Докторантура
Религиоведение

Религиоведение

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений исследования в области религиоведения, основ современной методологии исследования гуманитарного знания и особенностей религиоведческих, антропологических проблем, специфики процессов и явлений в социокультурной ситуации современного мира в рамках современных научных парадигм в области профессиональной деятельности;
2. проводить критический анализ и оценку современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
3. организовывать и управлять деятельностью в отделах по связи с религиозными объединениями в государственных организациях, на укрепление общей гражданской идентичности казахстанского общества, сохранение этнокультурного многообразия народов Казахстана;
4. осуществлять деятельность, направленную на обеспечение межнационального, межконфессионального согласия, гармонию межэтнических отношений, профилактику конфликтов на этнической и религиозной почве;
5. участвовать в работе казахстанских и международных исследовательских коллективов по решению научных и образовательных задач в области религиоведения;
6. разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий и внеаудиторной работы по религиоведческим дисциплинам в организациях высшего образования с применением образовательных технологий и методик обучения на основе их критического осмысления;
7. пкритически и рационально проводить квалифицированные заключения религиоведческой экспертизы, по актуальным проблемам в религиоведческой сфере с учетом опыта международных и зарубежных исследований экспертизы религиоведческих исследований, делать прогнозы и выдавать рекомендации и заключения;
8. осуществлять самостоятельные научные исследования на основе адекватного объекту исследования материала, выбора методологии с проекцией на развитие перспективных актуальных тем и проблем в области религиоведческого знания, их исследовательская разработка на основе современных теоретико-методологических подходов и информационных технологий;
9. использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках;
10. критически оценивать сложившиеся концептуальные подходы в области организации процессов взаимодействия религиозных организаций традиционных религий и современных религиозных движений и культов современного казахстанского общества, на основе сравнительных исследований провести самостоятельный анализ религиоведческих задач, систематизировать полученные данные и разработать новый вариант решения и интерпретации научной проблемы;
11. анализировать и оценивать методологические принципы и теоретические нарративы концептуальных подходов по воспитанию толерантности, ведущих научных школах мира, синтезировать новые идеи и интерпретировать результаты в форме научного доклада или отчета;
12. использовать профессиональные знания при проведении консультаций по различным вопросам религии и деятельности религиозных объединений.

Паспорт программы

Название
Религиоведение
Шифр
8D02203
Факультет
Философии и политологии

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины формирование способностей структурированного изложения собственных идей, создавать научные и научно-информационные тексты различных видов с учетом специфики академического дискурса. Дисциплина раскрывает научность, достоверность, новизну, актуальность, особенности структуры, логики, специфики научного стиля. Приемы анализа нормативно-стилистических ошибок в НТ. Создание научных текстов в соответствии с выбранным профилем, темой докторской диссертации

Взаимоотношения государства и религии
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность критически анализировать, прогнозировать, конструиро-вать возможные пути, способы построения, взаимоотношения государства и религии; выработать мето-дические рекомендации по внесению инновационных элементов в модернизацию взаимоотношения государства и религии. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: . систематизировать и интерпретировать теоретико-методологические подходы изучения взаимоотноше-ния государства и религии, логику изменения их тематики, методы и принципы их анализа и концептуа-лизации; 2. формулировать проблемы и задачи исследований оптимального соотношения религиозных и государ-ственных правовых норм, основные модели взаимодействия государства и религии; 3. координировать процесс внедрения результатов исследований правовых норм в социальные програм-мы; 4. использовать в профессиональной деятельности современные научные достижения, методы научных исследований в решении практических научных, редакционных задач; 5. преподавать религиоведческие дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне; 6. прогнозировать возможные последствия социального, правового плана развития государственно-конфессиональных отношений; 7. разрабатывать новые модели по реконструированию стратегии в области государственной религиозной политики; 8. прогнозировать тенденции и противоречия развития государственно-конфессиональных отношений, обобщать мировой опыт государственно- конфессиональных отношений. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: историография взаимодействие всей системы социальных институтов казахстанского общества и религиозных объединений; правовые основы деятельности новых религиозных движений, в том числе деструктивной направленности; перспективы развития конфессионально-государственных отношений в различных сферах жизни об-щества, принципы взаимоотнощения государства и религии.

