Докторантура
Психология

Психология

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. Демонстрировать фундаментальные знания по различным отраслям психологии и нейронауке; по концепциям, парадигмам и подходам в области теоретической и практической психологии.
2. Интерпретировать теоретические и практические проблемы в областях психологии здоровья, эмоций, гендерной психологии общения, когнитивной нейропсихологии и нейронауки.
3. Синтезировать свои профессиональные интересы и выражать свои научные идеи в академическом стиле для подготовки выступлений на международных научных конференциях, публикаций в высокорейтинговых журналах.
4. Понимать специфику современных экспериментальных исследований и теорий в мировой психологии; основные методологические концепции когнитивных изменений и физиологических процессов в психике человека.
5. Владеть классификациями основных видов когнитивных и некогнитивных нервно-психических нарушений; базовыми методами и методиками нейропсихологического исследования.
6. Осуществлять научно-психологические эксперименты, применяя интегрированные методы исследования, аппаратные процедуры, современные компьютерные технологии психологического моделирования в соответствии с международными профессиональными стандартами.
7. Проводить методологический анализ психологических теорий, методов исследования, стандартов проведения психологических исследований, прикладной статистики и эмпирических данных для выявления и решения исследовательских задач, разрешения методологических дилемм в психологии и нейронауке.
8. Критически анализировать текущие тенденции, основные теории и научные данные когнитивных процессов во взаимосвязи с мозгом, пути исследований в области нейронауки когнитивных процессов.
9. Формулировать научные гипотезы по различным вопросам психологии с помощью качественных и количественных подходов в психологическом эксперименте.
10. Реализовывать методологию и методику преподавания психологических дисциплин, специализированных курсов на основе инновационных технологий, авторских разработок, экспериментальных данных по диссертационному исследованию.
11. Презентовать результаты учебной и научно-исследовательской деятельности в виде научных решений в областях психологического эксперимента в соответствии с мировыми этическими стандартами.
12. Поддерживать конструктивную связь с различными научными сообществами в целях решения методологических вопросов, проблем исследования в области психологии.

Паспорт программы

Название
Психология
Шифр
8D03107
Факультет
Философии и политологии

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать у докторантов навыки академического письма и способность выражать свои научные идеи в академическом стиле для подготовки научных публикаций в высокорейтинговых журналах, выступлений на международных научных конференциях, написании докторской диссертации в области психологии и нейронауки. Дисциплина направлена на понимание особенностей стилистики и структуры академического письма в психологической науке.

Актуальные проблемы общей психологии: сравнительный анализ отечественных и зарубежных исследований
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать у докторантов способность проведения критического анализа современных экспериментальных исследований и теорий в мировой психологии. В результате изучения дисциплины докторанты PhD будут способны: знать и понимать научную информацию в области системного подхода в психологии; описывать этические стандарты в психологических исследованиях в современной психологии; критически анализировать методологические различия отечественной и зарубежной психологии, исследовательские проблемы, дилеммы.

Исследовательские методы в нейронауке
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать у докторантов способность синтезировать новые и старые парадигмы в психологиии и нейронауки, собирать научные материалы и критически их анализировать в научных исследованиях. Дисциплина направлена на понимание логики выбора методов исследований в области нейронауки; объяснения исследовательских проблем, методологические дилемм в нейронауке; критического анализа методологические походов в области исследовательских методов в нейронауке.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать у докторантов способность в применении научно-обоснованных методов в области психологии и нейронауки для компетентного решения исследовательской проблемы. Дисциплина направлена на понимание целей и задач различных методов исследования, и логику их выбора в области психологии и нейронауки; критически синтезировать методические дилеммы в психологии и нейронауке.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Внимание и экзекутивный контроль
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у докторантов спсобность критически анализировать и интерпретировать теоретические и практические проблемы в области внимания и экзекутивного контроля и мозга. В результате изучения дисциплины докторанты PhD овладеют следующими компетенциями: - знать и понимать роль системного подхода в методологическом и критическом анализах психологических теорий, которые объясняют процессы мозга и экзекутивного контроля; - объяснять достижения мировой и казахстанской науки в области психологии внимания и экзекутивного контроля; - критически анализировать текущие тенденции развития исследований в психологии внимания и экзекутивного контроля; - анализировать существующие знания в области психологии внимания и экзекутивного контроля и смежных областей науки, - изучать новые методологические, теоретические и практические вопросы в психологии внимания и экзекутивного контроля путем синтеза различных научных знаний и эмпирических данных нейронауки; - разрабатывать исследовательские проекты на тему психологии внимания и экзекутивного контроля. Данный курс рассматривает методологические проблемы исследований психологии внимания и экзекутивного контроля, значимые и передовые научные концепции и исследования в области психологии внимания и экзекутивного контроля, раскрываются тематики роли психологии внимания и экзекутивного контроля в различных социальных институтах, особенности измерения и применения результатов исследования психологии внимания и экзекутивного контроля в современном обществе, анализ дизайна современных исследований на международном уровне в области психологии внимания и экзекутивного контроля.

