- Главная
- Новости
Николай ЕГОРОВ, член президиума Международной ассоциации тюркологов: ТЮРКИ ВЫШЛИ С ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА
18.04.2023КазНУ имени Аль-Фараби посетил и прочел лидерскую лекцию на тему «Актуальные проблемы тюркологии и алтаистики в свете развития исследовательского университета» известный тюрколог, доктор филологических наук, профессор, член президиума Международной ассоциации тюркологов Николай Егоров. На лидерской лекции присутствовали ведущие ученые вуза, руководители научно-исследовательских институтов и факультетов, магистранты и докторанты. Ученого с мировым именем аудиторию представил ректор КазНУ профессор Жансеит Туймебаев. В своем приветственном слове он отметил высокие заслуги и вклад в мировую науку известного тюрколога, исследователя чувашского языка и истории, д-ра фил. наук, профессора, члена-корреспондента Турецкого лингвистического общества Николая Ивановича Егорова. «Мы знакомы больше 40 лет. Были когда-то молодыми учеными Комитета советских тюркологов. Когда мы открыли Институт тюркологии и алтаистики, к нам приехал Николай Иванович. И теперь он – главный научный сотрудник нашего института, который приобрел международный масштаб», – отметил руководитель вуза. От имени всего коллектива, ученых вуза ректор поблагодарил зарубежного гостя за сотрудничество с НИИ тюркологии и алтаистики. Решением Ученого совета вуза Н.И.Егорову было присвоено звание Почетного профессора КазНУ имени Аль-Фараби. Ректор КазНУ также вручил ему правительственную награду от Ассамблеи народов Казахстана, подписанную Президентом Казахстана К.К.Токаевым.
Поблагодарив руководство университета за теплый прием, Николай Иванович начал свою лекцию с приветствием на казахском языке «Қайырлы күн, құрметті достар, саламатсыздар ма!»
– Поскольку меня назначили научным сотрудником НИИ «Тюркологии и алтаистики» позвольте мне познакомить вас своими размышлениями о будущем, теперь уже с вашего позволения, нашего общего Казахского научно-исследовательского института «Тюркологии и алтаистики». По моим представлениям в центре внимание НИИ «Тюркологии и алтаистики» прежде всего должна стоять сфера диохронического изучения народов, культур и языков тюркского мира, их тесная взаимосвязь с другими исторически контактировавшими народами Средней Азии. Это основное направление исследования Института тюркологии и алтаистики. Тюркология на современном уровне приобретает широкие масштабы и содержание и воспринимается, как совокупность не только лингвистических, но социально-гуманитарных дисциплин. Это, прежде всего, историческое направление, то есть историческая наука. Историческая наука – это история региона или история народа. А история региона – это географическая наука. На этой территории, допустим Казахстана, в разные времена проживали разные народы, главными которых являются восточные иранские племена скифского-сакского круга, а потом их сменили тюркоязычные племена – огузское и кипчакское общество. Система продукцирования и распространение тюркологических знаний, вот основная задача, стоящая перед НИИ «Тюркологии и алтаистики». Это как комплексная научная дисциплина радиохраническая этнолингвокультурология. По сути, это не только языкознания, это их язык и культура в неразрывном единстве.
Что является первичным – народ, культура или язык? Я как языковед, конечно, в первую очередь проголосовал бы за язык, но на самом деле, если приглядеться, язык это только словесный или вербальный знак реально культурных вещей. То есть, первичнее все таки оказывается история культуры. Этнос – это группа людей, обьединенная единой культурой. А язык символ культурных ценности, как один из форм проявлении национальной культуры. Значит НИИ «Тюркологии и алтаистики» должен заниматься историей культуры тюркоязычных народов. На первом месте, конечно, на этом поприще стоит диохраническая лингвистическая компоротивистика. Потому что, у нас есть писменные источники по тюркским народам. Собственные тюркские источники датируются довольно позднее, они датируются VІІІ веком, это Орхоно-Енисейские писменности. Есть и более древние писменные памятники. История тюркских народов начинается гораздо раньше. Более раннию историю тюркских народов, дописменную историю мы можем познать только через посредства, сравнительно историческического, изучения языка. Язык отражает культуру народа.
Основные направления изучения НИИ «Тюркологии и алтаистики» в первую очередь культурогенез, потом лингвогенез и в совокупности этногенез, этническая история тюркоязычных народов на протяжений доступных обозрению современного уровня развития науки и до позднего средновековье, в реальности до нашего времени. В приоритете, конечно, будет культурогенез. Для изучения до культурных эпох важное значение имеют археологические источники. Основная проблема отсутствие методологии исследования истории тюркоязычных народов дописьменной эпохи. Но это дело наживное, оно со временем придет.
