Докторантура
Казахский язык и литература

Казахский язык и литература

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. Демонстрирует литературно-лингвистическую экспертизу современных теорий, концепций, литературных текстов, лингвистической методологии, системного понимания методов обучения, освоения новых технологий художественного творчества, литературных произведений.
Понимание закономерностей развития современных исторических, культурных и литературных процессов, влияние научно-технического прогресса на художественное творчество и методологии исследования и оценки литературного наследия писателей.
2. Разработка собственной стратегии изучения, интерпретации и анализа казахского языка и литературы в контексте современных тенденций развития исторических, культурных и экономических процессов.
3. Изучать методы, методики преподавания языка и литературы, анализировать, изучать новые, цифровые и интернет-технологии и свободно работать с ними.
4. Критический анализ, оценка и обобщение подходов к реализации новых идей, методов и подходов в преподавании казахского языка и литературы на отечественном и мировом рынках.
5. Разработка и внедрение патентного поиска, координация и управление научными исследованиями в области теоретической и прикладной литературы и лингвистики, языковой и культурной политики, государственных и инициативных программ. Разработка научных и творческих проектов по коммерциализации казахского языка и литературы.
6. Разработка новых методологических подходов к преподаванию литературы и лингвистики в высших учебных заведениях, их критический анализ и создание новых гипотез...
7. Самореализация и решение актуальных научных, практических вопросов по изучению казахского языка и литературы в парадигме достижений отечественных и мировых социально-гуманитарных наук.
8. Систематизация, анализ и обобщение теоретических знаний в области культурологии, психологии, экономики, права, литературоведения в процессе преподавания казахского языка и литературы.
9. Использование концептуально-методологического аппарата теории литературы и лингвистики для выполнения нестандартных работ различной степени сложности.
10. Разработка методов педагогического исследования, анализа и продвижения в области литературоведения и лингвистики.
11. Представление результатов исследований в виде докладов, статей, монографий, лекций, учебников и учебных пособий с использованием современных средств массовой информации, редактирования и информационных ресурсов.
12.Персонифицировать себя как конкурентоспособную личность с высокой степенью социальной и профессиональной адаптации, способной к саморегуляции, гибкому изменению вида и характера профессиональной деятельности; быть способным к рефлексии, объективной оценке своих достижений, анализу ситуации.
Быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения проблем науки и культурного наследия.
Определять направления дальнейшего личностного и профессионального развития, настаивать на своей точке зрения, принимать решение, убеждать оппонентов

Паспорт программы

Название
Казахский язык и литература
Шифр
8D01701
Факультет
Филологический

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, способность писать и редактировать тексты в соответствии с нормами академической коммуникации. Учебный курс формирует способность создавать научные тексты разных жанров: диссертация, аннотации, научные статьи, аргументационное (аналитическое) эссе, обоснование исследования и рецензия, филологические комментарии и др. Дисциплина направлена на изучение структурно-композиционных, стилистических особенностей научных текстов.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать основные типы методов филологического исследования. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу проведения исследований в соответствии с их видами. Дисциплина направлена на изучение: специфики методов научного филологического исследования, их правильного подбора применительно к задачам и этапам работы.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Филологические основы и методика анализа текста
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины-овладение ее методическими особенностями путем анализа основных единиц и категорий текста с учетом результатов исследований в области лингвистики и литературоведения. Определение связности и целостности текста для его создания; рассматривает методы обработки текста; теоретические основы и профессиональные приемы обработки текста; технологию перевода текста; лексические и грамматические проблемы перевода текста.

