- Главная
- Новости
Мнение экспертов: главная цель - это развитие страны
07.02.2022О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ПРИЧИН СОБЫТИЙ ЯНВАРЯ 2022 ГОДА В КАЗАХСТАНЕ
Причины событий января 2022 года в нашей стране имеют глубокие корни. Это был выплеск социальных, экономических и психологических эмоций, которые накопились в социуме за последние годы. Сегодня, постфактум мы анализируем случившееся и понимаем, что решение накопившихся проблем также имеет глубокий системный характер. И их решение должно иметь сугубо правовую форму и для этого потребуется серьезная работа. Как уже было отмечено выше, самой важное проблемой является экономический вопрос. Низкие заработные платы, высокий уровень безработицы и неправильно выстроенная ценовая политика определили высочайший уровень зависимости населения от банковского сектора. Даже по самым скромным подсчетам практически 80% казахстанцев имеют кредит, а некоторые и по несколько. Так, только по итогам первого полугодия 2021 года кредиты физических лиц в Казахстане достигли 8,6 триллиона тенге (или порядка 20 миллиардов долларов) – на 26 процентов больше, чем годом ранее. Потребительские кредиты населения составили почти пять триллионов тенге (или 11,7 миллиарда долларов США), плюс 19,4 процента за год. При это рост прибыли банков в годовом выражении за тот же 2021 год вырос на 18,7%.
Понятно, что банки являются важным элементом финансовой системы. Вместе с тем, такой высокий уровень кредитной зависимости населения является ярким показателем низкого уровня населения Казахстана. По данным банков уровень покрытия провизиями займов с просроченной задолженностью более 90 дней составил 75%.
Это во многом обосновано ставками на кредитование как для физических лиц, так и для юридических лиц. Не анализируя кредитование юридических лиц, остановимся на специфике кредитования физлиц. В среднем ставки кредитования, не смотря на усиление банковского регулирования продолжают сохраняться на уровне 14-15% и это на фоне дальнейшего роста темпов потребительской инфляции до 8.7% г/г. То есть банки ориентируются и на рост инфляции, тогда как инфляция в первую очередь бьет по населению.
14-15 % это очень высокий уровень банковских ставок. Если обратиться к статистическим данным то, мы в настоящее время конкурируем с банками Ганны, Венесуэлы и Аргентины. Тогда как банковские ставки с других странах колеблется с 0,5 до 4,5%. И эта статистика только по потребительским кредитам. Тогда как по ипотечному кредитованию средняя ставка в Казахстане составляет 19%, тогда как в развитых странах мира это от 2,5 до 5% максимум.
При этом следует отметить, что Казахстан является страной с одним из сильнейших банковских регуляторов.
Президент РК К.К. Токаев призывает банки оказать посильную помощь в развитии экономики Казахстана. На настоящий момент мы видим лишь некоторые отступные в виде платежей в общественный социальный фонд «Қазақстан халкына» (Народу Казахстана). Однако, такие разовые акции бессмысленны в долгосрочной перспективе.
Следует проработать пути, которые устраивали бы и банковский сектор, и беднеющее с каждым годом население страны. Такие процентные ставки не приемлемы и направлены на обогащение банковского сектора. Понятно, что банки работают только на чистую прибыть и необходимо разработать политику, которая стимулировала бы банки на улучшение жизненного уровня каждого казахстанца как потенциального потребителя его услуг.
Следует помнить, что население, имеющее деньги не веря в экономику страны и в стабильность банковской системы стремится вывести основной капитал из Казахстана, что показала, например, статистика последних 20 дней. И это подрывает интересы банков, прежде всего.
Фактически, эта проблема системная. Пока не будет сильной экономики, рабочих мест с достойной зарплатой, привлекательного финансового рынка так и будет довлеть проблема нищеты и зависимости.
Нацбанк РК может силовым путем снизить ставки по кредитам, но банки перестанут оказывать услуги по невыгодным программам, как это уже было неоднократно. Именно по инициативе банков второго уровня прекратили действие целый ряд государственных программ и проектов. В этом направлений необходимо провести диалог банков и государства, отработать системный комплекс мер по улучшению ситуации в области кредитной политики. Постоянное давление на совесть и социальную ответственность в отношений финансовых структур – это вещ изначально проигрышная. Надо решать вопрос иным путем.