Когда мы говорим о тюрках, то возникает такой очень щепитильный вопрос – «Кто такие тюрки?» Есть первые упоминания тюрков в китайских источниках, в V веке д.н.э. зафиксировали на территории юго-запада Гобийской пустыни народность «турцие», которых считают предками тюрков. Но на каком языке они говорили незнаем. Восточно-иранский этноним «тюрк» впервые фиксирован Геродотом еще в V веке д.н.э. Они проживали именно здесь, на территории современного Казахстана. В то времена это были племена скифо-сакского круга. На памятниках первого Тюркского каганата, которые сохранились до наших дней, написано на согдийском языке, а во втором Тюркском каганате господствует огузский-тюркский язык. Вот с этого времени можно говорить, что уже действительно были тюркоязычные племена. И они были во власти. Где-то в ІХ-Х веках Тюркский каганат распадает, население разбегается в разные стороны и на этом история древних тюрков заканчивается и начинается история монголов.
Кого мы считаем протюрками и прототюрками? Родина огузов находилась на территории Манчжурии, в современной внутренней Монголии и в северных районах Китая. Здесь обитали тюркоязычные племена. Почему прототюркское общество распалось? Вот тут, опять-таки виновником выступает население современной территории Казахстана. Мы по археологическим показателям знаем, что в VІІ-VІІІ веках д.н.э. в Сары-Арке при очередной засухи население расходится в поисках подходящей экологической ниши. Часть из них пошла на север в Хакаско-Минусинскую котловину, часть через Джунгарские ворота и через Гансюский коридор уходит на юг, обходит пустыню Гоби с юга и доходит до место обитания прототюркских племен. Там начинаются контакты с восточно-иранских племен с местными тюркоязычными племенами. Туркоязычные племена уже к этому времени освоили скотоводство от первого поколения мигрантов с территории Казахстана андроновской культуры, которые занесли в Китай колесницы и другие новизны. То поколение еще не знала верховой езды. А этот поток приехал туда на конях. И тут местные тюркоязычные племена занимаются кочевым скотоводством и начинают кочевать примерно с района Пекина до Восточной Монголии и Забайкалье. Когда охотническое и скотоводческое племена переходят на продуктивную экономику, то они начинают быстро размножаться.
Поэтому, основной целью нашего института является изучение межэтнических, безязыковых контактов. Эти контакты начинаются довольно поздно. Монголы появляются на территории внутренней Азии очень поздно, в ХІ веке, до этого там никаких монголов не было. ІХ-Х веках когда наступает засуха огузоязычные племена в поисках экологической ниши по Амуру на восток. Там они встречают протомонголов. Обучают их к скотоводству. Потом в начале ХІ века, когда климатическое условие изменилось, они возвращаются на свои территории. Вслед за ними последовали и монголоязычные племена скотоводы. Здесь в ХІІ-ХІІІ веках начинается борьба за пастбищное угодье между монголами и татарами, то есть с огузоязычными племенами. Дальше уже наступает время Чингисхана, возвышение монголов, ассимиляция огузов... Это уже более близкая история, она вам знакома.
В современных монгольских языках венгреские исследователи выявили 1500 огузско-тюркских взаимозаимствования. А это много или мало? Для сравнения, у чуваш с соседским марийском языком венгерские ученые насчитали около 500 финно-угорских корневых слов. А у монголов, по сравнению с нами, три языка получается. Это не считая поздних взаимозаимствований стандартных тюркских языков. Естественно, на первый взгляд казалось тюркский и монгольский языки имеют много общего и в структуре языка и в материалах. Поэтому лингвисты сформировали алтайскую теорию и опубликовали первичные грамматики алтайских языков. После публикации со стороны ученых начались критика алтайской теории.
Николай Иванович как исследователь чувашского языка и истории, отвечая на вопросы аудитории, касательно родного языка сказал следущее: «По итогом последней переписи мы потеряли за последние 20 лет почти половину населения – было больше двух млн человек, осталось 1,65 млн. А татары за последние 10 лет уменьшились на 500 тысяч человек. Это очень пугающие цифры. Пока еще деревни еще живут, но там остаются одни старики, многие деревни умирают. В деревнях молодежи нет, рождаемость падает. Учить чувашскому языку городскую молодежь не получается. В годы перестройки мы начали преподавать чувашский язык во всех городских школах, а потом президент Путин приехал в Йошкар-Олу и сказал что, языки должны изучать по желанию родителей или учащихся. После этого все прекратилось. А в Татарстане вообще прокуратура начала шерстить школы, и обьязательное преподавание родных языков постепенно ушло. Татары еще ведут борьбу, а у нас можно сказать и интеллигенция не осталась. Есть доктора, есть университеты, но массового потока нет. Кстати, когда я работал в Чувашском государственном университете на дневное отделение мы набирали 100-130 человек, заочники до 100 доходило. А сейчас на чувашском учатся всего 35 студентов. Выпускаются меньше 10 студентов в год. Вот такая ситуация».
Для почетного гостя, ученого с мировым именем была проведена экскурсия по музею КазНУ имени Аль-Фараби. Также состоялась беседа с руководством вуза, на которой обсуждались перспективы развития научных связей и исследований в области тюркологии. Программа пребывания Н.И.Егорова в КазНУ в течение ближайших двух недель включает в себя уникальные лекции и семинары, индивидуальные консультации по теме проводимых исследований, встречи с казахстанскими учеными.
Каиржан ТУРЕЖАНОВ