Докторантура
Востоковедение

Востоковедение

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

По завершении данной программы ожидается, что студенты будут способны:
1. Использовать фундаментальную подготовку в научно-исследовательской, академической, организационной и других профессиональных областях востоковедения;
2. систематизировать и интерпретировать научные теории, методы анализа актуальных исторических, политических, социально-экономических и культурных процессов развития современного Востока;
3. Анализировать тенденции современной науки, критически оценивать различные теории, концепции и подходы, определять перспективные направления исследований;
4. Формулировать и решать современные научные и практические проблемы, разрабатывать проекты и программы на родном и иностранных языках;
5. Генерировать процесс коммуникации, применять техники двустороннего устного и письменного перевода с восточного языка и на восточные языки в разных жанрах;
6. Применять современные информационные технологии, в том числе методы получения, обработки и хранения научной информации, методы статистического анализа, навыки отчетности, интерпретации данных на родном и иностранных языках;
7.Развивать навыки владения современными восточными языками, а также казахским, русским и западными языками на уровне, достаточном для исследований;
8. Систематизировать международные стандарты для написания научных статей, демонстрировать свои результаты на профессиональном научном уровне;
9. Интегрировать и анализировать самостоятельно приобретенные новые знания, используя соответствующую литературу в области востоковедения, и информационные материалы по изучаемым регионам;
10.Создавать новые учебные программы и разработки инновационных методов организации учебного процесса в высшем учебном заведении;
11.Вносить вклад посредством оригинального исследования в рамки существующих знаний в сфере востоковедения и изучения конкретного региона;
12. Показать независимое мышление и интерпретацию культурного, исторического, лингвистического дискурсов, а также понимание иных, в т.ч. восточных культур и идентичностей в прошлом и / или в настоящем.

Паспорт программы

Название
Востоковедение
Шифр
8D02209
Факультет
Востоковедения

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины является формирование навыков, необходимых для написания научно-исследовательских и аналитических текстов в соответствии с правилами, установленными в рамках отечественного и международного научных сообществ. Будут изучены: методы и особенности представления результатов научной деятельности в форме тезисов, статей, докладов, а также докторской диссертации. Учебный курс направлен на изучение и соблюдение современных стандартов организации, структурирования и оформления научных публикаций по проблематике востоковедческой науки в научных изданиях Республики Казахстан и зарубежом.

Методология региональных исследований (на англ.яз.)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: – сформировать способность использования методологии и навыки регионоведческих исследований. Учебный курс формирует теоретические основы и практические методы исследований регионов Востока для анализа наиболее актуальных проблем и ситуаций, создания источниковедческой базы. В ходе изучения курса у студентов будут сформированы способности: - демонстрировать развитое теоретическое и методологическое мышление, сформировавшееся на базе изучения основных методологических теорий и концепций отечественного и зарубежного востоковедения в конкретных научных публикациях, лекциях по регионоведческой тематике; - критически оценить теоретические и методологические подходы, используемые в востоковедении и регионоведении, теории и методы, применяемые в современных научных проектах; - внести свой оригинальный вклад в области конкретных эмпирических исследований, используя приобретенные практические навыки и знания, основные положения и методы социальных, гуманитарных наук при решении профессиональных задач; - систематизировать макро- и микрополитические процессы на региональном уровне, политические реалии современного мира в ходе выполнения конкретных исследовательских проектов; - готовить аналитичесие материалы, контекстуализировать текущую политическую ситуацию, делать политические прогнозы; - обобщать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах в формате публикаций или публичных докладов. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: критика в области региональных исследований; краткая история регионоведения; методы антропологических исследований; методы исследования географии; методы экономических исследований в области регионоведения, межрегиональное сравнение в области регионоведения, межрегиональное сравнение; внутрирегиональное сравнение в области регионоведения; полевые работы в области регионоведения; вклад социологии и психологии в регионоведение; требования переосмыслить региональные исследования в постмодернистских или «постструктуралистских» терминах.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – дать основные представления об общих законах развития науки, сформировать способность использования специфических методов научной деятельности в области востоковедения. Дисциплина формирует теоретические основы и практические навыки научных исследований для анализа актуальных проблем и процессов в странах Востока в различные периоды развития и обеспечивает получение докторантами профессиональной подготовки в области методологии научного исследования, позволяющей успешно работать в избранном направлении. Учебный курс направлен на развитие методологической культуры, необходимой для организации и осуществления научных исследований и педагогической деятельности в сфере востоковедения.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Фундаментальные проблемы и концепции современного востоковедения
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализа основных теорий и концепций современного востоковедения для интерпретации фундаментальных проблем и парадигм изучения Востока. В ходе изучения курса у студентов будут сформированы способности: - анализировать основные теории и концепции современного востоковедения для интерпретации фундаментальных проблем и парадигм изучения Востока в процессе создания конкретных научных проектов и публикаций; - классифицировать общественно-политические и социокультурные процессы, раскрывать специфику их развития в восточном социуме при составлении аналитических материалов; - систематизировать концепции миросистемного анализа, глобалистики, модернизации в восточных обществах в ходе написания диссертационного исследования; - определять процессы, происходящие в странах Востока, в контексте мировых цивилизаций; - оценивать основные теоретические положения, концепции, динамику, проблемы в ключевых разделах востоковедческой науки для использования их в качестве теоретического обоснования в фундаментальных и прикладных исследовательских работах. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Предмет и объект науки о фундаментальных проблемах стран Востока. «Государство» и «Общество» в исторических науках. Пределы развития традиционного общества. Историческое возникновение современного государства на Востоке. Мировые политические процессы (глобализация, демократизация, интеграция и регионализация) и стран Востока. Проблемы современной мировой системы в целом: международная безопасность, окружающая среда, ресурсы современного мира, конфликты и их урегулирование, национальные отношения и национализм. «Востоковедение ХХІ века». Государство на изломе эпох: от традиционного к современному. Восточные государства во второй мировой войне. Изменение мировой геополитики ХХ в 90-х г. Политика США и европейских держав на Востоке. Мировое сообщество и восточные государства. “Исламский фактор” в мировой политике. Идея теократического государства и исламский мир. Национальное самосознание народов Востока. Возникновение дихотомии Восток-Запад.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Восточный язык для научно-исследовательских целей
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность анализировать лексико-грамматические особенности научного языка изучаемого языка; применять на практике информационные технологии для обобщения научной информации, выстраивания новых научных фактов в контексте общего знания на изучаемом восточном языке; представлять итоги научного исследования в виде научных статей и докладов на родном и восточном языках. Дисциплина направлена на изучение дифференциации научной лексики изучаемого языка по направлениям (историческое, филологическое, социально-культурное); основных грамматических проблем, характерных для научно-профессиональной речи в изучаемом восточном языке; эпистемологическая, когнитивная и коммуникативная функция научного стиля; особенности академического и научно-популярного подстилей изучаемого языка.