Методы и технологии изучения религиоведческих теорий
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность визуализировать системное понимание, концептуальных программ, теоретических проблем, методологических подходов, методов исследования методологии религиоведения; анноти-ровать методологический материал; координировать процесс внедрения их результатов в социальные программы. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. визуализировать системное понимание в области изучения предметной области, концептуальных программ, тео-ретических проблем, методологических подходов, методов исследования методологии религиоведения; 2. осуществлять поиск, сопоставлять сравнивать, выявлять особенности в использования методов религиоведче-ского анализа, полевых исследований, методов изучения традиционных религиозных сообществ, современных религиозных движений и культов; 3. аннотировать методологический материал методологического характера; 4. планировать научный и синергетический эффект исследовательских проектов; 5. координировать процесс внедрения их результатов в социальные программы; 6. систематизировать и обобщать полученные результаты составлять дневниковые записи наблюдения, аналитиче-ские записки и отчеты, рекомендации по реконструированию, модернизации научной, научно -популярной, учебной информации на основе когнитивных и объяснительных возможностей религиоведческих теорий; 7. организовывать поэтапно объем и варианты работы по изучению религиозного объекта или сообщества, в обоснованной и аргументированной форме подготовить научный доклад по результатам исследования на основе критической оценки и интерпретации работ научных авторитетов и представить рационально обоснованный прогноз по объекту исследования; 8. критически оценивать и эффективно применять инновационные методы религиоведческого анализа и с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий для обработки информации об объекте исследования. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: инновационные методы религиоведческого анализа с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий для обработки информации об объекте исследования, методологический ресурс религиоведения. Теории и методы современного религиоведения, основные для ХХ столетия концепции развития науки о религии. Основные периоды исторического развития религиоведения, основные этапы развития и формирования проблематики религиоведческих исследований на Западе, странах Азии, СНГ.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель формирование творческих способностей докторантов в сфере избранного направления подготовки, овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации, способности планирования, организации и поэтапного проведения научно-исследовательской деятельности, проектирования и осуществления комплексных исследований, научно-экспериментальной работы с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой научно-квалификационной работы (диссертации).

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Актуальные проблемы науки о религии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины Цель дисциплины сформировать способности критического анализа современной религиоведческой, философской, социально-политической, психологической проблематики, основных тенденциях изменения в гуманитарных науках. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. использовать знание природы и специфики современных религиоведческих проблем, места религиоведения в культуре нашего времени, основных тенденций ее развития; 2. критически анализировать религиоведческую, философскую, социально-политическую и научную литературу, на основании научного анализа тенденций социального, экономического и духовного развития общества; 3. обобщать основные современные концепции мирового и отечественного религиоведения, их главных авторов, школ и направлений, концептуальных различий между ними, основного содержания религиоведческих дискуссий современно-сти; 4. формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; 5. прогнозировать и выдавать рекомендации по религиоведческим проблемам; 6. формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие уг-лубленных профессиональных знаний; 7. обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; 8. внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с основами предметной области. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Понятие «науки о религии». Возникновение науки о духе. Теоретические принципы гуманитарных наук (Кант, Гегель, Конт, Дильтей, Риккерт, Кассирер). Принципы исследования объекта в науках о человеке. Понятие «рациональности» и его границы. Специфика исследования истины и «истинности» в XX в. Проблема «концептуального каркаса»; конвенционализм и метаязыки. Количественные функции как объект научного исследования.

Антропологический дискурс в современной религиозной философии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины Цель дисциплины сформировать способность критического анализа современных аспектов ре-лигиозной антропологии, осуществлять сравнительный анализ различных религиозно-антропологических концеп-ций, проводить исторические параллели религиозно-антропологических концепций. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. визуализировать основные этапы религиозной философско-антропологической мыс¬ли, основные религиозно-антропологические концепции современности, фундаментальные теоретические проблемы в философской антропо-логии; 2. восстанавливать и сопоставлять современные религиозно-антропологические концепции; 3. аннотировать системное понимание адекватности применения теоретических принципов и методов религиоз-ной антропологии к современным вызовам цивилизации, критического отношения к альтернативным антропологи-ческим гипотезам, критически обосновывать логику доказательств и изложения современных проблем антропологи-ческого дискурса; 4. графически представлять системное понимание методологических подходов в философской и религиозной ан-тропологии, показать профессиональный уровень освоения методов, базовых принципов, категориального аппарата философского и религиозного дискурса; 5. разрабатывать научную программу исследования теоретических подходов в изучении современных зарубежных антропологических исследований, адаптировать методологию зарубежных антропологических исследований применительно к культурным особенностям казахстанского общества; 6. критически анализировать современные аспекты в религиозной антропологии и осуществлять сравнительный анализ различных религиозно-антропологических концепций, проводить исторические параллели с классическими религиозно-антропологическими концепциями; 7. анимировать экспертную работу по профилю своей специальности и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями 8. иллюстрировать навыки работы с методикой сравнительного анализа, социального моделирования и прогнозирования развития религиозной антропологии. Дисциплина формирует знания в области религиозной антропологии, теории и истории религиозных и философских учений о человеке. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Введение в религиозную антропологию. Проблема происхождения человека в философии и науке. Основные идеи философскоантропологии современности как зарубежной и отечественной мысли. Антропологический дискурс в тюркском мире. Теории и истории религиозных учений о человеке дает ориентиры в духовных исканиях личности и в практической жизни, в отношениях с другими людьми, в профессиональной деятельности религиоведа, философа, преподавателя, политика, журналиста, администратора, государственного служащего.

