- Главная
- Новости
Глобальные вызовы ХХI века
06.01.2023Быстро меняющаяся среда требует принципиально нового отношения ко всему, что нас окружает. Урбанизация, цифровизация, глобализация, приводят к беспрецедентному всплеску неизведанного, с которым мы неизбежно сталкиваемся. Масштабная производственная деятельность, правильно сказать нерациональное природопользование привело к усилению негативного влияния человека на природу как среду своего обитания, а это в свою очередь поставило под угрозу его жизнь и здоровье, интересы настоящих и будущих поколений людей. В настоящее время масштабы воздействия на природу стали превышать ее восстановительный потенциал. В результате чего окружающая природная среда необратимо и опасно изменяется.
Объем загрязняющих веществ в воздухе и воде, почве непрерывно растет так, что вполне оправдано говорить об экологическом кризисе, который может перерасти в экологическую катастрофу. Загрязнение природной среды выражается в увеличивающемся смоге, мертвых озерах, воде, которую нельзя пить, смертоносной радиации и вымирании биологических видов. Неконтролируемое потребление природных ресурсов для роста экономики не обеспечило повсеместного решения социальных и экономических проблем, а наступивший экологический кризис усугубился социально-экономическим. В условиях экологического кризиса и связанного с ним глобального потепления, особо остро стоит проблема охраны окружающей среды и сохранения экосистемы планеты.
Именно разработка стратегий устойчивого развития способствовала созданию новых подходов в природоохранной политике на глобальном уровне. В 2015г. комиссией ООН разработан документ по обеспечению выполнения 17 Целей устойчивого развития (ЦУР), в решении которых большая роль отводится информации, знаниям, образованию. В частности, в ЦУР 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями» включает решение такой задачи как: улучшить просвещение, распространение информации и возможности людей и учреждений по смягчению остроты и ослаблению последствий изменения климата, адаптации к ним и раннему предупреждению.
Современное общество движется от индустриального статуса к информационному, в котором ключевым ресурсом становится информация и знания. Качественное преобразование общества неизбежно приводит к такому же изменению образования. Именно образовательная система способна решать главные проблемы общества ХХІ века. Как известно, образование – один из трех основных субъективных факторов рейтинга человеческого развития. Казахстан, как независимое, суверенное государство, в контексте новых вызовов сложного и динамично развивающего мира, чтобы быть конкурентоспособным должен иметь все приоритеты обеспечения высокого качества образования и науки.
Молодое поколение, является локомотивом будущего Казахстана. В своем послании глава государства Касым-ЖомартТокаев подчеркнул, что знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров, нам в ближайшем будущем следует выстроить максимально прагматическую стратегию трансферта необходимых для страны технологий.
Президент Казахстана рассказал о новых мерах повышения качества высшего и среднего образования. «По мере повышения качества отечественных вузов будет возрастать и стоимость обучения в них. Поэтому государство планирует выделять образовательные гранты, которые в зависимости от результатов ЕНТ и иных показателей будут дифференцированы по размеру – от 30 до 100%.
К ключевым проблемам системы высшего образования и науки РК относятся:
– разрыв между потребностями работодателей и системами образования в части построения общих приоритетов подготовки кадров,
– а также отсутствие увязки между региональной и отраслевой повестками кадрового и научно-инновационного обеспечения.
Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки должен быть практикоориентированным, направленным на доступность для каждого качественного образования, возможность получить новые профессиональные навыки в колледже и университете, развитие исследовательских и творческих компетенций.
Для обеспечения синхронизации рынка труда и образования ключевыми направлениями развития высшего образования должна явиться система опережающего кадрового обеспечения. Подготовка кадров должна быть основана на долгосрочном прогнозировании развития экономики, с учетом формирования атласа новых профессий. Особое внимание направлено на узкие прорывные сферы. В этом случае государство модерирует взаимодействие «вузы-предприятия». В этих условиях новый смысл обретает само понятие образования. Полученные в стенах высших учебных заведений знания, должны постоянно обогащаться и развиваться на практике. А это значит, что постоянно учиться — сегодня не роскошь или дорогая прихоть, а реальная необходимость каждого. Еще древнегреческий историк Плутарх сказал, что ум – это не сосуд, наполненный знаниями, а факел, который нужно зажечь.
Главная задача образования все более фокусируется на привитие навыков непрерывного саморазвития и адаптации к изменениям, в этих условиях для преподавателей КазНУ им. аль-Фараби более важным становится научить постоянно учиться. Следует отметить, что КазНУ имени Аль-Фараби является флагманом образования не только в Казахстане, но и занимает высокий международный рейтинг. Для успешной реализации жизненных планов, обеспечения возможности стать конкурентоспособными и востребованными на рынке труда по окончании учебы молодому поколению необходимо формирование мышления, самосознания и социальной осознанности, ответственного принятия решений, самодисциплины, что позволит адаптироваться в быстро меняющемся мире. Обучение в течение всей жизни становится лейтмотивом всего образовательного процесса.
Современное образование личностно-ориентированно. Сам обучающийся становится в центре обучения, выбирая свою траекторию образования. В ближайшие годы будут увеличиваться возможности для дополнительного, так называемого неформального образования. Для этого используются цифровые технологии, искусственный интеллект, онлайн, мобильные и смешанные формы обучения. Образовательные программы начинают переосмысливать пользовательский интерфейс своих цифровых продуктов и задумываются над тем, как сделать пользование всевозможными инструментами максимально удобным и интерактивным. Например, большое будущее ждет технологии VR — виртуальной дополненной реальности. Уже в ближайшие несколько лет все больше образовательных цифровых платформ будут курироваться при помощи искусственного интеллекта. Эксперты предсказывают, что в ближайшем будущем образование по запросу будет все более и более востребованным. Это значит, что появится возможность самостоятельно выбирать дату начала обучения и двигаться в собственном темпе, что сделает процесс получения образования более удобным и доступным людям с разным графиком. Именно формирование социальной ответственности, нравственной культуры, гуманистического мировоззрения, готовности постоянно учиться мы, педагоги, ставим во главу угла в своей работе.
Калкаш АБУБАКИРОВА,
д.с/х.н., профессор
Нина ВОРОНОВА,
к.б.н. КазНУ им. Аль-Фараби