Иностранным абитуриентам
Казахский язык и литература

Казахский язык и литература

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр педагогических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. Демонстрировать глубокие знания в области казахского языка и литературы, понимание современного состояния, тенденций и закономерностей развития педагогических наук. Понимание и интерпретация новых теорий и концепций в современных образовательных областях, применение методов и приемов их исследования при проведении самостоятельных научных и методических исследований. Понимание особенностей междисциплинарного подхода при изучении методов обучения казахскому языку и литературе.
2. Понимание интеграционных процессов в системе педагогических научных знаний, формирующих различные направления изучения современной казахской литературы и языка, особенностей влияния глобализации и модернизации сознания на развитие социально-гуманитарной науки. Описание современного научного знания в области казахского языка и литературы в контексте историко-культурного процесса литературно-культурного наследия и современных научных достижений.
3. Применение современных технологий в методической работе, с учетом достижений педагогической науки, тенденций развития общества и национальной культуры, обучения и преподавания казахского языка и литературы и анализа рынка знаний. Применение экспериментальных технологий в контексте культуры для глубокого изучения различных явлений современного художественного творчества, анализа литературных произведений с точки зрения содержательных, языковых, стилистических особенностей.
4. Владеть методикой преподавания, навыками планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам практических и семинарских занятий, по филологическим дисциплинам в образовательных организациях.
5. Рационально и креативно использовать в учебном процессе инновационные педагогические технологии и информационные источники; Реализовать новые подходы и методы в преподавании казахского языка и литературы на отечественном и мировом рынках, использовать цифровые и компьютерные технологии.
6. Представлять результаты и выводы по результатам научных и экспериментальных исследований, полученных в ходе презентирования и защиты магистерской диссертации; свободное выражение собственного мнения, знакомство с мировыми научными педагогическими идеями.
7. Критически оценивать и анализировать тенденции развития и достижений современной социально-гуманитарной науки, использовать полученные знания в изучении казахского языка и литературы и культуры, прогноз спроса на рынке печати и книг. Внести свой оригинальный вклад в разработку теории и практики преподавания казахского языка и литературы.
8. Самостоятельно разрабатывать и реализовать творческие проекты, направленных на распространение и пропаганду литературного наследия. Создавать гибкое стратегии адаптации и коммуникации в нестандартных ситуациях, осуществление профессиональной и творческой деятельности с учетом социально-культурной среды.

Паспорт программы

Название
Казахский язык и литература
Шифр
7M01701
Факультет
Филологический

дисциплины

Инновационные и цифровые технологии обучения литературных дисциплин
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Пәннің мақсаты әдебиет пәндерін оқыту кезінде инновациялық және сандық технологияларды игеру, оқыту барысында қолдану қабілеттерін қалыптастыру. Пән мазмұнында қазіргі ғылым жетістіктері мен қол жетімді құралдарды пән мазмұнына сай қолдану, әдеби тақырыптарды игеру барысында түсіну, талдау, бағалау қабілеттерін автоматтандыру, оқу бағдарламаларын жаңа сапаға көтеру мәселелері қамтылған. Пән жаңа технологияларды игеруге бағытталған.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Методика преподования теоретических проблем литературы
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность объяснять сущность причины, ход, содержание теоретических проблем литературы, вклад в нее отдельных ученых, критиков, писателей научных школ; проблемы современной теории литературы и пути их решения. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для обучения творчество писателей, анализа художественных произведения. Дисциплина направлена на обучение методологий современного литературоведения.

Методологические основы обучения казахскому языку с использованием инновационных технологий
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать специалиста, способного – анализировать дфференцировать – содержание и систему казахского языка как единое целое, инновационные технологии его лексического и грамматического строя. Рассматриваются: методы и приемы новой программы; цифровые технологий казахского языка; информационные технологий в образовании; и новое содержание образования.