Ислам в традиционном казахском обществе в современной интерпретации
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность анализировать с позиций исторической объективности и современных методологических подходов сущности ислама, оценивать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций традиционного казахского общества. При завершении изучения дисциплины докторант способен: 1. оценивать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций современных реалий; 2. организовать и руководить работой координационных структур и осуществлять представительско-посреднические функции в различных областях профессиональной деятельности; 3. выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функциони-рование общественно-политических институтов в странах региона специализации; 4. работать с основными принципами и методами проведения научных исследований ислама и в научно-исследовательских проектах. 5. оценивать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций традиционного казахского общест-ва; 6. критически интерпретировать обширный источниковедческий базовый, теоретический и классический материа-лы; 7. разрабатывать методические материалы, читать лекционные курсы и вести семинарские занятия по исламу; 8 обрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы и работать в научно-исследовательских проектах в области религиоведения. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: религиозные традиции в историко-культурном пространстве Казахстана; сущность ханафитской методологии и идеологии и его влияние на религиозное сознание казахов; основные источники ислама, идейные основы и основополагающие принципы ислама суннитского толка в рамках толкований ханафитского мазхаба; соотношение ислама и традиций в рамках суннизма ханафитского толка; феномен универсальности и инклюзивности, свойственные духовному наследию и религиозным традициям казахов; место женщины в традиционном казахском обществе.

Исламофобия и стереотипы на религиозной почве
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать основные направления по проблеме исламофобии и стереотипов на религиозной почве. В результате изучения дисциплины докторант способен: 1. проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения в изучении исламского вероучения и исламских концептуальных доктрин; 2. критически определять стереотипные подходы к изучению ислама; 3. анализировать контексты возникновения исламофобии, проблемы и вопросы исламоведческого дискурсов в изу-чении феномена исламофобии; 4. использовать герменевтические подходы и методы исламской компаративистики при аналитике текстов; 5. оценивать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций современных реалий; 6. организовать и руководить работой координационных структур и осуществлять представительско-посреднические функции в различных областях профессиональной деятельности; 7. выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функциони-рование общественно-политических институтов в странах региона специализации; 8. работать с основными принципами и методами проведения научных исследований ислама и в научно-иВыработать у докторантов способность обрабатывать, анатировать, создавать, анализировать сложные явления и тенденции в сфере политической, религиозной жизни. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: исламофобия и стереотипы в религиозном про-странстве Казахстана; сущность исламофобии и идеологии ее возникновения; влияние исламофобии на религиозное сознание; основные источника ислама; идейные основы и основополагающие принципы ислама суннитского толка в рамках толкований ханафтиского мазхаба; соотношение ислама и традиций в рамках суннизма ханафитского толка; ключевые различия между мировоззрением ислама «ханафитского толка», «политическим исламом» и религиозным либерализмом.

