Магистратура
Генетика

Генетика

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр естественных наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ON1. Анализировать генетические закономерности жизнедеятельности биосистем на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях;
ON2. Интерпретировать причины и механизмы возникновения молекулярно-генетической, эпигенетической, популяционной, эволюционной изменчивости;
ON3. Использовать генетические подходы для создания новых высокопродуктивных штаммов микроорганизмов, сортов растений и пород животных, а также в диагностике и терапии наследственных болезней, в генетическом мониторинге окружающей среды;
ON4. Применять современные молекулярно-генетические методы в различных областях биологических, медицинских, сельскохозяйственных и др. наук;
ON5. Формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований;
ON6. Осуществлять, обрабатывать и анализировать научно-техническую и патентную информацию по тематике исследования с использованием информационных технологий, включая интернет-технологии;
ON7. Разрабатывать и преподавать теоретические и прикладные дисциплины на основе студенто-ориентированного подхода с использованием цифровых технологий, интерактивных методов, форм и средств обучения;
ON8. Проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе анализа фундаментальных и прикладных проблем в области биологии, медицины, биотехнологии, экологии и сельского хозяйства;
ON9. Планировать профессиональную деятельность с учетом этических и правовых норм и принципов биоэтики;
ON10. Нести личностную ответственность за качество выполняемых научно-исследовательских работ и моральную ответственность за сохранение и охрану биоразнообразия и здоровья человека;
ON11. Разрабатывать план научно-исследовательской работы и представлять научной общественности результаты самостоятельного исследования;
ON12. Презентовать научно-производственные проекты, оформлять заявки на научные гранты, осуществлять профессиональное и личностное самообразование для профессионального роста; уметь работать в команде.

Паспорт программы

Название
Генетика
Шифр
7M05105
Факультет
Биологии и биотехнологии

дисциплины

Биостатистика в генетике
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность использовать статистические методы в генетике для определения статистически значимого различия по степени наследуемости и изменчивости объектов исследования. Результаты обучения: использовать корреляционный, регрессионный, дисперсионный анализы результатов исследования; использовать методы определения коэффициента наследуемости, коэффициента инбридинга, методы учета частоты мутаций и определения генетической структуры популяции; определять статистическую значимость полученных результатов исследования и интерпретировать полученные результаты.

Генетический анализ
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное понимание сути генетического анализа для обобщения экспериментальных данных и планирования научных исследований. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 использовать законы наследования простых, элементарных признаков; 2 анализировать наследование сложных признаков; 3 применять основы картирования генов; 4 использовать методы определения неядерного наследования; 5 прогнозировать и формулировать перспективы и актуальные проблемы генетического анализа; 6 ставить конкретные задачи и понимать роль генетического анализа в разных направлениях селекции и биотехнологии растений. Назначение дисциплины: Дисциплина «Генетический анализ» направлена на формирование у будущих специалистов способности к проведению генетического анализа и использования знаний и практических навыков в профессиональной деятельности. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: теория генетического анализа, построение логических, математических, экспериментальных моделей, которые помогают понять сущность генетических процессов и явлений; принципы и методы генетического анализа, используемые в таких науках, как молекулярная биология, эмбриология, генетика развития при составлении селекционных программ, а также в медицинской практике; задачи этого анализа в отношении эукариотических организмов при обработке результатов генетических экспериментов.

Генная инженерия и биобезопасность
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность использовать знания и навыки по современным направлениям генетической инженерии и основные принципы биозащиты, биобезопасности, нормативно-правовой базы для применения их в профессиональной деятельности. Результаты обучения: анализировать особенности методов, используемых для получения новых векторных систем и суперпродуцентов целевых белков; использовать теоретические знания и методические навыки генной инженерии в профессиональной деятельности; оценивать ГМО по принципам биобезопасности; оценивать методы обеспечения безопасности и защиты в генетической лаборатории

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина направлена на формирование языковой, коммуникативной компетенции для общения на иностранном языке в своей профессиональной деятельности в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, для выстраивания профессиональных отношений в контексте межкультурной, научной коммуникации, расширения научных связей и развития исследовательской деятельности на основе освоения новых информационных ресурсов, технологий.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса-сформировать представление о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Рассматриваются вопросы мировоззренческого основания науки, функции науки, возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения.

