Докторантура
Русский язык и литература

Русский язык и литература

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. Демонстрировать фундаментальные, системные знания в области русского языкознания и литературоведения, методики преподавания русского языка и литературы в вузе (теоретико-методологических принципов, понятийно-терминологического аппарата лингвистики, литературоведения, актуальных филологических направлений, современных подходов, тенденций и трендов) в рамках современных научных парадигм знаний.
2. Проводить критический анализ, оценку и синтез новых и сложных идей, проблем, подходов и тенденций в области русского языка и литературы; критически оценивать результаты научных исследований, современные теории, проблемы и подходы, новые тенденции в исследовании русского языка и литературы (в контексте филологического и гуманитарного знания).
3. Генерировать новые и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области русского языка и литературы методики преподавания на основе самостоятельного оригинального подхода; трактовать основные принципы современного литературоведения, новые литературоведческие парадигмы и в их применять их в анализе классической и современной литературы.
4. Систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений современного литературоведения с целью дальнейшего применения этих знаний при выборе исходных теоретических позиций; синтезировать и трансформировать филологическое и междисциплинарное знания в процессе решения учебно-образовательных, учебно-исследовательских задач;
5. Дифференцировать приоритеты учебной и научно-исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с общественными, этническими ценностями, потребностями производства и общества; разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий и внеаудиторной работы по литературоведческим и лингвистическим дисциплинам в организациях высшего образования с применением образовательных технологий и методик обучения на основе их критического осмысления;
6. Планировать и проводить качественные занятия в организациях высшего образования с использованием традиционных, инновационных, интерактивных, личностно-ориентированных технологий и методов обучения; организовывать виды научно-исследовательской, проектной и учебно-профессиональной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры.
7. Применять теоретико-методологические положения новых филологических учений при анализе текстов; проводить самостоятельные исследования научных проблем с проекцией на перспективные новые направления языкознания, литературоведения и методики их преподавания в высшей школе
8. Объяснять языковые факты исторической и современной русистики; аргументировать области применения и интерпретации методов языкознания в научных исследованиях (диссертациях, научных проектах).
9. Презентовать результаты учебной и научно-исследовательской деятельности в виде научных отчетов, рефератов, тезисов статей, филологических комментариев, докторских диссертаций, учебно-исследовательских и научных проектов и т.д. как специалистам, так и в аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной подготовки; оценивать обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях.
10. Формулировать научные цели и задачи и находить их решение; осуществлять научные эксперименты и правильно анализировать их результаты.
11. Интегрировать междисциплинарные знания с целью описания и анализа современных исследовательских подходов; быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения проблем науки.
12. Осуществлять подготовку и публикацию результатов научных исследований в рамках международных баз данных Thomson-Reuters или Scopus, в национальных и международных рецензируемых изданиях.

Паспорт программы

Название
Русский язык и литература
Шифр
8D01704
Факультет
Филологический

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, способность писать и редактировать тексты в соответствии с нормами академической коммуникации. Учебный курс формирует способность создавать научные тексты разных жанров: диссертация, аннотации, научные статьи, аргументационное (аналитическое) эссе, обоснование исследования и рецензия, филологические комментарии и др. Дисциплина направлена на изучение структурно-композиционных, стилистических особенностей научных текстов.

Концепции современной филологической науки (лингвистики/литературоведения)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – Целью дисциплины является формирование способности описывать и оценивать развитие филологической науки ХХ–ХХI веков; концепции и основные теоретические положения ведущих научных школ в современной филологии для анализа и квалифицированной интерпретации текстов. Дисциплина направлена на изучение современных методов исследования и анализа текстов различных родов.

Методика подготовки научных публикаций
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность подготовить к публикации результаты научного исследования, овладеть набором принципов, приемов, правил, требований, необходимых в публикационном процессе. Учебный курс формирует творческие навыки создания научных публикаций в рамках конкретной научной парадигмы. Дисциплина направлена на изучение общепринятых норм и этапов построения научной публикации, а также требований научного стиля речи.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать основные типы методов филологического исследования. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу проведения исследований в соответствии с их видами. Дисциплина направлена на изучение: специфики методов научного филологического исследования, их правильного подбора применительно к задачам и этапам работы.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Инновационные методики преподавания русского языка в высшей школе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – обосновывать выбор основных методов исследования и методов преподавания русского языка в высшей школе в контексте компетентностного подхода. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания и обоснования закономерностей инновационного процесса для овладения навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности и научно-педагогической деятельности. Дисциплина направлена на изучение современных подходов к классификации педагогических технологий и исследовании концептуальных основ педагогических технологий. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1.продемонстрировать системное понимание научной информации в области изучения инновационных методик, а также знание и освоение методов исследования в области методики преподавания русского языка в высшей школе; 2.соотносить историю методической науки с ее современным состоянием; - давать методическую интерпретацию новым направлениям в лингвистической науке; -владеть современными методами исследования и методами преподавания в высшей школе, способами реализации образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам образования Республики Казахстан; 3.понимать и обосновывать закономерности инновационного процесса и выбор основных методов исследования и методов преподавания русского языка в вузе; 4.планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать современные образовательные технологии обучения русскому языку в высшей школе; 5.критически анализировать, оценивать и синтезировать современные подходы к классификации педагогических технологий и к исследованию концептуальных основ педагогических технологий в контексте компетентностного подхода. Назначение дисциплины. При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие аспекты: - научные основы метаязыка науки и дисциплины; -современные образовательные парадигмы и концепции обучения русскому языку и стандарты в высшей школе; -компетентностные организационные формы активного и интерактивного обучения русскому языку; -современные педагогические и информационные технологии и методики обучения русскому языку; - формы и методы проведения различных видов занятий по основным образовательным программам высшего образования; -современные средства контроля и оценивания результатов обучения.