Организация и планирование научных исследований (англ.)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить конкретные научные задачи и знать методы и приемы их решения для создания научной работы. Дисциплина изучает: формы и методы планирования, организации и оформления научных статей и диссертации; формы обобщения результатов научных исследований в презентациях, выступлениях, проектах, статьях.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Педагогический дизайн казахского фольклора и литературы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность описывать задачи и принципы педагогического дизайна и применять его в процессе преподавания фольклора и литературы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания технологий педагогического дизайна и этапов разработки учебного материала при изучении литературоведческих дисциплин. Дисциплина направлена на овладение навыками педагогического дизайна и его применения в образовательном процессе.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Теоретические основы периодизации истории литературы
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель предмета сформировать умения описания и оценивания современных теоретических и профильно-практических аспектов истории литературы, передовые технологии анализа литературного творчества. Учебный курс формирует основу теоретико-методологического осмысления использования инновационных тенденций в изучении истории литературы с прицелом на перспективу в инициативных исследованиях.

Теоретические основы периодизации истории языка
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель предмета всесторонне изучить историю казахского языка, историю его развития, зрелости, становления. Уметь объяснять тайну изменений в истории языка на основе внутренних и внешних факторов на основе языковых закономерностей, различать этапы развития языка, вызвавшие изменения, различать морфологические, фонетические, грамматические, семантические изменения в истории языка выявить и уточнить генетическую связь между древним языком и новыми языковыми формами навыков.

Приведены данные за 2022-2025 гг.

дисциплины

Исторические и теоретические основы казахско-тюркских литературных связей
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель предмета сформировать умение сравнивать казахско-турецкие литературные связи, анализировать и оценивать их. Учебный курс развивает навыки изучения литературы казахских и тюркских народов, научного обоснования их связи, а также делает самостоятельные выводы. Дисциплина направлена на изучение развития литературных отношений в преемственности друг к другу.

История, теория и методика преподавания литературной критики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель предмета формировать умение описывать и оценивать актуальные проблемы, теоретико-методологические основы критики в современном литературном процессе. Изучая законы развития литературоведения, истории, методики преподавания, курс формирует умение использовать знания, полученные в процессе критики. Дисциплина направлена на углубленное изучение, анализ и оценку истории, теории, методологии литературоведения.

Казахская литература в контексте межкультурной коммуникации
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность понимать основы межкультурного общения, влияния процессов глобализации и интеграции на развитие казахской литературы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для понимания особенностей межкультурного и литературного взаимодействия. Дисциплина направлена на изучение национального своеобразия казахской литературы, ее места и роли современном историко-культурном процессе.

Когнитивные литературоведение и образование
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность объяснять когнитивные аспекты изучения литературы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для понимания основных задач когнитивного литературоведения, его связи с системой образования. Дисциплина направлена на выявление связи литературоведения, образования и психологии, применение когнитивных методов изучения художественного творчества.

Лингвистика дискурса
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать специалиста, способного – анализировать дифференцировать – дискурс по новым парадигмам лингвистики и его методики преподавания. Рассматриваются: принципы реализации языкового общения; язык и мышление, язык и речь; языковое общение и познание; соотношение текста и дискурса; прагматические, когнитивные, этнолингвистические, культурологические и др. характеристики дискурса; методика преподавания дискурса.

Литературоведение и психология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: научное обоснование, систематизация общих проблем литературоведения и психологических наук. Учебный курс опирается на результаты междисциплинарных исследований, анализирует признаки психологизма в литературных произведениях, раскрывает природу психологии характера. Дисциплина направлена на обоснование, систематизацию результатов междисциплинарных исследовательских работ и самостоятельное заключение.

Массовая литература
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель предмета дать представление об образе современной массовой литературы в Казахстане. Цитата о его эстетических, культурных особенностях. Учебный курс формирует навыки рассуждений о смене культурной парадигмы в казахской литературе, анализе художественной литературы в литературоведческом и историко-культурном аспектах. Дисциплина направлена на изучение и критическую оценку биографий и творчества современных казахстанских писателей, представителей массовой литературы.

Мастерство публичных выступлений
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность понимать и описывать особенности и этапы подготовки публичных выступлений, принципы построения публичной речи. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для использования основных методов и приемов подготовки публичных выступлений, принципов работы с различной аудиторией. Дисциплина направлена на изучение технологий составления и произнесения публичной речи разных жанров.

Медиатекстология в обучении художественной литературы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность понимать и описывать основные понятия и категории медиатехнологий, применяемых в образовательном процессе и в исследовании литературы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для разработки занятий по изучению творчества писателей посредством медиатехнологий. Дисциплина направлена изучение основных видов и принципов медиатехнологий, применяемых в процессе преподавания литературы.

