Докторантура
Литературоведение

Литературоведение

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. Демонстрировать системное понимание современных теорий, концепций, методологий литературоведения, фольклористики, освоение новейших технологий исследования художественного творчества, экспертизы произведений литературы.
2. Разрабатывать собственную стратегию исследования, интерпретации и экспертизы произведений художественного творчества в контексте тенденций развития современного историко-культурного и экономического процессов. Владеть и свободно оперировать новейшими, цифровыми и Интернет технологиями исследования, экспертизы произведений художественного творчества, работа с материалами театра, СМИ.
3. Критически синтезировать новые идеи, подходы к изучению литературного наследия писателей, произведений фольклора и искусства.
4. Анализировать категориально-методологический аппарат современного литературоведения и лингвистики, этапы, особенности и перспективы развития литературоведения, их роль и общественное значение.
5. Презентовать итоги исследовательской работы в виде отчетов, статей, монографий, курсов лекций, учебников и пособий с применением современных средств печати, редактирования и информационных ресурсов.
6. Персонифицировать себя как конкурентоспособную личность с высокой степенью социальной и профессиональной адаптации, способной к саморегуляции, гибкому изменению вида и характера профессиональной деятельности; быть способным к рефлексии, объективной оценке своих достижений, анализу ситуации.

Паспорт программы

Название
Литературоведение
Шифр
8D02304
Факультет
Филологический

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, способность писать и редактировать тексты в соответствии с нормами академической коммуникации; создавать научные тексты разных жанров: диссертация, аннотации, научные статьи, аргументационное (аналитическое) эссе, обоснование исследования и рецензия, филологические комментарии и др. Дисциплина направлена на изучение структурно-композиционных, стилистических особенностей научных текстов разных жанров.

Концепты национальной литературы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать художественный мир литературного произведения с позиций концептологии. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания национальной концептосферы как системы ценностей и приоритетов. Дисциплина направлена на изучение: литературоведческой концептологии, понятий и структуры концептосферы национальной литературы; синтеза духовности, менталитета и культуры нации в призме литературно-художественных опытов.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать основные типы методов филологического исследования, теоретико-методологическую основу проведения исследований в соответствии с их видами. Дисциплина направлена на изучение: специфики методов научного филологического исследования, их правильного подбора применительно к задачам и этапам работы.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Школы и направления в литературоведении
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность критически оценивать и интерпретировать основные теории и концепции ведущих научных школ и направлений мирового литературоведения. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу системного понимания исторического развития литературоведения как науки. Дисциплина направлена на изучение основных научных направлений, течений и школ литературоведения, их принципов и подходов к изучению художественного творчества.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Массовая и Интернет-литература
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать жанрово-стилистическое и художественное своеобразие произведений массовой и Интернет литературы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания значимости и предпосылок развития и принципов исследования массовой, кибер литературы, их влияния на сознание современного читателя. Дисциплина направлена на изучение жанрового состава, структурной организации и содержания массовой и Интернет литературы.

Междисциплинарные исследования в литературоведении
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность проводить междисциплинарные исследования в литературоведении на стыке гендерологии, мифологической критики, мифопоэтики, литературной компаративистики, нарратологии, чтобы выстраивать новое научное знание. Дисциплина направлена на формирование системного взгляда на решение междисциплинарных вопросов современного литературоведения. Дисциплина завершается созданием научного труда в области литературоведения, в который интегрированы междисциплинарные знания.

Методика и методология преподавания литературы в вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность понимать специфику изучения литературы и литературоведческих дисциплин в высших учебных заведениях. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для применения инновационных технологий в процессе преподавания литературы и литературоведческих дисциплин в учебных заведениях. Дисциплина направлена на систематизацию творческого опыта, выработку собственной стратегии изучения и преподавания литературы и литературоведческих дисциплин.

Психологическое литературоведение
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность понимать специфику изучения произведений литературы сквозь призму психологии личности автора. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для осуществления типологии и экспертизы художественных текстов в парадигме эмоционально-смысловой доминанты авторов. Дисциплина направлена на изучение природы художественного творчества, психологии писателя и читателя, принципов проведения психо-лингвистической экспертизы художественных произведений.

Текстология прозаических жанров фольклора (НИИ)
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность демонстрировать системное понимание методов исследования текстологии прозаических жанров фольклора. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание особенностей текстологического подхода к анализу прозаических жанров фольклора; определять принципы классификации прозаических жанров произведений устного народного творчества; - применять новейшие технологии изучения жанрового состава фольклорных произведений; - вырабатывать собственное понимание и методику изучения текстологии прозаических произведений фольклора; - осуществлять самостоятельные научные исследования прозаических жанров фольклора с точки зрения комплексного, сравнительно-типологического и текстологического подходов; - критически анализировать, оценивать место и роль фольклора в современном историко-культурном процессе, перспективы развития и особенности трансформации прозаических жанров фольклора. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Специфика произведений фольклора. Поэтические и прозаические жанры. Принципы классификации прозаических жанров казахского и мирового фольклора. Текстология сказок, преданий. Текстология и сюжетные особенности исторических и топонимических легенд, устных рассказов.

Фольклорно-литературные конвергенции
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать законы онтологических взаимоотношений литературы и фольклора. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания процессов конвергенции фольклора и литературы. Дисциплина направлена на изучение двусторонности проблемы фольклорно-литературных взаимосвязей; типологический анализ литературных событий и контактно-типологических отношений; проблемы фольклоризма литературных произведений и влияния литературной поэтики на произведения устного генеза.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.