- Главная
- Новости
Главная стратегическая цель образовательного процесса
03.01.2018Главная стратегическая цель образовательного процесса
Стратегическая цель, поставленная Президентом страны Н.А. Назарбаевым, войти в круг 30 высокоразвитых стран мира может быть реально достижимой только тогда, когда будут четко определены духовные ценности и приоритеты будущего модернизирующегося общества. Глава государства, ориентируя на решение такого важного спектра актуальных задач, отмечает необходимость формировать образ мыслей казахстанцев, который позволял бы жить в условиях мировой конкуренции и в то же время не предавать забвению собственную культуру, сохранить свой национальный код, в основе которого – уважение к своей истории и традициям, семейным ценностям, верность патриотическому долгу. Еще в начале ХХ века В.И. Вернадский призывал активно, безотлагательно, заботиться о духовном, ценностном «багаже» каждой личности. Он писал, что «нельзя отложить заботу о великом и вечном на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно…, мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будут «хлеба и зрелища».
Система образования в РК как важнейший институциональный канал трансляции духовных ценностей в настоящее время берет на себя довольно ответственную миссию – сформировать личность, гармонично сочетающую в деятельности личные и общественные интересы, одновременно адаптированную к условиям существования рынка и являющуюся носителем культурного кода.
Недавний опрос 295 студентов г. Алматы указывает на общую тенденцию: «мораль и нравственность», «труд во имя общественного блага», как ценности жизни молодежи значительно уступают стремлению к личному благополучию и материальному достатку. Отвечая на вопрос: «Что имеет для Вас наибольшее значение в жизни?», на ценность собственного здоровья и создание счастливой семьи указали соответственно 45,42% и 52,55% студентов; карьерный рост выделили 24,25% опрошенных, мораль и нравственность выбрали 20,16% респондентов. «Стать богатым» считают смыслом жизни 27,02% обучающихся, «принести пользу людям», окружающему миру посчитали для себя важным 25,4% опрошенных.
Как известно, в стране с 2014 года реализуется Концепция культурной политики Республики Казахстан, направленная, в частности, на формирование конкурентоспособной культурной ментальности и высокой духовности казахстанцев.
Стратегическая установка на формирование востребованных на рынке выпускников, обладающих широким набором компетенций и высоким уровнем духовно-нравственных характеристик, последовательно претворяется в жизнь педагогическим активом КазНУ им. аль-Фараби. Новая платформа развития высших учебных заведений, модель университета 4.0, представленная ректором КазНУ им. аль-Фараби Г. Мутановым, – подтверждение неизбежного обращения вузовского образования к идее формирования личности, заинтересованной в будущем своей страны. В вузе серьезное внимание уделяется формированию здорового образа жизни студенческой молодежи, ее духовно-нравственному облику, воспитанию патриотических чувств личности.
КазНУ им. аль-Фараби – это одновременно целый город студентов, с собственным обслуживающим центром, музеем, новой библиотекой, фондом, который включает более 2 миллионов единиц научной и учебной литературы. Функционирует и Дворец студентов, сцена которого видела многих видных музыкантов и артистов, научных деятелей, ветеранов науки и искусства.
В университете хорошо развита спортивная жизнь, поддерживаемая мощным спорткомплексом. Систематически проводятся различные общественные мероприятия, насыщенные здоровым и разносторонним культурным досугом. Зарегистрированы театральный клуб «Эйдос», «Танцевальный ансамбль «Бахыт», дебатный клуб, команда КВН «КазГуГрад». На всех факультетах университета действуют разнообразные научные общества и кружки по интересам. Работает студенческое самоуправление в лице высшего студенческого Совета, сената студентов КазНУ. Активно работает студенческий профсоюз «Сункар», действует ассоциация выпускников, а также Национальное бюро по Болонскому процессу.
В силу этого создаются возможности для оптимального использования учебного и свободного времени в целях всестороннего развития личности студента.
Гуманитарные кафедры факультета философии и политологии обеспечивают условия бережного трансферта сохранившихся национальных традиций и культурных образов, сплачивающих казахстанский народ, поддерживающих актуальные социальные ценности нации, которые в последние десятилетия подверглись атаке со стороны «культуры потребления». Результаты воспитательной работы преподавателей регулярно размещаются на сайтах факультетов. Большую работу проводят и кураторы студенческих групп. На факультете философии и политологии продуктивно работает «Школа кураторов-эдвайзеров», осуществляющая методическую подготовку наставников студенческой молодежи. Весь комплекс мероприятий гуманитарных кафедр нацелен на решение глобальной задачи – сохранение духовности студенческой молодежи. Решается на практике задача органичного соединения традиционных образовательных ценностей и прагматизма профессиональной подготовки. При этом университет находится в поиске своего собственного оптимального варианта развития, поддерживающего целостность образовательно культурного потенциала молодежи.
С.М. ПУЗИКОВА,
д. пед. наук, доц. кафедры
педагогики и образовательного
менеджмента