Докторантура
Религиоведение

Религиоведение

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. осуществлять преподавательскую деятельность по религиоведческим дисциплинам в организациях образования;
2. проектировать учебно-методическую документацию по учебным дисциплинам в соответствии с профилем подготовки;
3. разрабатывать методы и технологии создания инновационной продукции/услуг в Управление внутренней политики;
4. планировать научный и синергетический эффект исследовательской информации о сложных саморазвивающихся и самоорганизующихся социальных, политических и религиозных системах;
5. использовать в профессиональной деятельности теоретические и прикладные методы изучения религии, методы прогнозирования и моделирования в современном религиоведении;
6. применять инновационные методы религиоведческого анализа и религиоведческой экспертизы;
7. публиковать научные статьи и монографии по актуальным вопросам религиоведения.
8. использовать профессиональные знания при проведении консультаций по различным вопросам религии и деятельности религиозных объединений.

Паспорт программы

Название
Религиоведение
Шифр
8D02203
Факультет
Философии и политологии

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способностей структурированного изложения собственных идей, создание научных и научно-информационных текстов различных видов с учетом специфики академического дискурса, анализ нормативно-стилистических ошибок в научных текстах, создание научных текстов в соответствии с выбранным профилем, темой докторской диссертации

Взаимоотношения государства и религии
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность критически анализировать, прогнозировать, конструировать возможные пути, способы построения, взаимоотношения государства и религии; выработать методические рекомендации по внесению инновационных элементов в модернизацию взаимоотношения государства и религии. Дисциплина направлена на изучение: взаимоотношения государства и религиозных объединений: тенденции и перспективы, религиозную ситуацию и теоретические позиции развития государственно-конфессиональных отношений Казахстана.

Методы и технологии изучения религиоведческих теорий
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность визуализировать системное понимание, концептуальных программ, теоретических проблем, методологических подходов, методов исследования методологии религиоведения; аннотировать методологический материал; координировать процесс внедрения их результатов в социальные программы. Дисциплина направлена на изучение: инновационные методы религиоведческого анализа с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий для обработки информации об объекте исследования, методологический ресурс религиоведения.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование творческих способностей докторантов в сфере избранного направления подготовки, овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации, способности планирования, организации и поэтапного проведения научно-исследовательской деятельности, проектирования и осуществления комплексных исследований, научно-экспериментальной работы с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой научно-квалификационной работы (диссертации)

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Актуальные проблемы науки о религии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способности критического анализа современной религиоведческой, философской, социально-политической, психологической проблематики, основных тенденциях изменения в гуманитарных науках. Дисциплина направлена на изучение: сравнительного религиоведения, теоретического и эмпирического религиоведения, школ и направлений современных теорий, концептуальные различия между ними; проблем преподавания религиоведческих дисциплин; светскую, научную и религиозно-теологическую трактовку религиоведения.

Альтернативные религиозные группы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель изучения дисциплины заключается в развитии способности критического анализа методологических принципов, основных видов и смыслов культовой практики, а также в изучении содержания, структуры и особенностей религиозного вероучения современных новых религиозных движений. Дисциплина изучает распространение альтернативных религиозных групп в мире и идеи, проблему классификации и государственно-правовое регулирование их деятельности.

Антропологический дискурс в современной религиозной философии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность критического анализа современных аспектов религиозной антропологии, осуществлять сравнительный анализ различных религиозно-антропологических концепций, проводить исторические параллели религиозно-антропологических концепций. Дисциплина направлена на изучение: антропологического смысла религии, вертикали и горизонтали человеческой реальности, антропологического дискурса во всем многообразии религиозно-философских, теологических, научно-религиоведческих направлений, концепций, составляющих ее предмет, на основе общепринятых парадигм.

