Докторантура
Филология (Ғылым ордасы)

Филология (Ғылым ордасы)

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ON1. Давать научные экспертные заключения на научные проекты, исследовательские работы по предметным областям исторической фонетики, исторической лексикологии, исторической грамматики, исторической лексикографии, истории литературного языка и истории письма, терминологии на основе современной филологической методологии.
ON2. Уметь применять в научно-исследовательской работе различные инновационные технологии, новые подходы и методы анализа.
ON3. Делать научные анализы по различным предметным областям филологии на основе междисциплинарных исследований.
ON4. Давать научные рекомендации по результатам проведения фундаментальных теоретико-практических исследований.
ON5. Готовить научные публикации по результатам научных исследований в области филологии для изданий с высоким индексом цитирования.
ON6. Проводить лекций по филологии в высших учебных заведениях с использованием цифровых образовательных технологий.

Паспорт программы

Название
Филология (Ғылым ордасы)
Шифр
8D02311
Факультет
Филологический

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины является развитие компетенций научного письма в области лингвистики. Изучение курса направлено на развитие и совершенствование компетенций в области письменной научной коммуникации, обеспечивающих высокий уровень подготовки докторантов, необходимый для эффективного общения в академической среде.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать основные типы методов филологического исследования, теоретико-методологическую основу проведения исследований в соответствии с их видами. Дисциплина направлена на изучение: специфики методов научного филологического исследования, их правильного подбора применительно к задачам и этапам работы.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Формирование и развитие казахских лингвистических терминов
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – углубленное изучение опыта и истории становления национальной терминологии в истории казахского языкознания. Рассматриваются следующие вопросы: история, происхождение и научная основа терминов казахского языкознания, роль терминов в дальнейшем развитии современного казахского языка; анализ национальных терминов, написанные в оригинале (http://ahmettanu.kz/).

Язык старотюркских памятников
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины –сформировать навыки анализировать языковые особенности староказахских письменных памятников. Будут рассмотрены следующие вопросы: анализ лексико-семантического, фразеологического, грамматического употребления тюркских слов в текстах староказахских письменных памятников; выявление особенность использования заимствованных слов; определение преемственности лексических языковых единиц с современным казахским языком; лингвистический анализ староказахским пиьсменным текстам в «Историческом подкорпусе» НККЯ https://qazcorpus.kz/.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Аксиологическая лингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – освоение теоретических и методологических основ аксиологической лингвистики, которой рассматривает ценности, идеалы, нормы деятельности и мотивации поступков представителей этноса, а также национальную специфику оценочных представлений закрепляющийся в сознании и языке в виде ценностной картины мира. В рамках дисциплины рассматривается аксиологические текстовые формы, которые определяют состав аксиосферы и способствуют установлению иерархии ценностей.

Историческая лексикология казахского языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – заключается в формировании научно-исследовательских навыков в изучении исторического развития казахской лексики в контексте языка и истории. Будут рассмотрены следующие вопросы: анализ научных исследований о формировании и развитии словарного состава казахского языка; выявление лингвистических каналов, составляющих казахскую литературную лексику; анализируя исследования этногенеза и глоттогенеза казахского языка, умения обосновать собственные научные выводы.

Исторический синтаксис казахского языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – овладение исторической синтаксической системой казахского языка. Рассматриваются следующие вопросы: историческая основа синтаксических отношений и грамматических форм, словообразовательных приемов и форм; историческая парадигма грамматических категорий; особенности и преемственность исторического периода и современного этапа синтаксической системы казахского языка.

Казахский литературный язык начала XX века
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – овладение языковым анализом письменного наследия, сформировавшего историю казахского литературного языка начала ХХ века. Будут рассмотрены следующие вопросы: овладение навыками научно обосновать особенностей литературного языка начала ХХ века; анализ влияние произведений Шакарима на развитие функциональных стилей литературного языка; определение роль газеты «Казах» в формирований письменных образцов с помощью лабораторных работ.

Казахское языкознание начала ХХ века
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – систематизировать, углубить знания о периодах становления и развития казахского языкознания начала ХХ века.Будут рассмотрены следующие вопросы: систематизация знаний по важнейшим проблемам казахского языкознания начала ХХ века; усвоение научных выводов, обобщенных в исследованиях, посвященных первым алфавитам и учебным пособиям, терминологии, орфографии и др.

Казахское языкознание советского периода
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – углубить знания о становлении и развитии казахского языкознания в советское время и роль казахских ученых в развитии языкознания. Будут рассмотрены следующие вопросы: анализ влияния лингвистических школ на казахское языкознание; оценование и интерпретирование научных трудов ученых и отраслей казахского языкознания, изученных в советское время.

Толковый словарь казахского литературного языка: структура и принципы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать знания об основных теоретических и практических подходах составления толкового словаря казахского литературного языка. Будут рассмотрены следующие вопросы: основные принципы составления толкового словаря казахского литературного языка; его макро- и микроструктуры; лексико-семантический и культурно-семантический анализ языковых единиц.

Этимология казахского языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – заключается в формировании навыков использования этимологической реконструкции исконных корней, раскрывающих историко-этимологические основы функционально-семантического развития казахской лексики. Будут рассмотрены следующие вопросы: овладение методами сравнительно-исторического, внутреннего, внешнего преобразования, словообразовательного моделирования, морфемного анализа; объяснение вариативности, фузионного характера корневой морфемы, морфологических, реликтовых явлений и исторических характеристик агглютинативного процесса.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.