Докторантура
Исламоведение

Исламоведение

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1 делать экспертные заключения различной степени сложности на научные материалы (монографии, статьи, видеосюжеты, аудиозаписи и т.д.) исламоведческого, религиоведческого характера с применением новейших информационных, коммуникативных технологий для государственных учреждений, системы образования и иных учреждений;
2 осуществлять прогнозирование развития межконфессиональной ситуации, роли и места ислама в религиозном пространстве страны, опираясь на аналитические исследования и полученные фундаментальные, системные знания, используя современную методологию и IT-технологии;
3 применять при написании аналитических отчетов по разнообразным проблемам исламоведения, деструктивным салафитским культам и т.д. теоретико-методологические достижения исламоведческой науки и инновационные информационно-технические программы;
4 выстраивать при осуществлении экспериментальных исследований по сложным проблемам исламоведения исследовательский процесс на основе современных компаративистских и иных методологических подходов и информационных технологий на государственном и иностранном языках;
5 дифференцировать и осуществлять полевые исследования в сфере культово-ритуальной практики, вероучения ислама и других религии на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием эмпирических и теоретических методик и научных технологий;
6 разрабатывать инновационные стартапы в области исламоведения и религиоведения, межконфессиональных отношений (кроссплатформенные устройства, приложения, электронные карты и т.д.) для выявления религиозности населения, фильтрации контента по различным направлениям ислама и других религий, отслеживанию деструктивных, экстремистских, салафитских течений в исламе и других религиях с использованием инновационных научных методик и технологий, в частности междисциплинарного, системного, компаративистского подхода;
7 синтезировать и трансформировать результаты проведенных практических и социологических исследований в области исламоведения и религиоведения при составлении рекомендации, аналитических справок и иных информационных материалов с использованием современных научно-методических и технических достижений в области исламоведения и религиоведения;
8 создавать самостоятельный медиаконтент по актуальным проблемам исламоведения, видеопродукцию с формулированием проблем, цели, задач, выводов, положений с использованием знаний и методологии смежных научных областей и цифровых технологий;
9 презентовать в управленческой среде результаты своей учебной и научно-исследовательской деятельности в виде отчетов, рефератов, статей, комментариев к государственным документам и т.д. на основе новейших информационно-технических достижений в сфере исламоведения и междисциплинарных областях;
10. планировать и проводить качественные занятия в системе высшего и среднего профессионального образования с использованием умелого сочетания традиционных и инновационных методик, интерактивных, личностно-ориентированных технологий; участвовать в работе казахстанских и международных исследовательских коллективов по решению научных и образовательных задач в области исламоведения;
11 организовывать работу социально-реабилитационных центров для людей, попавших в деструктивные религиозные культы на основе новейших инновационных достижений в области психологии и социологии религии, междисциплинарных исследований в сфере религиоведения, направленных на снижение уровня радикализации некоторых групп населения, проведения разъяснительной работы по проблемам экстремизма и терроризма среди населения, а также в учреждениях уголовно-исполнительной системы путем выездных заседаний;
12 быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения проблем науки, работать в команде, презентовать результаты своей учебной и научно-исследовательской деятельности в статьях, опубликованных в рейтинговых журналах, входящих в международные базы данных Thomson-Reuters или Scopus, а также в национальных и международных рецензируемых изданиях, монографиях, учебных пособиях, решать задачи профессионального и личностного развития.

Паспорт программы

Название
Исламоведение
Шифр
8D02204
Факультет
Философии и политологии

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способностей структурированного изложения собственных идей, создание научных и научно-информационных текстов различных видов с учетом специфики академического дискурса, анализ нормативно-стилистических ошибок в научных текстах, создание научных текстов в соответствии с выбранным профилем, темой докторской диссертации

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование творческих способностей докторантов в сфере избранного направления подготовки, овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации, способности планирования, организации и поэтапного проведения научно-исследовательской деятельности, проектирования и осуществления комплексных исследований, научно-экспериментальной работы с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой научно-квалификационной работы (диссертации)

Мусульманское право и шариатские цели
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – развитие фундаментальной правовой теории исламского права (Макасид аш-шариа) с использованием системного подхода, изучение развития и становления сферы мусульманского права, их отличия от других отраслей права, философское рассмотрение особенностей теории целей исламского права, формирование представлений об институтах исламского права, анализ современных теорий исламского права