Методология системнo-генетических исследований
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность использовать методы и принципиальные подходы общей и молекулярной генетики для изучения наследственности и изменчивости живых организмов разного уровня организации для проектирования комплексных и междисциплинарных исследований. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: особенности организации модельных объектов генетических исследований; принципы идентификации и анализа генов; принципы культивирования генетических линий; правила содержания и разведения биообъектов в лабораторных условиях; основные методы статистического анализа данных генетического исследования.

Организация и планирование научных исследований
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование научно-исследовательской культуры будущего специалиста, исследовательской компетенции. Курс направлен на изучение теоретико-методологических и практических основ организации научно-исследовательской деятельности в условиях развития науки и реализации программ индустриально-инновационного развития РК, основ методологии и методики научного исследования, логики и структуры педагогического исследования, научного аппарата и планирования исследования.

Организация и планирование научных исследований (англ)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина направлена на изучение основополагающих принципов, методов, стратегий и форм научного исследования, работы с источниками и базами данных и имеет цель сформировать способность проведения исследований в конкретной области. Курс обучает магистрантов теоретико-методологическим основам для процесса самостоятельного получения новых знаний, работы с ключевыми научными категориями и практической реализации научных исследований.

Оформление и защита магистерской диссертации (ОиЗМД)
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Магистерская диссертация
  • Описание - Цель выполнения магистерской диссертации: формирование у магистранта навыков подготовки к защите диссертации на соискание магсира по образовательной программе (по отраслям). В ходе изучения курса сформировать у магистранта способности: 1. продемонстрировать ход решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний; 2. аргументировать проведение теоретического или экспериментального исследований в рамках поставленных задач, включая математический (имитационный) эксперимент; 3. могут выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; 4. применять иностранные языки для самостоятельной работы над нормативными источниками и научной литературой; 5. формулировать цели и задачи диссертационного исследования, определять научную новизну и практическую значимость результатов научно-исследовательской деятельности; разрабатывать структурно методологическую схему выполнения НИР.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – сформировать педагогическую компетентность и способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Рассматриваются мегатенденции развития современного высшего образования, Болонский процесс, овладение лекторским, кураторским мастерством с использованием различных стратегий и методов обучения/воспитания.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса - сформировать системные знания о фундаментальных понятиях психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Рассматриваются основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, современные представления об управлении по ценностям, психология управления групповыми явлениями.

Эволюционная биология
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать достижения и современные проблемы эволюционной биологии. Результаты обучения: систематизировать знания о теоретических основах эволюционной биологии; анализировать результаты палеонтологических, биогеографических, морфологических и молекулярно-генетических исследований; разбираться в современных проблемах синтетической теории эволюции; объяснить суть нерешенных вопросов эволюционной биологии.

Приведены данные за 2019-2022 гг.

дисциплины

Генетика популяций
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к анализу закономерностей наследования и изменчивости генотипического состава популяций при действии элементарных эволюционных факторов. Результаты обучения: анализировать основные свойства и генетическую структуру популяций; определять закономерности наследования в панмиктической популяций; проводить количественную оценку генетической изменчивости в популяциях в результате дрейфа генов, давления мутаций, миграции и естественного отбора на популяции; определять частоту встречаемости аллелей и генотипов в популяциях.

Генетика соматических клеток
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: расширить знания об основных генетических принципах функционирования соматических клеток. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 объяснить классификацию клеточных популяций in vivo и in vitro; 2 раскрывать основные методы генетики соматических клеток; 3 применять освоенные методы и подходы к анализу генетических процессов в соматических клетках; 4 обосновывать принципы клеточного анализа, предсказания жизнеспособности, сходств, различий и аномалий среди популяций соматических клеток; 5 интегрировать базы данных по генетике соматических клеток. Назначение дисциплины. Дисциплина «Генетика соматических клеток» направлена на формирование у будущих специалистов способности к применению знаний по осуществлению генетических механизмов при развитии соматических клеток. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: классификация клеточных популяций in vivo и in vitro; генетика соматических клеток высших растений; мутагенез соматических клеток, приводящий к развитию раковых опухолей; генетический анализ путем картирования генов человека с помощью гибридных клеток грызунов и человека; метод клеточного слияния для получения полного генома человека, дополненного хромосомами мыши; микроскопический анализ хромосом человека и мыши в гибридных клетках; хромосомное картирование и хромосомно-опосредованный перенос генов; генетический анализ митохондриального генома и митомика (эволюция митохондриального генома и сопутствующих заболеваний); секвенирование геномов соматических клеток; генная терапия соматических клеток.