Методика обучения коммуникативному синтаксису
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать специалиста, способного – анализировать, дифференцировать, преподавать синтаксиса в коммуникативном направлении и методы его обучения. Рассматриваются: особенности статики и динамики в синтаксисе; виды коммуникатвиной задачи; актуальное членение речи; экономия речи, гетерогенность речи; базовая и трансформационная структура модели предложения, тематико-рематические связи; новые научные теорий, принципов, стратегий обучения категориям и их методологические основы.

Методика обучения функциональной грамматике казахского языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать специалиста, способного анализировать, дифференцировать, преподавать теорию и методику преподавания функциональной грамматики. Рассматриваются: категорий пространства и времени; базовые понятия: ФГК, ФГС, ФГП; категориальная ситуация; взаимодействие языковых ярусов и ФГС, ФГК; методика преподавания.

Методика преподавания казахской лексикографии и терминографии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: овладение теоретико-методологическими основами обучения казахской лексикографии и терминографии. В курсе изучаются требования к изданию лексикографических, терминологических словарей, сортируются термины в терминологических словарях. Предмет направлен на развитие навыков составления лексикографических, терминологических словарей.

Методика преподавания литературной критики и брендинга
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность понимать и описывать понятийно-категориальный аппарат, тенденции развития литературной критики в современном мире, роли и значения брейдинга. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для использования технологий брейдинга в продвижении произведений литературы. Дисциплина направлена на изучение связи литературной критики с литературным брейдингом, принципов и приемов оценки художественного творчества.

Научные основы силлабологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать специалиста, способного анализировать дифференцировать – историко-фонетические изменения в слове, методов изучения силлабологии. Рассматриваются: методы нахождения исторических и фонетических изменений и сиилаб; сравнение первичных форм согласных и гласных в тюркских языках; силлабы согласных и гласных звуков; этапы развития гласных и согласных в тюркских языках; и методы изучения.

Основы обучения мотивации казахского слова
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины обозначить словообразование слов и интернациональных понятий, сформировавшихся в самобытном мировоззрении казахского народа, признать направление изучения как одной из основных функций слова. В учебном курсе формировать принцип овладения его методологическим характером, правильно определяющим обоснование производного слова. Дисциплина направлена на рассмотрение основных теоретических направлений словообразования, методических особенностей его преподавания.

Поэтика фольклора и анализ текста
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность объяснять особенности построения, языка и анализа произведений фольклора. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для понимания поэтики произведений различных жанров фольклора. Дисциплина направлена на изучение основных методов и приемов анализа произведений устного народного творчества.

Просветительские идеи в литературе Алаш
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность понимать и описывать основные идеи и проблемы литературы Алаш, ее роль и значение в профессиональной деятельности филолога. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу применения идей литературы Алаш в процессе духовного и нравственного воспитания молодежи. Дисциплина направлена изучение трудов представителей Алаш, особенностей их мировоззрения и мировосприятия.

Риторика и Speech Writing
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель предмета сформировать теоретические и практические единицы в области спичрайтинга, подготовить будущих специалистов к практической работе в сфере спичрайтинга. Учебный курс формирует теоретико-методологические возможности спичрайтинга в решении социальных проблем, стоящих перед современным обществом. Предмет ориентирован на изучение типов публичного выступления и жанров спичрайтинга.

Современный книжный рынок и образование
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать общее представление об этапах и особенностях существования книжного рынка в РК и за рубежом системе, понятиях, принципах, направлениях. В учебном курсе изучаются основные институты книжного дела и образования, аудитория тех или иных изданий. Дисциплина направлена на освоение навыков интерпретации внешнего облика книги в связи с ее содержанием и потенциальной читательской аудиторией, понимания причин популярности тех или иных изданий, а также места феномена книги и чтения в современной культуре.

Теоретические основы изучения истории казахской литературы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: всестороннее изучение характера процесса становления и развития литературы, движущей силы, причин возникновения литературных явлений, связи Национального историко-литературного движения с историко-литературными движениями других стран. Вместе с тем, учебный курс формирует теоретико-методологическую основу изучения, анализа сущности художественных явлений в литературе, основных направлений изучения литературного творчества, творчества писателей.

Приведены данные за 2022-2025 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2022-2025 гг.