Ислам в традиционном казахском обществе в современной интерпретации
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность анализировать с позиций исторической объективности и современных методологических подходов сущности ислама, оценивать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций традиционного казахского общества. При завершении изучения дисциплины докторант способен: 1. оценивать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций современных реалий; 2. организовать и руководить работой координационных структур и осуществлять представительско-посреднические функции в различных областях профессиональной деятельности; 3. выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функциони-рование общественно-политических институтов в странах региона специализации; 4. работать с основными принципами и методами проведения научных исследований ислама и в научно-исследовательских проектах. 5. оценивать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций традиционного казахского общест-ва; 6. критически интерпретировать обширный источниковедческий базовый, теоретический и классический материа-лы; 7. разрабатывать методические материалы, читать лекционные курсы и вести семинарские занятия по исламу; 8 обрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы и работать в научно-исследовательских проектах в области религиоведения. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: религиозные традиции в историко-культурном пространстве Казахстана; сущность ханафитской методологии и идеологии и его влияние на религиозное сознание казахов; основные источники ислама, идейные основы и основополагающие принципы ислама суннитского толка в рамках толкований ханафитского мазхаба; соотношение ислама и традиций в рамках суннизма ханафитского толка; феномен универсальности и инклюзивности, свойственные духовному наследию и религиозным традициям казахов; место женщины в традиционном казахском обществе.

Исламофобия и стереотипы на религиозной почве
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать основные направления по проблеме исламофобии и стереотипов на религиозной почве. В результате изучения дисциплины докторант способен: 1. проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения в изучении исламского вероучения и исламских концептуальных доктрин; 2. критически определять стереотипные подходы к изучению ислама; 3. анализировать контексты возникновения исламофобии, проблемы и вопросы исламоведческого дискурсов в изу-чении феномена исламофобии; 4. использовать герменевтические подходы и методы исламской компаративистики при аналитике текстов; 5. оценивать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций современных реалий; 6. организовать и руководить работой координационных структур и осуществлять представительско-посреднические функции в различных областях профессиональной деятельности; 7. выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функциони-рование общественно-политических институтов в странах региона специализации; 8. работать с основными принципами и методами проведения научных исследований ислама и в научно-иВыработать у докторантов способность обрабатывать, анатировать, создавать, анализировать сложные явления и тенденции в сфере политической, религиозной жизни. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: исламофобия и стереотипы в религиозном про-странстве Казахстана; сущность исламофобии и идеологии ее возникновения; влияние исламофобии на религиозное сознание; основные источника ислама; идейные основы и основополагающие принципы ислама суннитского толка в рамках толкований ханафтиского мазхаба; соотношение ислама и традиций в рамках суннизма ханафитского толка; ключевые различия между мировоззрением ислама «ханафитского толка», «политическим исламом» и религиозным либерализмом.

Конфликтология в духовной сфере
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность системного анализа специфики данной дисциплины, основных подходов к пониманию конфликтов в духовной сфере. Дисциплина рассматривает: связь духа и религии, сравнение понимания духа в религиях, секуляризированном мире. Конфликтологический подход к анализу духовной сферы общества. Понятие, основные типы и проблемы конфликтов в духовной сфере. Типы конфликтов духовной сферы.

