Новости

Обширное обсуждение послания

04.09.2021

 

Послание Президента К.-Ж. Токаева народу Казахстана – ориентиры для будущего

 

Президент К.-Ж. Токаев 1 сентября 2021 года выступил перед парламентариями страны с очередным Посланием народу Казахстана. В этом документе отмечены современные вызовы, с которыми сталкиваются страны и общество на пути своего развития, и намечены меры для их преодоления. Это программный документ, который будет направлять деятельность государственных органов и окажет влияние на благосостояние миллионов казахстанцев.

В современном мире важной оценкой успешности экономики страны является ее конкурентоспособность. Казахстан стремится войти и закрепиться среди 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Президент К.-Ж. Токаев отметил, что одним из факторов конкурентоспособности является глубинная цифровизация. Важно развивать отечественный IT-сектор, расширять применение цифровых технологий во всех сферах экономики. Такие процессы идут в Казахстане, и их надо ускорять. В частности, в Казахском национальном университете имени аль-Фараби с этого года запускается образовательная программа «Цифровая экономика» в бакалавриате и магистратуре.

В Послании в связи с текущей ситуацией, связанное с пандемией коронавируса, особое внимание уделено вопросам здравоохранения. Она оказала негативное воздействие на все стороны жизни общества. Многие предприятия были вынуждены прекратить или сократить производство. Доходы семей снизились, и государство оказало им поддержку. Единственным средством борьбы с пандемией считается массовая вакцинация населения. Теперь людям придется жить в условиях новой реальности и регулярной вакцинации. Казахстан – одна из немногих стран, которая разработала собственную антиковидную вакцину. Но проблем, связанных с ее производством в достаточном количестве, принятие ее населением, а также признанием в других странах, предостаточно. Без мирового признания вакцин, в том числе российских или китайских, привитые ими казахстанцы не могут свободно совершать зарубежные деловые и туристические поездки во многие страны. Поэтому в Послании указано на необходимость ускоренного приобретения вакцин, зарегистрированных Всемирной организацией здравоохранения. В целях обеспечения биобезопасности страны предусмотрены меры по своевременному реагированию на появление новых штаммов коронавируса и других опасных вирусов, выделение средств для оснащения высокотехнологическим оборудованием медицинских лабораторий, их аккредитации по мировым стандартам.  

Значительное место в Послании заняла тема образования и науки. От них зависит будущее страны. В сфере образования затронут обширный круг вопросов от материального стимулирования педагогических работников, повышения их педагогического мастерства, поддержки талантливых школьников, выделения им грантов в вузы до повышения качества информационных систем для дистанционного обучения, строительства новых 1000 школ.

Как указано в Послании, «важнейший приоритет – развитие науки». Предполагается внести изменения в законодательство, направленные на обеспечение достойной заработной платы ученым, прямое финансирование фундаментальных исследований. Особо указано на проблему «объективности решений национальных научных советов». Действительно, такая проблема существует. В составе ННС в среднем 2-3 члена по каждому научному направлению. По замыслу все как бы правильно, ННС, состоящий из примерно 25 членов, объективно оценивает каждый научный проект. А на деле научный проект, например, по философии должны оценивать историки, юристы, филологи, экономисты, политологи, социологи, искусствоведы, археологи. Эти члены ННС кроме философов поймут, о чем проект, проверят правильность составления заявки на грантовое финансирование, но не смогут оценить научную новизну и значимость проекта и аргументированно отстаивать свою позицию. В результате проходит то решение, которое предложат те 2-3 философа. И так по каждому направлению. При отклонении проекта игнорируются оценки рецензентов, в том числе двух зарубежных. А на рецензирование проектов ведь затрачиваются немалые государственные средства. Поэтому для исключения возможности необъективных решений необходимо внести изменения в правила работы ННС.

Принцип «единство в многообразии», на незыблемость которого указал Президент К.-Ж. Токаев, – важнейший фактор успешного развития Казахстана за три десятилетия. О нем следует помнить всегда, имея ввиду печальный опыт межэтнических противоречий в некоторых странах. Казахский язык находит все более широкое применение. Его положение в обществе не сравнимо выше по сравнению с тем, что было тридцать лет назад. Развитие казахского языка является одним из приоритетов государственной политики, и оно происходит постепенно. Молодым людям желательно знать несколько языков. Это дает свободу общения в стране и за рубежом.

Послание дает оценку современного состояния в стране и определяет конкретные направления деятельности на благо народа Казахстана.

 

Мухамедиев Булат Минтаевич,

профессор, доктор экономических наук,

Кафедра Экономики, ВШЭиБ

Казахский национальный университет

имени аль-Фараби

 

 

 

ОБЕСПЕЧИТЬ УВЕРЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ В БУДУЩЕМ

Каждое Послание Главы государства ставит очередные рубежные задачи перед республикой. В документе 2021 года Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев отметил, что страна находится на пороге четвертого десятилетия Независимости. Он подчеркнул, что время ожидается нелегким, и выдвинул ряд актуальных задач экономического и социального развития страны, а также политической модернизации в постпандемический период. Особенность структурного построения Послания – наличие дополнительных инициатив Президента, направленных на повышение благосостояния народа.

Послание касается каждого гражданина страны. Специальные разделы, отражающие положение отдельных социальных групп, отсутствуют. И хотя слово «молодежь» упоминается не очень часто, содержание Послания свидетельствует о том, что оно во многом обращено к молодому поколению, к его настоящему, а еще в большей степени – к его будущему.