И на мой личный взгляд, необходимо прекратить практику перекладывания финансирования на бюджет страны, который уже не вытягивает. Фактически из республиканского бюджета финансируется много лишних проектов, что стало кормушкой для местного бюрократа и коррупционера. Этот вывод сделан мной лично как экспертом по антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов. Считаю, что нам предстоит огромная работа. Ошибки прожитых лет еще долго будут напоминать о себе.
Айжан ЖАТКАНБАЕВА
д.ю.н., завкафедрой таможенного,
финансового и экологического права КазНУ им. аль-Фараби
ПРОБЛЕМЫ, НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
Еще в начале 2021 года в Мангистауской и в ряде областей Казахстана проводились митинги работниками реального сектора. Ими были выдвинуты требования о повышении заработной платы, улучшении условий труда, обновлении автотранспортных средств. Так в период с 1 января по 8 октября 2021 года в Мангистауском регионе были проведены 43 забастовки, из них три забастовки в дочерних компаниях АО «КазМунайГаз» и 40 в подрядных и сервисных организациях, находящихся в договорных отношениях с дочерними компаниями АО «КазМунайГаз».
Свои требования работники аргументировали «ростом инфляции, что многим из них часто приходится в дни отдыха подрабатывать для того, чтобы прокормить семью и оплачивать кредиты. Цена на нефть превысила отметку 82$ за баррель, а это значит, что доходы компании по сравнению с предыдущими годами значительно увеличились». Представитель рабочих сообщил, что продление контракта на недропользование до 2046 года гарантирует стабильный непрерывный объем добычи в перспективе, следовательно, и стабильный доход акционеров в течение срока действия контракта. В пункте 6.8 Генерального соглашения содержатся обязательства в области реализации принципов достойного труда в Республике Казахстан, комплекса мер, направленных на обеспечение уровня реальной заработной платы, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения.
В соответствии с п.19 ст.23 ТК РК работодатель обязан принимать меры направленные на предотвращение рисков на рабочих местах, в технологических процессах, проводить профилактические работы. В определении рисков необходимо руководствоваться критериями оценки степени риска за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан, утвержденные совместным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1022 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 801.
Основными причинами забастовок, митингов и других акций в организациях являются:
1) отсутствие внутренних механизмов качественного администрирования – наличия соответствующих нормативных документов, в которых должны быть определены способы регулирования трудовых, производственных отношений;
2) регламенты ознакомления работников с условиями труда, принятия решений, в том числе и совместных;
3) несвоевременное доведение информации до работников, в том числе и по вопросам условий труда;
4) отсутствия коллективного договора (не участия большинства работников в его подготовке), не проведение по нему мониторинга (как минимум один раз в квартал);
5) отсутствия механизмов доступа у среднего технического, административно-управленческого персонала к внутренним нормативным документам;
6) не прозрачность деятельности органов профсоюза, отсутствия навыков ведения ими переговоров, знаний, механизмов разрешения как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров, вследствие чего проведение митингов воспринимаются работниками как единственный способ решения насущных вопросов.
Острым является вопрос о знании руководителями предприятий, средним звеном основ трудового законодательства, обладание ими навыками ведения переговоров в кризисных ситуациях.
С учетом изложенного необходимо провести комплексное обучение всех топ-менеджеров, руководителей среднего звена и линейных руководителей производственных предприятий, так как знания основ, особенности применения норм трудового законодательства, обучение персонала позволит им принимать быстрые и необходимые решения в антикризисных ситуациях.
Даулетбай РЫСКАЛИЕВА
Доктор PhD юридических наук,
старший преподаватель кафедры
гражданского права и гражданского процесса,
трудового права юридического
факультета НАО «КазНУ имени аль-Фараби»
ПОДНЯТЬ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК СТРАНЫ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ
Как известно, начало 2022 года для Казахстана стало шоковым, в связи со сложившейся ситуацией, введением чрезвычайного положения в стране и новой волной пандемии кароновируса (штамм «омикрон»).