Новые религиозные движения
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины формирование способности критического анализа методологических принципов становления, образования основных видов, смыслов культовой практики, содержании, структуре, особенностях религиозного вероучения новых религиозных движений современности. По успешному завершению данного курса докторант способен: 1. выделять с позиций современного религиоведения характеристику вероучительные и иные особенности конкрет-ного типа новых религиозных образований, их место в жизни казахстанского общества, приобретение опыта анализа степени, форм, и способов распространения новых религиозных движений среди различных слоев населения, в том числе молодежи. 2. восстанавливать причины возникновения, историю, организацию, вероучения и деятельность новых религиоз-ных движений в современном мире, как на Западе, так и в Казахстане; 3. разъяснять государственно–правовое регулирование деятельности новых религиозных движений; 4. рецензировать содержание и основные идеи текстов первоисточников по новым религиозным движениям; 5. структурировать системное понимание основных методологических подходов и концептуальные программы ис-следований основных точек зрения на природу Новых Религиозных Движений, их классификации, освоение методов анализа основных этапов исторического развития и современных особенностей Новых Религиозных Движений; 6. рецензировать и разрабатывать методические рекомендации по прогнозированию ожидаемых изменений в рели-гиозном поведении, сознания и коммуникации народов Казахстана, Центральной Азии; 7. синтезировать комплекс методов исследований различных особенностей учений новых религиозных движений; 8. критически анализировать и оценивать методологические принципы и основные виды и смыслы культовой практики, содержании, структуры и особенности религиозного вероучения НРД, на их базе синтезировать их идеи и интерпретировать результаты в форме научного доклада или отчета. Курс формирует способность анализировать результаты исследований, посвященными НРД и осуществлять религиоведческие исследования в данной области. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Классификация новых религиозных движений. Распространения и активность новых религиозных движений. Современное религиозное сектантство. Неохрисианские течения. Церковь последнего завета. Адвентисты Седьмого дня. Евангельские христиане. Свидетели Иеговы. «Церковь Иисуса Христа святых по-следних дней» (мормоны). Современные исламские течения. Новые исламские движения в Казахстане. Всемирная Ахмадийская мусульманская община. Течение Бахай и др.

Онтология религиозного сознания и религиозных традиций казахского народа
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать умение заниматься историко-логическим, герменевтическим и компаративистским анализом при изучении феномена религиозной традиции и религиозного сознания. В результате изучения дисциплины докторант способен: 1. мониторить методологические приемы в изучении феномена традиции, традиционализма, а также диалогического конструирования современной культурной парадигмы Казахстана, основанной на взаимодействии традиций и модерна; 2. систематезировать обширный источниковедческий базовый, теоретический и классический материал; 3. анализировать проблемы и вопросы онтологии религиозных традиций и их значение в формировании толерантного религиозного сознания; 4. применять фундаментальные работы тюркологов, исламоведов, религиоведов с позиции современных методоло-гических установок; 5. обрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы; 6. проектировать учебно-методические документации по учебным дисциплинам в соответствии с профилем подго-товки; 7. раскрыть место и значение языка и символа в гносеологической модели религиозного сознания; 8. исследовать состояние современного религиозного сознания и раскрыть влияние на него манипулятивных техно-логий. Курс направлен на разработку современного научно-философского миропонимания и методологии сознания, имеющего важное мировоззренческое значение для развития науки и всей культуры, а также для повышения теоретического уровня преподавания курса в высших учебных заведениях. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: теоретико-методологическая база и категориаль-но-понятийный аппарат религиоведческих дисциплин; историческое, духовное и социо-культурное значение религиозных традиций в культурном пространстве Казахстана; основные исторические источники, выявляющие онтологическое присутствие религиозно-духовных традиций; феномен религиозной традиции и религиозного сознания в Казахстане; потенциал тюркской и исламской традиции в формировании культурного и религиозного ландшафта Казахстана.

Основные парадигмальные контексты ханафитского мазхаба
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – изучение ханафитского мазхаба и его роли в развитии толерантного религиозного сознания казахстанского общества. При завершении изучения дисциплины докторант способен: - проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целост-ного системного научного мировоззрения в изучении исламского вероучения и исламских концептуальных доктрин; - критически определять стереотипные подходы к изучению ислама; - анализировать основные парадигмальные контексты ханафитского мазхаба; - использовать герменевтические подходы и методы исламской компаративистики при аналитике текстов; - обрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы; - критически оценивать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций современных реалий; - разрабатывать методические материалы, читать лекционные курсы и вести семинарские занятия; - работать в научно-исследовательских проектах в области религиоведения, синтезировать новые идеи и интерпре-тировать результаты в форме научного доклада или отчета. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: Ханафитский мазхаб в исторических и политиче-ских контекстах; источники права, используемые учением ханафийа: Коран, Сунна, иджмы сподвижников пророка, индивидуальные мнения сподвижников пророка, кийяс (дедукция по аналогии), истихсан (предпочтение), урф (местный обычай); зарубежный опыт исследования ханафитского мазхаба и его значение для объективной реконструкции ислама; труды Абу Ханифы и их историческое значение; восприятие и оценка ханафитского мазхаба в Казахстане; возможности ислама ханафитского мазхаба для солидаризации мусульман и упрочения межконфессионального согласия.