Гендерная динамика общения
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать у докторантов способность критически анализировать и интерпретировать теоретические и практические проблемы в области гендерной психологии. Докторанты будут способны: знать и понимать роль системного подхода в методологическом и критическом анализах психологических теорий, которые объясняют гендерные сходства и различия; описывать достижения мировой и казахстанской науки в области гендерного общения.

Когнитивная нейропсихология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать системные теоретические, научные и прикладные знания о методологии, задачах, методах, базовых понятиях и основных концепциях когнитивной нейропсихологии, овладение базовыми методами и методиками нейропсихологического исследования для последующего применения в научной деятельности. Курс направлен на изучение основных видов когнитивных и некогнитивных нервно-психических нарушений и взаимосвязи между ними, перспективных направлениях исследований в когнитивной нейропсихологии.

Когнитивные процессы и мозг
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать у докторантов спсобность понимать и критиески анализировать текущие тенденции, основные теории и научные данные когнитивных процессов во взаимосвязи с мозгом, путей исследований в области нейронауки когнитивных процессов. В результате изучения дисциплины докторанты PhD овладеют следующими компетенциями: знать и понимать научные данные о когнитивных процессах во взаимосвязи с мозгом.

Когниции, эмоции и психопатология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у докторантов спсобность понимать и применять профессиональные методологические знания, методы исследования, распознавать и решать исследовательские задачи, решать методологические дилеммы в психологии когниции, эмоции во взаимосвязи c психопатологией. В результате изучения дисциплины докторанты PhD овладеют следующими компетенциями: - определять приоритетные направления исследований в области когниции, эмоций и психопатологии и находить научные решения соответствующим научным способом; - определять современные подходы исследований в области психологии когниции, эмоций и психопатологии посредством изучения новых методологических, теоретических, практических вопросов в психологии и нейронауки; - критически анализировать методологические и теоретические подходы в области исследований в современной психологии когниций, эмоций и психопатологии; - анализировать психологические оценки дизайна экспериментальных планов современных исследований в психологии когниций и эмоций в соотношении с методологическим анализом современных концепций; - разрабатывать новые методологические, теоретические, практические вопросы в психологии путем синтеза различных научных знаний и оценки научных исследований в области когниции, эмоций и психопатологии на международном уровне. В рамках данной дисциплины рассматриваются научно-обоснованные знания о психологических закономерностях когниции, эмоций и психопатологии, соврменные зарубежные и отчественные концепции в области когниции, эмоций и психопатологии, соврменные психологические исследования в сравнительном анализе методов и методик исследования когниции, эмоций и психопатологии, анализ научных представлений о психологических факторах и особенностях когниции, эмоций, психологические предпосылки и детерминанты психопатологии. Современные психофизиологические методы исследования психологии когниции, эмоций и психопатологии. Этические диллемы исследования нейропсихологических основ психологии познания и эмоций.

Мозг и принятие решения
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у докторантов спсобность критически анализировать и интерпретировать теоретические и практические проблемы в области принятия решений во взаимосвязи с мозговыми функциями. В результате изучения дисциплины докторанты PhD овладеют следующими компетенциями: - знать и понимать роль системного подхода в методологическом и критическом анализах психологических теорий, которые объясняют процесс принятия решения; - объяснять достижения мировой и казахстанской науки в области психологии принятия решения; - критически анализировать текущие тенденции развития исследований в психологии принятия решения; - анализировать существующие знания в области психологии принятия решения и смежных областей науки, изучать новые методологические, теоретические и практические вопросы в психологии принятия решения путем синтеза различных научных знаний и эмпирических данных о гендерных различиях с разных точек зрения; - разрабатывать исследовательские проекты на тему взаимосвязи мозга и психологии принятия решения. Данный курс рассматривает методологические проблемы исследований прниятия решений, значимые и передовые научные концепции и исследования в области принятия решения, раскрываются тематики роли принятия решения в различных социальных институтах, особенности измерения и применения результатов исследования принятия решения в современном обществе, анализ дизайна современных исследований на международном уровне в области принятия решений и нейронауки.