Вместе с тем, еще в декабре 2021 года (меньше месяца назад) ситуация на финансовом рынке Казахстана оставалась достаточно благополучной.
Так согласно, пресс-релиза Национального банка №36 от 29 декабря 2021 года в ноябре 2021 года инфляция составила 0,7% (в ноябре 2020 года - 0,9%).
За год (декабрь 2021г. к декабрю 2020г.) инфляция составила 8,4%. Цены на продовольственные товары повысились на 9,9%, непродовольственные - на 8,5%, платные услуги - на 6,5%. (Источник: Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан)
Таким образом, можно сказать, что январские трагические события не нанесли какого-либо ощутимого влияния на состояние финансового рынка РК, его стабильность и развитие сохранилось.
Вместе с тем, в свете последних событий Президент дал поручения по инфляции и курсу тенге. «Устойчивый экономический рынок невозможен без обеспечения стабильности на валютном рынке. На фоне произошедшего и режима ЧП возникли серьезные рынки спекулятивного давления на национальную валюту. Поручаю Национальному банку и Агентству по регулированию и развитию финансового рынка обеспечить стабильность валютного рынка до полного восстановления доверия к тенге со стороны внутренних и внешних участников рынка», – сказал К.Токаев в режиме конференц-связи на заседании Мажилиса.
Президент заявил, что на протяжении многих лет высокая инфляция остается ключевой проблемой нашей экономики. «Она снижает эффективность экономической и социальной политики. Пришла пора поставить точку в этом вопросе, стабилизировать цены и инфляционные ожидания населения. Нужна планомерная работа по снижению инфляции. Пороговый коридор 3-4 процента к 2025 году. Правительству, НБ и НПП предстоит разработать комплекс мер по контролю инфляции», – добавил К.Токаев.
В этой связи, совместные усилия Правительства и Национального банка в 2022 году направлены в первую очередь на снижение инфляции до уровня целевого коридора, стабилизации валютного курса, а также на снижение импортозависимости, что должно способствовать балансу и стабильности в экономике.
Хотелось бы также остановиться на некоторых актуальных моментах.
Первое, это отключение интернета в начале января практически сразу парализовало работу всех финансовых институтов (банки, страховые компании, брокерско-дилерские компании и т.д.). Мобильные приложения финансовых субъектов оказались бесполезными, переводы и платежи стали невозможными. Это наглядно показывает, зависимость функционирования финансового сектора нашей страны от этого ресурса. Ожидаемое внедрению в стране цифровой валюты также усиливать актуальность данной проблемы. Таким образом, такое положение дел несет в себе существенные риски, поэтому необходимо извлечь уроки и разработать резервные IT решения, позволяющие сохранить бесперебойное проведение финансовых операций на случай отлучения в стране интернета и системы SWIFT.
Второе, это человеческие фактор (риск) в системе финансового блока страны. Дело в том, что у нас в финансовом секторе практически отсутствует практика измерения и контроля человеческого риска. Руководитель подразделения не знает психологический портрет своего сотрудника, не знает его проблем и тревог. Вы можете возразить, что это ему и не нужно знать и будете не правы. Как показывает мировая практика причиной многих преступлений как в финансовой сфере, так и в любой другой лежит именно вышеуказанный вид риска. Сотрудник может прекрасно выполнять свои должностные обязанности, но в определенные момент времени его личные проблемы и переживания, могут трансформироваться в довольно трагические последствия. Поэтому необходимо на постоянной основе проводить психологическое тестирование и другие действия по раннему выявлению личностных проблем сотрудников финансового сектора.
Также в целях стимулирования развития в стране института «зеленых» финансов считаю необходимым проработать вопрос внедрения в кредитную линейку банков второго уровня нового вида кредита «зеленый» кредит. В этой связи целесообразно изучение опыта Китая, который является мировым лидером в области «зеленого» кредитования.
Возникает необходимость изучения опыта Турции и других стран по сохранению стабильности валютного курса.
