Магистратура
Компьютерная лингвистика

Компьютерная лингвистика

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр филологических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ON1 Демонстрировать глубокие знания по методологическим основам современного состояния и тенденций развития научного познания в области лингвистики, компьютерной лингвистики, информационных систем: знание методов искусственного интеллекта, обработки больших объемов данных, обработки естественных языков, методов поддержки принятия решений, бизнес-аналитики, основ планирования в контексте научных исследований.

ON2 Выбирать методологии и технологии для решения возникающих задач математического моделирования, проектирования приложений информационных систем, управления сетями и информационной безопасностью.

ON3 Применять компьютерные технологии в лингвистике и образовании; анализировать хранилища данных, языки и платформы программирования, технологии машинного обучения для обработки естественных языков.

ON4 С позиции современного подхода критически анализировать функционирующие научные концепции и теории в области взаимодействия «человек-компьютер» для определения объекта и предмета самостоятельного исследования; разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований и технического развития в области проектирования и разработки интеллектуальных информационных систем.

ON5 Интегрировать полученные научные знания в практику образовательного процесса, применять современные программные и аппаратные комплексы для решения задач в области человеко-машинного взаимодействия: проектирования и разработки комплексных информационных систем.

ON6 Критически оценивать новейшие достижения теории и практики и определять специфику применения в области информационных технологий, компьютерных обучающих программ, информационно-поисковых систем, дистанционного образования, гипертекстовых технологий и другое; разработки информационных систем.

ON7 Осуществлять и принимать решения в организации и управлении экспертной работы в области компьютерных технологий и лингводидактики.

ON8 Выбирать компьютерные технологии, необходимые для осуществления самостоятельного лингвистического исследования.
Анализировать бизнес-процессы организации для их эффективного реинжиниринга путем выявления направлений движения потоков информации.

ON9 Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.
Применять методы математического моделирования и оптимизации с целью повышения эффективности функционирования информационных систем.

ON10 Вести научно-педагогическую деятельность, участвовать в разработке образовательных и методических материалов для преподавания дисциплин по направлению специальности «Компьютерная лингвистика».

ON11 Вносить собственный вклад в развитие сферы компьютерной лингвистики, информационных технологий и систем: создавать на основе проведенных исследований публикации, научно-технические отчеты.
Анализировать полученную информацию, использовать в профессиональных целях данные смежных наук: статистической, квантитативной, прикладной, социо- и психолингвистики, теории и практики перевода.
Формулировать и преподносить информацию, идею, проблему и решения в области проектирования и разработки информационных систем специалистам и неспециалистам на родном и иностранном языках.

ON12 Компетентно представлять результаты научных исследований в различных формах.
Способен к аналитическому мышлению, сопоставлению и анализу, к научным обоснованиям и творческому решению проблем в области компьютерной лингвистики.
Владеть приемами синтеза и способами самовыражения и саморазвития. Самостоятельно обучаться и повышать свой профессиональный уровень.
Интегрировать знания и формулировать суждения на основе лингвистических данных и информационных процессов, прогнозировать будущий масштаб использования информационных технологий.

Паспорт программы

Название
Компьютерная лингвистика
Шифр
7M02306
Факультет
Филологический

дисциплины

Введение в математику
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать способность использовать математические методы при лингвистическом анализе, анализировать информационные запросы, синтезировать ответы, создавать и вести тезаурусы, создавать банки данных. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: язык математики, аксиоматический метод, математический анализ, вероятностные модели, математическая статистика, теория информации и кодирования, математическая логика, алгебра, геометрия и топология, математическая теория грамматик, математическая лингвистика.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Корпусная лингвистика и компьютерные инструменты
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность овладения основами и концепциями корпусной лингвистики, корпусных технологий, сформировать навыки работы с корпусами. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: понятие лингвистического корпуса; история корпусной лингвистики; предпосылки создания и возможности использования корпусов в лингвистических исследованиях, лексикографии, переводческой деятельности и в обучении иностранным языкам; типология корпусов; типы лингвистических корпусов и основания их выделения; языковой корпус как компьютерная база данных; разметка в корпусе и др.

Организация и планирование научных исследований (англ.)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать систему знаний и компетенций для организации и проведения научных исследований. Рассматриваются следующие вопросы: этапы научно-исследовательского процесса; методология лингвистического исследования; систематизация, расширение, закрепление профессиональных знаний, самостоятельная научная и исследовательская, проектная работа, картографирование и работа с библиографией и каталогами, применение методов научного исследования, различных методик и технологий.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Понимание и порождение текста и речи
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность овладения знаниями об основных методологических принципах и технологиях понимания и порождения текста и речи, анализировать звучащую речь при помощи современных методов экспериментально-фонетического исследования звучащей речи. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: модели порождения речевого высказывания; порождение речи в разных коммуникативных условиях; понимание как декодирование языковых знаков; технологии обработки звучащей речи и текста; основные методы инструментального анализа текста и звучащей речи.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Теория прикладной лингвистики
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность овладения основными математико-статистическими методами обработки лингвистической информации с учетом автоматической обработки лингвистических корпусов. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: прикладные аспекты современной лингвистики; терминоведение и терминография как направление прикладной лингвистики; теория языкового/речевого воздействия; теория и практика НЛП; квантитативная лингвистика; основные направления современной компьютерной лингвистики.

