Докторантура
Литературоведение

Литературоведение

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. Демонстрировать системное понимание современных теорий, концепций, методологий литературоведения, фольклористики, освоение новейших технологий исследования художественного творчества, экспертизы произведений литературы.
Понимать закономерности развития современного историко-культурного и литературного процессов, влияние научно-технического прогресса на художественное творчество и методологию исследования и оценки литературного наследия писателей.
2. Разрабатывать собственную стратегию исследования, интерпретации и экспертизы произведений художественного творчества в контексте тенденций развития современного историко-культурного и экономического процессов.
3. Владеть и свободно оперировать новейшими, цифровыми и Интернет технологиями исследования, экспертизы произведений художественного творчества.
4. Критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи, подходы к изучению литературного наследия писателей, произведений фольклора и искусства.
Оценивать обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях литературы и фольклора. Проводить самостоятельные исследования фундаментальных и прикладных проблем литературоведения и фольклористики в контексте достижений современных наук.
5. Разрабатывать и осуществлять патентный поиск, координацию и менеджмент научных исследований в области теоретического и прикладного литературоведения, языковой и культурной политики, государственных и инициативных программ.
Разрабатывать научные и творческие проекты по коммерциализации произведений культуры, литературы и искусства.
6. Разрабатывать новые методологические подходы преподавания литературы в вузе, осуществляя их критический анализ и генерируя новые гипотезы.
Использовать знания основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
7. Самостоятельно выдвигать и решать научные проблемы, актуальные для современного литературоведения и фольклористики в парадигме достижений отечественной и мировой социогуманитарной науки.
Дифференцировать приоритеты учебной и научно-исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с общественными, этническими ценностями, потребностями общества.
8. Систематизировать, анализировать и синтезировать теоретические знания в области литературоведения и фольклористики, теории коммуникации.
9. Использовать концептуальный и методологический аппарат теории литературы и фольклористики для выполнения нестандартных задач различного уровня сложности.
Применять современные информационные технологии для осуществления исследования и экспертизы художественного творчества.
10. Разрабатывать методику исследования художественных текстов, их оригинальных и переводных вариантов, принципы классификации литературных текстов и дискурсов, их применения в процессе осуществления профессиональной деятельности.
11. Презентовать итоги исследовательской работы в виде отчетов, статей, монографий, курсов лекций, учебников и пособий с применением современных средств печати, редактирования и информационных ресурсов.
12. Персонифицировать себя как конкурентоспособную личность с высокой степенью социальной и профессиональной адаптации, способной к саморегуляции, гибкому изменению вида и характера профессиональной деятельности; быть способным к рефлексии, объективной оценке своих достижений, анализу ситуации.
Быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения проблем науки и культурного наследия.
Определять направления дальнейшего личностного и профессионального развития, настаивать на своей точке зрения, принимать решение, убеждать оппонентов.
Осуществлять, координацию и менеджмент научных исследований в области теоретического и прикладного литературоведения и фольклористики, образования, языковой и культурной политики, государственных и инициативных программ.

Паспорт программы

Название
Литературоведение
Шифр
8D02304
Факультет
Филологический

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, способность писать и редактировать тексты в соответствии с нормами академической коммуникации. Учебный курс формирует способность создавать научные тексты разных жанров: диссертация, аннотации, научные статьи, аргументационное (аналитическое) эссе, обоснование исследования и рецензия, филологические комментарии и др. Дисциплина направлена на изучение структурно-композиционных, стилистических особенностей научных текстов.

