Магистратура
Гидрология

Гидрология

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр естественных наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

РО 1. Разрабатывать учебно-исследовательские проекты в области управления и оценки водных ресурсов;
РО 2. Оценивать состояния водных ресурсов, режима и качества вод природных и искусственных водоемов;
РО 3. Проводить преподавательскую деятельность по дисциплинам в области гидрологии и наукам о Земле, с использованием современных информационных технологии;
РО 4. Составлять гидрометеорологические прогнозы на основе натурных, обработанных баз данных, для анализа научно-исследовательских работ;
РО 5. Принимать решения на всех уровнях системы управления водными ресурсами в соответствии с международными и государственными нормативными документами;
РО 6. Использовать теории и методы конструктивной гидрологии в области управления природными водами;
РО 7. Давать рекомендации к проектам, мероприятиям по защите населения, объектов и территории в обслуживаемых зонах, готовить необходимые экспертные заключения;
РО 8. Демонстрировать оригинальность и творчество в команде при осуществлении научной деятельности.

Паспорт программы

Название
Гидрология
Шифр
7M05206
Факультет
Географии и природопользования

дисциплины

Гидрология урбанизированных территории
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины. Сформировать способность определять учет влияния урбанизированных и сопредельных территорий на элементы гидрологических процессов, протекающих в результате антропогенных изменений. Будут изучены: Урбанизация как закономерный исторический процесс, этапы развития урбанизации, влияние урбанизации на гидрологические процессы сопредельных территорий, оценка влияния вырубки и восстановления лесов на речной сток.

Зимний режим рек
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность оценивать гидрологические характеристики потока в условиях особенностей зимнего периода – замерзания, ледоставе и вскрытия рек. Дисциплина направлена на применение краткий анализ классификаций рек по зимнему режиму, типы замерзания рек, интенсивность ледообразования, уравнение теплового баланса водного объекта в период охлаждения воды, физико-механические свойства льда.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Будут изучены: методы устной, письменной и электронной коммуникаций в деловой и научной сферах, применяемых для ведения научно-исследовательской деятельности и публикации результатов исследований в международных научных изданиях.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Будут изучены: методы устной, письменной и электронной коммуникаций в деловой и научной сферах, применяемых для ведения научно-исследовательской деятельности и публикации результатов исследований в международных научных изданиях.

Интегрированное управление водными ресурсами
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность определять методологию интегрированного управления водными ресурсами для обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Дисциплина направлена на применение оценивание Международные инициативы в сфере управления водными ресурсами, понятие об Интегрированном управлении водными ресурсами (ИУВР), принципы интегрированного управления водными ресурсами, внедрение стратегии перехода к ИУВР в Казахстане.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность определить особенности науки как особого вида знания, деятельности и социального института; систематизировать основные проблемы и дискуссии о методах и стратегиях ведения научных исследований и закономерностях развития науки. Будут рассмотрены: структура и уровни научного познания, идеалы и нормы науки; философские основания науки и научная картина мира.

Мелиоративная гидрология
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины. Сформировать способность определять поливные нормы режима орошения сельскохозяйственных культур и элементы водного баланса для мелиоративных мероприятий. Будут изучены: Предмет мелиоративной гидрологии, гидрологические проблемы мелиораций, рациональное природопользование при гидромелиорациях, водный баланс орошаемых земель, взаимосвязь мелиорации с водно-земельными ресурсами, оценка влияния оросительных мероприятий на сток и баланс речных бассейнов.

Организация и планирование научных исследований
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать систему базовых знаний и навыков для организации и проведения научных исследований. Дисциплина направлена на изучение: отечественного и зарубежного опыты проведения исследований; принципов и закономерностей организации и проведение научных исследований, конференции, семинаров, круглых столов; рекомендаций по подготовке и написанию научных докладов, статьей, эссе, магистерских диссертации.