Также считаю необходимым изучения опыта Сальвадора, который первым в мире внедрил криптовалюту биткоин в качестве официального платежного средства.
Критически важным для финансового рынка страны является ожидаемое в 2022 году утверждение новой редакции Концепции развития финансового рынка Казахстана до 2030 года.
В рамках концепции определены семь приоритетов развития финансового сектора.
Первым приоритетом является обеспечение финансовой стабильности.
Второй приоритет – это повышение конкурентоспособности финансовых организаций.
Третьим приоритетом является восстановление роли банковского сектора в финансировании экономики. Для обеспечения ответственного кредитования и качественного роста будут усовершенствованы процедуры андеррайтинга банков. В пруденциальном регулировании будут устранены препятствия для кредитования экономики. Риск-взвешивание будет учитывать реальный объем рисков по различным видам кредитов.
Четвертый приоритет – это повышение качества корпоративного управления, стандартов управления рисками и раскрытия информации предприятий.
Пятый приоритет – это повышение прозрачности и диверсификация структуры собственности финансовых организаций. В этих целях будут усилены требования к финансовым организациям по раскрытию информации о структуре собственности и управления, достаточности капитала, подверженности рискам.
Шестой приоритет – это повышение финансовой инклюзии и финансовой грамотности.
Седьмым приоритетом является внедрение новых технологий и инноваций.
Реализация основных направлений данной Концепции позволит значительно укрепить и поднять финансовый рынок страны на качественно новый уровень.
Введение в обращение в 2022 году цифрового тенге и дальнейшее развитие сектора финтех должны также оказать положительное влияние на общую ситуации на финансовом рынке страны.
Ербол СИГАЕВ
д.э.н., доцент,
и.о. профессора ВШЭиБ
КазНУ им. аль-Фараби
НЕ ПОДДАВАТЬСЯ НА ИНФОРМАЦИОННУЮ ОБРАБОТКУ ДЕСТРУКТИВНЫХ СИЛ
Мы все стали свидетелями как наша стран подверглась небывалой террористической атаке. Мирными демонстрациями по социально-экономическим проблемам воспользовались деструктивные силы и начали хорошо спланированные, управляемые террористические действия, особенно жестокие в г. Алматы.
Прежде всего хотелось бы отметить, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев с первых часов взял под свой личный контроль эти события, объявил чрезвычайную ситуацию сначала в Алматы и ряде городов, потом по всей стране и начал пошагово принимать решения. Отрадно, что с первого дня осуществлялась информационная поддержка по ТВ, которое освещало события, выступления лично президента и членов его команды. Затем все жители стали получать СМС сообщения от Акорды.
Нас граждан Казахстане восхищает мужество нашего президента К.-Ж.К.Токаева, которые не только принимал экстренные решения, но смело называл промахи, допущенные некоторыми спецслужбами.
Сейчас многие зарубежные эксперты обсуждают решение президента К.К. Токаева о просьбе ввести миротворческие силы ОДКБ. Как эксперт-международник, считаю данное решение правильным и своевременным. Надо понимать, что миротворческие силы не вступают в боевые действия, занимаются только охранными действиями. Об этом всем гражданам Казахстана четко объяснил помощник президента Д. Абаев. Поэтому не может быть и речи о потери суверенитета страны.
Особо хотелось бы отметить твитты президента К.Токаева, обращенные к зарубежным странам и международным организациям, в которых четко была представлена картина событий, происходящих в нашей стране, характер небывалой гибридной террористической атаки во многих городах Казахстана.
Поддерживая лозунг президента Казахстана К.К.Токаева «Сила в единстве», еще раз призываю своих сограждан с понимание отнестись к этим трагически событиям. Принимаются меры по восстановлению порядка, по оказанию помощи пострадавшим мирным жителям и представителям бизнеса.
Мы с благодарностью будем помнить подвиг наших полицейских и военнослужащих, которые ценой своей жизни защищали нашу безопасность.