Генетика стволовых клеток
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность описывать и оценивать механизмы дифференциации и маркирование стволовых клеток, а также оценивать перспективы их применения в медицины. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 демонстрировать углубленные знания о стволовых клетках человека и перспективах клеточной терапии; 2 прогнозировать перспективы использования генетически модифицированных стволовых клеток в вопросах изучения механизмов реализации генетической информации в ходе процессов морфогенеза и клеточной дифференциации; 3 классифицировать различные типы стволовых клеток по их происхождению, функциям и применению; 4 владеть практическими навыками обращения с клеточными препаратами, микроскопической техникой, лабораторным оборудованием; 5 грамотно планировать эксперименты по биотехнологии стволовых клеток. Назначение дисциплины. Дисциплина «Генетика стволовых клеток» направлена на формирование научно-методологических взглядов об источниках и способах получения стволовых клеток, в том числе, трансплантацию органов, а также этические и правовые нормы их использования. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: научно-методологические основы получения стволовых клеток; дифференцирующий потенциал клетки, потентность стволовых клеток; различные типы стволовых клеток по их происхождению, функциям и применению; источники и способы трансплантации органов; этические и правовые норм их использования.

Генетические базы данных
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о проектировании и принципах функционирования баз данных и экспертных систем для последующего самостоятельного изучения и освоения многочисленных программных продуктов, предназначенных для управления базами данных, создании и поддержки экспертных систем. Результаты обучения: проектировать базы генетических данных; проектировать экспертные системы; пользоваться языком манипулирования и определения данных (SQL); пользоваться одним из языков программирования для проектирования экспертных систем; использовать основные модели представления знаний.

Генная инженерия
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать глубокие знания по современным направлениям этой новейшей области экспериментальной молекулярной биологии. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 критически оценить современные и развивающиеся направлениях генетической инженерии; 2 демонстрировать глубокие знания биохимических и молекулярно-биологических основ генетической инженерии; 3 анализировать особенности методов, используемых для получения новых векторных систем и суперпродуцентов целевых белков; 4 прогнозировать перспективы развития генетической инженерии и связанных с ней областей наук о жизни. 5 использовать теоретические знания и методические навыки генной инженерии в профессиональной деятельности. Назначение дисциплины: Дисциплина «Генная инженерия» направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих современными методами генной инженерии, способных включаться в решение актуальных проблем молекулярной генетики. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: ферменты генетической инженерии; общие принципы клонирования генов; методы конструирования гибридных (рекомбинантных) молекул ДНК (рекДНК); векторные молекулы ДНК; введение молекул ДНК в клетки; методы отбора гибридных клонов бактериальных клеток; экспрессия клонированных генов в про- и эукариотических клетках; генно-инженерная система дрожжей Saccharomyces cerevisiae; генетическая инженерия культивируемых клеток млекопитающих; векторные системы клеток животных и растений; методы получения трансгенных растений; методы создания трансгенных животных; подходы к генной терапии и перспективы развития данных исследований.

Генотоксикология
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность оценивать молекулярные механизмы действия генотоксикантов и способы повышения устойчивости организма к воздействию генотоксических факторов. Результаты обучения: анализировать пути поступления, распределения, преобразования экотоксикантов в живых организмах; объяснять механизмы возникновения наследственных изменений; прогнозировать генетические последствия антропогенного воздействия на биоту; использовать адекватные методы защиты организма от генотоксикантов на уровне клетки, организма; анализировать причины и последствия действия генотоксикантов.

Генофонд, селекция растений и животных
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать современные технологии в селекции растений и животных и применять эколого-генетические подходы сохранения генофонда для проведения комплексных и междисциплинарных исследований. Результаты обучения: оценивать методы получения трансгенных сельскохозяйственных растений и животных с заданными параметрами продуктивности; демонстрировать знания современных подходов сохранения биологического разнообразия генофонда сельскохозяйственных растений и животных в Казахстане in situ и ex situ (in vivo и in vitro), использовать ДНК-штрихкодирование, молекулярные маркеры, QTL-картирование, методы филогеографии.