Концепты национальной литературы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность описывать и оценивать художественный мир литературного произведения с позиций концептологии. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание национальных особенностей художественной литературы в контексте поликультурности современного мира; - трактовать основные подходы к пониманию природы концепта как социокультурного феномена и категории литературы; - систематизировать и интерпретировать новейшие теории концептологии; вырабатывать собственный подход к исследованию концептосферы произведений литературы и фольклора; - применять когнитивный подход к исследованию художественного творчества; разрабатывать стратегию изучения концептосферы казахских писателей; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно национального своеобразия художественного творчества, влияния культуры на систему философско-эстетических взглядов писателей, их концептосферу. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Основные подходы к изучению проблемы концепта в современной социогуманитарной науке. Национальная концептосфера как система ценностей и приоритетов. Литературоведческая концептология, понятия и структуры концептосферы национальной литературы. Синтеза духовности, менталитета и культуры нации в призме литературно-художественных опытов.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать основные типы методов филологического исследования. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу проведения исследований в соответствии с их видами. Дисциплина направлена на изучение: специфики методов научного филологического исследования, их правильного подбора применительно к задачам и этапам работы.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Школы и направления в литературоведении
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять теоретические знания в области методологии литературоведения в процессе исследования художественных произведений в контексте принципов и подходов основных направлений, научных школ, тенденций развития литературоведения. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание теорий и концепций литературоведения в контексте исторического развития социогуманитарной науки; - применять основные принципы и подходы академических школ отечественного и зарубежного литературоведения к изучению художественного творчества; - осуществлять самостоятельные научные исследования теоретических и методологических проблем литературоведения и фольклористики; - осуществлять эффективную коммуникацию по тематике литературоведения с равными по статусу специалистами, широким научным сообществом и обществом в целом; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно методики и принципов исследования произведений литературы и фольклора. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: История развития литературоведения. Академические школы литературоведения. Культурно-историческая школа. Психологическая школа. Социологическая школа. Текстологическая школа. Гуманистическое направление в литературоведении. Структурализм и постструктурализм. Деконструктивизм в литературоведении. Постмодернистское литературоведение. Методологические принципы литературоведения.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Массовая и Интернет-литература
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность описывать жанрово-стилистическое и художественное своеобразие произведений массовой и Интернет литературы. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание тенденций и закономерностей художественной литературы в контексте историко-культурного развития общества; - систематизировать и интерпретировать новейшие теории и концепции литературоведения с целью постижения природы художественного творчества; - применять междисциплинарный и комплексный подход к исследованию художественного творчества; разрабатывать стратегию изучения явлений литературы, мастерства и новаторства писателей; - осуществлять посредством инновационных технологий самостоятельные научные исследования произведений художественной литературы, влияния процессов глобализации на ее развитие; - критически анализировать, оценивать современное состояние художественного творчества, его место и значимость в системе культуры; синтезировать новые идеи относительно закономерностей и перспектив развития литературы. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Тенденции развития современного историко-культурного и литературного процессов. Предпосылки развития массовой, кибер литературы. Принципы исследования массовой, кибер литературы, их влияния на сознание современного читателя. Жанровый состав массовой и кибер литературы. Особенности структурной организации и содержания массовой и Интернет литературы. Перспективы развития Интернет литературы.

Междисциплинарные исследования в литературоведении
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать у докторантов способность проводить изучение художественного творчества в свете междисциплинарных исследований. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание основных теорий и концепций, методологического аппарата современного литературоведения, его фундаментальных и прикладных проблем; - трактовать основные принципы и подходы социогуманитаных наук к исследованию явлений культуры и литературы; - применять междисциплинарный подход к изучению художественного творчества с учетом достижений современных социогуманитарных и естественных наук; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно методики исследования творчества писателей, влияния научно-технического прогресса на технику анализа произведений литературы; - выдвигать гипотезы, аргументированно и последовательно представлять собственную точку зрения относительно интеграции наук, развития филологии в условиях глобализации, внедрения цифровых технологий на научных дискуссиях, конференциях. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Тенденции развития современного литературоведения. Проблема интеграции литературоведения с другими науками. Принципы и особенности применения подходов естественных и социогуманитaрных наук к исследованию художественного творчества. Комплексный и междисциплинарный подходы.