Конфликтология в духовной сфере
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность системного анализа специфики данной дисциплины, основных под-ходов к пониманию конфликтов в духовной сфере. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. разрабатывать и адаптировать важный процесс исследований с научной целостностью основные типах философ-ской методологии конфликтологии; 2. критически анализировать и оценивать современные научные достижения, генерировать новые идеи при реше-нии исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; 3. осуществлять научно-исследовательскую деятельность в профессиональной области с использованием современ-ных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий; 4. различать позитивистской, прагматистской и биологизаторской конфликтологий как основных методологических типов, определяющих практику анализа конфликтов в духовной сфере; 5. по тематике своей области исследования с равными по статусу, широким научным сообществом и обществом вес-ти дискуссию о проблемах, связанных с конфликтами в духовной сфере; 6. применять в профессиональной деятельности технологии управления конфликтами в духовной жизни; 7. разрабатывать и адаптировать новейший отечественный и зарубежный опыт формирования программы социоло-гического исследования с научной целостностью; 8. исследовать специфику различных типов конфликтов в духовной жизни. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: связь духа и религии, сравнение понимания духа в архаических религиях, национальных и мировых религиях и секуляризированном мире. Конфликтологический подход к анализу духовной сферы общества. Понятие, основные типы и проблемы конфликтов в духовной сфере. Типы конфликтов духовной сферы: ценностный конфликт, мировоззренческий конфликт, этический конфликт, идеологический конфликт, конфликт верований, конфликт традиций и инноваций, конфликт духовной культуры.

Новые религиозные движения
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины формирование способности критического анализа методологических принципов становления, образования основных видов, смыслов культовой практики, содержании, структуре, особенностях религиозного вероучения новых религиозных движений современности. По успешному завершению данного курса докторант способен: 1. выделять с позиций современного религиоведения характеристику вероучительные и иные особенности конкрет-ного типа новых религиозных образований, их место в жизни казахстанского общества, приобретение опыта анализа степени, форм, и способов распространения новых религиозных движений среди различных слоев населения, в том числе молодежи. 2. восстанавливать причины возникновения, историю, организацию, вероучения и деятельность новых религиоз-ных движений в современном мире, как на Западе, так и в Казахстане; 3. разъяснять государственно–правовое регулирование деятельности новых религиозных движений; 4. рецензировать содержание и основные идеи текстов первоисточников по новым религиозным движениям; 5. структурировать системное понимание основных методологических подходов и концептуальные программы ис-следований основных точек зрения на природу Новых Религиозных Движений, их классификации, освоение методов анализа основных этапов исторического развития и современных особенностей Новых Религиозных Движений; 6. рецензировать и разрабатывать методические рекомендации по прогнозированию ожидаемых изменений в рели-гиозном поведении, сознания и коммуникации народов Казахстана, Центральной Азии; 7. синтезировать комплекс методов исследований различных особенностей учений новых религиозных движений; 8. критически анализировать и оценивать методологические принципы и основные виды и смыслы культовой практики, содержании, структуры и особенности религиозного вероучения НРД, на их базе синтезировать их идеи и интерпретировать результаты в форме научного доклада или отчета. Курс формирует способность анализировать результаты исследований, посвященными НРД и осуществлять религиоведческие исследования в данной области. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Классификация новых религиозных движений. Распространения и активность новых религиозных движений. Современное религиозное сектантство. Неохрисианские течения. Церковь последнего завета. Адвентисты Седьмого дня. Евангельские христиане. Свидетели Иеговы. «Церковь Иисуса Христа святых по-следних дней» (мормоны). Современные исламские течения. Новые исламские движения в Казахстане. Всемирная Ахмадийская мусульманская община. Течение Бахай и др.

Онтология религиозного сознания и религиозных традиций казахского народа
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать умение заниматься историко-логическим, герменевтическим и компаративистским анализом при изучении феномена религиозной традиции и религиозного сознания. В результате изучения дисциплины докторант способен: 1. мониторить методологические приемы в изучении феномена традиции, традиционализма, а также диалогического конструирования современной культурной парадигмы Казахстана, основанной на взаимодействии традиций и модерна; 2. систематезировать обширный источниковедческий базовый, теоретический и классический материал; 3. анализировать проблемы и вопросы онтологии религиозных традиций и их значение в формировании толерантного религиозного сознания; 4. применять фундаментальные работы тюркологов, исламоведов, религиоведов с позиции современных методоло-гических установок; 5. обрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы; 6. проектировать учебно-методические документации по учебным дисциплинам в соответствии с профилем подго-товки; 7. раскрыть место и значение языка и символа в гносеологической модели религиозного сознания; 8. исследовать состояние современного религиозного сознания и раскрыть влияние на него манипулятивных техно-логий. Курс направлен на разработку современного научно-философского миропонимания и методологии сознания, имеющего важное мировоззренческое значение для развития науки и всей культуры, а также для повышения теоретического уровня преподавания курса в высших учебных заведениях. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: теоретико-методологическая база и категориаль-но-понятийный аппарат религиоведческих дисциплин; историческое, духовное и социо-культурное значение религиозных традиций в культурном пространстве Казахстана; основные исторические источники, выявляющие онтологическое присутствие религиозно-духовных традиций; феномен религиозной традиции и религиозного сознания в Казахстане; потенциал тюркской и исламской традиции в формировании культурного и религиозного ландшафта Казахстана.

