Новости

Дэн Дэвидсон, президент ACCELS: Важно увидеть «большую картину»

04.05.2022

В КазНУ состоялась лидерская лекция президента Американских советов по международному образованию (ACCELS) доктора Дэна Дэвидсона. На встрече с обучающейся молодежью и профессорско-преподавательским составом Казахского национального университета имени Аль-Фараби, рассказал о реализации программы «Флагман» и поделился богатым опытом работы.

В начале встречи Председатель Правления – Ректора КазНУ имени Аль-Фараби, представив профессора университета Брин Мар Дэна Дэвидсона аудитории, перечислил многочисленные регалии ученого, который является действительным иностранным членом Российской академии образования (РАО), Национальной академии педагогических наук Украины, почетным доктором Российской академии наук (РАН), кавалером ордена Дружбы Народов СССР (1990) и др.

Руководитель вуза подчеркнул в своей речи: «Авторитет ученого и организатора образования доктора Д. Дэвидсона высок и признан. Лично зная г-на Дэвидсона, хочу особо поблагодарить его за трепетное отношение к Казахстану и к нашему университету. У нас большие планы на будущее. В КазНУ приедутобучаться русскому и казахскому языку студенты из Америки, на стажировку – преподаватели колледжей и учителя школ США. Нужно хорошо подготовиться к их встрече, взаимодействовать, общаться и учиться новому».

Руководитель университета торжественно вручил г-ну Дэвидсону диплом о присвоении звания почетного профессора Казахского национального университета имени Аль-Фараби.

В свою очередь ученый выразил огромную благодарность ректору вуза и лично профессору Элеоноре Сулейменовой «за интеллектуальное вдохновение, многолетнее сотрудничество, созданные условия для американских студентов и поддержку всех инициатив, прекрасную слаженную работу по программе «Флагман» преподавателей филологического факультета вуза». «И, конечно, я искренне надеюсь на дальнейшее развитие наших прекрасных партнерских отношений и желаю вашему коллективу больших успехов», – подчеркнул почетный гость.

Далее доктор Дэвидсон представил вниманию участников встречи результаты работы по программе «Флагман», отметив роль мобильности школьников, студентов, ученых и идей.  «Существует широкий консенсус, что знание производится и передается наиболее эффективно исследовательскими университетами, и что лучшие из них являются не только национальными, но мировыми, – cказал спикер. – И в этот отношении показателен прекрасный пример КазНУ имени Аль-Фараби».

В подготовке нового поколения востребованных специалистов важны следующие компетенции: навыки межличностного общения, в том числе ведения переговоров; стратегические перспективы или умение увидеть «большую картину», креативность и способность распознавать закономерности, находить новые альтернативы и эффективные решения проблем; глубокое понимание мировых и коренных сообществ (общин), их истории и системы ценностей, лежащих в их основе; осознанное учение и  умение адаптироваться к новой среде, интегрировать знания из различных источников и продолжать обучение на протяжении всей жизни.

Иностранные студенты проходят процесс постоянной социализации в культуре принимающей страны. Они учатся взаимодействовать с людьми разных эмоциональных, когнитивных и поведенческих ориентаций на мир, сохраняя при этом свою собственную идентичность. Владение языком является основным фактором культурного и межкультурного роста учащихся: чем выше уровень владения языком, тем более тонким и всеобъемлющим является потенциал для развития культурных навыков.

Таким образом, миссия Американских советов (АС) заключается в том, чтобы обеспечить доступ к зарубежным вузам и школам, к международному образованию. По состоянию на 2022 год программу АС окончили 95 000 выпускников из 90 стран, выдано 5 000 стипендий в год, организуются сотни конференций, издаются учебники, публикации, проводятся исследования, тесты, ярмарки и т. д. Каждый участник программы «Флагман» обучался раньше в стране изучаемого языка, усваивает не только русский, но и государственный, казахский языки. Процент учащихся, достигающих профессионального уровня-3 в программе КазНУ – 93 %, большинство продолжает учебу в аспирантуре или на факультетах. Многие находят возможность возвращаться в Казахстан. Программа «Флагман» опирается на экспериментальные и академические концепции: экспериментальную теорию обучения (Колба, 1984 г.) и трансформационную теория обучения (Vygotskij, Mezirow (2000) и др.

Выступление доктора Дэвидсона подробно осветило работу в рамках программы «Флагман», которая в последние 1,5 года в связи с пандемией реализовывалась в дистанционном формате. В связи с этим ее участники столкнулись с определенными трудностями, связанными с погружением в языковую и культурную среду, но преодолев их, успешно завершили обучение. Таким образом, «Флагман» – хорошо разработанная программа, реализуемая на базе КазНУ, способна: готовить высоко функциональных билингвов, людей, способных передавать смысл с высокой степенью точности, строить и поддерживать профессиональные отношения с местными жителями и преуспевать в качестве глобального профессионала в выбранной ими области.

В завершение встречи ректор университета Ж.Туймебаев поблагодарил доктора Дэвидсона за содержательную презентацию. Мероприятие завершилось памятной фотосессией с участием обучающейся молодежи, преподавателей и ученых вуза.  

Светлана УМЫРГАЛЕЕВА