Уже в начале документа обозначена значимость ощущения жителями страны плодов Независимости, в числе которых – уверенность молодежи в будущем. Практически реализация каждой задачи, сформулированной в Послании, касается развития и повышения роли молодого поколения в жизни общества. Стране нужны образованные молодые кадры. Качественное пополнение человеческого капитала во многом связано именно с молодежью. В данном фарватере выделяются такие вопросы, как повышение эффективности системы здравоохранения и качественное образование. Речь идет о создании Национальной системы прогнозирования биобезопасности страны, создании условий для занятия массовым и детским спортом, о поддержке учителей, повышении качества информационных систем для удаленных форматов обучения, всесторонней поддержке талантливых детей, детей из социально уязвимых семей, устранении   дефицита мест в школах, налаживании ранней профориентации детей, продолжении реализации проекта «Бесплатное техническое и профессиональное образование». Особое внимание уделено повышению качества высшего образования. Подчеркнуто, что ответственность за должную подготовку кадров обязаны нести вузы.

На молодежь работает и совершенствование региональной политики, правильно сочетающей специфические для каждого региона задачи с общенациональными приоритетами. Следует сказать о социальном государстве. В Послании отмечено, что всесторонняя помощь гражданам, оказавшимся в трудной ситуации, является приоритетом в республике. Однако тревожно, что в обществе укрепляются патерналистские настроения и социальное иждивенчество, которые уже начали отрицательно влиять на систему ценностей молодежи. Отмечены и такие угрозы для будущих поколений, как распространение наркотиков, отравление сознания юношей и девушек негативной информацией.

В Послании в качестве главной задачи определено привитие молодежи общечеловеческих ценностей на основе патриотизма, стремления к знаниям, трудолюбия, сплоченности и ответственности. Поэтому нам, преподавателям ведущего вуза Казахстана, настоятельно необходимо осуществлять подготовку специалистов, обладающих не только профессиональными, но и высокими нравственными качествами, активной политической культурой.

 

 

Л.Ю.ЗАЙНИЕВА

доктор политических наук6

Профессор кафедры политологии и

политических технологий КазНУ      

 

 

 


ПЕРЕСТУПИТЬ ПОРОГ КОНВЕРГЕНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Послания Президента нашей страны стали неотъемлемым ежегодным программным документом, который был заложен Ельбасы – первым главой нашего государства Н.А. Назарбаева. Нынешнее Послание президента Касымжомарта Е. Токаева прозвучало в год 30-летия независимости и суверенитета Республики Казахстан, поэтому значимость его определяется успехами и уроками трех десятилетий пройденного пути и новыми вызовами, перед которыми оказалась не только наша родина, но и весь мир.

Послание президента Токаева, названное «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны»– 3-е по счету в его должности главы государства и указывают на две стратегические задачи, в решении которых должны принять все граждане нашей страны. В единстве наша сила и залог успеха! - за годы независимости Казахстан продемонстрировал этот постулат всему миру.

Однако, вступая в 4-е десятилетие государственности Казахстана, Президент К. Токаев указал на необходимость системных реформ и определили основные направления. Безусловно, что первым стало – социально-экономическое развитие, вторым – повышение эффективности системы здравоохранения и третье по приоритетности актуальных реформ стало «Качественное образование».

Этот важный блок Послания привлек пристальное внимание всех работников образования: от школьных учителей, вузовских преподавателей до ректоров университетов. Пандемия, ставшая своеобразным катализатором перехода традиционного обучения в онлайновый формат, стала в то же время лакмусовой бумагой, которая протестировала соответствие качества дистанционного образования мировым стандартам и современным трендам. Что касается вузовского образования, то принимая во внимание основные приоритеты системных реформ, которые должны в конечном счете привести к повышению качества, доступности и инклюзивности, хотелось бы отметить следующее.

На современном мире, в котором люди проводят большую часть времени в онлайне – в виртуальном мире, появилась возможность выхода за пределы установленных жестких правил и положений в системе вузовского образования. Если раньше без аудиторных лекций, семинаров, учебников, библиотек обучение оставалось немыслимым, то сейчас у студентов появились широкие возможности самообразования, они имеют выбор изучать то, что им интересно, независимо от избранной специальности, учебного плана; слушать онлайновые лекции профессоров, включая зарубежных и на иностранных языках. В практике многих топовых университетов мира стали онлайновые курсы, по успешному окончанию которых можно получить сертификат от Гарварда, Беркли или Стэнфорда.

С перетеканием существенной части образования и самообразования студентов в онлайн встают задачи проведения не просто «косметического ремонта», но как указано в Послании – системных реформ.  

На мой взгляд системные реформы должны быть направлены на дальнейшую либерализацию в академической сфере и синергетику междисциплинарного образования. Необходимо адаптироваться к современным трендам конвергенции айти-технологий, телекоммуникационных сетей и всех учебных дисциплин, не только в естественнонаучных, но и в социальной и гуманитарной сфере. Неслучайно, в программе государственного визита Президента К. Токаев была включена церемония открытия памятнику великому просветителю, поэту и мыслителю Абаю именно в Сеульском сайбер университете. В этом символика синергетики и конвергенции духовного и материального, идеального и рационального, фундаментального и прикладного…

Еще один нетривиальный вопрос в вузовском образовании, который хотелось бы отметить, связан с увеличением продолжительности жизни. Многие люди, мечтавшие заниматься любимым делом, вынуждены были работать в иной сфере, поэтому в ряде развитых стран, есть вузовские курсы для тех, кто, выйдя на пенсию могут получить второе профессиональное образование. Охватить все аспекты системных преобразований в вузовской системе в одном коротком отклике нереально, надеюсь коллеги-профессора и руководство almamater организуют обсуждение этого приоритетного вопроса с выработкой конкретных пожеланий и рекомендаций.

 

Герман КИМ

Доктор исторических наук, профессор кафедры Дальнего Востока,

директор Института Азиатских исследований КазНУ им. Аль-Фараби