Докторантура
Казахская филология

Казахская филология

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. Продемонстрировать системное понимание научной информации в области казахской филологии (теоретико-методологических принципов, понятийно-терминологического аппарата лингвистики / литературоведения/ историю литературы; актуальных филологических направлений, современных подходов, тенденций и трендов) в рамках современных научных парадигм знания в научно-исследовательских организациях, в институтах развития языка и литературы, образовательных учреждениях.
2. Проводить критический анализ, оценку и синтез новых и сложных идей, проблем, подходов и тенденций в области казахской филологии. Обобщать результаты познания и использовать их как средство получения нового знания в государственных учреждениях управления образованием (в министерстве образования и науки, в министерстве культуры, в облдасти образования, культуры, науки, охраны памятников; в департаментах образования.

3. Концептуализировать и проектировать междисциплинарное знание на основе целостного представления о современной научной картине мира, общественной жизни в научно-исследовательской, в культурно-просветительской сфере.

4. Самостоятельно планировать и реализовывать комплексный процесс научных исследований в области казахской филологии в рамках современных научных парадигм и исследовательских технологий, обеспечивающих оригинальный результат в экспертно-аналитической и в научной исследовательской сфере. Подготовка научного отчета.

5. Выбирать адекватные методологические подходы исследования в области казахской филологии, осуществлять их критический анализ.
6. Решать на профессиональном уровне нестандартные исследовательские задачи различных уровней сложности с использованием концептуального и методологического аппарата филологии и смежных наук, делать обоснованные выводы в условиях отсутствия полных данных
7. Создавать научный труд (научные отчеты, рефераты, тезисы, статьи, филологические комментарии, докторские диссертации, учебно-исследовательские и научные проекты и т.д.) в области казахской / русской филологии с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов Национального корпуса казахского языка, Национального корпуса русского языка, лексикографических источников и давать ему оценку, определять значимость продукта своей научной деятельности.
8. Презентовать результаты учебной и научно-исследовательской работы в виде научных отчетов, рефератов, тезисов, статей, филологических комментариев, докторских диссертаций, учебно-исследовательских и научных проектов и т.д. как специалистам, так и аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной подготовки. Осуществлять научные публикации в рамках международных баз данных Thomson-Reuters или Scopus.
9. Критически оценивать результаты научных исследований, современные теории, проблемы и подходы, новые тенденции и тренды в области филологического и гуманитарного знания.
10. Выбирать приоритеты учебной и научно-исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с общественными интересами, этическими ценностями, потребностями производства и общества. Быть готовым к корректному, толерантному и продуктивному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения проблем научной отрасли.
11. Генерировать новые и сложные идеи, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области казахской / русской филологии, демонстрируя самостоятельный и оригинальный подход. Синтезировать и трансформировать филологическое и междисциплинарное знания для решения учебно-образовательных, исследовательских задач.
12. Общаться и сотрудничать с равными по статусу, с широким научным сообществом для решения актуальных вопросов казахской / русской филологии, осуществлять коммуникацию в научно-профессиональной сфере; демонстрировать навыки работы в научном коллективе.

Паспорт программы

Название
Казахская филология
Шифр
8D02307
Факультет
Филологический

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, способность писать и редактировать тексты в соответствии с нормами академической коммуникации. Учебный курс формирует способность создавать научные тексты разных жанров: диссертация, аннотации, научные статьи, аргументационное (аналитическое) эссе, обоснование исследования и рецензия, филологические комментарии и др. Дисциплина направлена на изучение структурно-композиционных, стилистических особенностей научных текстов.

Казахская ментальность: национальный код, наука и проблемы текстологии
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Сформировать способность у докторантов оценивать взаимосвязь языка и культуры, языка и ментальности, языка и религии, профессиональных навыков анализа по этим направлениям.Научно аргументировать роль и значение оценки духовной и материальной культуры функции языка в социальной среде, в обществе и взаимосвязь между языком и политикой, языком и религией, языком и культурой, научно обосновать понятий национального кода и анализировать факты в языке.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать основные типы методов филологического исследования. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу проведения исследований в соответствии с их видами. Дисциплина направлена на изучение: специфики методов научного филологического исследования, их правильного подбора применительно к задачам и этапам работы.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Научные доминанты казахской филологии второй половины XX века-начала XXI века
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у докторантов целостного системного представления об основных концепциях, теоретических основах и направлениях исследования в области современного казахского языкознания и литературоведения и со смежными науками в контексте будущей профессиональной деятельности, презентовать итоги учебной и исследовательской работы в виде научных отчетов, рефератов, тезисов, статей, филологических комментариев, докторских диссертаций, учебно-исследовательских и научных проектов и т.д.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Академическая риторика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Формирование у докторантов целостного системного представления об актуальных вопросах современной казахской риторики и теории коммуникации в перспективе развития современных средств обмена информацией и динамики языка делового общения. Систематизировать актуальные проблемы риторики и теории коммуникации в перспективе развития современных средств обмена информацией и динамики языка делового общения, провести комплексный лингвостилистический анализ текстов, относящихся к разным стилям и жанрам письменной речи.

Актуальные проблемы речеведения
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Формирование у докторантов целостного системного представления о лингвистике речи как нового направления исследований интегративного типа; о тенденциях развития разных форм общения в казахском языке. Выбрать адекватные методологические подходы исследования в области понятии и категории речеведения, осуществлять их критический анализ. Создавать научный труд (научные отчеты, тезисы, статьи, филологические комментарии, докторские диссертации, учебно-исследовательские и научные проекты и т.д.).

Исторические основы звуковых систем
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Формирование у докторантов целостного системного представления о причинах фонологических изменений в тюркских языках и диахронических законах, описывающих их. Сформулировать законы диахронической фонологии в применении к тюркским языкам, объяснять исторические изменения в фонологической системе тюркских языков.

Научные основы периодизации истории казахской литературы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у докторантов целостного системного представления о научных знаниях, лежащих в основе периодизации истории казахской литературы. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - анализировать жанровые особенности, проблематику, систему образов, поэтику, эволюцию казахской литературы в разные литературные эпохи (на примере произведений казахской литературы); - создавать научные отчеты, тезисы, статьи, филологические комментарии, докторские диссертации, учебно-исследовательские и научные проекты и т.д.

Традиция и новизна в письменной литературе начала ХХ века
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у докторантов целостного системного представления о влиянии на казахскую литературу; необходимости сохранения поэзии жырау, выявление проблемы сохранения образцов поэзии жырау в литературе ХХ века; раскрытие новизны, внесенной в казахскую литературу под влиянием мировой литературы; формирования отдельных жанров казахской литературы.

Художественные поиски литературы ХХ века
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Формирование у докторантов целостного системного представления о национальных особенностях и закономерностях развития литературы Казахстана в контексте мирового историко-культурного процесса. Выявлять закономерности развития, национальные особенности литературы Казахстана на фоне мировой литературы и литературы Востока, определять роль и место казахской литературы в современном историко-культурном и художественном процессе, оценить результаты исследовательского проекта.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.