Новости

ВКЛАД КАФЕДРЫ В РАЗВИТИЕ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА

06.09.2021

Период суверенизации Казахстана и его развитие как демократического социального государства совпало с пересмотром ценностей, которые претерпевают изменения вместе с другими компонентами жизни общества. Глобализация, либерализация и демократизация как факторы жизнедеятельности современного Казахстана способствуют формированию новой духовной и нравственной атмосферы общества, которая требует синхронных изменений не только в экономическом, социальном и политическом сферах, но и в области личностного развития. Понимание современных процессов и их дальнейший мониторинг сегодня невозможен без воссоздания целостной картины развития личности, ее нравственно-духовного развития и совершенствования, изучения ее истоков и особенностей.

Статья Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева «Независимость превыше всего», посвящённая 30-летию Независимости Казахстана, пронизана идеей – формирования высоконравственного гражданина страны, находящегося в постоянном процессе личностного развития и совершенствования, который бы чувствовал себя комфортно в своей стране, как с экономической, с политической и социальной точки зрения.

Целых три десятилетия независимый Казахстан развивался в определённой стратегии. По словам Касым-Жомарта Токаева, - первое десятилетие можно назвать периодом, когда закладывался фундамент нового Казахстана. Второе десятилетие, - отмечает президент, - стало периодом укрепления государственности, повышения потенциала экономики страны. И наконец, в третьем десятилетии наряду с политическими и экономическими реформами стало придаваться особое значение духовному возрождению человека, гражданина своей страны. Эта основная идея, - тонко подмечает Президент страны, – нравственное и духовное возрождение человека с новыми ценностями и ориентирами выступает в качестве основополагающей во главе каждого из этих периодов.

Казалось бы, сейчас в век цифровизации многие процессы проходят без вмешательства человеческого фактора, но мы можем наблюдать как активно параллельно с цифровизацией быстрым шагом идёт – саморазвитие, самосовершенствование, когда человек пытается жонглировать всеми областями своей жизни, при этом, держа всё в балансе. В связи с этим сегодня происходят глобальные изменения в культуре, особенно в ценностной проблематике и ценностных ориентациях. Как следствие, концепции и взгляды на приобщение молодого поколения к достижению человеческой цивилизации становятся все в большей степени преимущественно гуманистически ориентированными. Если раньше в учебных заведениях мы могли наблюдать картину как пытаются всех сгруппировать и вывести всех на единый уровень мировоззрения, то сейчас делается уклон на – индивидуальное восприятие.

Это позволяет осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъективности. Благодаря этому, появляется возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации. В связи с этим большое значение и особую актуальность получают те науки, в центре внимания которых, находится человек, т.е. науки, связанные с человековедением. Одной из таких современных наук является психология, которую еще в конце IХХ века известный американский психиатр Абраам Кардинер назвал наукой ХХI века. И, действительно эти пророческие слова явились доказательством того, что миру сегодня необходима наука о человеке и для человека.

Мир меняется, мир должен меняться и мир должен быть понят. И точно также должна быть исследована и понята изменившаяся психология человека в новых условиях изменившегося мира. Приходя в какую-либо современную организацию, мы не услышим таких фраз как – продуктивность, мотивация, доход, реклама. Мы услышим – специалисты, люди, профессионалы, клиенты, корпоративная этика. С этого и можно делать выводы о важности человека в этом потоке жизни.

И отсюда возникает главный вывод – психология как современная наука, в центре внимания которой находится человек, должна изучать и открывать новые психологические законы для его дальнейшего личностного и социального развития. В этом заключается ее основная задача. В этом и состоит специфика психологии как науки, которая неисчерпаема и изменчива, как неисчерпаема и изменчива сама суть человека. Это положение и определяет все проблемы, тенденции и перспективы развития психологии в начале ХХI века.

Конечно, решением этих сложнейших задач должны заняться представители нового современного поколения психологов, сформировавшихся в совершенно других научных, социальных, ценностных парадигмах, характерных для ХХI века. Именно им предстоит ответить на глобальные вопросы психологии, которые были поставлены еще в Y веке до нашей эры античными философами и которые, к сожалению, не решены до сих пор. Большой вклад в решение всех этих задач, поставленных психологией перед современным поколением учёных, вносит профессорско-преподавательский состав кафедры общей и прикладной психологии КазНУ им. Аль-Фараби. Новое поколение психологов, скрупулезно, изучая труды Платона, Демокрита и Аристотеля, наследие всей мировой культуры, религий, мифов с новых позиций и новых взглядов современного мира, усовершенствованной психологии ХХI века, должны наконец ответить на основной вопрос современной психологии – что такое душа, существует ли она как отдельный феномен, если существует, то, как она развивается, параллельно с психикой и сознанием? Последние исследования известнейшего психофизиолога, всю свою сознательную жизнь, занимающуюся изучением мозга, нейронных связей Н. Бехтеревой, основоположника трансперсонального направления в психологии Станислава Грофа в плане изучения души задают новые парадигмы исследования. И, если представителям нового поколения психологов удастся решить этот глобальный вопрос современности, решаемый с античности, то психология засверкает новыми гранями. И в центре этой науки будет стоять человек со своим внутренним миром и своими особенностями, но уже изучаемый в контексте понятия «душа».