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Основные тексты ислама
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формировании у докторантов целостного, систематического понимания и знания разновидностей исламских источников, умения распознавать оригинальность текста на основе сравнительно-герменевтического исследования, систематизировать и различать концептуальные подходы в определении места Сунны в шариате и места хадисов в исламе и разрабатывать научные ответы на вопросы течений, которые игнорируют хадисы

Ханафитский мазхаб как путь диалога в религиозной традиции ислама
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – дать представление об основных этапах и содержании основ теологии с древнейших времен до наших дней, аргументитовать и интерпретировать канонические основоположения ханафитского мазхаба, анализировать и логический аргументировать особенности ханафитского мазхаба

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Диалогическая миссия Пророка Мухаммада
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью преподавания дисциплины является изучение духовных основ диалогической миссии Пророка Мухаммада, на которых базируется религиозные убеждения мусульман. Развитие теологической культуры и идеологического сознания докторанта. В результате изучения дисциплины докторант способен: - владеть методологическими приемами в изучении науки хадис и применять их современном науке текстологии; - анализировать проблемные вопросы хадисоведения; - применять метод сопоставительного анализа при аналитике текстов; - применять текущие системы семантического анализа и этимологического учения хадисов; - оценивать классические работы по хадисоведению с позиций современных реалий; - обрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы. Модуль знакомит докторантов с диалогической миссией Пророка Мухаммада, практикой исламского учения, правовым и философским пониманием особенностей Сунны. В ходе изучения дисциплины особо уделяется внимание культурфилософскому аспекту диалога, феномену пророчества в исламском мире, феномену «наби», «расул», «башир», «назир», «музаккир», «шахид», «даги» в исламской традиции. Раскрывается гуманистический смысл Священного Писания – Корана, рассматриваются принципы диалогической политики в исламском мире, акцентируется внимание на Худайбиском договоре как диалогическом миротворчестве.

Ислам и глобализация: основные тенденции взаимного влияния
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса подготовить выпускника докторантуры, владеющего концептуальным аппаратом современных теорий проектов модерна и постмодерна, концепции постсекулярного общества, обладающего способностью диагностировать теоретическое и практическое содержание различных концепций политического ислама, умеющего самостоятельно проводить анализ политического ислама как феномена глобального, европейского и казахстанского масштабов. По завершении данного курса ожидается, что докторант способен: - объяснить феномен глобализации, оценить ее позитивные и негативные стороны, отношение различных регионов и культур к глобализации; - раскрыть влияние глобализационных процессов на происходящие процессы в исламском мире; - прогнозировать вызовы в исламском мире спровацированные глобализационными процессами; - анализировать проявления радикализма. - объяснить и анализировать принципы ислама в эпоху глобализации Материал данного междисциплинарного курса и постановка в нем проблемы взаимосвязи ислама и политики носят новаторский характер. Докторанты получат представление о существующих в рамках отдельных дисциплин трактовках данной проблемы, но наряду с критическим освещением этого материала им будет предложена возможность освоения ряда достаточно новых для отечественного гуманитарного и социального знания междисциплинарных направлений мысли (постмодернизм, постколониальные исследования).

Исламофобия и стереотипы на религиозной почве
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать основные направления по проблеме исламофобии и стереотипов на религиозной почве. В результате изучения дисциплины докторант способен: 1. проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения в изучении исламского вероучения и исламских концептуальных доктрин; 2. критически определять стереотипные подходы к изучению ислама; 3. анализировать контексты возникновения исламофобии, проблемы и вопросы исламоведческого дискурсов в изу-чении феномена исламофобии; 4. использовать герменевтические подходы и методы исламской компаративистики при аналитике текстов; 5. оценивать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций современных реалий; 6. организовать и руководить работой координационных структур и осуществлять представительско-посреднические функции в различных областях профессиональной деятельности; 7. выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функциони-рование общественно-политических институтов в странах региона специализации; 8. работать с основными принципами и методами проведения научных исследований ислама и в научно-иВыработать у докторантов способность обрабатывать, анатировать, создавать, анализировать сложные явления и тенденции в сфере политической, религиозной жизни. При изучении дисциплины рассматриваются следующие аспекты: исламофобия и стереотипы в религиозном про-странстве Казахстана; сущность исламофобии и идеологии ее возникновения; влияние исламофобии на религиозное сознание; основные источника ислама; идейные основы и основополагающие принципы ислама суннитского толка в рамках толкований ханафтиского мазхаба; соотношение ислама и традиций в рамках суннизма ханафитского толка; ключевые различия между мировоззрением ислама «ханафитского толка», «политическим исламом» и религиозным либерализмом.