Теперь президентом поставлена задача извлечь уроки их этих трагических событий, чтобы не допустить их в будущем. Борьба с религиозным радикализмом в Казахстане требует комплексного подхода, в котором должны присутствовать меры политического, экономического, социального, и, естественно, военного характера. Необходимо дальнейшее развитие сотрудничества со странами ЦА, которое должно равномерно осуществляться по всем областям – пограничный контроль, борьба с наркотрафиком и контрабандой оружием и др.
В процессе соответствующей деятельности необходимо больше уделять внимания мерам превентивного характера. При этом должны быть задействованы все рычаги оказания профилактического воздействия на реальную обстановку: политические, социальные, экономические, правовые, воспитательные, информационные, пропагандистские и т. д. Как педагог, обращаюсь к нашей молодежи, нашей талантливой и творческой молодежи, не поддаваться на информационную обработку деструктивных сил.
Куралай Байзакова
Профессор факультета международных
отношений КазНУ им. аль-Фараби
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – ПУТЬ К ИЗМЕНЕНИЮ ОБЩЕСТВА
Становление гражданского общества в Казахстане происходит в условиях развития рыночной экономики, и догоняющей модернизации. Модернизация общественного сознания в условиях, когда образование становится фундаментальным фактором успеха, приведет к изменению технологии взаимодействия государства и граждан.
Процесс модернизации является стадиальным, многофакторным, исторически инвариантным и обратимым; он обладает региональной и цивилизационной спецификой и протекает с различной скоростью и интенсивностью в разных общественных подсистемах и на разных этапах развития (Астана, 2017:12). Особенность развития гражданского общества в условиях модернизации общественного сознания будет отражать исторические и социально-культурные условия развития казахстанского социума.
Проведенный онлайн опрос в июне месяца 2021 года среди студентов географического и биологического факультета, и факультета философии и политологии (160 студентов) КазНУ имени аль-Фараби показали ценностные приоритеты студенческой молодежи. На вопрос «Какими ценностями вы руководствуетесь в повседневной жизни?» (таблица 1) показал высокий процент гражданских ценностей (67%), которыми полностью руководствуются молодые люди.
Таблица 1 – Роль ценностей в повседневной жизни
|
Какими ценностями Вы руководствуетесь в повседневной жизни? |
Полностью |
В основном |
Отчасти |
1. |
Религиозными |
56 |
44 |
42 |
2. |
Национальными |
52 |
65 |
25 |
3. |
Гражданскими |
67 |
57 |
18 |
4 |
Патриотическими |
64 |
46 |
32 |
Остальные ответы распределены следующим образом: на втором месте патриотические ценности (64%), национальные на третьем месте (52%), религиозные оказались на четвертом месте (56%). Однако, в повседневной жизни студенческая молодежь в основном руководствуется, в большей степени, национальными ценностями (65%). Как нам кажется, что это зависит, в первую очередь, от жизненных ситуации и обстоятельств. Это касается также варианта ответа отчасти, который также демонстрирует ситуативный характер выбора, где религиозные ценности выбираются в большей степени (42%). Таким образом, как мы думаем, что в обществе чаще декларируются гражданские, патриотические ценности, но в реальности молодежь сталкивается с проблемами национального и религиозного характера.
На вопрос «Кому вы доверяете в первую очередь?», 92,3 % опрошенных отметили своих родителей. Оценка степень доверия молодежи в пятибальной шкале показали их предпочтения в наглядной форме (Таблица 2).
Таблица 2 – Степень доверия в обществе
|
Оцените пожалуйста степень доверия (в 5-ти балльной шкале) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Родителям |
2 |
2 |
5 |
13 |
120 |
2. |
Родственникам |
9 |
14 |
41 |
44 |
34 |
3. |
Друзьям |
13 |
19 |
46 |
43 |
21 |
4 |
Государству |
36 |
31 |
42 |
19 |
14 |
5 |
Общественным организациям |
43 |
27 |
45 |
16 |
11 |
6 |
Бизнес структурам |
41 |
27 |
45 |
18 |
11 |
Здесь можно наблюдать более высокую степень доверия неформальным агентам социализации такие как, родители, родственники и друзья, и соответственно они получают более высокий балл по сравнению с формальными агентами социализации, в лице государства, общественных организации и бизнес структуры.