Инновационные методики преподавания русской литературы в высшей школе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – обосновывать выбор основных методов исследования и методов преподавания русской литературы в высшей школе в контексте компетентностного подхода. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания и обоснования закономерностей инновационного процесса для овладения навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности и научно-педагогической деятельности. Дисциплина направлена на изучение современных подходов к классификации педагогических технологий и исследовании концептуальных основ педагогических технологий. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1.продемонстрировать системное понимание научной информации в области изучения инновационных методик, а также знание и освоение методов исследования в области методики преподавания русской литературы в высшей школе; 2.соотносить историю методической науки с ее современным состоянием; - давать методическую интерпретацию новым направлениям в лингвистической науке; -владеть современными методами исследования и методами преподавания в высшей школе, способами реализации образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам образования Республики Казахстан; 3.понимать и обосновывать закономерности инновационного процесса и выбор основных методов исследования и методов преподавания русской литературы в вузе; 4.планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать современные образовательные технологии обучения русской литературе в высшей школе; 5.критически анализировать, оценивать и синтезировать современные подходы к классификации педагогических технологий и к исследованию концептуальных основ педагогических технологий в контексте компетентностного подхода. Назначение дисциплины. При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие аспекты: - научные основы метаязыка науки и дисциплины; -современные образовательные парадигмы и концепции обучения русской литературе и стандарты в высшей школе; -компетентностные организационные формы активного и интерактивного обучения русской литературе; -современные педагогические и информационные технологии и методики обучения русской литературе; - формы и методы проведения различных видов занятий по основным образовательным программам высшего образования; -современные средства контроля и оценивания результатов обучения.

Научно-исследовательское проектирование в лингвистике
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – - сформировать способность в рамках научно-исследовательской деятельности определять, формулировать и разрабатывать актуальные лингвистические проблемы, имеющие теоретическую и практическую значимость, и применять современные научные лингвистические методы для их решения.. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. Использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, лингводидактики для решения профессиональных задач; 2. Обладать способностью творческого использования понятийного аппараталингвистики и развития в ходе решения профессиональных задач; 3. Анализировать и давать критическую оценку научным фактам в областики научной лингвистики и лингводидактики; 4. Выдвигать научные гипотезы в сфере профессиональной деятельности и последовательно развивать аргументацию в их защиту; 5. Ранжировать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; 6. Логически последовательно представлять полученные результаты в научной презентации; 7. Проводить междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимать их значение для будущей педагогической деятельности; 8. Объяснять методологические принципы и методические приемы научной деятельности. Назначение дисциплины. При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: -Системная лингвистическая методология - Науковедение и наука как составные части и источники лингвистической методологии. - Логика, психология, аксиология, этика, системология, семиотика составные части и источники лингвистической методологии - Метод как ядро системной лингвистической методологии - Методы гибридных методологических уровней. -Общенаучные методы и приемы исследования. -Частнонаучные методы в социально-гуманитарном познании. -Дисциплинарные методы и методики системной лингвистической методологии -Технология лингвистической методологии

Научно-исследовательское проектирование в литературоведении
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность определять, формулировать и разрабатывать актуальные литературоведческие проблемы и описывать принципы организации научного исследования в контексте достижений современной гуманитарной науки. Учебный курс формирует навыки анализа и интерпретации исследуемой проблемы в контексте междисциплинарных и трансдисциплинарных перспектив литературоведения. Дисциплина направлена на изучение современных технологий проектирования собственной научно-исследовательской деятельности в области литературоведения. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. выбирать оптимальные научные методы и концепции для решения профессиональных задач, 2. владеть современными технологиями проектирования собственной научно-исследовательской деятельности; 3. использовать интегративные перспективы современной филологии как основу для генерирования новых идей при исследовании научной темы исследовательского проекта; 4. выдвигать научные гипотезы в сфере профессиональной деятельности и последовательно развивать аргументацию в их защиту; 5. ранжировать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; 6. логически последовательно представлять полученные результаты в научной презентации и в процессе профессиональной дискуссии; 7. проводить междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимать их значение для будущей педагогической деятельности; 8. владеть частно-теоретическими методами и технологиями анализа результатов научно-исследовательского проекта в устной и письменной форме; 9. аргументированно излагать собственную научную позицию при работе в групповых исследовательских коллективах. Назначение дисциплины. При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: -научные достижения современного литературоведения -интегративные междисциплинарные и трансдисциплинарные перспективы современного литературоведения - инновационные процессы в науке и научных исследованиях -методология научного исследования. Классификация методов научного исследования - проектирование научного исследования - реализация программы научного исследования - рефлексивная фаза научного исследования - презентация программы научного исследования. Научная рефлексия

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.