Магистратура
Русский язык и литература

Русский язык и литература

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр педагогических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ON1
Проводить практические занятия по русскому языку и литературе, лекционные, семинарские занятия по филологическим дисциплинам в вузе, открытые занятия и плановые учебные мероприятия, используя инновационные и интерактивные технологии и методики преподавания.
ON2
Разрабатывать рабочие учебные планы, календарные тематические планы, планы открытых занятий, УМК читаемых курсов и др.; составлять методические рекомендации по формам контроля знаний обучающихся по русскому языку и литературе, а также авторские курсы под руководством научного наставника.
ON3
Руководить научно-исследовательскими проектами обучающихся(проектами, публикациями, участием в работе конференций, дипломными работами и др.) в русле научных парадигм современного русского языка и литературы.
ON4
Генерировать полученные научные знания в собственное научное исследование по лингвистике и литературоведению в докторантуре PhD; находить технологические решения научной проблемы в новых и незнакомых контекстах; аргументированно представлять полученные результаты и выводы на научной презентации или защите.
ON5
Проводить занятия по русскому языку и литературе при помощи дистанционных образовательных технологий с системой итогового контроля знаний; разрабатывать методику обучения русскому языку и литературе посредством площадок МООК, электронных учебников, сайтов и других интернет-ресурсов.
ON6
Использовать в практике преподавания русского языка и литературы мультимедийные технологии и медиаресурсы образовательных сервисов; дифференцировать и оценивать инновационные мультимедийные технологии, способствующие активизации процесса обучения.
ON7
Разрабатывать план стратегического развития образовательной организации, прогнозы эффективной работы педагогического коллектива, мотивационно-стимулирующие мероприятия для педагогов и административно-управленческого персонала; внедрять инновации для повышения эффективности учебного процесса образовательной организации.
ON8
Создавать, редактировать, реферировать, систематизировать и трансформировать тексты различной степени сложности (в том числе, тексты деловой документации, рекламные и пропагандистские); осуществлять публичные выступления, межличностную, межкультурную коммуникации с применением навыков ораторского искусства.
ON9
Разрабатывать план профессионально ориентированных мероприятий с привлечением работодателей, представителей различных объединений и организаций, используя навыки взаимодействия с профессиональным сообществом в сфере образования и эффективного общения в рамках трехъязычия.
ON10
Проводить духовно-нравственные мероприятия на основе лучших произведений русской и мировой литературы, литературные вечера, встречи, а также гражданско-патриотические и другие мероприятия, направленные на профилактику антиобщественного поведения, терроризма и экстремизма; приобщать обучающихся к системе общечеловеческих, национальных и семейных ценностей с учетом приоритетов Казахстана, демонстрируя принципы гуманной педагогики, противостояния всем видам дискриминации, приверженности здоровому образу жизни.

Паспорт программы

Название
Русский язык и литература
Шифр
7M01702
Факультет
Филологический

дисциплины

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, с целью общения в межкультурной, профессиональной и научной среде. Магистрант должен уметь интегрировать новую информацию, понимать организацию языков, взаимодействовать в социуме, отстаивать свою точку зрения.

Институциональный дискурс: технологии изучения
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – на основе научной информации о дискурсе обучить магистрантов различным методикам его исследования и экспертизы, выбору релевантных методик анализа, описанию алгоритмов его проведения. Программа курса реализуется в формате проектного исследования и обеспечивает сформированность способности к синтезированию и трансформации филологического знания для решения образовательных и профессиональных задач.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Возникновение и развитие философии. Возникновение философии. Предмет и метод философии. Исторические типы философии. Основы философского понимания мира. Проблема бытия. Онтология и метафизика. Сознание и язык. Познание и творчество. Научное и вненаучное знание. Наука и техника.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: предоставить педагогические теории и практические стратегии для эффективного преподавания в высшем образовании, развития критического мышления и академических успехов. В курсе изучаются методы обучения, разработка учебных программ, методы оценки и стратегии управления аудиторией, которые готовят преподавателей к созданию инклюзивной и стимулирующей среды обучения.