Дискурсивный анализ восточного текста в современном контексте
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность идентифицировать лингвистические особенности различных текстов и типов устной речи, последовательности социальных взаимодействий и структур нарратива. Учебный курс формирует междисциплинарные подходы и навыки применения метода дискурсивного анализа, теории речевых актов, социолингвистики взаимодействий, этнографии коммуникации, прагматики. В ходе изучения курса у студентов будут сформированы способности: - описывать лингвистические особенности различных текстов и типов устной речи; - сопоставлять в работах междисциплинарного характера последовательности социальных взаимодействий и структур нарратива; - систематизировать формы и функции языка, внутренние связи письменных текстов и разговорной речи языкового сообщества; - использовать междисциплинарные подходы и навыки применения лингвистических, социальных, этнокоммуникативных и иных теорий в ходе выполнения самостоятельных исследований и обсуждении их результатов в профессиональном сообществе. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Методы дискурсивного анализа. Формы и функции языка, внутренние связи письменных текстов и разговорной речи языкового сообщества. Социальные взаимодействия. Нарративные структуры. Теория речевых актов. Теории социолингвистик. Этнография коммуникации. Теория прагматики.

Интеллектуальная история стран Востока
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать и трактовать социальный и интеллектуальный контекст восточных обществ, вопросы познания, генезиса и развития наук, идей, творческой активности общества, социальной истории. Учебный курс формирует навыки интерпретации и оценки специфики восточного мышления. В ходе изучения курса у студентов будут сформированы способности: - идентифицировать социально-интеллектуальный контекст, вопросы просвещения, генезиса и развития новых наук, философских школ, направлений, творческого потенциала восточного общества в качестве введения к самостоятельным исследованиям; - интерпретировать и давать оценку процессам и явлениям, произошедшим в истории интеллектуальной мысли изучаемой страны Востока при подготовке лекционных и обзорных материалов; - объяснять и соотносить вопросы социально-интеллектуального контекста стран и регионов Востока, цивилизационного и культурного взаимодействия Востока и Запада в предлагаемых исследованиях по культуре изучаемого региона; - определять основные тенденции и движущие силы в развитии интеллектуальной истории изучаемого восточного региона как теоретическое обоснование в статьях обзорного характера; - демонстрировать навыки научного междисциплинарного анализа идей и учений, представляющих собой сложную систему моральных, социальных, политических, философских и религиозных идей и концептов восточных цивилизаций и культур при выработке рекомендаций для специалистов смежных или иных профессий. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: западная интеллектуальная традиция, школы мысли на Дальнем Востоке, историческое изучение идей на Ближнем Востоке, Среднем Востоке и Африке. Связь интеллектуальной истории с историей философии и историей идей. Роль религии в развитии интеллектуальной истории стран Востока. Изучение культуры, жизни и окружающей среды для понимания людей, их мышления. Социально-интеллектуальный контекст, значение просвещения для интеллектуальной истории. Генезис и развитие новых наук, философских школ, направлений. Творческий потенциал общества, права человека, демократия как сферы реализации интеллектуальной истории человечества. Восточные цивилизации и культуры в условиях глобализации.

