Докторантура
Генетика

Генетика

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ON1. Анализировать особенности функционирования организма, в зависимости от генетической организации и механизмов реализации генетической информации;
ON2 Оценивать основные тенденции развития передовых идей и новых методов в генетике для решения генетических и генноинженерных проблем;
ON3 Осуществлять научное исследование на основе применения передовых технологий в общей и молекулярной генетике для решения актуальных проблем в области биологии, медицины, биотехнологии и экологии;
ON4 Разрабатывать международные, национальные, отраслевые и региональные программы и проекты по общей и молекулярной генетике, мероприятия по мониторингу и профилактике генетических заболеваний;
ON5 Разрабатывать и внедрять новые методы молекулярно-генетических исследований, обладающих повышенной аналитической и клинико-диагностической надежностью;
ON6 Интерпретировать результаты генетических исследований для составления рабочей гипотезы научной проблемы;
ON7 Обобщать ключевые принципы современной теории и методологии генетики, молекулярной биологии и генной инженерии для разработки и проведения междисциплинарных исследований;
ON8 Выстраивать научно-исследовательскую, производственную и педагогическую деятельность на основе этических и правовых норм в отношениях между людьми и в отношениях живых организмов на основе принципов биоэтики;
ON9 Интегрировать молекулярно-генетические результаты, полученные в ходе реализации научно-исследовательских проектов и диссертационных работ, в учебный процесс и в производственную практику;
ON10 Разрабатывать предложения по модернизации селекционно-генетической и генноинженерной деятельности в центрах и лабораториях биологического, медицинского, аграрного профиля;
ON11 Разрабатывать учебно-методические комплексы дисциплин и преподавать теоретические и прикладные курсы на основе студенто-ориентированного подхода с использованием цифровых технологий, интерактивных методов, форм и средств обучения для решения образовательных задач очного, дуального, дистанционного и инклюзивного образования;
ON12 Находить применение своим профессиональным способностям в области современной генетической науки в условиях международной кооперации, междисциплинарности и бизнес-инкубации на базе алгоритмов пилотного и долгосрочного генетического исследования; содействовать развитию науки и общества.

Паспорт программы

Название
Генетика
Шифр
8D05104
Факультет
Биологии и биотехнологии

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность структурировано излагать собственные идеи, создавать научные, научно-информационные тексты в области генетики и молекулярной биологии. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: особенности научного стиля; внутренняя дифференциация научного стиля, особенности научного дискурса, типологические особенности научного текста, принципы построения научного текста и подготовка его к публикации, особенности структуры и логики научного текста, специальная, общенаучная лексика и терминология в области генетики и молекулярной биологии.

Генетические механизмы эволюции
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: дисциплины сформировать способность объяснять генетические механизмы эволюционного процесса органического мира и взаимосвязь системы человек - природа – общество. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: основные принципы организации жизни; уровни организации жизни: молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционно-видовой, биогеоценотический уровни организации жизни; генетические основы микроэволюции; элементарные эволюционные факторы – мутации. популяционные волны, изоляция, дрейф генов, миграция, естественный отбор; адаптациогенез; молекулярные и генетические механизмы прогрессивной эволюции; система человек-природа–общество.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность разрабатывать и внедрять высокоинформативные методы современной генетики и молекулярной биологии для решения социальных, экономических и экологических проблем развития общества. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: использование законов классической генетики в системном анализе; выбор модельного объекта в соответствии с целью и задачами исследования; основные стратегии генетического картирования хромосом; обзор мировых баз данных по генетическим коллекциям модельных объектов; методики и перспективы использования «экзотической» гибридизации в природе и в лабораториях; решение проблем в области медицины и фармакологии, пищевой промышленности, сельского хозяйства, экологии на основе генетических методов; методологические основы генетического мониторинга человека и окружающей среды; принципы биоэтики в генетических исследований.

Молекулярные механизмы наследственности и изменчивости
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать тенденции развития современной генетики и молекулярной биологии для разработки новых научно-методологических подходов изучения молекулярных механизмов наследственности и изменчивости. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: cовременные достижения в изучении доменной организации РНК и эволюционных аспектов на молекулярном уровне, регуляция фаговых и вирусных генов; регуляторные пути бактериального генома, мобильные генетические элементы и их регуляция, принципы формирования доменов, независимая, кооперативная и интегральная регуляция генов эукариот, кластерные гены и их регуляция; методы дифференциальной экспрессии генов, картирование генома, применение ГМО, их сертификация и предотвращение нежелательных эффектов, генная терапия как практика регуляции генов.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Гормональная сигналомика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать и объяснять молекулярно-генетические механизмы гормональной регуляции жизнедеятельности живых организмов для разработки научно-исследовательских проектов в области функциональной генетики. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: физико-химические основы и структурная организация лиганд-рецепторных комплексов, участвующих в гормональном ответе организма и клетки; современные представления о классификации, биосинтезе и распаде гормонов, молекулярных механизмах реализации сигнальных путей гормонального ответа у человека, животных и растений; гормональные сигнальные пути, их внеклеточные, цитоплазматические и ядерные компоненты; базы данных по гормональной сигналомике и различным гормональным кросстолкам эукариот; картирование сигнальных гормональных каскадов.

Инновационные технологии преподавания генетики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность преподавать генетические дисциплины с учетом интеграции знаний в области фундаментальных и прикладных исследований и профессионального взаимодействия с коллегами и зарубежными партнерами При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: общепедагогические и специфические принципы обучения; основные виды обучения; система методов и методических приёмов обучения генетики; средства обучения; место и роль самостоятельной работы в процессе обучения; стандартные и инновационные методы преподавания, модульное обучение, технологии развития критического мышления, контекстное обучение, проблемное обучение, междисциплинарное обучение, обучение на основе опыта, онлайн и дистанционное обучение, развитие soft-skills, активные принципы разработки учебно-методических комплексов дисциплин, контроль качества обучения.

Современные проблемы генетики растений
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность модернизировать селекционно-генетическую и генноинженерную деятельность в центрах аграрного профиля. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: современное состояние генетики растений; объекты и методы в генетике растений; клеточная инженерия растений; соматическая гибридизация и ее значение для селекционного процесса; цитоплазматическая мужская стерильность и перспективы ее использования в селекционно-генетических исследованиях; хромосомная инженерия растений; хромосомные технологии в селекции зерновых культур; молекулярно-генетические механизмы морфогенеза растений; ферменты генетической инженерии; методы секвенирования ДНК; геномные библиотеки; трансгенные растения; расшифровка генома зерновых культур; растения в качестве тест-систем.

Современные проблемы генетики человека и животных
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать современные проблемы генетики человека и животных для проектирования комплексных и междисциплинарных проектов. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: современные достижения генетики человека и животных, молекулярные, биохимические и цитологические основы генетических болезней; классификация форм наследственной патологии; основные генетические методы в диагностике наследственной патологии; принципы лечения наследственных заболеваний; профилактика наследственной патологии; изучение и прикладное использование новых линий модельных животных организмов как тест-систем.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.