Иммуногенетика
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать критическое понимание роли и значения механизмов иммунного ответа и его генетической обусловленности, способность применять полученные знания на практике. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 объяснять генетическую обусловленность факторов иммунитета; 2 описывать внутривидовое разнообразие и наследование тканевых антигенов; 3 применять методы молекулярной диагностики; 4 анализировать генетические и популяционные аспекты взаимоотношений макро–и микроорганизмов; 5 осуществлять проектную деятельность по специальности с применением современных информационно-коммуникационных технологий. Назначение дисциплины. Дисциплина "Иммуногенетика" направлена на формирование у будущих специалистов способности к применению знаний, умений и навыков по иммуногенетике. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: молекулярная иммунология; геномная организация иммуноглобулинов и антигенраспознающих реценторов; генетика гистосовместимости; тканевая несовместимость; источники разнообразия антигенраспознающих структур; эволюция иммунитета; иммунореактивность; иммуногенность; первичные (врожденные) дефекты иммунной системы; индукция специфического иммунитета; опухолеассоциированные антигены; генетический контроль иммунного ответа; иммунодефициты; аутоимунные заболевания; иммунотерапия.

Иммуногенетика и генотерапия
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать генетические механизмы иммунного ответа и использовать методы генотерапии в целях лечения заболеваний. Результаты обучения: объяснять генетическую обусловленность факторов иммунитета; описывать внутривидовое разнообразие и наследование тканевых антигенов; владеть методами персонализированной медицины и генотерапии; определять возможности индивидуализации выбора лекарственных препаратов и режимов их дозирования на основании изучения генотипа конкретного пациента.

Канцерогенез и эпигенетика
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать механизмы канцерогенеза и эпигенетики. Результаты обучения: объяснить биологию и генетику канцерогенеза; анализировать механизмы действия канцерогенов различной природы; обосновать роль генов, рецепторов, факторов роста, нарушений клеточных систем в опухолеобразовании; распознавать основные макро- и микроскопические признаки опухолевых клеток; анализировать эпигенетические механизмы дифференцировки стволовых клеток; анализировать механизмы и пути реализации эпигенетических сигналов в клетке; применять основные модельные системы для изучения эпигенетики; классифицировать эпигенетические детерминанты болезней человека.

Моделирование генетических процессов
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки, необходимые для моделирования генетических процессов. Результаты обучения: понимать методы использования основных моделей информационных технологий и способов их применения для решения генетических задач; понимать специфику алгоритмического моделирования при обработке генетических процессов; использовать методы и основные модели информационных технологий и способы их применения для решения задач генетики; применять методы моделирования динамических процессов; выбирать наиболее эффективную методику моделирования.

Молекулярная и судебно-медицинская экспертиза
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать результаты молекулярно-генетической экспертизы для установления генетической подлинности биоматериала и определения наследственной патологии. Результаты обучения: проводить анализы с помощью методов ДНК-профилирования: полимеразной цепной реакции (ПЦР), полиморфизма длин рестрикционных фрагментов (ПДРФ), коротких тандемных повторов (КТП) и их интерпретировать; применять методы ДНК-диагностики в криминалистике и определении родства человека; базы данных ДНК-профилей в мире; использовать методы молекулярной цитогенетики (различные типы FISH-анализа).

Молекулярная цитогенетика
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать достижения и проблемы в области молекулярной цитогенетики. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 анализировать достижения и проблемы в области молекулярной цитогенетики; 2 систематизировать знания о структурно-функциональной организации хромосом; 3 классифицировать хромосомные аберрации; 4 объяснить принципы и значение гибридизации in situ и спектрального кариотипирования при диагностике наследственных болезней; 5 объяснить принципы и значение микроматричного анализа хромосом при диагностике наследственных болезней. Назначение дисциплины. Дисциплина «Молекулярная цитогенетика» направлена на формирование способности анализировать знания в области молекулярной цитогенетики, ее достижений, проблем и перспектив использования. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: структурно-функциональная организация интерфазных и метафазных хромосом; особенности взаимодействия химических компонентов хромосомы; механизмы возникновения хромосомных перестроек; кроссинговер; формирование системных мутаций в результате реорганизации хромосом; хромосомные подходы в геномике; консервативные районы хромосом; молекулярно-цитогенетические методы анализа хромосом – FISH метод и его модификации, спектральное кариотипирование, микроматричный анализ хромосом; современные подходы к сравнительному картированию геномов на уровне хромосом.

Мутационная и сельскохозяйственная биотехнология
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность использовать методы индуцированного мутагенеза для применения в сельскохозяйственной биотехнологии. Результаты обучения: описывать мутагенные факторы и оценивать индуцируемые ими типы нарушений; оценивать методы сельскохозяйственной биотехнологии в науке, селекции растений, животноводстве и сельскохозяйственной микробиологии; использовать принципы клонирования и генетической трансформации соматических и половых клеток; определять пути и решения технологий идентификации и картирования генов на основе перспективных генетических, белковых, ферментных, иммунных и клеточных технологий.

