Магистратура
Личность и организационная психология

Личность и организационная психология

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр социальных наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. Демонстрировать концептуальные знания и понимание отечественных и зарубежных классических и современных теоретико-методологических, прикладных, отраслевых подходов общественно-гуманитарных наук для применения в психологической деятельности (производство, банковская сфера, государственная служба и силовые структуры и ведомства, образование, сфера услуг).
2. Иметь целостное видение организационно-психологических и личностных теорий и концепций, теоретико-методологических основ психологии, принципов психологической диагностики, консультирования, консалтинга, коррекции, тренинга, коучинга, психопрофилактической и организационно-управленческой работы в сфере организационной психологии.
3. Диагностировать социально-психологические, организационно-личностные проблемы с последующей математико-статистической обработкой данных, интерпретацией и подготовкой психодиагностических заключений.
4. Реализовывать психологическое сопровождение организационного процесса с целью качественного психологического отбора, оценки, обучения, мотивации и развития персонала.
5. Владеть навыками психологического анализа различных организационных проблем; закономерностей совместной деятельности людей по достижению организационных целей; специфики психического функционирования человека в условиях современной социальной реальности.
6. Осуществлять применение инновационных образовательных технологий, активных методов обучения и развития; психологических процедур организации контроля и успешного взаимодействия с обучающимися.
7. Применять процедуры оказания психологической помощи индивиду и группе с использованием современных психотехнологий на основе толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
8. Использовать на практике основные достижения и тенденции развития организационной психологии, направленные на профилаку стресса, эмоционального выгорания, сохранение и укрепление психического и психологического здоровья.
9. Аргументированно представлять результаты научно-исследовательской деятельности и экспериментального психологического исследования, основанного на современных оценочных инструментах и исследовательских методах.
10. Разрабатывать программы, профессионального развития и обучения персонала, формирования лидерства, развития корпоративной культуры и микроклимата организации, конструктивного разрешения межличностных организационных конфликтов.
11. Внедрять методы и способы оказания помощи индивиду в организации с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.
12. Выстраивать эффективную коммуникацию и групповую работу в профессиональном контексте, основываясь на знании языков, философско-психологических принципов взаимодействия, управления, групповой динамики, группообразования, развития команд.

Паспорт программы

Название
Личность и организационная психология
Шифр
7M03118
Факультет
Философии и политологии

дисциплины

Групповая динамика
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование компетенций, связанных с эффективным построением групповой работы и коммуникации в профессиональном контексте. Дисциплина основывается на изучении основных концепций групповой динамики, группообразования, развития команд; сущности и механизмов групповой динамики; практических аспектов применения теории групповой динамики в групповых и командных видах профессионального взаимодействия.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, с целью общения в межкультурной, профессиональной и научной среде. Магистрант должен уметь интегрировать новую информацию, понимать организацию языков, взаимодействовать в социуме, отстаивать свою точку зрения.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование углубленного представления о современной философии как системе научного знания, включающего мировоззренческие проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Основные аспекты дисциплины включают вопросы эволюции и развития научного мышления, исторические моменты, вклад ученых и научных школ в формирование науки, этические и социальные аспекты научной деятельности.

Организация и планирование научных исследований
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность планировать и проводить научное исследование в области филологии на основе знания теоретико-методологических основ организации научно-исследовательской деятельности. Учебный курс формирует научно-исследовательскую культуру будущего специалиста. Дисциплина направлена на изучение методологии проведения научного исследования, современных методик, применяемых в филологии.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: овладение основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, формирование педагогической компетентности, способности педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Изучаются теоретические и практические основы педагогической теории, теории управления педагогическим процессом, методические подходы к решению педагогических задач высшей школы.

Прикладная организационная психология
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: изучение психологических концепций менеджмента для решения организационных и межличностных проблем. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности:  анализировать методы, подходы, аспекты организационной психологии;  продемонстрировать навыки практической работы в области организационной психологии;  обладать знаниями основных этических принципов в работе организационного психолога;  анализировать межкультурные аспекты организационной психологии;  исследовать и систематизировать процессы основные аспекты организационного общения;  самостоятельно разрабатывать программы современных поведенческих исследований отношений персонала и менеджмента.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: обеспечение научной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Будут изучены: социально-психологические закономерности управленческой деятельности, основные принципы психологии управления, личность в управленческом взаимодействии, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями.

Трудовая мотивация и аттитюды
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать у магистрантов способность выявлять и анализировать теории мотивации и взглядов (отношений), применять эти теории к поведению нового поколения работников. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности:  анализировать роль и значение мотивации и взглядов в трудовой деятельности;  способность оценивать, интерпретировать и использовать информацию из ряда источников с целью применения ее на практике;  оценивать положительные и отрицательные аспекты монетарной и немонетарной мотивации, а также стимулирования работников;  исследовать и систематизировать процессы и факторы, влияющие на мотивацию персонала.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Изучение организаций
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: подготовка специалиста-психолога, способного анализировать, диагностировать, оценивать и экспертировать существующие системы управления организациями, организационной культуры, организационного климата, психологической специфики организационных решений и изменений. В курсе рассматриваются современные теории организаций, методы изучения организаций, условия развития личности, профориентация, планирование карьеры и профессионального роста в организациях, осуществляющих социальную, образовательную, политическую и бизнес-деятельность.

