Докторантура
Филология (Ғылым ордасы)

Филология (Ғылым ордасы)

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

RO1. Проводить экспериментальный анализ исторической фонетики, морфологии, синтаксиса казахского языка, обобщать результаты и давать заключения с описанием.
RO2. Давать рекомендации в предметной области исторической фонетики, исторической лексикологии, исторической диалектологии, этимологии, в результате проведения прикладных филологических исследований, используя научные лингвистические методы анализа лексических единиц на основе глубоких системных знаний по исторической лексикологии, этимологии и грамматике казахского языка.
RO3. Разрабатывать методики, методы, принципы, модели в области филологии, в результате проведения фундаментальных теоретических исследований, оценивая закономерности, теории, концепции и прикладные исследования в области лингвотекстологии, фонетики, лексикологии, грамматики.

RO4 Составлять филологические словари различных типов и видов, используя лингвостатистический, сравнительно-сопоставительный, семантический методы лексикографии.

RO5. Давать научные экспертные заключения на научные проекты, исследовательские работы по предметным областям исторической фонетики, исторической лексикологии, исторической грамматики, исторической лексикографии, истории письма на основе современной филологической методологии.

RO6. Управлять научными учреждениями в области филологии, разрабатывая стратегии программы научных исследований, организуя дискуссионные площадки, форумы и конференции, применяя инновационный, стратегический менеджмент.

RO7. Презентовать результаты научно-исследовательской деятельности по актуальным проблемам филологии в виде научных отчетов, рефератов, тезисов, статей, филологических комментариев, публикуя научные разработки в изданиях с высоким индексом цитирования.

RO8. Формировать языковое сознание казахстанской культурной общественности, проводя структурный, семантический анализ старотюркских письменных памятников на основе лингвотекстологических исследований.

RO9. Интерпретировать языковое научное наследие Ахмета Байтурсынова и Кудайбергена Жубанова и другие мировые исследования в области языкознания для проведения современных прикладных изысканий и презентаций истории казахского языкознания, диалектологии и тюркологии.

RO10. Формировать навыки интерпретации актуальных проблем современного казахского алфавита и графики, орфографии и пунктуации на основе теории письма.

RO11. Проводить учебные занятия по филологии в выших учебных заведениях, используя цифровые образовательные технологии, дифференицированные, студентоцентрированные подходы, проблемно-ориетированные технологии обучения.

RO12. Разрабатывать учебники, учебно-методические пособия, учебно-методическое обеспечение курсов по культуре речи казахского языка на основе цифровых технологий.

Паспорт программы

Название
Филология (Ғылым ордасы)
Шифр
8D02311
Факультет
Филологический

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, способность писать и редактировать тексты в соответствии с нормами академической коммуникации. Учебный курс формирует способность создавать научные тексты разных жанров: диссертация, аннотации, научные статьи, аргументационное (аналитическое) эссе, обоснование исследования и рецензия, филологические комментарии и др. Дисциплина направлена на изучение структурно-композиционных, стилистических особенностей научных текстов.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать основные типы методов филологического исследования. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу проведения исследований в соответствии с их видами. Дисциплина направлена на изучение: специфики методов научного филологического исследования, их правильного подбора применительно к задачам и этапам работы.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Формирование и развитие казахских терминов
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – углубленное изучение опыта и истории становления национальной терминологии в истории казахского языкознания. Рассматриваются следующие вопросы: история, происхождение и научная основа терминов, сформированных по уровням казахского языка и областям языкознания, роль в дальнейшем развитии современного казахского языка.

Язык старотюркских памятников
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины –сформировать навыки анализировать языковые особенности староказахских письменных памятников. Будут рассмотрены следующие вопросы: анализ лексико-семантического, фразеологического, грамматического употребления тюркских слов в текстах староказахских письменных памятников; выявление особенность использования заимствованных слов; определение преемственности лексических языковых единиц с современным казахским языком.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Аксиологическая лингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – освоение теоретических и методологических основ аксиологической лингвистики, которой рассматривает ценности, идеалы, нормы деятельности и мотивации поступков представителей этноса, а также национальную специфику оценочных представлений закрепляющийся в сознании и языке в виде ценностной картины мира. В рамках дисциплины рассматривается аксиологические текстовые формы, которые определяют состав аксиосферы и способствуют установлению иерархии ценностей.

Историческая лексикология казахского языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – заключается в формировании научно-исследовательских навыков в изучении исторического развития казахской лексики в контексте языка и истории. Будут рассмотрены следующие вопросы: анализ научных исследований о формировании и развитии словарного состава казахского языка; выявление лингвистических каналов, составляющих казахскую литературную лексику; анализируя исследования этногенеза и глоттогенеза казахского языка, умения обосновать собственные научные выводы.

Исторический синтаксис казахского языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – овладение исторической синтаксической системой казахского языка. Рассматриваются следующие вопросы: историческая основа синтаксических отношений и грамматических форм, словообразовательных приемов и форм; историческая парадигма грамматических категорий; особенности и преемственность исторического периода и современного этапа синтаксической системы казахского языка.

Казахский литературный язык начала XX века
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – овладение языковым анализом письменного наследия, сформировавшего историю казахского литературного языка начала ХХ века. Будут рассмотрены следующие вопросы: овладение навыками научно обосновать особенностей литературного языка начала ХХ века; анализ влияние произведений Шакарима на развитие функциональных стилей литературного языка; определение роль газеты «Казах» в формирований письменных образцов с помощью лабораторных работ.

Казахское языкознание начала ХХ века
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – систематизировать, углубить знания о периодах становления и развития казахского языкознания начала ХХ века.Будут рассмотрены следующие вопросы: систематизация знаний по важнейшим проблемам казахского языкознания начала ХХ века; усвоение научных выводов, обобщенных в исследованиях, посвященных первым алфавитам и учебным пособиям, терминологии, орфографии и др.

Казахское языкознание советского периода
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – углубить знания о становлении и развитии казахского языкознания в советское время и роль казахских ученых в развитии языкознания. Будут рассмотрены следующие вопросы: анализ влияния лингвистических школ на казахское языкознание; оценование и интерпретирование научных трудов ученых и отраслей казахского языкознания, изученных в советское время.

Толковый словарь казахского литературного языка: структура и принципы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать знания об основных теоретических и практических подходах составления толкового словаря казахского литературного языка. Будут рассмотрены следующие вопросы: основные принципы составления толкового словаря казахского литературного языка; его макро- и микроструктуры; лексико-семантический и культурно-семантический анализ языковых единиц.

Этимология казахского языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – заключается в формировании навыков использования этимологической реконструкции исконных корней, раскрывающих историко-этимологические основы функционально-семантического развития казахской лексики. Будут рассмотрены следующие вопросы: овладение методами сравнительно-исторического, внутреннего, внешнего преобразования, словообразовательного моделирования, морфемного анализа; объяснение вариативности, фузионного характера корневой морфемы, морфологических, реликтовых явлений и исторических характеристик агглютинативного процесса.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.