Нейрогенетика и психогенетика
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать роль и взаимосвязь наследственных и средовых детерминант в функционировании центральной нервной системы и вариативности психологических и психофизиологических признаков человека. Результаты обучения: интерпретировать молекулярно-генетические модели неврологических и психических заболеваний; владеть навыками молекулярно-генетических технологий в изучении поведения и функций нервной системы; интерпретировать результаты исследований наследуемых и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза.

Онкогенетика
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о современных достижениях онкогенетики и молекулярных механизмах мутагенного и канцерогенного действия загрязнителей окружающей среды. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 объяснить биологию и генетику канцерогенеза; 2 анализировать механизмы действия мутагенов окружающей среды, мутагенов вирусного и гормонального канцерогенеза; 3 обосновать роль генов, рецепторов, факторов роста, нарушений клеточных систем в опухолеобразовании; 4 распознавать основные макро- и микроскопические признаки опухолевых клеток; 5 демонстрировать знания об онкогенах и онкобелках; о множественной лекарственной устойчивости опухолей. Назначение дисциплины. Дисциплина «Онкогенетика» направлена на формирование у будущих специалистов способности к применению знаний в диагностике и при изучении канцерогенеза. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: биология и генетика канцерогенеза; онкогены и онкобелки; механизмы вирусного и гормонального канцерогенеза; роль генов, рецепторов, факторов роста, нарушений клеточных систем в процессах опухолеобразования; множественная лекарственная устойчивость опухолей; основные методы диагностики, изучения и лечения опухолей.

Палеогенетика
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: углубить знания о методических подходах современной молекулярной генетики в вопросах изучения костных останков человека и ископаемых форм животных. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 соблюдать основные методические требования, необходимые при исследовании костных останков. 2 обосновать этапы выделения молекул ДНК из древних костных останков. 3 анализировать и выявлять особенности молекулы ДНК, выделенные из древних костных останков. 4 проводить биоинформационный анализ древней ДНК 5 использовать полученные знания и навыки в будущей профессиональной деятельности. Назначение дисциплины: Дисциплина «Палеогенетика» направлена на формирование у будущих специалистов способности анализировать результаты молекулярно-генетических исследовании древней ДНК, содержащейся в биологических останках ископаемых организмов. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: история развития палеогенетики; эволюционная изменчивость ДНК человека, животных и растений; методы выделения молекулы ДНК из древних костных останков, определение их качества; принципы филогенетического и филогеографического анализа ДНК; реконструированный митохондриальный геном человека; генофонд древнего населения Земли; эволюционная история человечества.

Программное обеспечение для генетики
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать знания и навыки основ разработки программ с использованием подпрограмм, стандартных модулей, стиля программирования, показателей качества программирования, методов отладки и испытания программ, основ объектно-ориентированного программирования. Результаты обучения: разрабатывать структурные схемы различных алгоритмов; организовывать в зависимости от требований задачи необходимые структуры данных; пользоваться навыками разработки программ на выбранном языке программирования с использованием средств языка; использовать средства отладки и испытания программ; составлять качественную программную документацию.

Ресурсоемкие IT-технологии в прикладной генетике
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать представление о современных параллельных вычислительных архитектурах, моделях, методах и технологиях их программирования, привить навыки работы с современными вычислительными системами. Результаты обучения: пользоваться средствами удаленного доступа к вычислительным ресурсам коллективного пользования и запуска параллельных программ на вычислительных кластерах; пользоваться общей методикой разработки параллельных программ; использовать навыки работы с базовым набором средств разработки параллельных программ для вычислительных кластеров.

Фармакогенетика
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать профессиональные компетенции в области фармакогенетики и молекулярной диагностики. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 определять фармакодинамические и фармакокинетические механизмы чувствительности индивидуального организма к лекарственным средствам 2 применять методами молекулярно-генетического анализа для установления зависимости реакций организма на лекарственные средства; 3 проанализировать реакции организма на лекарственные средства в зависимости от наследственных факторов; 4 владеть методами персонализированной медицины с применением методов молекулярной диагностики; 5 определять возможности индивидуализации выбора лекарственных препаратов и режимов их дозирования на основании изучения генотипа конкретного пациента. Назначение дисциплины. Дисциплина «Фармакогенетика» направлена на формирование у будущих специалистов способности к применению полученных знаний и навыков в своей профессиональной деятельности. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: фармакодинамические и фармакокинетические механизмы чувствительности индивидуального организма к лекарственным средствам; методы персонализированной медицины с применением методов молекулярной диагностики