История, состояние и тенденции развития современной психологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование компетенций для освоения теоретических и практических основ развития психологической мысли. Раскрываются качественные изменения в развитии психологических идей, история возникновения того или иного психологического понятия, общие и отличительные черты в развитии психологии в разные эпохи, различные научные концепции и теории, достижения прошлого и современной психологической мысли.

Компьютерное моделирование и статистика в психологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование профессионального психологического мышления через освоение практических навыков применения методов компьютерного моделирования и статистических методов обработки данных. Курс предусматривает изучение способов повышения «чистоты» эксперимента за счет увеличения точности регистрации результатов и исключения ошибок обработки исходных данных.

Консалтинг в сфере бизнеса, образования и психического здоровья
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование целостного представления о теории и практике консалтинга в сфере бизнеса, образования и психического здоровья; компетенций консалтинговой деятельности психолога. В курсе рассматриваются теории и концепции консалтинга, бизнес-консалтинга и др. теоретических и практических положений консалтинговой деятельности, навыки консалтинга в организациях с учетом запроса и уровня проблем клиентов в сфере бизнеса, образования.

Методология, методы и эксперимент в психологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: освоение методологии, теории, организации психологического исследования и в том числе эксперимента, как особой формы исследовательской практики. Курс направлен на ознакомление с методологическими основами психологической науки, формирование навыков планирования психологических исследований, получения и обработки эмпирических данных; получения, интерпретации и представления экспериментальных данных.

Обучение и развитие персонала
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование компетенций в области кадровых процессов организации, навыков психологического сопровождения разработки и реализации стратегии обучения и развития персонала в организации. Курс направлен на освоение психологических решений в области обучения и развития персонала, психологический анализ кадровых процессов, психодиагностики проблем в области кадровых технологий.

Психодиагностика и отбор персонала
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование компетенций и системы знаний о концептуальных основах, технологиях, критериях профессионального психологического отбора; комплексного научного представления о психодиагностике персонала, необходимого для разработки кадровой политики организации и социального развития персонала. Дисциплина ориентирует на овладение методической системой выявления и оценки признаков и показателей конкретных предметных областей психологического диагностирования - профотбора и ассессмента.

Психология лидерства и супервизия
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать у магистрантов способность критически анализировать литературу, связанную с изучением лидерства и/или управления, обсуждать ее актуальность в современном мире. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - оценивать, интерпретировать и использовать информацию о лидерстве с целью дальнейшей реализации в психологической практике; - анализировать практику лидерства/управления с учетом соответствующих профессиональных стандартов и кодексов практики, а также планировать ее дальнейшее совершенствование; - выбирать те или иные методы и методологию оценки параметров лидерства; - понимать и применять принципы супервизии при работе с людьми/организациями; - разрабатывать программы супервизии в рамках организационной психологии.

Тренинг, коучинг и современные психотехнологии деятельности практического психолога в различных типах организаций
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование представлений о теоретических основах, целях, принципах, процедурных аспектах и методах тренинга, коучинга и современных психотехнологий деятельности практического психолога; компетенций в области их применения в различных типах организаций. Дисциплина помогает стать эффективным посредником при решении личных и деловых проблем сотрудников организации на основе оказания психологической поддержки комплексного уровня.

Управление конфликтами и организационным климатом
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование компетенций управления конфликтами и организационным климатом на основе профилактики, разрешения и урегулирования конфликтов; координации бесконфликтного взаимодействия между людьми, организационной культуры в межкультурной среде и психологически обоснованного коммуникационного менеджмента. В ходе изучения курса у магистрантов будут сформированы способности: - владеть системой знаний в области корпоративной культуры, коммуникационного менеджмента и конфликтологии, в т.ч. по основным характеристикам и многообразию организационных конфликтов; организационным механизмам управления конфликтами и стрессами; - участвовать в формировании корпоративной культуры и корпоративных социальных программ, благоприятного имиджа и психологического климата в организации; - разрабатывать политику развития персонала, принимать управленческие решения и разрешать конфликты в организации; - применять различные способы разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде; - осуществлять психологическое решение внутриорганизационных, межличностных, межгрупповых проблем; организовывать бесконфликтное деловое общение и взаимодействие сотрудников и руководства в организациях; - разрабатывать и внедрять программы развития корпоративной культуры и управления организационным климатом

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных и семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении педагогики, психологии, специальных дисциплин, В ходе изучения курса сформировать следующие способности: - демонстрировать необходимые знания по методике организации различных видов занятий (лекции, лабораторные, семинарские, СРСП, СРМП), - составления учебно-методической документации и организации воспитательной работы со студентами; - владеть приемами и методами практической реализации теоретических знаний, приобретенных в области педагогики, психологии и профессиональной подготовки.-

Приведены данные за 2021-2024 гг.