Нейронаука когнитивного развития
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у докторантов спсобность интерпретировать теоретические и практические проблемы в области нейронауки когнитивного развития. В результате изучения дисциплины докторанты PhD овладеют следующими компетенциями: - знать и понимать роль системного подхода в методологическом анализе теорий нейронауки когнитивного развития; - объяснять достижения нейронауки когнитивного развития; - критически анализировать текущие тенденции развития исследований в нейронауке когнитивного развития; - анализировать новые методологические, теоретические и практические вопросы в нейронауке когнитивного развития; - разрабатывать исследовательские проекты на тему когнитивного развития в области нейронауки Данный курс рассматривает методологические проблемы исследований в нейронауке когнитивного развития, значимые и передовые научные концепции и исследования в области нейронауки когнитивного развития, прикладные аспекты исследования в нейронауке когнитивного развития, анализ дизайна современных исследований в области нейронауке когнитивного развития

Обучение и память
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у докторантов спсобность критически анализировать и интерпретировать теоретические и практические проблемы в области обучения и памяти. В результате изучения дисциплины докторанты PhD овладеют следующими компетенциями: - знать и понимать роль системного подхода в методологическом и критическом анализах психологических теорий, которые объясняют обучение и память; - объяснять достижения мировой и казахстанской науки в области обучения и памяти; - критически анализировать текущие тенденции развития исследований в психологии обучения и памяти, определяя модели развития отношений в контексте глобализации и интернационализации; - анализировать существующие знания в области обучения и памяти и смежных областей науки, изучать новые методологические, теоретические и практические вопросы в обучении и памяти путем синтеза различных научных знаний и эмпирических данных о гендерных различиях с разных точек зрения; - разрабатывать исследовательские проекты на тему обучения и памяти. Данный курс рассматривает методологические проблемы исследований обучения и памяти, значимые и передовые научные концепции и исследования в области обучения и памяти, раскрываются тематики роли обучения и памяти в различных социальных институтах, особенности измерения и применения результатов исследования обучения и памяти в современном обществе, анализ дизайна современных исследований на международном уровне в области обучения и памяти.

Психология изменений и личностное развитие
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать у докторантов способность распознавать и решать исследовательские проблемы анализа места когнитивных изменений и физиологических процессов в психике человека. Докторанты будут способны понимать основные методологические концепции когнитивных изменений и физиологических процессов, применять профессиональные методологические знания в рамках определения дизайна эксперимента и методов исследования изучения когнитивных изменений.

Системный подход в психологии здоровья
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать у докторантов специальности «6D050300-Психология» спсобность понимать, критически анализировать и применять профессиональные методологические знания, методы исследования, понимать исследовательские проблемы, разрешить методологические дилеммы в современной психологии здоровья. В результате изучения дисциплины докторанты PhD овладеют следующими компетенциями: - понимать теоретические и научные подходы к психологии здоровья, а также методологические основы исследования в современной психологии здоровья; - определять количественные и качественные стратегии анализа данных, которые согласуются с вопросами и методами исследования в области психологии здоровья во взаимосвязи с пониманием научных исследований в области психологии здоровья на международном уровне; - критически оценивать методологические проблемы в психологии здоровья в собственных научных интересах в соответствии с этическими требованиями при проведения психологических исследований в области психологии здоровья; - анализировать и критически проводить обработку результатов психологических исследований, а также соотносить полученные данные с представленными в прикладных публикациях по психологии здоровья; - проводить психологический эксперимент в психологии здоровья в зависимости от собственных научных интересов в рамках этических решений по различным методологическим вопросам, проблемам теории и практики в психологии здоровья.

Эмоции и здоровье
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать у докторантов способность синтезировать новые и старые парадигмы в психологии эмоций, собирать научные материалы и критически их анализировать в научных исследованиях. Курс направлен на развитие способностей; понимать логику выбора методов исследований в области психологии эмоций и здоровья; объяснять новые методологические, теоретические, практические вопросы в психологии здоровья как синтез различных исследовательских идей.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.