Магистратура
Русский язык и литература

Русский язык и литература

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр педагогических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ON1
Проводить практические занятия по русскому языку и литературе, лекционные, семинарские занятия по филологическим дисциплинам в вузе, открытые занятия и плановые учебные мероприятия, используя инновационные и интерактивные технологии и методики преподавания.
ON2
Разрабатывать рабочие учебные планы, календарные тематические планы, планы открытых занятий, УМК читаемых курсов и др.; составлять методические рекомендации по формам контроля знаний обучающихся по русскому языку и литературе, а также авторские курсы под руководством научного наставника.
ON3
Руководить научно-исследовательскими проектами обучающихся(проектами, публикациями, участием в работе конференций, дипломными работами и др.) в русле научных парадигм современного русского языка и литературы.
ON4
Генерировать полученные научные знания в собственное научное исследование по лингвистике и литературоведению в докторантуре PhD; находить технологические решения научной проблемы в новых и незнакомых контекстах; аргументированно представлять полученные результаты и выводы на научной презентации или защите.
ON5
Проводить занятия по русскому языку и литературе при помощи дистанционных образовательных технологий с системой итогового контроля знаний; разрабатывать методику обучения русскому языку и литературе посредством площадок МООК, электронных учебников, сайтов и других интернет-ресурсов.
ON6
Использовать в практике преподавания русского языка и литературы мультимедийные технологии и медиаресурсы образовательных сервисов; дифференцировать и оценивать инновационные мультимедийные технологии, способствующие активизации процесса обучения.
ON7
Разрабатывать план стратегического развития образовательной организации, прогнозы эффективной работы педагогического коллектива, мотивационно-стимулирующие мероприятия для педагогов и административно-управленческого персонала; внедрять инновации для повышения эффективности учебного процесса образовательной организации.
ON8
Создавать, редактировать, реферировать, систематизировать и трансформировать тексты различной степени сложности (в том числе, тексты деловой документации, рекламные и пропагандистские); осуществлять публичные выступления, межличностную, межкультурную коммуникации с применением навыков ораторского искусства.
ON9
Разрабатывать план профессионально ориентированных мероприятий с привлечением работодателей, представителей различных объединений и организаций, используя навыки взаимодействия с профессиональным сообществом в сфере образования и эффективного общения в рамках трехъязычия.
ON10
Проводить духовно-нравственные мероприятия на основе лучших произведений русской и мировой литературы, литературные вечера, встречи, а также гражданско-патриотические и другие мероприятия, направленные на профилактику антиобщественного поведения, терроризма и экстремизма; приобщать обучающихся к системе общечеловеческих, национальных и семейных ценностей с учетом приоритетов Казахстана, демонстрируя принципы гуманной педагогики, противостояния всем видам дискриминации, приверженности здоровому образу жизни.

Паспорт программы

Название
Русский язык и литература
Шифр
7M01702
Факультет
Филологический

дисциплины

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

Институциональный дискурс: технологии изучения
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – на основе научной информации о дискурсе обучить магистрантов различным методикам его исследования и экспертизы, выбору релевантных методик анализа, описанию алгоритмов его проведения. Программа курса реализуется в формате проектного исследования и обеспечивает сформированность способности к синтезированию и трансформации филологического знания для решения образовательных и профессиональных задач.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Когнитивная лингвистика: объект, методология, метаязык
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина обучает магистрантов навыкам разработки и проведения лингвистических исследований с учетом когнитивных аспектов. Они изучают методологию исследований, сбор и анализ данных, а также применение результатов для оптимизации образовательного процесса в области современной лингвистики.

Когнитивное литературоведение: стратегии и тактики
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Курс формирует у обучающихся знания и умения использовать в научных работах перспективные методы литературоведения, их подходы, принципы исследования. Магистрантам будет предложено подробное изучение основных научных понятий, истории формирования современных теорий и концепций европейских, российских и отечественных филологических школ. Слушатели постигнут потенциал когнитивных методик анализа художественного текста.

