Докторантура
История

История

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ON1 Осуществлять педагогическую деятельность ориентированную на глобальные тенденции и международные стандарты высшего образования, усваивать новые объекты знания, а также генерировать новые знания в области отечественной и всемирной истории.
ON2 Делать предложения, рекомендации в результате проведения прикладных междисциплинарных исследований по проблемам отечественной и всемирной истории с использованием новых технологий.
ON 3 разрабатывать и осуществлять культурно-просветительские проекты с учетом новых информационных технологий в соотвествии с государственными программами.
ON4 разрабатывать и осуществлять научно-исследовательские проекты по развитию новых направлений в исторической науке.
ON5 сформировать умение анализировать текущие проблемы и процессы современности и использовать методы исторической науки и гуманитарных наук в различных сферах профессиональной и социальной деятельности.
ON6 Генерировать новые и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области исторической науки на основе самостоятельного оригинального подхода.
ON7 реализовать совместные проекты с отечественными и зарубежными фондами, научными учреждениями в целях создания научных и информационных продуктов и услуг и их реализации на коммерческой основе;
ON8 разрабатывать научно-обоснованные рекомендации в социально-политической сфере с учетом исторического контекста для принятия решений органами государственного и местного управление.
ON9 осуществлять управленческую деятельность в сфере образования и науки с учетом современных мировых тенденций.
ON 10 готовить аналитические обзоры по социально-экономическому и политическому развитию стран регионов и мира с учетом приоритетных направлений развития исторической науки.
ON11 использовать в научных изысканиях междисциплинарные подходы: антропологии, политологии, социологии, экономики, психологии; н.
ON12 оценивать значимость полученных результатов исследования в собственном профессиональном становлении и в эффективном управлении в системе образования и науки.

Паспорт программы

Название
История
Шифр
8D02206
Факультет
Истории

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - В рамках дисциплины докторанты смогут сформировать следующие академические компетенции: научатся оперировать системами критериев оценки академической (профессинально-ориентированной, научной или предметно- ориентированной) письменной работы, что позволит им объективно оценивать, как свой, так и чужой текст; обретут языковые навыки необходимые для грамотного написания профессиональных, деловых и информационных документов, статей и текстов. В рамках дисциплины докторанты смогут сформировать следующие академические компетенции: - научатся работать с источниками, выдвигать и обосновывать свою собственную, оригинальную точку зрения; - научатся оперировать системами критериев оценки академической (профессинально-ориентированной, научной или предметно- ориентированной) письменной работы, что позволит им объективно оценивать, как свой, так и чужой текст; - обретут языковые навыки (стиль, лексика, структуры, сигналы перехода), необходимые для грамотного написания профессиональных, деловых и информационных документов, статей и текстов.

Историческая наука и современные теории
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способности использовать современные теории и концепции, используемые в социальных науках для углубленного изучения актуальных проблем прошлого и настоящего в своей научно-исследовательской деятельности. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: основные тенденции развития исторической науки в конце XX-начале XXI века; влияние постмодернистского вызова и лингвистического поворота на историческую науку; философские концепции истории; структуралистские теории в философии, социологии и культурной антропологии; основные теоретические подходы в современной историографии, выделившиеся под влиянием постструктуралистских теорий.

Казахская ментальность в контексте исторической психологии
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у докторантов способность использовать теоретические знания по казахской ментальности, новые методологии междисциплинарных исследований в рамках зарубежной и отечественной историографии и познание современных идей и научных представлений относительно психоистории, этническом компоненте в картографии индивидуального сознания. При изучении дисциплины докторанты специальности будут изучать следующие аспекты: реконструкция традиционной ментальности казахов-кочевников, касающиеся таких аспектов, как психогенетические основы личности, ценностные ориентации, сакральные и профанные эталоны и нормы поведения, народная вера и искусство, представления о времени и пространстве, отношение к жизни и вечности, обществу и истории и т.д. В качестве главных источников взяты материалы казахского фольклора, эпические и исторические сказания и легенды, генеалогии, агиологии, этнографические источники, образцы музыкальной культуры.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - В процессе освоения дисциплины докторанты приобретут следующие компетенции, направленные на развитие: способности использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований; способности к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности. В процессе освоения дисциплины докторанты приобретут следующие компетенции, направленные на развитие: - способности использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований; - способности к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; - навыков владения методами исторического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Теоретические и методологические проблемы истории Евразии на рубеже античности и средних веков
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способности анализировать теоретическо-методологические проблемы истории Евразии на рубеже античности и средних веков и использовать в своей научно-исследовательской деятельности. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Основные теории и концепции современной исторической науки о специфике перехода от античности к средним векам; Различные пути синтеза, позднеантичного, германского и тюркского миров в условиях перехода к новой цивилизации; Теорию пассионарности и этногенеза Л.Н. Гумилева, описывающего исторический процесс в Евразии как взаимодействие развивающихся этносов с другими этносами; Общее и особенное в экономической и социально-политической структуре различных государственных образований на территории Европы и Евразии в V-VII вв, специфические черты, историко-культурнуая самобытность каждой из них; Новые подходы к интерпретации Великого переселения народов в Юго-Восточной, Центральной и Западной Европе; Взаимодействие тюркского мира Евразии и Европы в эпоху Великого переселения народов, начиная с ІV века н.э. и включая последующие столетия раннего средневековья; Анализ письменных источников - греческих, латинских и раннесредневековых авторов в контексте основных теоретико –методологических подходов медиевистики.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

