Докторантура
Информатика

Информатика

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. Демонстрировать фундаментальные, системные знания в области информатики и информатизации образования, методики преподавания информатики в вузе (теоретических и методологических принципов, современных актуальных направлений в области информатики, мультимедийных, ІТ-технологий, робототехники) в рамках научных парадигм знания.
2. Использовать фундаментальные, системные знания в области научно-педагогических теорий, концепций, научных школ в области информатики, методики обучения информатики в высшей школе, информатизации образовательной среды
3. Проводить прикладные исследования о области методики информатики и информатизации образования
на основе новых методик, технологий и методологий; Презентовать результаты научной и научно-исследовательской деятельности в области информатики и информатизации образования (в виде рефератов, докладов, презентаций) целевой аудитории и аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной подготовки; Аргументированно и обоснованно представлять научные результаты для обсуждения в научных дискуссиях и публикациях в рейтинговых журналах международных базах данных Thomson-Reuters или Scopus, а также в национальных и международных рецензируемых изданиях.
4. Разрабатывать методическое обеспечение по развитию позновательных возможностей обучающихся.
5. Применять инновационные методы и организационные формы обучения информатике, использовать информационные и коммуникационные технологии в организации учебного процесса. Внедряет новые образовательные методики и технологии, организовывать вычислительные процессы в цифровых информационно-управляющих системах, работающих в реальном масштабе времени.
6. Анализировать, оценивать и сравнивать различные теоретические концепции в области информатики, отечественный и зарубежный опыт преподавания информатики и информатизации образования; Генерировать собственные научные идеи, сообщать свои знания и идеи в области информатики и информатизации научному сообществу, расширяя границы научного познания; Дифференцировать приоритеты научно-исследовательской деятельности, соотнося собственные научные интересы с общественными, этическими ценностями.
7. Демонстрировать способность вносить вклад через оригинальное исследование, которое расширяет границы знания, обогащает полученные результаты в области исследования и способствуют их дальнейшему развитию
8. Разрабатывать программные средства по совершенствованию учебно-методического обеспечения образовательного процесса, по контролю достижения обучения; Использовать технологию критериального оценивания результатов обучения и электронных форм контроля успеваемости. Проводить контроль достоверности обработки информации в системах реального времени; Проявлять системное понимание вопросов информатики и информационного образования, методов исследования, используемых в области информатики и педагогики высшей школы; Синтезировать и трансформировать междисциплинарные знания в процессе решения учебно-образовательных задач.
9. Планировать и проводить качественные занятия в организациях образования с использованием традиционных, инновационных, интерактивных, личностно-ориентированных технологий и методов обучения; Работать с базами данных и информационными системами; Применять в профессиональной деятельности дистанционные технологии, виртуальные среды обучения, мультимедийные и другие ІТ-технологий; Разрабатывать программное обеспечение в области конструирования и робототехники.
10. Составлять экспертное заключение по применению новейших достижений информационных технологий в образовательном и научном процессе различных образовательных учреждений.
11. Критически анализировать, оценивать, обобщать результаты научной и образовательной деятельности и выбирать пути их реализации; Участвовать в экспертном оценивании и проводить патентные исследования и патентную экспертизу.
12. Содействовать технологическому, социальному и культурному развитию в интересах формирования общества, основанного на знаниях, работать в команде.

Паспорт программы

Название
Информатика
Шифр
8D01502
Факультет
Информационных технологий

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Курс знакомит докторантов с основными особенностями научного стиля речи и письма, построением логического изложения текста, критическим оцениванием источников информации, формирует умения создания академических и научно-педагогических текстов,публикаций и презентаций

Генеративный искусственный интеллект в образовании
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Данный курс представляет собой углубленное изучение концепций и практик искусственного интеллекта в образовательных приложениях. Докторанты изучают основные методы генеративного искусственного интеллекта и его роль в интеллектуальном образовании. Кроме того, они изучают принципы генеративного искусственного интеллекта и развивают способности анализировать и внедрять технологии в образовательных целях.

Методология педагогического исследования в области информатики и информатизация образования
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина обеспечивает подготовку докторантов к самостоятельной методологии научно-исследовательской деятельности в области информатики и информатизации образования, владение методологической базой отбора методов, форм педагогического исследования в современных условиях информационного общества, умению методологически обосновывать разработку исследовательских моделей и технологий в области информатики и информатизация образования

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Знание данной дисциплины необходимо для изучения и анализа научно-исследовательских работ, постановки научно-педагогической проблемы, проведения теоретических и экспериментальных исследований, выбора необходимых методов и инструментов исследований, позволяющих проводить логическое обобщение собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические выводы с целью разработки рекомендации и результатов научных исследований.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Визуализация адаптивного обучения и образовательные интерфейсы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Этот курс ориентирован на исследовательскую работу докторантов в области визуализации адаптивного обучения и образовательных интерфейсов, что позволит им активно способствовать развитию современных образовательных технологий. Они изучают подходы к индивидуализации образовательного процесса, методы взаимодействия с обучающимся в режиме реального времени, а также формируют навыки создания адаптивных образовательных интерфейсов с акцентом на их визуализацию для последующей интеграции в учебный процесс.