Основные парадигмальные контексты ханафитского мазхаба
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – изучение ханафитского мазхаба и его роли в развитии толерантного религиозного сознания казахстанского общества. При завершении изучения дисциплины докторант способен: - проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целост-ного системного научного мировоззрения в изучении исламского вероучения и исламских концептуальных доктрин; - критически определять стереотипные подходы к изучению ислама; - анализировать основные парадигмальные контексты ханафитского мазхаба; - использовать герменевтические подходы и методы исламской компаративистики при аналитике текстов; - обрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы; - критически оценивать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций современных реалий; - разрабатывать методические материалы, читать лекционные курсы и вести семинарские занятия; - работать в научно-исследовательских проектах в области религиоведения, синтезировать новые идеи и интерпре-тировать результаты в форме научного доклада или отчета. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Ханафитский мазхаб в исторических и политиче-ских контекстах; источники права, используемые учением ханафийа: Коран, Сунна, иджмы сподвижников пророка, индивидуальные мнения сподвижников пророка, кийяс (дедукция по аналогии), истихсан (предпочтение), урф (местный обычай); зарубежный опыт исследования ханафитского мазхаба и его значение для объективной реконструкции ислама; труды Абу Ханифы и их историческое значение; восприятие и оценка ханафитского мазхаба в Казахстане; возможности ислама ханафитского мазхаба для солидаризации мусульман и упрочения межконфессионального согласия.

Религии в современном мире
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины формирование способностей критического анализа основных этапов, закономерностей исторического развития религии, углубленного профессионального изучения процессов становления развития, распространение и современное состояния религии. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. анализировать основные этапы и закономерности исторического развития религии в обществе для формирования гражданской позиции; 2. применять полученные знания в повседневной деятельности, при оценке явлений культурной, социальной и политической жизни; 3. выявлять специфику традиционной, реформистской и новой формы религиозной деноминации с целью изучения про-цесса сакрализации и секуляризации религиозной жизни; 4. синтезировать комплекс методов исследований различных школ религиоведения, адаптировать их применительно к опыту межэтнического общения народов Казахстана, использовать их при решении задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления; 5. разрабатывать поэтапный объем изучаемого материала, корректировать и разрабатывать комплексную программу по укреплению и гармонизации межконфессиональных и межэтнических отношений на разных уровнях (об-ластном, региональном, местном), обобщать, сравнивать, классифицировать полученные результаты, умение применять наработанные методы для воспитания толерантности; 6. критически анализировать и оценивать методологические принципы и теоретические нарративы концепту-альных подходов по воспитанию толерантности, ведущих научных школах мира, на их базе синтезировать новые идеи и интерпретировать результаты в форме научного доклада или отчета; 7. оценивать письменные источники, устные предания, религиозные артефакты, критически их рецензировать с це-лью разработки методических рекомендаций по прогнозированию ожидаемых изменений в этнорелигиозной ситуа-ции в стране и составления прогнозов ее развития в коммуникациях коренных народов Казахстана, Центральной Азии; 8. содействовать продвижению программ конструктивного взаимодействия с религиозными организациями, этно-национальными и культурными меньшинствами, предотвращения конфликтов на религиозной и национальной поч-ве, противодействия религиозно - политическому экстремизму, воспитания толерантности; При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: место религии в современном мире, ислам в современном мире, доктрина современного христианства, миросозерцание буддизма, традиционные и синкретические религии, современное религиозное сектантство, религиозный плюрализм и свобода совести, религия и современная наука. Оосновные парадигмы и методы современного философского исследования религии, проблему рационального обоснования религиозных верований, основные проблемы гносеологии религии.