Формальные модели в лингвистике
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность овладения формальными подходами к синтаксической структуре языка и её семантической интерпретации. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: знакомство с многообразием формальных подходов к синтаксической структуре языка и её семантической интерпретации, а также историей их возникновения описание и моделирование фонетической, грамматической, семантической структуры текста документов, в частности построение формальных моделей текстовых данных.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Гуманитарные науки в цифровую эпоху
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность определения актуальных проблем и методов гуманитарных наук; применения методов точных наук к различным областям гуманитарного знания. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: точные и количественные методы в филологии; типы комментария: разные комментаторские подходы к анализу текста; проблемы электронного представления текстов в интернет-среде: текстологические проблемы и количественные методы; социальные сети и их применение для описания структуры текста.

Компьютерная лингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность разрабатывать информационные технологии, предназначенные для лингвистических исследований. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: использование компьютерных средств обработки языковых данных, реализуемых в компьютерных моделях, теория компьютерных знаний, искусственный интеллект и его применение в лингвистике, автоматический анализ естественного языка, машинный перевод и информационный поиск, голосовой ввод информации; создание обучающих и справочных языковых ресурсов, экспериментальные задачи в области теории языка; разработка любых функциональных приложений, опирающихся на языковые данные.

Лингвистические информационные ресурсы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность овладения знаниями об основных принципах лингвистического обеспечения информационных систем. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: язык как средство представления информации; знаковое представление информации; естественно-языковые интерфейсы; подходы к автоматизации процесса анализа слов и предложений; формальные методы описания искусственных языков; представление информации и языки обработки данных в информационных системах; моделирование лингвистического обеспечения информационных систем.

Методы и алгоритмы компьютерной лингвистики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность системно представлять практическую приложимость компьютерной лингвистики. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: методология и методы компьютерных исследований; базисные лингвистические знания, необходимыми для разработки программ автоматической обработки текста.; общие принципы компьютерного моделирования мышления,принципы автоматической обработки текста на разных уровнях.

Морфологическая обработка текстов и машинное обучение
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать способность овладения задачами и методами машинного обучения, их использования для решения задач морфологической обработки текста. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: автоматическая обработка текста; этапы автоматической обработки текста; платформы обработки естественного языка; первичная обработка текста; автоматический морфологический анализ; автоматический синтаксический анализ; методы машинного обучения.

Научные постулаты общей лингвистики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность добывать знания по проблемам теории языка, истории языкознания и методам лингвистического анализа. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: закономерности развития лингвистики в общем процессе научного познания; основы эволюции лингвистических знаний; концептуально-терминологический аппарат научных парадигм общей лингвистики (дискурс-анализ, контент-анализ и др); принципы, постулаты и основных направлений (структурализм, постструктурализм); онтологические и эпистемологические основы и различные системы основных научных парадигм современной лингвистики и перспективы перехода к интегральной парадигме описания языка.

Общая и компьютерная лексикография
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность составления словарей; описывать связи лексикографии с другими областями лингвистики; овладения теоретическими вопросами общей и компьютерной лексикографии. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: этапы развития практической и теоретической лексикографии; типология словарей; типологические параметры словаря; современные классификации словарей; типовая структура словарей специальной лексики; терминография.

Основы программирования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать способность программирования на одном или более скриптовых языках программирования высокого уровня. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: основы функционального программирования (функция, побочный эффект, переменная, сопоставление с шаблоном, система типов Хинлей-Милнер, классы типов); основные понятия машинного обучения (точка данных, вектор свойств, обучающая выборка, тестовая выборка, кросс-валидация); лингвистические алгоритмы в функциональном стиле; статистические методы средствами языка Python.

Программирование (язык Python)
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность применения языка Python для решения статистических задач компьютерной лингвистики, уметь проводить анализ и визуализацию результатов машинного обучения при помощи языка Python, устанавливать параметры для машинного обучения. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: визуализация научных данных средствами языка Python; машинное обучение средствами языка Python; современные программистские инструменты компьютерной лингвистики; работа с инструментами для работы в команде (репозиторий, диспетчер задач, хранилище документации).

Семантика и прагматика языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность определения семантических и прагматических особенностей функционирования языковых единиц в тексте. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: двойственность предмета семантики; две концепции семантики: узкая и широкая. сильная и слабая семантика; понятие «речевой акт»; речевая компетенция; функции речевого акта (иллокутивные силы), иллокутивные цели; классификация речевых актов в зависимости от иллокутивных целей; основания для классификации речевых актов.

Структурная лингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность осуществлять лингвистический анализ на основе положений структурной лингвистики. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: история структурной лингвистики, предмет и теоретические положения структурной лингвистики, школы структурализма: Пражский лингвистический кружок, Копенгагенский лингвистический кружок (Глоссематика), Американская школа структурной лингвистики (Дескриптивизм).

Типологическая лингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность определять универсальные и уникальные типологические характеристики языков на всех уровнях. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: место современного типологического языкознания среди других направлений сопоставления языков: сравнительно-исторического и ареального языкознания; теоретические положения и современные методы типологических исследований; типологическая характеристика четырех типов языков: флективного, агглютинативного, изолирующего и инкорпорирующего; сопоставление родственных и неродственных языков; анализ конкретного языкового материала методами типологии.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.