Начинавшегося с мирного митинга простого народа, и превратившегося в массовый беспорядок во многих городах Казахстана протесты, особенно, в городе Алматы показали как не хватает доверия со стороны казахстанской молодежи к формальным институтам, прежде всего, государству, учитывая то, что в протестах участвовали очень много молодежи. Молодежь хочет демократических изменений, но к сожалению, она стала жертвой террористических, религиозных элементов, воспользовавшихся ситуацией. Здесь появляется и другая проблема. Она поддалась уговору террористических элементов, потому что не хватило личностного потенциала, чтобы противостоять. Если перечислить, то, что входит в состав личностного потенциала, то это, материальная обеспеченность, занятость, образовательный, культурный уровень, самодостаточность, доверие себе и другим (неформальные и формальные агенты социализации).
В ближайшем будущем заниматься социальным благополучием граждан может стать первостепенной задачей нашего государства. Не нужно гоняться за количеством, выдавая цифры за реальность, отметил Президент К.Ж.Токаев в обращении народу Казахстана (Токаев, 2022). Это означает необходимость перехода от обещаний и многословия к действию.
Создание гражданского общество непосредственно связано с повышением гражданского сознания населения, и самоответственности. Модернизация общественного сознания – это путь, которая приведет народ к самоуправлению. Где есть управление, там должно быть место и самоуправлению. Это синергетический эффект, соединяющий разнонаправленных сторон. Доверие себе, на свои способности менять не только себя, но и социальную действительность приведет к изменению. Поэтому, причины роста институционального недоверия у студенческой молодежи нужно искать не только в неправильной деятельности государственных институтов, но и неформальных агентов социализации, таких как семья, друзия и т.п. и самой личности. Таким образом, возникает комплексная работа, направленная не только на изменение самой системы, но и самих людей также.
Гульнапис АБДИКЕРОВА
Доктор социологических наук,
профессор кафедры социологии и социальной работы
КРИТИЧЕСКАЯ МАССА СИСТЕМНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В КАЗАХСТАНЕ КАК ФАКТОР ЯНВАРСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ВЗРЫВА
Глава государства К-Ж.К. Токаев в Обращении народу Казахстана 11 января 2022 года показал последствия нарушения незыблемости фундаментального единства производства и распределения национального дохода: «Созданная в стране социально-экономическая система показала достаточную эффективность в обеспечении общего роста национального дохода, но при этом является неэффективной в его распределении..».
Этот разрыв не мог не породить системные противоречия и не привести к социальному взрыву. В связи со случившимися в стране событиями, возникает необходимость выявить причинно-следственные связи нараставшего социального напряжения. Ведь внешне в Казахстане было все благополучно. Накануне 30-летия независимости страны СМИ сообщили, что по данным международной ассоциации независимых исследовательских агентств Gallup International «Казахстан вошел в пятерку стран мира с самым высоким индексом счастья населения в 2021 году».
Закредитованное потребительское благополучие населения, инфляция, девальвация и критический внешний долг. С первых лет рыночных преобразований в стране стали появляться атрибуты западного потребления, элементы городской социальной инфраструктуры. Государственные чиновники докладывали о растущем благополучии граждан: о насыщении потребительского рынка, о квадратных метрах жилья, построенных школах, дорожных развязках и т.д. После долгих лет тотального дефицита критический импорт товаров сократил разрыв между спросом и предложением, но увеличил внешний долг, инфляция росла, девальвация обесценила тенге более, чем в 100 раз. В последние годы товарный дефицит покрывается благодаря растущим поставкам из стран СНГ. Отечественное производство товаров потребления не восстановилось до сих пор. Соответственно не растут занятость и доходы населения. Спасением представляется неограниченная возможность брать потребительские кредиты банков и микроорганизаций. Для первоначального взноса ипотеки также привлекаются кредиты. Возврат зачастую покрывается за счет рефинансирования. Раскручивается спираль кредитной зависимости. Жизнь, обременённая долгами – не показатель роста доходов населения. Возможно, поэтому в стране возросло число суицида среди взрослого трудоспособного населения.
