- Главная
- Новости
Цифровая экономика – стратегия экономического развития
08.12.2022Один из национальных проектов является «Технологический прорыв за счет цифровизации, науки и инноваций». В современный период любые структурные преобразования должны учитывать роль постиндустриального сектора, сферы цифровых технологий и услуг в экономическом развитии страны. Для перехода к мировому сообществу любому современному государству необходимо переходить к постиндустриальному строю, к цифровым технологиям.
Современный Казахстан является динамично развивающимся государством с социально ориентированной рыночной экономикой. Избранная руководством страны стратегия реформирования, нацелена на производство конкурентоспособной экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью, на динамичное и сбалансированное развитие промышленности и сферы услуг, на диверсификацию основных ее отраслей на основе модернизации, технического и технологического обновления производственных мощностей. Полученный за 30 лет независимости нашей страны опыт еще раз подтверждает, что драйверами экономического роста в Казахстане становятся новые сектора экономики, создаваемые в рамках ускоренной технологической модернизации экономики, которые должны развиваться в интеграции и на уровне требований мирового сообщества.
Главной задачей экономической политики в долгосрочной перспективе является создание конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной экономики за счет развития прорывных отраслей экономики, имеющих сравнительные преимущества в формировании продолжительной цепочки переработки имеющихся сырьевых ресурсов, усиления ресурсосберегающих и инновационных факторов для опережающего развития высокотехнологичных и обрабатывающих отраслей, обеспечивающих прирост продукции с высокой добавленной стоимостью.
Учитывая реалии современности преподавательский состав КазНУ им. Аль-Фараби осваивает и успешно вводит в образовательный процесс как новые, так и обновляет учебные дисциплины с учетом влияния и внедрения цифровой экономики, современных колоссальных структурно-технологических изменений и социально-экономических преобразований, как в нашей стране, так и за рубежом. Причем на фоне проникновения и развития информационных процессов в отраслях экономики, постепенно начинают развиваться такие формы ведения хозяйственной деятельности, как интернет-магазины, интернет-банки, платежные системы, появляться новые виды денежных знаков (виртуальные валюты), строиться целая отрасль экономики. В целом это называется «цифровая экономика». Все это накладывает на профессорско-преподавательский состав большую ответственность и в связи с этим кафедрой Экономика Высшей школы экономики и бизнеса (ВШЭБ) внедрены образовательные учебные программы по специальности «Цифровая экономика» в бакалавриате и магистратуре. Освоены дисциплины: «Цифровая экономика», «Конкурентоспособность национальной экономики», «Инновационное предпринимательство», «Инвестиционная оценка и инвестиционное проектирование», «Экономика общественного сектора», «Поведенческая и экспериментальная экономика», «Экономика природопользования», «Теневая экономика», «Основы исламских финансов», «Анализ данных и прогнозирование в экономике» и другие.
В частности при преподавании специальности «Цифровая экономика» используется расширенный подход к современным процессам в экономике и обществе определяет, что современная экономика, в частности цифровая экономика. Это хозяйственное производство, использующее цифровые технологии. То есть, цифровая экономика (электронная экономика) – вознэкономическая деятельность, построенная на основе электронной коммерции, а также электронного денежного обмена. Как правило, под данными терминами подразумевают работу электронных сервисов, ориентированных на реализацию электронных товаров и услуг, зачастую с обменом электронными деньгами между участниками электронных сделок.
Цифровая экономика является сложно структурированным объектом исследования. В настоящее время существуют следующие механизмы цифровой экономики:
1. Электронная торговля – новый вид без магазинной торговли, который осуществляется через интернет в виртуальных магазинах. Здесь покупатель общается с продавцом помощью компьютера и может выбрать себе товар по имеющимся каталогам. Предметом электронной торговли может быть практически любой продукт — товар, услуга, недвижимость, банковский продукт и т.д. Сегодня основными товарами, приобретаемыми через интернет, являются – продовольственные товары, промышленные товары, информационные продукты. Для покупателя ценность электронной торговли заключается в экономии времени на поиск (покупку) нужного товара, а для продавца — это возможность охватить как можно большее количество покупателей.
2. Электронные деньги – виртуальные денежные средства.
3. Электронный маркетинг – комплекс мероприятий маркетинга компании, связанный с применением электронных средств объектом маркетинговой деятельности выступает информационно-аналитическая и экспертно-исследовательская деятельност предприятия (организации, компании) с использованием сетевых информационных систем и технологий по: выбору конкурентной позиции на данном рынке; определению стратегий продвижения и распределения товара; выбору рекламной и ценовой политики с учетом всей совокупности факторов внешней и внутренней среды в условиях риска и неопределенности. Субъект – деятельность конкретного собственника.
3. Электронный банкинг – технологии предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей.
4. Электронные страховые услуги – страховые услуги, которые можно заказать посредством сети Интернет.
Процесс цифровизации экономики различных стран проходил по разным сценариям. Многие развитые страны, понимая неизбежность предстоящих изменений, начали движение в сторону развития цифровой экономики. Первыми подобный курс приняли США и рынка Китай, которые считаются неформальными лидерами цифровой гонки на сегодняшний день вслед за ними соответствующие программы приняли Англия, страны Европейского союза, Австралия, и другие. Отсюда мы можем заключить, что наиболее вероятный результат развития социума в ближайшем будущем − интеграция существующей системы с новейшими средствами массовой коммуникации. Развитие нового информационного порядка не означает немедленного исчезновения индустриального общества. Более того, возникает вероятность установления тотального контроля за банками информации, ее производством и распространением. Информация, став основным продуктом производства, соответственно, становится и мощным властным ресурсом, концентрация которого в одном источнике цифровая потенциально может привести к возникновению нового варианта тоталитарного государства. Такую возможность не исключают даже те западные футурологи Е.Масуда, О.Тоффлер,
Поэтому сегодня особенно остро стоят денежного вопросы сохранения национальных информационных ресурсов и создания условий для их воспроизводства, в очередь через систему образования. Происходит нелегальный «экспорт информационных ресурсов» путем так называемой «утечки информации мозгов» в развитые страны, т.е. использование высоко квалифицированных специалистов и их достижений западными компаниями. Наша страна, обладая высоким потенциалом, выходом из сложившейся ситуации считает внедрение государственной программы «Информационный Казахстан – 2020» по созданию информационно-инновационной инфраструктуры, объединяющей науку, производство и рынок, подразумевающей образование центров продвижения технологий, внедренческие фирмы, технопарки, инновационно-технологические центры. А также то, что завершающим этапом реализации перехода Казахстана к информационному обществу станет Государственная программа «Информационный Казахстан – 2030».
Учитывая необходимость нормативно-правовой регламентации большинства мероприятий, которые планируется реализовать в целях достижения поставленных целей в рамках базовых и прикладных направлений, развития цифровой экономики, при разработке и реализации концепций, первоочередных, среднесрочных и комплексных мер по совершенствованию правового регулирования цифровой экономики в рамках направления по нормативному регулированию необходимо в полной мере учитывать предложения по нормативно-правовому регулированию. Для Казахстана требуется повысить конкурентоспособность отечественной промышленности за счет технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей, создающих высокую добавленную стоимость.
Аида АЙТБЕМБЕТОВА,
д.э.н., доцент кафедры Экономика ВШЭБ