"Case Study" как исторический метод
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать у докторантов способности описывать и анализировать основные концепции исторической памяти, существующие в современной историографии, для того чтобы понимать суть исторической политики современных государств. При изучении дисциплины докторанты специальности будут изучать следующие аспекты: Формирование memory studies («мемориальных исследований») как новой трансдисциплинарной области историко-культурологического анализа; Концепты коллективной, социальной, культурной и исторической памяти; Генезис понятия «места памяти»; Сущность понятия историческая политика; Взаимодействие исторической памяти и политики; Историческая политика и память как инструмент конструирования настоящего; Особенности исторической памяти и коммеморативные практики мировых войн ХХ в.; Историческая политика в ЕС и СНГ.

Влияние миграционных процессов на этнокультурную интеграцию средневековых народов Центральной Азии и Казахстана
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у докторанта способность использовать теоретические знания по миграционным процессам в период средневековья, этнокультурного взаимовлияния народов ЦА, знакомство с зарубежными и отечественными концепциями феномена миграции населения. При изучении дисциплины докторантами специальности будут рассмотрены следующие вопросы: миграции, как фактор образования государственности у кочевых народов Центральной Азии; концепция культурно-исторических типов государств Н.Я. Данилевского; древние торговые пути на территории Центральной Азии; влияние миграций на процессы антропогенеза; основные теории происхождения жизни на Земле. Влияние климатогеографических и антропогенных факторов на миграции в эпоху средневековья; этапы этнокультурной интеграции тюркоязычных этносов Центральной Азии в домоногольский период; проблемы этнокультурного взаимовлияния кочевников с оседлоземледельческой цивилизацией (на примере истории государства Ляо); этноисторические параллели, возникшие в контексте средневековых переселений народов ЦА;

Динамика исторического процесса и модели истории
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – сформировать способность описывать и анализировать динамику исторического процесса, выявить формы движения истории, ритма и специфику исторического процесса. Учебный курс направлен на изучение линейной, волновой и спиралевидной формы динамики истории, проблемы вариативности и альтернативности циклических моделей. При изучении дисциплины докторанты специальности будут изучать следующие аспекты:исторический процесс, его понимание и истолкование; философия истории; динамика истории: естественнонаучные аспекты; линейная динамика истории; синергетика и нелинейное мышление; нелинейная динамика истории; волновая динамика исторического развития; проблема «Запад-Восток» в контексте линейной и циклической концепций истории; научные и ненаучные модели истории; глобализация и универсализм.

Историческая память и политика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать у докторантов способности описывать и анализировать основные концепции исторической памяти, существующие в современной историографии, для того чтобы понимать суть исторической политики современных государств. При изучении дисциплины докторанты специальности будут изучать следующие аспекты: Формирование memory studies («мемориальных исследований») как новой трансдисциплинарной области историко-культурологического анализа; Концепты коллективной, социальной, культурной и исторической памяти; Генезис понятия «места памяти»; Сущность понятия историческая политика; Взаимодействие исторической памяти и политики; Историческая политика и память как инструмент конструирования настоящего; Особенности исторической памяти и коммеморативные практики мировых войн ХХ в.; Историческая политика в ЕС и СНГ.

Проблемы периодизации истории Казахстана
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать методические знания по периодизации истории Казахстана, для дальнейшего применения в исследованиях по отечественной истории.При изучении дисциплины докторанты специальности будут изучать следующие аспекты:формирование и эволюция исторических методов исследования; критерии исторической периодизации;рационализм как идейная основа периодизации истории в новое время (Шиллер, Фихте, Ф. Шлегель, В. Скотт, Гегель, Маркс); история периодизации исторического процесса; проблема альтернативности и многолинейности истории; теоретические и методологические вопросы периодизации древней и средневековой истории Казахстана; периодизация истории Советского государства в трудах ученых 60-80 годов ХХ века; анализ советизации и модернизации через новые методологические подходы в контексте современных историкософских направлений(«информационный» А.Тоффлер, «технотронный З.Бжезинский, «научно-рационалистический» Ю.Хабермас, «цивилизационно-конфликтный» С.Хантингтон).

Теоретические проблемы государственности у кочевников
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у докторантов способность использовать знания по теоретическим и практическим проблемам формирования и развития государственности на территории Казахстана, разъяснение общих признаков и особенностей, внутренней взаимосвязи и преемственности государств. При изучении дисциплины будут раскрыты следующие аспекты: общие вопросы государственности; виды и типы государств; источники по истории государственности на территории Казахстана; историография истории государственности; общие теоретические проблемы государственности в кочевых обществах; развитие государственности в период ранних тюрков; казахская государственность в XVIII-XIX вв. и Российская империя; казахская государственность в советский период.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.