Планирование лингвистических исследований
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса - сформировать представление о формах планирования, методах и технологиях лингвистических исследований. В результате изучения дисциплины магистрант способен формулировать паспортные данные исследования (актуальность, цели, задачи, новизну и т.д.); определять этапы достижения цели исследования, обосновывать методологию каждого этапа лингвистического исследования, аргументированно представлять систему полученных результатов и включать их в контекст научного знания. По успешному завершению данной дисциплины студенты будут способны: 1. формулировать паспортные данные исследования (актуальность, цели, задачи, новизну и т.д.); 2. владеть технологиям информационного поиска 3. определять этапы достижения цели исследования; 4. обосновывать методологию каждого этапа лингвистического исследования; 5. аргументированно представлять систему полученных результатов; 6. включать их в контекст научного знания. 7. Проводить экспертизу плана научного исследования. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие аспекты: - внутренняя лингвистика и методы исследования (индукции и дедукции, реконструкции и др.); - внешняя лингвистика и методы исследования (верификация, доказательство, аргументация); - корпусные методы в лингвистике; - информационный поиск по учебному проекту исследования: библиотечные и электронные ресурсы; - систематизация, анализ исследовательского материала; - описание результатов исследования; - оформление текста проекта и его презентации.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Русская классическая литература в научных исследованиях
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование способности описывать и оценивать научные интерпретации русской классики ХIХ века, для анализа и оценки важных теоретических положений и ключевых идей научных исследований, дискуссии и полемики о художественных текстах. Дисциплина направлена на изучение диалектики научных концепций, умение оценивать произведение в его современном звучании.

Русская философская проза 20-30гг. XX века
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель - формирование фундаментальных знаний о русской философской прозе, основных этапах развития, особенностях поэтики и художественного своеобразия. Дисциплина направлена на изучение традиций, динамики развития русской философской прозы указанного временного периода в контексте развития мировой литературы; внедрение новых методик изучения художественного текста философской направленности с учетом современных технологий литературоведческого исследования.

Структурно-семантические технологии лингвистического анализа
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность описывать основные методы и приемы лингвистического анализа и применять их на практике. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу проведения исследований с использованием технологий структурного метода, моделирования, трансформационного, семантического, контекстологического анализа. Дисциплина направлена на изучение: основ и принципов разработки данных технологий на материале трудов Ю.М. Лотмана, М.Н. Кожиной.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Активные методы преподавания русского языка в вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование профессиональных компетенций магистров, получающих специализацию в области преподавания русского языка в школе и вузе. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: • демонстрировать знание нормативных оснований образовательного процесса и его практической организации, принципов и систем организации преподавания в школе и вузе; • описывать новейшие направления и концепции в области методики преподавания русского языка в школе и вузе; современные проблемы методической науки и образования для решения профессиональных задач на современном этапе развития высшего образования; • обосновывать выбор активных методов и приемов обучения при моделировании и проведении учебного занятия для формирования навыков творческого и критического мышления как инструмента развития профессиональных компетенций; • освоить методы исследования в методике русского языка для проведения и описания содержания и научных результатов экспериментального обучения; • анализировать результаты научных исследований, уметь применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование; • интегрировать профессиональные знания и умения, справляться со сложными вопросами планирования и использования активных методов обучения русскому языку в школе и вузе. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: организация учебного процесса (научно-исследовательская работа студентов, контроль за качеством; инновационные процессы в области образования; новые образовательные технологии; принципы и активные методы обучения русскому языку в школе и вузе; школьная, вузовская и научная грамматика: сопоставительный анализ.

Активные методы преподавания русской литературы в вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель - сформировать способность описывать и применять в практической деятельности активные методы обучения русской литературе. Курс формирует теоретико-методологическую основу понимания основных тенденций инновационной педагогики, особенностей проектирования и проведения занятий по русской литературе. Дисциплина направлена на изучение классификации методов и технологий обучения, типологии нестандартных занятий, спецификации оценивания.