Внешний долг страны приближается к критическому (в 2021 году 90% к ВВП). По данным Нацбанка РК, задолженность страны на 1 июля 2021 года составила $166,7 млрд. Это на $6,9 млрд, или 4,3%, больше показателя аналогичного периода 2020 года. Основная часть долга – задолженность квази-государственного сектора, частных компаний, а также межфирменная задолженность ТНК. Однако дефолты в 1995, 1998, 2014 годах были предотвращены за счет государственных ресурсов, т.е. налогоплательщиков.
Здесь высвечивается основное взрывоопасное противоречие между производственными возможностями и потребительскими предпочтениями.
Ограниченные возможности бизнеса при многочисленных «дорожных картах». В своем обращении народу Глава государства К.К. Токаев открыто заявил: «Сложившаяся система ориентирована главным образом на обслуживание крупных структур по принципу: «друзьям все, остальным – по закону», а также, что олигополии «…отвлекают ресурсы государства, которые могли быть использованы для развития именно малого и среднего предпринимательства».
Создав общество иммитированного всеобщего потребления, ограниченное в возможности создавать национальный продукт, повышать реальные доходы и вынужденное жить в кредит, государство способствовало обогащению олигополий и за счет ценового механизма. Страна, богатая природными запасами, образованными трудовыми ресурсами, постоянно испытывала тиски инфляции и девальвации. Те, кто имел доступ к распределению и присвоению активов стал обогащаться, тогда как те, кто лишился возможности заработать самое жизненно необходимое скатывался в нищету не только физическую, но и социальную.
Если физическую нищету можно было «заглушить» незначительными, периодическими адресными пособиями, то для преодоления социальной нищеты потребуются годы.
Ликвидация колхозов и совхозов привела к оттоку населения в города, т.е. к ложной урбанизации, перенаселению крупных мегаполисов необразованной молодежью и неквалифицированными работниками. Но в городах не достаточно новых качественных рабочих мест. Наследованные советской системой градообразующие предприятия были разорены, новые не созданы, несмотря на ряд государственных программ и триллионные инвестиции.
Банковская политика не адекватна требованиям сбалансированности структуры экономики.
За все 30 лет рыночного развития в стране не достигнута сбалансированность реального и банковского секторов экономики. Монопольно высокие цены на все виды банковских кредитов – перманентный фактор неустойчивости экономики.
В странах с адекватной банковской системой маржа не превышает 6-7%, в Казахстане товар, приобретенный за счет потребительского кредита в 3-4 раза превышает его рыночную цену. Малый и средний бизнес старается не привлекать банковские кредиты. До тех пор, пока банковская система не будет ориентирована на потребности реального сектора экономики, кризисы неизбежны. В настоящее время монопольная банковская политика подавляет бизнес, который, так и не стал достаточным источником кредитных ресурсов. Межбанковские кредиты и внешние займы для формирования кредитных ресурсов не самое лучшее условие разумной ценовой политики банков.
Апологеты власти могут не видеть в этих обстоятельствах причину социального взрыва, утверждая, что «есть страны, где жизнь хуже». Во-первых, если речь идет о некоторых постсоветских, то нет гарантии спокойствия. Если о дальнем зарубежье, то в во многих развивающихся странах нищета и голод – исторически привычная проблема. А в странах постсоветского пространства социальная справедливость и равенство считались главным достоянием, остались в памяти народа гарантированный труд, доходы, образование, здравоохранение. Безработные и нищие – считались приметой другого мира. Возможно гарантии и не лучший механизм мотивации, но люди были ограждены от ощущения бесперспективности и незащищенности, соответственно и от потребности массово протестовать. Потеряв социальные гарантии, но при этом, получив «картинку» как живут в дальнем зарубежье, народ сознательно протестовал.