Организация и планирование научных исследований
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: Сформировать способность планировать и проводить научное исследование в области филологии на основе знания теоретико-методологических основ организации научно-исследовательской деятельности. Учебный курс формирует научно-исследовательскую культуру будущего специалиста. Дисциплина направлена на изучение методологии проведения научного исследования, современных методик, применяемых в филологии.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Планирование лингвистических исследований
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса - сформировать представление о формах планирования, методах и технологиях лингвистических исследований. В результате изучения дисциплины магистрант способен формулировать паспортные данные исследования (актуальность, цели, задачи, новизну и т.д.); определять этапы достижения цели исследования, обосновывать методологию каждого этапа лингвистического исследования, аргументированно представлять систему полученных результатов и включать их в контекст научного знания. По успешному завершению данной дисциплины студенты будут способны: 1. формулировать паспортные данные исследования (актуальность, цели, задачи, новизну и т.д.); 2. владеть технологиям информационного поиска 3. определять этапы достижения цели исследования; 4. обосновывать методологию каждого этапа лингвистического исследования; 5. аргументированно представлять систему полученных результатов; 6. включать их в контекст научного знания. 7. Проводить экспертизу плана научного исследования. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие аспекты: - внутренняя лингвистика и методы исследования (индукции и дедукции, реконструкции и др.); - внешняя лингвистика и методы исследования (верификация, доказательство, аргументация); - корпусные методы в лингвистике; - информационный поиск по учебному проекту исследования: библиотечные и электронные ресурсы; - систематизация, анализ исследовательского материала; - описание результатов исследования; - оформление текста проекта и его презентации.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Русская классическая литература в научных исследованиях
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование способности описывать и оценивать научные интерпретации русской классики ХIХ века, для анализа и оценки важных теоретических положений и ключевых идей научных исследований, дискуссии и полемики о художественных текстах. Дисциплина направлена на изучение диалектики научных концепций, умение оценивать произведение в его современном звучании.

Русская философская проза 20-30гг. XX века
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель - формирование фундаментальных знаний о русской философской прозе, основных этапах развития, особенностях поэтики и художественного своеобразия. Дисциплина направлена на изучение традиций, динамики развития русской философской прозы указанного временного периода в контексте развития мировой литературы; внедрение новых методик изучения художественного текста философской направленности с учетом современных технологий литературоведческого исследования.

Современные направления литературоведения в Казахстане
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина предназначена для изучения современных тенденций и направлений в развитии казахстанского литературоведения. Основное внимание уделено рассмотрению различных научных подходов и школ, которые определяют актуальность исследований современных казахстанских литературоведов. Программа ориентирована на глубокое понимание современных процессов и явлений в литературом процессе Казахстана, развитие навыков критического анализа и участие в академическом дискурсе о современной литературе.

Современные направления русистики Казахстана
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина направлена на формирование системы теоретических взглядов (ученые, лингвистические школы, парадигмы) и прикладных умений в области русистики. Представляется обзор основных направлений развития казахстанской русистики. В контексте современной научной парадигмы показаны исследования, проводимые учеными, их включенность в мировое научное и образовательное пространство, общие тенденции.

Структурно-семантические технологии лингвистического анализа
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность описывать основные методы и приемы лингвистического анализа и применять их на практике. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу проведения исследований с использованием технологий структурного метода, моделирования, трансформационного, семантического, контекстологического анализа. Дисциплина направлена на изучение: основ и принципов разработки данных технологий на материале трудов Ю.М. Лотмана, М.Н. Кожиной.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Активные методы преподавания русского языка в вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование профессиональных компетенций магистров, получающих специализацию в области преподавания русского языка в школе и вузе. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: • демонстрировать знание нормативных оснований образовательного процесса и его практической организации, принципов и систем организации преподавания в школе и вузе; • описывать новейшие направления и концепции в области методики преподавания русского языка в школе и вузе; современные проблемы методической науки и образования для решения профессиональных задач на современном этапе развития высшего образования; • обосновывать выбор активных методов и приемов обучения при моделировании и проведении учебного занятия для формирования навыков творческого и критического мышления как инструмента развития профессиональных компетенций; • освоить методы исследования в методике русского языка для проведения и описания содержания и научных результатов экспериментального обучения; • анализировать результаты научных исследований, уметь применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование; • интегрировать профессиональные знания и умения, справляться со сложными вопросами планирования и использования активных методов обучения русскому языку в школе и вузе. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: организация учебного процесса (научно-исследовательская работа студентов, контроль за качеством; инновационные процессы в области образования; новые образовательные технологии; принципы и активные методы обучения русскому языку в школе и вузе; школьная, вузовская и научная грамматика: сопоставительный анализ.