Истоки и история исламской религии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины является раскрытие основных содержаний основ исламской религии, которая считается источником культуры казахского народа. В результате изучения дисциплины докторант способен: - проводить семантический и этимологический анализ основных источников ислама; - успешно использовать полученные знания в научно-теоретических, аналитических и практических исследованиях; - овладеть теоретико-методологическими и научно-практическими знаниями в области история исламской религии; - владеть категориально-понятийным аппаратом и специальной терминологией, разработанной в рамках курса. - анализировать рукописей Корана и факсимиле собраний хадисов выявленных в мировых рукописних фондах. Модуль знакомит докторантов с исламской религией, исходящей из Корана, Сунны и исламских ученых, ролью в современном обществе. В ходе изучения дисциплины основной упор сделан на изучение сути содержания и тенденций развития ислама, учение ислама, нормы шариата, специфику источников, а также на исследование доктринальной школы и формирование концепции ислама в Казахстане.

Основные источники исламского вероучения
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – изучение с позиций исторической объективности и современных методологических подходов исламского вероучения в традиции. В результате изучения дисциплины докторант способен: - знать методологические приемы в изучении исламского вероучения и исламские концептуальные доктрины; - понимать фундаментальные работы исламских теологов и ученых с позиций современных реалий; - анализировать проблемы и вопросы исламского и исламоведческого дискурсов; - использовать герменевтические подходы и методы исламской компаративистики при аналитике текстов; - разрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы; - рефлексировать над проблемами исламской философии и исламской теологии; - работать в научно-исследовательских проектах в области исламоведения; - анализировать проблемные вопросы. Модуль знакомит докторантов с теоретико-методологической базой и категориально-понятийным аппаратом исламоведческих дисциплин. В процессе изучения дисциплины изучаются фундаментальные исторические, духовные и социо-культурные значения феномена ислама, классические исламские тексты. Также акцентируется внимание на различия содержания и смыслов коранистики, исламской науки, исламского права, тафсира.

Основы коранистики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – изучение истории и теоретических принципов толкования текста Священного Корана, формирование представлений об истории его ниспослания и кодификации, применение различных научных методов для толкования текста Корана, интерпретирование основных идеи ислама в Коране, включая преемственность и дискуссию в развитии религиозных и философских проблем

Становление и развитие суннитской теологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – рассмотреть суннитское богословие и эволюцию мусульманской теолого-философской мысли, демонстрировать системное знание и понимание становления и эволюции суннитской теологии, раскрытие и объяснение особенностей матуридитской и ашаритской школ в акиде, сравнение и критически интепретирование распостраненных теологических дискурсов суннитской теологии

Суннитское богословие и эволюция мусульманской теолого-философской мысли
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины является изучение суннитского познания Бога, знания и понимание процессов учения о Боге; понимание этапов изучения калама, истории и ее современной интерпретации. В результате изучения дисциплины докторант способен: - быть осведомлен о теоретических знаниях мусульманской теолого-философской мысли; - излагать на регулярной основе основы специфики когнитивно-семантического анализа; - проводить анализ суннитского богословия и теолого-философской мысли - работать в научно-исследовательских проектах в области религиоведения и исламоведения; - обрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы. Модуль знакомит докторантов с основными понятиями исламской теологической философии, категорий и понятий; изучением и анализом литературы, касающейся хода работы, которая будет проводиться для уточнения суннитских текстов. Изучение дисциплины позволяет анализировать основные положения исторических и современных мусульманских дискурсных потоков, различать важные философские школы в соответствии с рамками хадисоведения, вникать в специфику акиды Имама аль-Матуриди, отличая ее от нетрадиционных вероучений.