Религии в современном мире
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины формирование способностей критического анализа основных этапов, закономерностей исторического развития религии, углубленного профессионального изучения процессов становления развития, распространение и современное состояния религии. Дисциплина направлена на изучение: основных парадигм и методов современного философского исследования религии, проблему рационального обоснования религиозных верований, проблем преподавания религиоведческих дисциплин, процесса сакрализации и секуляризации религиозной жизни.

Религиозная антропология и танатология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность восстанавливать основные этапы истории восприятия феномена смерти и посмертного существования в различных научно-философских и религиозных системах, систематизировать различные религиозные формы, текстов "священных писаний", религиозно-философских произведений, послуживших непосредственным основанием самого религиозного комплекса. Дисциплина изучает: проблемы и структура современной религиозной антропологии и танатологии. Специфический аппарат, методологию курса.

Религиозная политика в Республике Казахстан
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность анализировать основные контексты, основополагающие факторы, от которых зависит состояние и тренды религиозной политики; использовать концептуальный, методологический аппарат религиоведения, права и смежных наук для решения практических задач. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. применять на практике навыки понимания логики развития системы государственноконфессиональных отноше-ний; 2. анализировать актуальные проблемы экспертной деятельности в области религиозной политики; 3. выделять теологическую проблематику в междисциплинарных исследованиях; 4. оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты; 5. использовать базовые и специальные теологические знания при решении задач представительскопосреднической деятельности; 6. определять тип и форму отдельных религиозных организаций и религиозных групп; 7. предметно разбираться в источниках права, затрагивающих проблемы конфессиональной политики; 8. проводить религиоведческую экспертизу. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: исторические этапы религиозно-государственных отношений; предметную область взаимоотношения религии и политики и современные дискуссии о проблеме власти в религиозном обществе; основные подходы и методы, сложившиеся в различных направлениях политологии по проблеме взаимоотношения религии и политики; современные концепции власти политических институтов в религии. Политика в сфере религии в проблемном поле политологии, законодательства, социологии, философии, религиоведения в контексте государственно-конфессиональных процессов.

Толерантность в межконфессиональных отношениях
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины Цель дисциплины сформировать способность критически анализировать комплексные представ-ления о влиянии различных религий на развитие современного мирового порядка, роли религиозного фактора в со-временных международных отношениях, вести вырабатывать максимально приемлемые управленческие решения. По успешному завершению данного модуля докторант способен: 1. трактовать основные методологические подходы и концептуальные программы исследований в сфере обеспече-ния прав человека на свободу совести и вероисповедания, на свободное этнокультурное развитие и национальное самовыражение; 2. использовать особенности религиозного сознания для ведения переговоров и выработки максимально приемле-мых управленческих решений; 3. применять на практике основы дипломатического и делового протокола и этикета; 4. апеллировать к положениям мировых религий для ведения межконфессионального, межэтнического диалога и выработки режима консенсуса; 5. анализировать толерантность как культурную направленность, отношение личности, которая проживает в мире и согласии; 6. содействовать продвижению программ конструктивного взаимодействия с религиозными организациями и противодействия религиозно - политическому экстремизму; 7. осуществлять навыки ведения диалога, переписку, переговоры на иностранном языке в рамках уровня поставлен-ных задач; 8. представлять полученные результаты в виде научного доклада, статьи на основе научной оценки и прогнозирова-ния религиозных тенденций и их различия. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: основы религиозных традиций стран и регионов мира, классификации религий, модели взаимодействия различных типов религий и политических систем. основные принципы реализации государственно-религиозной политики; социальные и духовные основы межконфессионального диалога; социальные и духовные основы межконфессионального диалога; культурологические и конфессиональные особенности региона и Казахстана в целом. Конфессиональное и культурное наследие народов Казахстана, государственно-религиозные отношения на основе принципов светского государства и свободы совести.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.