Активные методы преподавания русской литературы в вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель - сформировать способность описывать и применять в практической деятельности активные методы обучения русской литературе. Курс формирует теоретико-методологическую основу понимания основных тенденций инновационной педагогики, особенностей проектирования и проведения занятий по русской литературе. Дисциплина направлена на изучение классификации методов и технологий обучения, типологии нестандартных занятий, спецификации оценивания.

Инновационные технологии исследования художественного текста
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина направлена на изучения технологии разных видов анализа художественного текста: семантического пространства (денотативного, концептуального, эмотивного), структурной организации, коммуникативной организации текста. Программа охватывает современные методы и подходы к анализу и интерпретации литературных произведений: приемы цифровой гуманитаристики, корпусной лингвистики, гипертекстуального и мультимодального анализа, интердисциплинарного и психоаналитического подхода к художественному тексту.

Информационно-образовательные технологии в преподавании литературы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность описывать современные информационно-образовательные технологии в преподавании литературы в вузе. Учебный курс формирует методическую основу понимания потенциала информационных технологий в системе предметно-ориентированного креативного обучения литературе. Дисциплина направлена на изучение: интерактивные методы преподавания; интенсификация учебного процесса и мотивация обучающихся с помощью интернет-ресурсов, мульти-медийных пособий, электронных тренажеров.

Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности в сфере языкознания
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины является формирование способностей создавать и коммерциализировать объекты интеллектуальной собственности в сфере языкознания. Дисциплина направлена на изучение системы управления интеллектуальной собственностью, определение порядка введения интеллектуального капитала как одного из основных ресурсов на основе современных методов и инструментов оценки.

Лингвистическая реализация коммуникативной функции языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание -

Литература Древнего Востока в вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и характеризовать литературу древнего Востока по текстам произведений, методическим трудам. Учебный курс формирует теоретическую базу понимания памятников литературы древнего Востока в аспекте преподавания в школе и вузе, методов изучения, для анализа, обобщения приемов и способов понимания и интерпретации. Дисциплина направлена на изучение образцов литературы древнего Востока, преподавания в школе и вузе.

Межкультурная коммуникация: стратегии и тактики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование способности описывать и оценивать специфику технологического обеспечения переговорного процесса в современном мультикультурном обществе. Дисциплина направлена на изучение современных методов исследования теории и практики межкультурной коммуникации в полиэтническом пространстве, модели коммуникации и коммуникативного акта, стратегий и тактик переговоров, манипулятивных технологий в переговорном процессе и противодействия им.

Методика преподавания русской литературы в высшей школе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и применять современные методы преподавания литературы в вузе. Учебный курс формирует теоретико-методологические основы инновационного преподавания литературы. Дисциплина направлена на изучение: методологии, принципов, методов, приемов преподавания, обобщение, систематизацию современного вузовского опыта.

Научный текст и его учебная ретрансляция
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование компетенций, необходимых магистрантам в процессе реализации образовательной программы, организации научно-исследовательской деятельности и адаптации в профессиональной среде. Содержание концептуально организовано на основе лингвистики текста в формате учебно-исследовательского проектирования. Методической доминантой определены технологии учебной ретрансляции, научной репрезентации, интерпретации и генерации нового знания. По успешному завершению данной дисциплины студенты должны быть способны: 1. описывать теоретические основы лингвистики научного текста и методологические основы работы с ним; 2. объяснять особенности когнитивного моделирования научного текста 3. рассматривать интерпретацию как инструмент рефлексии и научного моделирования; 4. использовать технологии когнитивного моделирования и картирования научной информации в процедурах репрезентации и генерации знания; 5. формулировать полученные результаты и интерпретировать их ; 6. осуществлять диагностику и правильный выбор системы методов отбора, анализа и интерпретации результатов исследования. Разрабатывать программы обучения ретрансляции научного текста для школ и вузов. При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие аспекты: - Научный текст как система знания. -Технологии обработки научного знания текста: репрезентация, интерпретация, генерация. - Текст как единица усвоения знания. - Усвоение как ментальный процесс. - Ментальное пространство текста и его когнитивная модель. - Когнитивное моделирование как средство формализации знания.