Философия и методология педагогики
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование научного представления о философии и методологии педагогики, методике педагогического исследования, развитие исследовательской культуры, навыков реализации методологического потенциала в выполнении докторской диссертации. В рамках дисциплины исследуются философские школы и концепции, изучаются вопросы целей и задач образования, роли обучающегося и педагогического процесса в формировании личности, основы этики и морали в педагогике.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Исследовательские проблемы сетевой литературы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины-изучение сетевой литературы как существенного культурного явления. Умение методически грамотно использовать интернет-технологии на уроке, активизировать творческую деятельность. Курс направлен на формирование навыков расширения кругозора казахской сетевой литературы, выход к зарубежному читателю. Как инструмент, он доступен для изучения языка и знакомства с казахским обществом, культурой. Позволяет проводить системный анализ истории сетевого литературного процесса.

Казахское языкознание ХХ века: тенденции и методические основы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: систематизация активных процессов, происходящих в казахском языке, с языковыми уровнями, фонетическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими уровнями и овладение навыками его обучения, выявление экстралингвистических факторов. Рассматриваются причины, результаты изменений, происходящих в современном казахском языке, языковые явления, вопросы синхронического и диахронического анализа и его обучения.

Лингвистическая аксиология: языковая личность и ценности
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины-определение системы национальных культурных ценностей языковой личности, всесторонний анализ сведений о генезисе слова» ценность", типологии изменений и сохраненных в языке, характерном для нации. Рассматриваются отражение национальных ценностей в обществе в процессе глобализации; роль языковой личности и языкового потенциала, ценности, лежащие в основе национальной целостности, индивидуальности, самостоятельности, языковая и речевая деятельность, направленная на дифференциацию языковых структур и систем посредством лингвистического анализа.

Литературоведение и фольклористика в контексте педагогического образования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формировать специалиста, способного внедрять научные достижения в литературоведении и фольклоре в контексте современного педагогического образования на основе новых технологий в сфере образования. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системные представления в области науки литературоведения и фольклористики; - планировать научных исследований на основе научных концепций и соображений в области исследования; - организовывать обучения достижений науки в литературоведении и фольклоре с использованием педагогических методов и приемов в организациях образования; - реализовать индивидуальных научных проектов на основе педагогических исследований; - внести поправок в самостоятельные научные концепции с освоением новых педагогических технологий. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Литературоведение в контексте педагогического образования. Педагогика и фольклористика. Философские ориентиры педагогики и литературоведения. Особенности преподавания литературоведения и фольклористики. Образовательный процесс в высших учебных заведениях и литературоведение и фольклористика.

Поиски в творческой лаборатории писателя и журналиста
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: изучить понятие творческой лаборатории писателя и журналиста, особенности, закономерности их творческой деятельности. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - ориентировать в журналистике нового века, понимание основных политико-исторических процессов, планирование комплексных исследований; - овладение практическими сторонами журналистики, ее методами и приемами, самостоятельные исследования о бытии творческой личности; - осуществление комплексной исследовательской работы в сравнении с творческими процессами писателя и журналиста; - создание собственных выводов, основанных на видах следов в творческой лаборатории; - исследование влияния творческих работ писателей и журналистов на жизнь общества, решение социальных проблем, анализ результатов, критическая оценка. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Поисковая сфера творчества писателя и журналиста. Тема вдохновения в творчестве. Литературно-критические статьи в газетах-журналах. Творческий портрет писателя в критических трудах.

Теоретические проблемы сравнительного исследования литературы тюркских народов
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности систематически демонстрировать знания и навыки в области сравнительного изучения литературы тюркских народов. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - систематически демонстрировать знания и навыки в области сравнительного изучения литературы; - развитие результатов исследования литературы тюркских народов в зависимости от характера времени, национальных и художественных особенностей; - последовательно систематизировать литературные связи тюркских народов, демонстрировать полученные знания в своей сфере и общественной среде; - умеет формулировать и интерпретировать методы сравнительного исследования литературы, литературных произведений;; - в совершенстве овладеть принципами сравнительного исследования, выносить выводы в научную среду, защищать их. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Принципы сравнительного изучения литературы. Связь литературы тюркских народов. Литература тюркских народов в контексте сравнительного литературоведения. Литература тюркских народов в восприятии других народов.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.