Оформление и защита магистерской диссертации (ОиЗМД)
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Магистерская диссертация
  • Описание - Цель выполнения магистерской диссертации: формирование у магистранта навыков подготовки к защите диссертации на соискание магсира по образовательной программе (по отраслям). В ходе изучения курса сформировать у магистранта способности: 1. продемонстрировать ход решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний; 2. аргументировать проведение теоретического или экспериментального исследований в рамках поставленных задач, включая математический (имитационный) эксперимент; 3. могут выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; 4. применять иностранные языки для самостоятельной работы над нормативными источниками и научной литературой; 5. формулировать цели и задачи диссертационного исследования, определять научную новизну и практическую значимость результатов научно-исследовательской деятельности; разрабатывать структурно методологическую схему выполнения НИР.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – формирование способности к педагогической деятельности в вузе на основе знаний дидактики высшей школы, теорий воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Курс рассматривает проектирование образовательной деятельности будущего преподавателя с применением КТО, реализации Болонского процесса, овладения лекторским, кураторским мастерством с использованием стратегий и методов обучения/воспитания и оценивания (TLA-стратегий).

Почвенная влага
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины. Сформировать способность определять закономерности перемещения влаги в ненасыщенных и насыщенных водой почвогрунтов, методы оценки расхода воды при различных условиях и физических свойств почвогрунтов. Будут изучены: Природа молекулы воды, структура воды и ее свойства, природа пористого пространства почвы, определение относительных объемов твердой, жидкой и газообразной фаз в почвах.

Почвенная влага и мелиоративная гидрология
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность знаний почвенной влаги, влияние почвы на оросительную систему мелиорации и гидрологии. Дисциплина направлена на применение оценивании мелиоративной гидрологии, эрозии почв и использование их в профессиональной деятельности для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на улучшение земель, с обеспечением устойчивости и динамичности развития сельскохозяйственного производства.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Будут изучены: понятия, принципы, закономерности психологии управления, методы развития личности, управленческого потенциала руководителя, лидера, группового взаимодействия, социально-психологические методы управленческого воздействия, методы регулирования межгрупповых и межличностных отношений, конфликтов.

Приведены данные за 2019-2022 гг.

дисциплины

Геоинформационное моделирование гидроэкологических процессов
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины. Сформировать способность определять современные концепций геоинформационных технологий, возможных способов организации ГИС, основных понятий и целей геоинформационного моделирования и значение геоинформационных моделей. Будут изучены: Математическое моделирование с точки зрения математики и гидрологии, цели моделирования, типы моделей, принципы создания моделирующей системы, физическая обоснованность гидрологических моделей, основные проблемы моделирования.

Гидрология озер и водохранилищ Казахстана
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность определять особенности гидрологического режима озер и водохранилищ, как водных объектов суши, организацию методику и основные направления гидрологических исследований озеровидных водоемов. Дисциплина направлена на применение расчетов морфометрических характеристик озер (водохранилища), классификацию озер по происхождению, морфометрических характеристик водохранилищ, гидрометеорологическую сеть на озерах и водохранилищах, термический режим озеровидных водоемов.

Гидрология урбанизированных территорий
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины формирование способности в понимании различных аспектов городской гидрологии и управления водными ресурсами. Дисциплина формирует навыки в городской гидрологии, рассматриваются вопросы оценки риска штормовых вод. Учебный курс направлен на изучение следующих вопросов: обзор конструкции системы ливневых вод, контроль над наводнениями, тематические исследования городского стока.

Гидроэкологические проблемы рек Казахстана
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины. Сформировать способность формировать знаний в области гидроэкологических проблем рек Республики Казахстан, которые наблюдаются на этих водотоках в данное время. Будут изучены: Особенность гидроэкологического режима рек, современное состояние использования рек Казахстана, важнейшие характеристики компонентов живой природы, изменение транзитного стока трансграничных рек, изменение уровенного режима трансграничных рек.

Глобальные и региональные проблемы гидрологии
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины. Сформировать способность оценивать основные проблемы при решении различных гидрологических задач и определять методы и схемы решения использования и охраны водных ресурсов отдельных регионов. Будут изучены: Актуальные проблемы гидрометеорологии в Казахстане, проблема глобалбного мониторинга водных ресурсов, проблемы государственной системы мониторинга водных ресурсов РК.

Комплексное использование и охрана водных ресурсов
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность определять методы с комплексным использованием водных ресурсов и изучение основных документов по их охране. Дисциплина направлена на применение объединения водопользователей и их участие в управлении водным хозяйством, схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов, цели и задачи схем комплексного использования и охраны водных ресурсов.

Моделирование гидроэкологических процессов
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность определять основных понятий и принципов моделирования и значение геоинформационных моделей. Дисциплина направлена на изучение Моделирование гидроэкологических процессов рек и водоемов, определение типов моделей, принципы создания моделирующей системы, физическая обоснованность гидрологических моделей, основные проблемы моделирования.