Информационно-образовательные технологии в преподавании литературы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность описывать современные информационно-образовательные технологии в преподавании литературы в вузе. Учебный курс формирует методическую основу понимания потенциала информационных технологий в системе предметно-ориентированного креативного обучения литературе. Дисциплина направлена на изучение: интерактивные методы преподавания; интенсификация учебного процесса и мотивация обучающихся с помощью интернет-ресурсов, мульти-медийных пособий, электронных тренажеров.

Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности в сфере языкознания
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины является формирование способностей создавать и коммерциализировать объекты интеллектуальной собственности в сфере языкознания. Дисциплина направлена на изучение системы управления интеллектуальной собственностью, определение порядка введения интеллектуального капитала как одного из основных ресурсов на основе современных методов и инструментов оценки.

Лингвистическая реализация коммуникативной функции языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание -

Литература Древнего Востока в вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и характеризовать литературу древнего Востока по текстам произведений, методическим трудам. Учебный курс формирует теоретическую базу понимания памятников литературы древнего Востока в аспекте преподавания в школе и вузе, методов изучения, для анализа, обобщения приемов и способов понимания и интерпретации. Дисциплина направлена на изучение образцов литературы древнего Востока, преподавания в школе и вузе.

Межкультурная коммуникация: стратегии и тактики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование способности описывать и оценивать специфику технологического обеспечения переговорного процесса в современном мультикультурном обществе. Дисциплина направлена на изучение современных методов исследования теории и практики межкультурной коммуникации в полиэтническом пространстве, модели коммуникации и коммуникативного акта, стратегий и тактик переговоров, манипулятивных технологий в переговорном процессе и противодействия им.

Методика преподавания русской литературы в высшей школе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и применять современные методы преподавания литературы в вузе. Учебный курс формирует теоретико-методологические основы инновационного преподавания литературы. Дисциплина направлена на изучение: методологии, принципов, методов, приемов преподавания, обобщение, систематизацию современного вузовского опыта.

Научный текст и его учебная ретрансляция
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование компетенций, необходимых магистрантам в процессе реализации образовательной программы, организации научно-исследовательской деятельности и адаптации в профессиональной среде. Содержание концептуально организовано на основе лингвистики текста в формате учебно-исследовательского проектирования. Методической доминантой определены технологии учебной ретрансляции, научной репрезентации, интерпретации и генерации нового знания. По успешному завершению данной дисциплины студенты должны быть способны: 1. описывать теоретические основы лингвистики научного текста и методологические основы работы с ним; 2. объяснять особенности когнитивного моделирования научного текста 3. рассматривать интерпретацию как инструмент рефлексии и научного моделирования; 4. использовать технологии когнитивного моделирования и картирования научной информации в процедурах репрезентации и генерации знания; 5. формулировать полученные результаты и интерпретировать их ; 6. осуществлять диагностику и правильный выбор системы методов отбора, анализа и интерпретации результатов исследования. Разрабатывать программы обучения ретрансляции научного текста для школ и вузов. При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие аспекты: - Научный текст как система знания. -Технологии обработки научного знания текста: репрезентация, интерпретация, генерация. - Текст как единица усвоения знания. - Усвоение как ментальный процесс. - Ментальное пространство текста и его когнитивная модель. - Когнитивное моделирование как средство формализации знания.

Русская литература зарубежья в вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – обозначить закономерности развития русской литературы зарубежья в вузовском преподавании дисциплины, выявить новые концепции ее изучения. Учебный курс формирует теоретико-методологические основы анализа идейно-эстетических и жанровых поисков представителей русской эмиграции, изучение творчества которых необходимо в практике преподавания русской литературы ХХ в.

Русская литература Казахстана в вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность описывать и оценивать приемы интерпретации произведений современных казахстанских писателей на уроках литературы в рамках элективного курса в вузе. Учебный курс формирует навыки исследования поэтики художественного текста. Дисциплина направлена на изучение произведений современной казахстанской литературы с целью использования в дальнейшей педагогической деятельности.

Теоретические и методические аспекты концептологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность критически анализировать основные положения концептологии, выбирать из них наиболее адекватные для проведения собственного исследования. Учебный курс формирует теоретическую основу понимания процесса концептуализации. Дисциплина направлена на изучение структуры концепта, методики анализа концепта.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.