XIVвв.). В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Интерпретировать научные концепции о культурно-исторических и этнокультурных процессах на территории Казахстана в эпоху средневековья; анализировать ключевые дискуссионные проблемы; выявлять эволюцию взглядов и мнений касательно роли средневековых городов Казахстана в евразийской истории; 2.Продемонстрировать уровень развития урбанизации Казахстана в рамках Евразийского пространства; выделять общее и особенное в развитии городской культуры Казахстана; систематизировать и анализировать археологические материалы из раскопок городищ; 3.Разработать расширенные классификационные таблицы; реконструировать особенности культурно-исторических и этнокультурных процессов на территории Евразии в эпоху средневековья; охарактеризовать основные характеристики археологических артефактов (нумизматические коллекции, импортные предметы, керамические, металлические, стеклянные изделия); 4. Реконструировать культурные достижения населения Казахстана эпохи средневековья в разных физико-географических районах; выделять движущие силы этнокультурных процессов; составить карту стационарных памятников на казахстанском участке Великого Шелкового пути; 5.Осуществлять профессиональную научно-исследовательскую деятельность в области археологических охранно-спасательных и экспертных работ, музейной, туристической и образовательной деятельности; представлять комплекс знаний по археологии в научных мероприятиях. Назначение дисциплины. Учебный курс формирует: теоретико-методологическую основу формирования и развития урбанистической культуры на археологических материалах, демонстрацию уровня развития урбанизации Казахстана в рамках Евразийского пространства, выделение общего и особенного на основе систематизации и анализа археологических материалов. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Урбанизация в средневековье: специфика и функции города в средневековой культуре. Феномен города в средневековой культуре Казахстана. Средневековая урбанистика в работах казахстанских ученых. Новейшие научные концепции средневековой урбанизации. Генезис городов на Великом Шелковом пути. Материальная культура средневековых городов Казахстана: границы социотопа. Проблемы взаимодействия кочевых и оседлых культур в рамках средневековой урбанистики. Методика археологического исследования средневековых городов Казахстана. Методика консервационных и реставрационных работ на памятниках средневековой городской культуры Казахстана. Вопросы культурного наследия: проблемы и методы.

Этнические и этнокультурные процессы в современном Казахстане
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать у магистрантовспособность работать с научными, статистическими и демографическими материалами по этническим и этнокультурным процессам на территории современного Казахстана. Будут рассматриватся: основные этапы становления и развития полиэтнического общества Казахстана. Факторы, закономерности и основные направления концептуальной системы этнических и этнокультурных процессов современности.

Этнокультурные процессы в древней и средневековом Казахстане
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать у магистрантов способность работать с научными источниками для описания исторических процессов развития культуры в древности и средневековом Казахстане. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Раскрыть роль и место казахского народа в общетюркской общности, в развитии историко-культурной общности народов евразийского мира; 2. Оценить значение археологических и этнологических источников для объективации исторических событии в древности и средневековом Казахстане; 3. Использовать углубленные специализированные знания при изучении этнокультурных процессов в древней и средневековом Казахстане; 4. Анализироватьэтническую историю формированияплемен в древней и средневековом Казахстане; 5. Оценивать роль и значение археологии тюркского периода и Центральной Азии в формирований тюркских государств.

Этнополитика Казахстана
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – рассмотреть проблемы соотношение этноса и политики, проблемы этнических процессов в взаимосвязи с политическими аспектами. В результате обучения магистрант способен: 1. анализировать этнокультурные и этнополитические процессы на территории Казахстана. 2. демонстрировать глубокие современные знания в области этнополитики Казахстана; 3. знать новейшие теорий по закономерностям формирования этноса и его роли в обществе, 4. критически оценивать и интерпретировать новейшие достижения теории соотношения этноса и политики; 5. знать теоретические и прикладные аспекты этнополитики; 6. вносить собственный оригинальный вклад в развитие изучении этнополитики Казахстана. Назначение дисциплины. Дисциплина представляет собой теоретический курс, формирующий научные взгляды у магистрантов о этнополитике Казахстана. Изучая вопросы данной проблемы, магистрант, овладевает междисциплинарной методологией и знаниями по фундаментальным проблемам по этнополитическим процессам. В процессе обучения будет уделено особое внимание на проведения самостоятельных исследований и интерпретации их результатов по теоретическим и прикладным аспектам этнополитики, а также на терминологические аппараты, этнокультурные и этнополитические процессы на территории Казахстана.

Этносоциологические исследования в диаспорологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность проводитьэтносоциологические исследования в области диаспорологии. Учебный курс формирует: методы, методологические основы и принципы этносоциологических исследований, основные этнодемографические и этносоциальные тенденции в Казахстане и мире. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. Продемонстрировать знания об основных этнодемографических и этносоциальных тенденциях в стране и в мире целом; 2. Обсуждать демографический и социологический анализ казахских диаспор по странам (Россия, Узбекистан, КНР, Монголия, Турция и т.д.); 3. Применять терминологический аппарат по данной дисциплине; выявлять объективные и субъективные причины существующих социальных систем казахских диаспор; 4. Обобщить результаты проведенного анализа переписей населения, материалов текущей статистики и данных социологических опросов; 5. Управлять практической работой этносоциологических исследований в диаспорологии; составлять этносоциологические анкеты, необходимые для проведения исследований по казахским диаспорам.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.