Организация и планирование научных исследований
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса -сформировать теоретическую базу знаний для углубленного анализа политико-региональных проблем. Учебный курс формирует способность к критическому анализу, оценке и синтезу новых идей в контексте современных парадигм политической регионалистики, освоение основных категорий и направлений исследования. Дисциплина направлена на применение научных знаний и знаний методологии исследования в практике анализа региональных проблем, разработку информационных аспектов методического обеспечения исследований.

Проблемы селей и селезащита
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность принимать оперативные и своевременные решения по предупреждению и снижению селевой опасности и селевого риска. Дисциплина направлена на изучение проблем прогнозирования и моделирования селей различного генезиса, а также методов защиты и предупреждения селевых потоков.

Проблемы трансграничных водных ресурсов
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность анализировать характеристики трансграничных водных ресурсов в различных регионах и странах, оценивать потенциал и перспективу развития водохозяйственной деятельности в бассейнах рек. Дисциплина направлена на изучение общие принципы и задачи управления водными ресурсами, управление спросом на воду на основе нормирования водопотребления, правовые и организационно-административные основы управления водными ресурсами.

Современные цифровые технологии в гидрологии
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность применять в гидрологии современные цифровые технологии. Дисциплина направлена на применение расчетных программных обеспечении и технологии для решения гидрологических задач, на обработку и визуализацию массивов гидрологических данных для оценки гидрологических характеристик водных объектов

Точность расчетов гидрологических характеристик
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины. Сформировать способность определять основные методические подходы к оценке точности гидрологических характеристик и параметров стока. Будут изучены: Типы погрешностей, особенности погрешностей гидрологических измерений и расчетов, абсолютные и относительные погрешности. Случайные, систематические погрешности, учет погрешностей исходных данных при оценивании выборных параметров распределения, учет случайных погрешностей при оценивании автокорреляционных функций.

Управление качеством вод
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность определять источников и видов загрязнений водных объектов, методов оценки качества воды, существующих механизмов допуска к водопользованию. Дисциплина направлена на определение состав качество вод и режим их отведения; характер использования водного объекта на перспективу; методов защиты водных ресурсов от загрязнений, ПДК вредных веществ в воде водоема.

Экологические проблемы гидрологии
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины. Сформировать способность анализировать комплекс знаний и основные глобальные и региональные экологические проблемы водных объектов. Будут изучены: Взаимовлиянии окружающей среды и антропогенное воздействие, гидроэкологические проблемы водоемов и крупных рек РК, система экологического законодательства, роль экологического стока в сохранении водных экосистем.

Приведены данные за 2019-2022 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. В ходе практики сформировать способности: - критически оценивать научную литературу по тематике научного исследования; - формулировать актуальные научные проблемы, направления, гипотезы исследования; - планировать и организовывать исследовательскую деятельность: - оценить обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях; -создавать научно-исследовательские продукты, транслировать собственные результаты научных исследований.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. разработать преподаваемую дисциплину в объеме, достаточном для аналитической оценки, выбора и реализации модуля учебной дисциплины с учетом уровня подготовленности студентов, их потребностей, а также требований ГОСО РК; 2. разработать специфику организации и проведения различных видов занятий в высших учебных заведениях (лекционных, семинарских, лабораторно-практических); 3. применять основные средства оценивания учебных достижений студентов; 4. анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала; 5. подготовить планы семинарских, практических занятий, лабораторных работ в соответствии с установленными методологическими и методическими подходами. При изучении практики магистранты будут изучать следующие аспекты: Ознакомление с целями, задачами и содержанием педагогической практики; составление графика консультаций, видов отчётности сроков их предоставления. Согласование индивидуального плана научно-педагогической практики магистранта.Выполнение учебно-методических заданий, согласованных с руководителем практики. Посещение и анализ учебных занятий, проводимых преподавателями кафедры. Ознакомление с организацией научной, методической и воспитательной работы (планы, нормативные документы, регламентирующие педагогический процесс) на факультете/в университете и кафедре.Разработка (не менее 10 занятий) и проведение занятий со студентами. Проведение мероприятий по обозначенным видам деятельности (научно-методические семинары, конференции; научные кружки, воспитательные мероприятия). Подготовка статьи научно-методического характера. Составление отчета по научно-педагогической практике.

Приведены данные за 2019-2022 гг.