Методика и методология преподавания литературы в вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять традиционные и инновационные методы и приемы преподавания литературы и литературоведческих дисциплин в высших учебных заведениях. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание истории, теории и практики преподавания литературы; основных принципов, приемов и технологий изучения литературоведческих дисциплин в высших учебных заведениях; - применять различные методы и приемы, в том числе компьютерные технологии, в процессе разработки и ведения различных видов занятий по литературе; - разрабатывать лекционные и практические занятия по литературе, представлять основное содержание лекций в форме презентации; - обсуждать и оценивать методику преподавания литературы, применяемую в современном образовательном процессе с равными по статусу специалистами, широким научным сообществом и обществом в целом; формулировать и обосновывать свою точку зрения относительно теорий и концепций, используемых в системе высшего образования; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно методики преподавания литературы и литературоведческих дисциплин с учетом профессиональной направленности и интересов аудитории. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Особенности образовательного процесса в вузе. Основные формы обучения в высших учебных заведениях. Место и роль литературоведческих дисциплин в образовательном процессе высших и средних учебных заведений. Традиционные и инновационные методы обучения. Психология и методика преподавания литературе. Основные технологии организации внеаудиторной работы. Организация самостоятельной работы докторантов.

Психологическое литературоведение
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность понимать специфику изучения произведений литературы сквозь призму психологии личности автора. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание основных понятий и принципов психологического литературоведения; - применять методы и подходы психологического литературоведения при изучении художественного творчества, личности писателя; - осуществлять самостоятельные научные исследования различных типов текста сквозь призму их психологического содержания и влияния на сознание и внутренний мир читателя; - вырабатывать собственную стратегию изучения художественного творчества, психологии писателя, особенностей взаимодействия писателя и читателя, эмоционально-смысловых доминант литературных текстов; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно типологии текстов, методики исследования психологического литературоведения. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Природа художественного творчества. Психология писателя и читателя. Влияние научно-технического прогресса, глобализации и интеграции общества на психологию писателя и его творчество. Типология текстов. Эмоционально-смысловые доминанты литературных текстов и особенности их изучения. Принципы проведения психо-лингвистической экспертизы художественных произведений.

Текстология прозаических жанров фольклора (НИИ)
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность демонстрировать системное понимание методов исследования текстологии прозаических жанров фольклора. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание особенностей текстологического подхода к анализу прозаических жанров фольклора; определять принципы классификации прозаических жанров произведений устного народного творчества; - применять новейшие технологии изучения жанрового состава фольклорных произведений; - вырабатывать собственное понимание и методику изучения текстологии прозаических произведений фольклора; - осуществлять самостоятельные научные исследования прозаических жанров фольклора с точки зрения комплексного, сравнительно-типологического и текстологического подходов; - критически анализировать, оценивать место и роль фольклора в современном историко-культурном процессе, перспективы развития и особенности трансформации прозаических жанров фольклора. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Специфика произведений фольклора. Поэтические и прозаические жанры. Принципы классификации прозаических жанров казахского и мирового фольклора. Текстология сказок, преданий. Текстология и сюжетные особенности исторических и топонимических легенд, устных рассказов.

Фольклорно-литературные конвергенции
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность описывать законы онтологических взаимоотношений литературы и фольклора, тенденции развития литературы и фольклора на современном этапе. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание проблемы преемственности художественных традиций, единства фольклора и литературы; - вырабатывать собственный подход к исследованию проблемы преемственности произведений литературы и фольклора; - анализировать особенности метода, стиля писателей, национальную специфику произведений литературы и фольклора; - применять комплексный подход к исследованию фольклорно-литературных взаимосвязей, специфики мифологического и поэтического мышления; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно закономерностей и перспектив развития литературы и фольклора, влияния произведений устного народного творчества на художественный мир, особенности мышления писателей. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Теоретико-методологическая основа понимания процессов конвергенции фольклора и литературы. Двусторонность проблемы фольклорно-литературных взаимосвязей. Историко-функциональный и сравнительно-исторический анализ литературных явлений и контактно-типологических отношений литературы и фольклора. Проблема фольклоризма литературных произведений. Влияние литературной поэтики на произведения устного народного творчества.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.