Докторантура
Лингвистика(Ғылым ордасы)

Лингвистика(Ғылым ордасы)

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор (философии)PhD

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ON1. Использовать инновационные педагогические технологии, методики при преподавании лингвистических дисциплин; разработать оценочные инструментарии, методические указания, методические пособия;
ON2. На основе глубоких системных знаний в области лингвокультурологии, лингвистикой речи, культуры речи владеть технологией грамотной речи и освоить культурную семантику этномаркерных слов;
ON3. Проводить лекционные и практические занятия по теоретическим и специализированным дисциплинам с учетом современных направлений лингвистики с использованием цифровых технологий и инновационных методов обучения с целью развития у обучающихся креативности, критического мышления и познавательной активности.
ON4. Проводить научно-исследовательскую работу, решать проблемы, доказывать теории, создавая конкуренцию передовому научному сообществу;
ON5. Руководить (или быть в первых рядах) научной школой в направлении Лингвистика. Активно работая с ведущими зарубежными ученными в этом направлении
ON6. Вести (или быть в первых рядах) научную школу в направлении Лингвокультурология. Активно работая с ведущими зарубежными ученными в этом направлении.
ON7. Вести (или быть в первых рядах) научную школу в направлении Лингвистика речи. Активно работая с ведущими зарубежными ученными в этом направлении.
ON8. Вести (или быть в первых рядах) научную школу в направлении Культура речи. Активно работая с ведущими зарубежными ученными в этом направлении.
ON9. Организовывать и заниматься менеджментом научных конференций. Менеджмент научных семинаров.
ON10. Проводить экспертные заключения о научных работах в направлениях: лингвокультурология, грамматика, ономастика, когнитивная лингвистика и тд. А также делать рецензию на работы магистрантов, докторантов, тезисы и научные статьи.
ON11. Консультировать по вопросам культуры речи, ораторского искусства, национального языкогого сознания.
ON12. Владеть и использовать языковые лингвокультурологические знания для общения и публикаций в полиязычном и поликультурном социуме на международной арене

Паспорт программы

Название
Лингвистика(Ғылым ордасы)
Шифр
8D02309
Факультет
Филологический

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, способность писать и редактировать тексты в соответствии с нормами академической коммуникации. Учебный курс формирует способность создавать научные тексты разных жанров: диссертация, аннотации, научные статьи, аргументационное (аналитическое) эссе, обоснование исследования и рецензия, филологические комментарии и др. Дисциплина направлена на изучение структурно-композиционных, стилистических особенностей научных текстов.

Когнитивный подход к мышлению и языку
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – изучить философские основы взаимосвязи языка и мышления в становлении когнитивизма, систематизировать взгляды отечественных и зарубежных философов и лингвистов разных эпох по данной проблеме; сформировать способность к анализу взаимосвязи языка и мышления с позиции когнитивизма; рассматривать язык как средство понимания не только чужих, но и своих собственных мыслей. Дисциплина направлена на изучение когнитивных структур, языковой рефлексии, связи языка и мышления, операций памяти и др.

Лингвистическая философия
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать системное представление о философии языка как особой форме познания мира в контексте будущей профессиональной деятельности; систематизировать, углубить и упорядочить в историко-хронологическом плане знания по истории науки о языке и о выдающихся представителях основных школ и направлений, показать историческую преемственность в решении лингвистических проблем, дать представление об основных современных научных школах, гипотезах и тенденциях развития языка. Дисциплина направлена на изучение основных исторических этапов развития философии языка, особенностей философских проблем и философско-методологической базы языкознания, основных концепций аналитической философии, герменевтики, структурализма, психоанализа, деконструкции, метаязыка и терминологического аппарата дисциплины.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать методологию, методику исследования языка. Дисциплина направлена на изучение методологических принципов анализа, принципов интенсификации исследовательских приёмов с помощью интернет-ресурсов, мультимедийных пособий, научных сайтов, баз данных; расширение функционала самостоятельного интерактивного поиска информации.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Коммуникация речи: просодика и интонация
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование системы знаний о содержательной специфике интонации и просодики в речевом потоке и ее коммуникативной функции. Курс направлен на изучение: -интонации и просодики на основе знаний об интонационных единицах, их особенностях и внутренних закономерностях; -системы теоретических знаний об их функции на основе научных данных; - интонационных компонентов (мелодика, ритмика, длительность и темп, динамика) для различения различных смысловых оттенков, особенностей и изменений в потоке слова; - практики над его реализацией в ходе анализа интонационных компонентов; - основных функции интонации и т.д.

Лингвистика устной речи
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование представлений об особенностях фонетического, морфологического, синтаксического, лексикологического уровней казахской устной речи, о сходстве и различии письменной и устной речи. Дисциплина направлена способствовать формированию коммуникативной компетентности будущего специалиста, т.е. повысить его общую речевую культуру, усовершенствовать владение нормами современного казахского устного языка, сформировать навыки эффективной коммуникации в различных условиях общения, навыки правильной публичной речи.

Лингвоконцептологические основы ономастики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к осмыслению ономастических концептов и ономастических категорий в струтуре когнитивной лингвистики. Дисциплина направлена на изучение: когнитивного инструментария ономастических исследований; когнитивной семантики ономастических наименований, языка и сознания, языка и культуры с точки зрения ономастики. Рассматриваются: выявление лингвокогнитивных особенностей ономастических названий; виды и функции имен собственных; различие между традиционно-иисследовательского направления и лингвокогнитивного направления в казахской ономастике.

Лингвострановедческие исследования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать глубокие знания об основных теоретических и методических подходах лингвострановедения; изучить природу культурных лакун и реалий, особенностей языковых средств в выражении культурных ассоциаций, а также сформировать способность проводить лингвострановедческие исследования. Изучаются: - определения и принципы исследования лингвострановедения; - различие лингвострановедческих единиц от лингвокультурологических; - основной терминологический аппарат лингвострановедения; - методика интерпретации различных языковых единиц лингвострановедческого характера.

Межкультурная коммуникация: казахская речь
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – обучить докторантов методам исследования межкультурной коммуникации на примере казахской модели коммуникации. Лекции посвящены основным понятиям теории межкультурных коммуникаций, языку, культуре, человеку, этносу, этническому единству, этнической ментальности, аксиологическим, лингвокультурным единицам, толерантности, семантической оппозиции, лингвокультурным единицам, типологии лингвокультурных единиц, понятию культурный шок, этапам межкультурной коммуникации, лингвокультурным единицам, описывающим этническую группу, тенденциям межкультурных коммуникаций в РК.

Национальный паремиологический фонд и культура речи
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность описывать паремиологический фонд языка как средство выражения ментальности народа; понимать источники культурно-значимой интепретации фразеологизмов; анализировать паремий как культурные компоненты, передающие национальное самосознание. Дисциплина направлена на изучение пословичной картины мира как когнитивной структуры, основных концептов, соотнесенных с базовыми универсальными категориями.

Этномаркерная лексика и фразеология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать навыки полиаспектного анализа национально-маркированной лексики и фразеологии, а также изучить особенности формирования этнической картины мира, категорий и формы отражения ментальности народа в языке. Данный научный курс направлен на изучение в казахском языкознании когнитивных закономерностей языковой картины мира на основе этномаркеров и этносознание. Для определения жизненноважных факторов в повседневной жизни народа, аксиологических ценностей в содержании не возрожденных лингвокультурем, в раскрытых культурных кодов в контексте «Язык и культура».

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.