Визуальное проектирование информационно-коммуникационных систем
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: Формирование теоретических знаний в области визуального проектирования и моделирования информационно-коммуникационных систем и практических навыков в использовании современных методов моделирования программных систем. В результате изучения дисциплины докторант должен освоить: - Понятия визуализации и технологии проектирования информационно-коммуникационных систем - Способы визуального проектирования информационно-коммуникационных систем функциональной области внедрения в учебный процесс; - Программные средства современных технологий проектирования, языки моделирования и высокоуровнего программирования для решения задач проектирования. - Критерии использования современных методов визуального проектирования и методологию моделирования предметной области разного уровня сложности. Назначение дисциплины. Сформировать представления о современных технологиях визуального проектирования информационных систем, о CASE-технологии ( ERWin ), среде визуальной разработки: Eclipse, Visual Studio, Borland Developer Studio и другие. Элементы интерфейса программ. Рассмотреть эффективность интерфейса пользователя на основе передовых средств автоматизации программирования. Освоить современные средства проектирования и реализации программ, языка высокого уровня и соответствующей среды программирования. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Эффективность применения технологий визуального проектирования информационных систем, содержание стадий и этапов проектирования информационных систем и их особенности при использовании различных технологий проектирования, способы формализации процессов проектирования, состав и содержание технологических операций на различных этапах проектирования, методы, программные и инструментальные средства проектирования отдельных компонентов ИС.

Облачные технологии в сфере науке и образовании
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование представлений об облачных технологиях, как одного из перспективных направлений, а также современного средства предоставления повсеместного и удобного сетевого доступа к вычислительным ресурсам. В результате изучения дисциплины у докторанта должны быть сформированы компетенции: − применение фундаментальных понятий серверной виртуализации; − разработка моделей предоставления услуг в сфере облачных вычислений; − оперирование с инструментальными средствами виртуализации.

Проектирование и реализация электронных учебных изданий по программированию
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: оказание методической помощи при разработке электронных учебников, учебно-методических и информационно-справочных материалов по программированию с целью создания электронных средств поддержки обучения на базе использования информационных, телекоммуникационных и аудиовизуальных технологий. Назначение дисциплины. Будущий преподаватель дисциплин области информационных технологий должен разрабатывать современные средства информатизации образования с использованием возможностей технологий мультимедиа; научиться управлять Web-страницами, программировать на языке ActionScript. ЭУМКД могут быть использованы для обучения на стационарном PC, на смартфоне, iPod и т.д. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - получить первичное представление об использовании информационных и коммуникационных технологии в системе высшего образования; - получить представления об основных подходах, концепциях и этапах; - разрабатывать учебно-методические материалы для создания электронных учебных изданий; познакомиться с основными критериями оценки и педагогическими требованиями, предъявляемыми к электронным учебным пособиям, предназначенных как для очной, так и для системы дистанционного обучения.

Теория и практика дистанционного обучения
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: ориентация обучающихся на формирование качественной информационно-образовательной среды средствами информационно-коммуникационных технологий и эффективное использование ее в дистанционной форме обучения с учетом особенностей и принципов ее реализации. В результате изучения дисциплины докторант должен: -Иметь представление о теории использования дистанционного обучения в конкретной предметной области; cовременных технологиях разработки дистанционных курсов; цифровых образовательных ресурсах, назначении и особенностях контента, основных способах работы; -Проектировать дидактический модуль учебного предмета, ориентированного на системное использование ЦОР. - Выбирать оболочки для размещения курсов дистанционного обучения; владеть критериями оценки качеств ЦОР. Назначение дисциплины. - Обеспечение углубленной подготовки в области теории и практики дистанционного обучения и взаимодействия. - Ориентация специалистов на исследование проблем в области дистанционного взаимодействия и дистанционного образования. - Разработка модели организации учебного процесса с интернет-поддержкой. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: - Дидактические свойства и возможности интернет-технологий. - Проектирование материалов для дистанционного обучения. - Формы организации учебной деятельности в дистанционном образовании. - Педагогические технологии дистанционного обучения.

Теория и технология образовательной робототехники
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование готовности использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач, формирование теоретических знаний по проектированию с применением робототехники, готовности осуществлять подготовку в области образовательной робототехники. Назначение дисциплины. Сформировать умение выявлять воспитывающий, развивающий потенциал образовательной робототехники и разрабатывать программы дополнительного образования в области робототехники с учетом этих возможностей различных возрастных групп.

Управление средой виртуального обучения
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: Знакомство с технологиями электронного обучения, освоение дидактических методов и технологических средств учебной и учебно-методической работы в виртуальных учебных средах. Назначение дисциплины. Классификация виртуальных обучающих средств. Таксономия показателей дидактического проектирования. Иллюстративная и когнитивная функции мультимедиа. Элементы управления в сценариях обучающих программ. Дидактический анализ пакетов прикладных программ. Принципы построения сценариев интеллектуальных тренажеров.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.