Сложившаяся социальная среда. Особенно тяжелы последствия молодежной безработицы. В последние годы в регионах стали закрываться вузы местного значения. Сравнительно низкая цена обучения, близость к местам проживания были факторами экономичного и доступного образования. Возможно, уровень знаний отставал от требований министерства образования, но соответствовал базовым требованиям субъектов местного малого и среднего бизнеса, развитию которого, к сожалению, уделялась не достаточная поддержка банков и государства. При отсутствии колледжей, которые не всегда воспринимаются родителями и самой молодежью как «достойное образование», действовавшие вузы были необходимы для молодежи из семей с низкими доходами, а порой и безработными. Кроме того, образование, пусть даже не самого высокого качества, благотворно влияет на личность молодого человека. Чем можно было заняться этой молодежи? Мигрировать в города и оказаться в безнадежных поисках любой работы без определенного места проживания.
Таким образом, появился небывалый слой маргиналов и люмпенов, который и дискредитировал мирный социальный протест. Многие участники митингов были уверены, что вливаются в ряды требующих справедливости. Оказалось, что в толпе было много хулиганов, криминалов, представивших ресурс для прикрытия террористических сил. Как известно, бесперспективность вызывает депрессию и наталкивает на поиск неправовых путей выхода из сложившихся ловушек. Может поэтому страна лидирует в мире по подростковому суициду. В семьях, где постоянно испытывают материальные проблемы, в первую очередь, страдают подростки, психика которых наиболее уязвима. В последние годы наблюдается рост суицида среди молодежи и взрослого населения.
Удивляющие административные решения отдельных ведомств:
На фоне сложившихся социальных проблем вызывает недоумение действия некоторых ведомств, например, заявление финансового регулятора о списании штрафных процентных начислений по просроченным кредитным выплатам без разъяснительного сопровождения, что стало поводом для необоснованных требований заемщиков о списании долгов по кредитам, для социального напряжения и протестных митингов заемщиков.
Не менее странным стало решение руководства ЕНПФ о повышении порога достаточности пенсионных накоплений для изъятия их избытка. Такое схематичное решение, связанное с повышением минимальной заработной платы, на фоне беспрецедентного роста цен на жилье стало ударом по надеждам населения на ипотечное жилье.
Цены на квадратный метр жилья в Казахстане не соответствуют средним доходам населения. Во время жилищного бума в большей мере выросли цены на вторичное жилье. Кроме того, казахстанцы стали скупать жилье в Турции. Вопрос: утечка резервной валюты компенсирует государству случившиеся дополнительные доходы некоторых строительных компаний? Доступное жилье для молодых семей настолько недоступно из-за бюрократических нагромождений, что проще взять затратную ипотеку и бедствовать под собственной крышей.
Выводы и ожидания.
Необходим рынок корпоративных ценных бумаг как механизм перелива капитала, т.ч. и за счет IPO. Провал программы «народных IPO» -результат монополизма.
Решение Главы государства о создании Народного фонда станет эффективным механизмом изъятия сверх прибыли отдельных компаний через акцизы. Вместе с тем, в стране, где экономика не имеет механизма формирования средней нормы прибыли, сверхприбыль возникает во многих других структурах, где нет акцизной продукции. Например, в банковской системе и строительной отрасли.
Целесообразно развернуть строительную политику на регионы. Национализация земель расширила бы правовые возможности для частных инвесторов.
Государственная поддержка села видится не только в дотациях на ведение бизнеса, но и в создании производственной и социальной инфраструктуры. Местная власть имеет административные ресурсы для организации фондов поддержки, притока инвестиций и т.п.
Удержать миграцию сельского населения в города возможно при национализации сельхозугодий и создании хозяйств на условиях государственно-частного партнерства.
Потребительские кредиты должны стать доступными только при условии выдачи платежеспособным заемщикам, т.е. при достаточном устойчивом обеспечении.
Решение кадровых вопросов в управлении экономикой непосредственно связано с системой фундаментального экономического образования. Становится очевидным, что продолжающееся доминирование бизнес-образования в ущерб фундаментального не позволяет создать категорию управленческих кадров, интеллектуальную элиту.
Мадина ТУЛЕГЕНОВА,
д.э.н. профессор кафедры Экономика
КазНУ им.аль-Фараби