Суфизм в исторической перспективе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование систематических и глубоких знаний в области истории суфизма, изложение и анализ причин и факторов возникновения суфизма как религиозно-мистического направления в исламе, интерпретирование основных категорий суфизма и их мировозренческое значение, комментирование источников и канонической литературы суфизма

Феномен исламской цивилизации
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью преподавания дисциплины является изучение феномена исламской цивилизации, ее истории, особенностей и факторов, повлиявших на становление ценностей, культуры, обычаев и устоев. В результате изучения дисциплины докторант способен: - владеть методологическими приемами в изучении дискурса исламской цивилизации; - использовать метод сопоставительного анализа при аналитике культурологических текстов мусульманских ученых; - владеть обширным источниковедческим классическим материалом; - оценивать классические работы по исламской цивилизации в контексте образовательных парадигм с позиций современных реалий; - рефлексировать над проблемами философии исламской цивилизации и культуры; - обрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы. Модуль знакомит докторантов с источниками, историей и особенностями развития исламской цивилизации, с методом сопоставительного анализа при аналитике культурологических текстов мусульманских ученых. В ходе изучения дисциплины отдельное внимание уделяется Раннему и Высокому Халифату, формированию исламской традиции в культуре народов Арабского Халифата, цивилизации и эпохе джахилийа. Подробно разбираются вопросы культурных традиции в исламской цивилизации: наследие кочевой и оседлой культуры, духовно-нравственное содержание исламской культурной традиции, а также феномен исламской культуры в историко-культурных процессах Казахстана и роль исламской науки, фальсафа, калама и суфизма в формировании исламской цивилизации.

Ханафитский мазхаб как диалоговый путь в религиозной традиции ислама
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – дать представление об основных этапах и содержании основ теологии с древнейших времен до наших дней, аргументитовать и интерпретировать канонические основоположения ханафитского мазхаба, анализировать и логический аргументировать особенности ханафитского мазхаба

Шиитское богословие и философская традиция
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины ознакомить докторантов с основными этапами формирования и становления мусульманской религиозной философии, сформировать представление о богословско-правовых предпосылках ее становления. По завершении данного курса докторант способен: - демонстрировать системное знание и понимание становления и эволюции шиитской теологии; - раскрыть и объяснить особенности шиитской акиды, описывать, критически интерпретировать и различать основные положения вероучения данных школ; - сравнивать и критически интерпретировать распространенные теологические дискурсы шиитской теологии; - критический анализировать роли хадисов как источник в теологии шиитов; - оценивать современное состояние шиитского богословия на основе полученных результатов. Курс формирует представление о богословско-правовых предпосылках ее становления, знакомит с основными идеями шиитского богословия и философской традицией. Особенности шиитского вероучения. Методологические основания анализа Корана представителями шиитского направления ислама. Арабский язык и арабо-мусульманская философия. Авторитетные тексты ислама, исламская доктрина и их значение для формирования и развития философии. Ранние идейные течения в исламе, предшествовавшие возникновению философии. Понятие арабо-мусульманской философии и этапы ее развития.

Шиитское направление в исламе: догматика и ритуал
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью преподавания дисциплины является изучение категориально-понятийного аппарата в контексте изучения основ шиитской догматики; системно-целостное исследование учения шиизма и его специфики. В результате изучения дисциплины докторант способен: - владеть методологическими приемами в изучении истории шиизма; - анализировать проблемные вопросы; - использовать метод сопоставительного анализа при аналитике шиизма и суннизма по текстам мусульманских ученых; - владеть источниковедческим классическим материалом; - обрабатывать научно-источниковедческий материал, научные статьи, учебно-методические программы; - читать лекционные курсы и вести семинарские занятия. Модуль знакомит докторантов с использованием мультидисциплинарных подходов при изучении шиитского дискурса в контексте исламоведеческих дисциплин; научно-теоретическим и источниковедческим арсеналом. В процессе изучения дисциплины докторант изучает различия Суннизма и Шиизма, Шиизма и Хариджизма, их расхождения в вопросах догматики. Подробно останавливается на вопросах о наследовании власти в Арабском Халифате, концепции власти в Шиизме, роли Шиизма в становлении исламской идеологии. А также исследуется догматика Шиизма, источники формирования идеологии Шиизма.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.