Хромосомная инженерия
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать у магистрантов представлений о проблеме гетеро, и анеуплоидии растений, объяснять пути создания новой серии анеуплоидных линий пшеницы;показать возможность локализации генов, контролирующих хозяйственно-ценные признаки в определенных хромосомах растений;описывать пути реконструкции некоторых признаков мягкой пшеницы путем межсортового замещения хромосом, объяснять пути создания морфологически маркированных изогенных линий с использованием метода беккросса. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - систематизировать данные и провести моносомный анализ гибридов и провести хромосомную локализацию генов и замещение хромосом. - прогнозировать и выявить действие гена или генов на проявления рассматриваемого признака. - интерпретировать, полученные данные и проиллюстрировать в виде решения задач, построением графических изображении, диаграмм и схем. - анализировать, подвести итог по хромосомной локализации генов, замкещения хромосом и определению группы сцепления генов. - обобщить результаты, определить и обосновать прогнозы сравнительного генетического и математического анализа признака. -оценить основные параметры, характеризующие совокупность и устанавливать корреляционные связи между количественными и качественными признаками.

Эмбриогенетика
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность описывать и анализировать взаимосвязь между этапами эмбриогенеза и последовательным включением генных систем. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: различные модельные системы как интерфейс современной генетики развития; биоинформатика зародышевого развития; in situ гибридизация мутантных и дикого типа зародышей; прижизненное окрашивание мутантных и дикого типа эмбрионов; фармакологическая обработка, приводящая к нарушению нормального развития; методы скрининга эмбрионального роста и развития; проблемы клеточной стерильности и онкогенеза, вызываемые химическим воздействием на эмбрион; эмбриональная сохранность и национальное здоровье.

Эпигенетика
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать теоретические знания в области эпигенетики. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1 анализировать существующие концепции эпигенетики и роль малых RNA в замалчивании генов; 2 обосновать эпигенетические механизмы дифференцировки стволовых клеток; 3 раскрыть механизмы и пути реализации эпигенетических сигналов в клетке; 4 применять основные модельные системы для изучения эпигенетики; 5 классифицировать эпигенетические детерминанты болезней человека. Назначение дисциплины. Дисциплина «Эпигенетика» направлена на формирование и развитие у будущих специалистов способности к применению знаний по эпигенетике. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: объекты и методы эпигенетики; механизмы и пути реализации эпигенетических сигналов в клетке организмов разного уровня организации; значение РНК-интерференции, малых RNA и хроматина, геномный импринтинг, роль эпигенетики при различных заболеваниях у человека.

Приведены данные за 2019-2022 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. В ходе практики сформировать способности: - критически оценивать научную литературу по тематике научного исследования; - формулировать актуальные научные проблемы, направления, гипотезы исследования; - планировать и организовывать исследовательскую деятельность: - оценить обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях; -создавать научно-исследовательские продукты, транслировать собственные результаты научных исследований.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. разработать преподаваемую дисциплину в объеме, достаточном для аналитической оценки, выбора и реализации модуля учебной дисциплины с учетом уровня подготовленности студентов, их потребностей, а также требований ГОСО РК; 2. разработать специфику организации и проведения различных видов занятий в высших учебных заведениях (лекционных, семинарских, лабораторно-практических); 3. применять основные средства оценивания учебных достижений студентов; 4. анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала; 5. подготовить планы семинарских, практических занятий, лабораторных работ в соответствии с установленными методологическими и методическими подходами. При изучении практики магистранты будут изучать следующие аспекты: Ознакомление с целями, задачами и содержанием педагогической практики; составление графика консультаций, видов отчётности сроков их предоставления. Согласование индивидуального плана научно-педагогической практики магистранта.Выполнение учебно-методических заданий, согласованных с руководителем практики. Посещение и анализ учебных занятий, проводимых преподавателями кафедры. Ознакомление с организацией научной, методической и воспитательной работы (планы, нормативные документы, регламентирующие педагогический процесс) на факультете/в университете и кафедре.Разработка (не менее 10 занятий) и проведение занятий со студентами. Проведение мероприятий по обозначенным видам деятельности (научно-методические семинары, конференции; научные кружки, воспитательные мероприятия). Подготовка статьи научно-методического характера. Составление отчета по научно-педагогической практике.

Приведены данные за 2019-2022 гг.