Впервые отделение психологии и логики было открыто в 1947 году на филологическом факультете университета в соответствии с постановлением Центрального комитета ВКП (б) от 1946 года об обязательном преподавании логики и психологии во всех школах Советского Союза. Возглавивший на тот момент кафедру, академик Т.Т.Тажибаев, будучи ректором университета, очень много сделал не только для ее становления, но и в целом для подготовки национальных кадров по психологии. Его короткая, но очень яркая жизнь была тем факелом, зажегшим свет в мир психологии многим поколениям казахстанцев. В 1980 году кафедра психологии стала самостоятельной общеуниверситетской кафедрой, в составе которой было всего 7 человек. В 1988 г. с открытием отделения психологии на базе философско-экономического факультета в республике впервые началась подготовка специалистов с базовым психологическим образованием, впоследствии ставших бесценной интеллектуальной элитой казахстанской психологической науки. В 1991 году впервые в истории казахстанской психологии было открыто казахское отделение, которое с момента своего основания стало ярким символом отечественного просвещения и науки, внеся огромный вклад в развитие психологической науки страны.

Последние годы кафедру возглавляет доктор психологических наук, профессор З.Б. Мадалиева, успешно реализующая свой научный и творческий потенциал как научный работник, способный к проведению научных исследований, как педагог высшей квалификации, но в тоже время она является практикующим психологом, специализирующимся в области арт-терапии, когнитивно-поведенческого подхода в психологии и др. Сегодня на кафедре успешно трудятся 9 докторов наук, 15 кандидатов наук, 3 доктора РhD, педагогический труд, научно-исследовательская деятельность которых, является сильным импульсом к дальнейшему развитию психологической науки суверенного и независимого Казахстана.

Члены кафедры активно участвуют в научно-исследовательской работе, ежегодно участвуя в грантовых проектах. В частности, только за последние годы были закончены следующие проекты – «Синергические основы и эвтагогика для саморазвития личности и развития духовно-нравственных качеств», Психофизиологическое исследование диагностики и коррекции депрессивного состояния», Международный проект – «Исследование этнической идентичности корейцев (коре-сарам), проживающих в РК и др.

В этом году члены кафедры выиграли еще три проекта МОН РК.

Министерство образования и другие государственные органы оценивают по достоинству все достижения членов кафедры. Свидетельством этого является награждение членов кафедры правительственными медалями и орденами. Профессор С.К.Бердибаева и доцент К.Е.Басыбекова награждены орденами «Құрмет» за трудовые достижения и гражданскую позицию. О.Х.Аймаганбетова – «Почетный работник образования», С.К.Кудайберенова – «Отличник здравоохранения», Н. Тленчиева – «Отличник образования», доцент М.П.Кабакова награждена медалью «За трудовое отличие» и др.

Исходя из миссии кафедры – практико-ориентированной подготовки конкурентоспособных специалистов психологов через создание условий для реализации индивидуальных траекторий профессионального развития участников образовательного процесса, сегодня осуществляется подготовка по 6 специальностям, реализуются двудипломные программы с ведущим российским университетом (УРФУ им. Б. Ельцина), совместные обучающие программы с ведущими зарубежными вузами России, Болгарии, Канады, Германии. Обучение в магистратуре, докторантуре осуществляется на трех языках.

Таким образом, кафедра общей и прикладной психологии Казахского национального университета им. аль-Фараби вносит свой посильный вклад в развитие независимого Казахстана. Поэтому примечательная дата 30-летие независимости страны связана с 30-летним становлением и развитием самостоятельной казахстанской психологической науки, в центре внимания которой находится Человек ХХI века, претерпевающий изменения в изменившимся мире.

 

О.Х.АЙМАГАНБЕТОВА

Профессор кафедры общей

и прикладной психологии

 

 

Подготовил К.Турежанов