Методология изучения письменных источников на восточном языке
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность формулировать гипотезы и задачи изучения письменных источников, выбирать новейшие научные методы исследования для проведения фундаментальных исследований в области востоковедения. В ходе изучения курса у студентов будут сформированы способности: - формулировать гипотезы и задачи изучения предлагаемых письменных источников и тестировать их; - применять теоретико-методологические положения востоковедческих наук при анализе конкретных текстов в разных жанрах; - использовать специфические методы источниковедческих исследований для работы с источниками, значимыми для истории отечественной науки и культуры и для восточных стран; - вести эффективный поиск специальной литературы на восточных и западных языках в области источниковедения для создания собственной исследовательской базы; - готовить научные обзоры, аннотации, составлять рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований; - систематизировать библиографические описания, основные библиографические источники на западных и восточных языках и создавать поисковые системы, используя современные технические средства. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Источниковедение как особый метод познания реального мира. Методы источниковедения и междисциплинарные аспекты. Структура источниковедческого исследования. Исторические условия возникновения источника. Проблема авторства источника. Авторский текст, произведение и его функционирование в социокультурной общности. Функционирование произведения в культуре. Проблемы интерпретации источника и анализа содержания.

Модернизация духовной и материальной культуры восточных обществ (на англ.яз.)
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность систематизировать и интерпретировать процессы культурной модернизации Востока. Учебный курс формирует навыки научного исторического и культурологического анализа идей и артефактов, теоретико-методологическую основу понимания источниковедческой базы по актуальной тематике. В ходе изучения курса у студентов будут сформированы способности: - oпределять проблему, формулировать гипотезы и задачи конкретного историко-культурологического исследования, разрабатывать план исследования, выбирать необходимые и наиболее оптимальные методы исследования; - анализировать источники духовной и материальной культуры, содержание, системы ценностей, особенности генезиса культур восточных обществ и их развития от древности к современности и предлагать результаты своего анализа для профессионального обсуждения; - обрабатывать эффективно полученные результаты, облекать их в доступную форму, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных достижений в области культуры и модернизации Востока в отечественном и зарубежном востоковедении; - критически оценивать процессы формирования образов жизни, исторических условий возникновения духовной и материальной культуры, социально-политических и культурных ориентаций, типов материального и культурного потребления и постиндустриальной модернизации Востока. - систематизировать процессы культурной модернизации Востока при составлении работ обзорного характера. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Культура и модернизация Востока. Содержание, система ценностей, особенности генезиса культур восточных обществ. Процесс формирования образа жизни, социально-политических и культурных ориентаций, типов материального и культурного потребления. Постиндустриальная модернизация Востока. Исторические условия возникновения духовной и материальной культуры. Сохранение традиционных ценностей и ориентиров. Памятники культуры и их функционирование в социокультурной общности. Функционирование произведения в культуре. Культурная матрица «азиатских ценностей».

Язык и идентичность в странах Востока: дискурс-анализ (на англ.яз.)
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности определять и интерпретировать взаимоотношения и взаимовлияния языка и идентичности методом дискурсивного анализа. В ходе изучения курса у студентов будут сформированы способности: - определять в письменной или устной форме взаимоотношения и взаимовлияния языка и идентичности методом дискурсивного анализа; - конструировать в доступной форме целостное представление о культурных, языковых, социальных процессах, явлениях, происходящих в восточных обществах, затрагивающих этнические, ментальные, гуманитарные, религиозные аспекты жизни народов Востока в выполняемых научных и научно-популярных материалах; - иллюстрировать возможности современных научных методов познания и применять их в профессиональной деятельности; - демонстрировать креативность мышления, предполагающую значительную самостоятельную подготовку, независимый обмен мнениями, научные дискуссии на родном и иностранных языках. - интерпретировать различные аспекты идентичности, такие как гендер, этническая и религиозная принадлежность, социальный класс, образование, воспитание и культура в публичных выступлениях и научных публикациях. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Индивидуальные идентичности. Групповые и общественные идентичности. Национальные и наднациональные региональные идентичности Многослойная, динамичная природа идентичностей. Идентификационные и маркировочные функции языка. Языковая политика в многоязычных государствах. Институциональный и социальный билингвизм Полилингвизм и политика идентичности. Языковые права и языковая угроза. Иммигранты и перефразирование языка. Политики национальной идентичности. Проблемы разнообразия. Демографические трансформации. Трехъязычие. Коренные языки, культуры и сообщества.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.