Русская литература зарубежья в вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – обозначить закономерности развития русской литературы зарубежья в вузовском преподавании дисциплины, выявить новые концепции ее изучения. Учебный курс формирует теоретико-методологические основы анализа идейно-эстетических и жанровых поисков представителей русской эмиграции, изучение творчества которых необходимо в практике преподавания русской литературы ХХ в.

Русская литература Казахстана в вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность описывать и оценивать приемы интерпретации произведений современных казахстанских писателей на уроках литературы в рамках элективного курса в вузе. Учебный курс формирует навыки исследования поэтики художественного текста. Дисциплина направлена на изучение произведений современной казахстанской литературы с целью использования в дальнейшей педагогической деятельности.

Русская философская проза начала ХХ века
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина направлена на изучения параллелей и дифференцированного отличия философской прозы указанного периода в сравнении с периодом ее становления в ХIХ веке и дальнейшей эволюции, типологию характерных приемов философской прозы и профессионально их характеризовать при помощи современного категориального аппарата; анализа эволюции моделей авторского сознания в рамках философской прозы.

Русскоязычная проза Казахстана нового времени
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина обучает магистрантов навыкам разработки и проведения научных исследований в области современной русской литературы Казахстана с учетом специфики и содержания их творчества и стилевых поисков. Они изучают методологию исследований, сбор и анализ данных, а также применение результатов для выявления своеобразия творчества и достижений ведущих писателей новой русской литературы Казахстана.

Современная русская литература зарубежья
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина обучает магистрантов навыкам проектирования, разработки и проведения научных исследований в области современного литературоведения в свете традиций преемственности развития русской литературы за рубежом. Слушатели курса углубленно изучают научно-методические основы литературоведческих исследований, специфику отбора и анализа необходимых данных и возможности использования полученных результатов в собственной деятельности.

Теоретические и методические аспекты концептологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность критически анализировать основные положения концептологии, выбирать из них наиболее адекватные для проведения собственного исследования. Учебный курс формирует теоретическую основу понимания процесса концептуализации. Дисциплина направлена на изучение структуры концепта, методики анализа концепта.

Теории и технологии преподавания лингвистических дисциплин
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - При изучении дисциплины обучающиеся будут изучать следующие аспекты: особенности применения цифровых технологий в обучении русскому языку; современные онлайн технологии в образовательном процессе для успешной работы на уроках русского языка с учетом индивидуального подхода к учащимся; игровые интерактивные методики обучения; виды виртуальных онлайн досок и их классификация; эффективные онлайн-ресурсы для создания интерактивных учебных материалов.

Теории и технологии преподавания литературоведческих дисциплин
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина направлена на углубленное знакомство с современными методами и средствами использования цифровых технологий для обогащения процесса обучения русской литературе и предусматривает изучение различных аспектов применения компьютерных программ, интерактивных онлайн-ресурсов, мультимедийных материалов и других цифровых инструментов в учебном процессе.

Технологии лингвистических исследований
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Курс выстроен в соответствии с понятием «научная парадигма», что и определяет включение в содержание курса технологий ключевых научных направлений филологии: структурно-семантического, когнитивного, коммуникативного, дискурсивного и др. Особое внимание уделяется технологиям интерпретации и описания результатов исследования.

Технологии литературоведческих исследований
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина ориентирована на углубленное изучение научных подходов к анализу художественных произведений и на освоение современных технологических инструментов, применяемых в литературоведческих исследованиях. Программа предусматривает обзор основных классических и инновационных технологий исследования текста, изучение возможностей использования цифровых инструментов для анализа и визуализации литературных данных, развитие навыков анализа и интерпретации текстов через выполнение исследовательских проектов и кейс-стади.

Экология языка и речи
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Экология языка и речи изучает факторы, негативно влияющие на развитие и использование языка, способствует изысканию путей и способов обогащения языка и совершенствования практики речевого общения. Экология языка лежит в основе языковой политики государства в сферах образования, юриспруденции, переговорных процессов, делопроизводства и в деятельности средств массовой коммуникации.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.