Религиозная антропология и танатология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины Цель дисциплины сформировать способность восстанавливать основные этапы истории воспри-ятия феномена смерти и посмертного существования в различных научно-философских и религиозных системах, систематизировать различные религиозные формы, текстов "священных писаний", религиозно-философских произ-ведений, послуживших непосредственным основанием самого религиозного комплекса. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. восстанавливать основные этапы развития антропологии религии и религиозной танатологии, место, содер-жание и роль антропологии религии в системе религиоведческого, теологического и антропологического знания; 2. выявлять разновидности современных религиозно-антропологических концепций, основные образы, идеалы и идеи человека в истории мировых религий; 3. работать в условиях мультимедийной среды и конвергентной журналистики, готовить медиапродукт в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика); 4. инсценировать антропологическое содержание религиозной танатологии; 5. адаптировать методологию зарубежных антропологических исследований применительно к культурным и религиозным особенностям казахстанского общества; 6. обосновывать выбор инновационных образовательных технологий и их апробации в учебном процессе; 7. критически оценивать и применять качественные и количественные методы и техники антропологического исследования религиозности и повседневных религиозных практик, теоретические разработки и методику антропологического анализа; 8. осуществлять научные исследования на перспективные актуальные темы и проблемы в области религиозной ан-тропологии, их исследовательская разработка на основе современных теоретико-методологических подходов и ин-формационных технологий. Курс предполагает не только предварительное знакомство с историей восприятия феномена смерти и посмертного существования в различных научно-философских и религиозных системах, но и предусматривает более подробное изучение различных религиозных форм, текстов «священных писаний», религиозно-философской произведений, послуживших непосредственным основанием самого религиозного комплекса. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: проблемы и структура современной религиозной антропологии и танатологии. Специфический аппарат, методологию курса, основные образы, идеалы и идеи человека в истории мировых религий, антропологические корни религии и учения, в которых обосновывается антропологическое доказательство бытия Бога, антропологическое содержание религиозной танатологии. Общий и специфический понятийный аппарат курса.

Религиозная политика в Республике Казахстан
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность анализировать основные контексты, основополагающие факторы, от которых зависит состояние и тренды религиозной политики; использовать концептуальный, методологический аппарат религиоведения, права и смежных наук для решения практических задач. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. применять на практике навыки понимания логики развития системы государственноконфессиональных отноше-ний; 2. анализировать актуальные проблемы экспертной деятельности в области религиозной политики; 3. выделять теологическую проблематику в междисциплинарных исследованиях; 4. оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты; 5. использовать базовые и специальные теологические знания при решении задач представительскопосреднической деятельности; 6. определять тип и форму отдельных религиозных организаций и религиозных групп; 7. предметно разбираться в источниках права, затрагивающих проблемы конфессиональной политики; 8. проводить религиоведческую экспертизу. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: исторические этапы религиозно-государственных отношений; предметную область взаимоотношения религии и политики и современные дискуссии о проблеме власти в религиозном обществе; основные подходы и методы, сложившиеся в различных направлениях политологии по проблеме взаимоотношения религии и политики; современные концепции власти политических институтов в религии. Политика в сфере религии в проблемном поле политологии, законодательства, социологии, философии, религиоведения в контексте государственно-конфессиональных процессов.

Толерантность в межконфессиональных отношениях
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины Цель дисциплины сформировать способность критически анализировать комплексные представ-ления о влиянии различных религий на развитие современного мирового порядка, роли религиозного фактора в со-временных международных отношениях, вести вырабатывать максимально приемлемые управленческие решения. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. трактовать основные методологические подходы и концептуальные программы исследований в сфере обеспече-ния прав человека на свободу совести и вероисповедания, на свободное этнокультурное развитие и национальное самовыражение; 2. использовать особенности религиозного сознания для ведения переговоров и выработки максимально приемле-мых управленческих решений; 3. применять на практике основы дипломатического и делового протокола и этикета; 4. апеллировать к положениям мировых религий для ведения межконфессионального, межэтнического диалога и выработки режима консенсуса; 5. анализировать толерантность как культурную направленность, отношение личности, которая проживает в мире и согласии; 6. содействовать продвижению программ конструктивного взаимодействия с религиозными организациями и противодействия религиозно - политическому экстремизму; 7. осуществлять навыки ведения диалога, переписку, переговоры на иностранном языке в рамках уровня поставлен-ных задач; 8. представлять полученные результаты в виде научного доклада, статьи на основе научной оценки и прогнозирова-ния религиозных тенденций и их различия. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: основы религиозных традиций стран и регионов мира, классификации религий, модели взаимодействия различных типов религий и политических систем. основные принципы реализации государственно-религиозной политики; социальные и духовные основы межконфессионального диалога; социальные и духовные основы межконфессионального диалога; культурологические и конфессиональные особенности региона и Казахстана в целом. Конфессиональное и культурное наследие народов Казахстана, государственно-религиозные отношения на основе принципов светского государства и свободы совести.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.