Докторантура
Педагогика и психология

Педагогика и психология

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

мыслить концептуально, разрабатывать структуру и содержание новых научных проектов по актуальным направлениям педагогики и психологии; проектировать методологический аппарат исследования, выбирать и применять для решения задач исследования методы изучаемых наук; владеть методологией педагогического эксперимента, проектировать модели для описания и прогнозирования различных явлений на основе системного и глубокого анализа, осуществлять их качественный и количественный анализ;
2. проектировать и экспертно оценивать школьные и вузовские образовательные программы, учебники и образовательную документацию, содержание образования в целом, оценивать отдельные проблемы реформирования среднего и высшего образования в Казахстане и давать свои рекомендации по углублению реформы средней и высшей школы;
3. применять современные психологические теории для интервенции в образовании, выявлять проблемы личности в контексте ее духовной, социальной и индивидуальной жизни, оценивать возможности интервенции в решении жизненных проблем личности и специальном образовании;
4. программировать и проектировать свою профессиональную психолого-педагогическую деятельность, экспертно оценивать деятельность психологических служб организаций образования; строить планы, предвидеть её результаты; осознавать и обосновывать выполняемые профессионально-педагогические действия, переносить научно-педагогические знания в новую ситуацию;
5. научно анализировать социально значимые проблемы общества во взаимосвязи с процессами в образовании, делать значимые выводы и обобщения, подбирать методы научного исследования, владеть сравнительно-педагогическими компетенциями;
6. находить, формулировать и анализировать актуальные проблемы сравнительного образования, образовательной политики, в том числе на основе исторического и сравнительного анализа развития образования в странах мира, и предлагать научные рекомендации для их решения;
7. проектировать деятельность по подготовке решений, направленных на обеспечение эффективности системы образования, повышения качества образования, проектировать технологии тестирования в сфере образования и карты тестирования в сфере образования;
8. планировать использование квалимитрических оценок и владеть квалимитрической компетенцией, на профессиональном уровне осуществлять функции управления в рамках своей должности и решать профессиональные проблемы в интересах образовательной организации в целом, владеть управлеческо-аналитическими компетенциями;
9. творчески реализовываться в широкой сфере профессиональной деятельности, осознавать социальную значимость своей профессии, обладать высокой мотивацией исполнения профессиональных обязанностей, ответственным отношением к делу, развитым чувством гражданского и профессионального долга;
10. критически анализировать, обобщать и систематизировать психолого-педагогическую информацию, ставить цели исследования и выбирать оптимальные пути и методы их достижения;
11.разрабатывать, продвигать и внедрять новые психолого-педагогические знания и методы исследования и обучения, стратегии и технологии инновационной научно-образовательной деятельности;
12. демонстрировать понимание социально-этических ценностей образования и науки, основанных на традициях и общественных нормах, основываться на них в своей профессиональной деятельности; соблюдать нормы деловой этики, владеть этическими и правовыми нормами поведения; быть толерантным к традициям, культуре других народов мира; использовать адекватные методы эффективного взаимодействия с лицами различных социально-экономических, расовых, этических и профессиональных групп, лицами всех возрастов и стилей жизни.

Паспорт программы

Название
Педагогика и психология
Шифр
8D01101
Факультет
Философии и политологии

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать у докторантов навыки академического письма и способность выражать свои научные идеи в академическом стиле для подготовки научных публикаций в высокорейтинговых журналах, выступлений на международных научных конференциях, написании докторской диссертации в педагогики и психологии. Дисциплина направлена на понимание особенностей стилистики и структуры академического письма в психолого-педагогической науке.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: развитие исследовательских способностей, разработка дизайна исследования; анализа и применения методов. Основные аспекты: овладение методическим инструментарием, развитие навыков планирования и проведения исследований, приобретение навыков анализа и интерпретации данных, статистических методов (в т.ч.с применением SPSS), выводов по результатам исследования, подготовка к самостоятельной научной деятельности, умение писать научные статьи и доклады, результаты исследований на конференциях и семинарах.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Современные психологические теории и интервенция
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность вмешательства в педагогический процесс на основе знаний о современных психологических теориях интервенции в работе обычными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями; анализа и оценки интервенции. Курс направлен на оценку и применение методов интервенции, стратегий профессиональной психолого-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями / специальными образовательными потребностями; проектирования образовательной среды для вмешательства в процесс обучения; и др.

Философия и методология педагогики
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование научного представления о философии и методологии педагогики, методологии и методах педагогического исследования, развитие исследовательской культуры, навыков реализации методологического потенциала в выполнении докторской диссертации. В рамках дисциплины исследуются философские школы и концепции, изучаются вопросы целей и задач образования, дизайна исследования, роли обучающегося и педагогического процесса в формировании личности, основы этики и морали в педагогике.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Актуальные проблемы истории образования и образовательной политики Казахстана
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование у докторантов способностей оценки, продвижения и внедрения положительного опыта реформирования и модернизации образовательных систем на основе комплекса теоретических знаний об истории развития образования и образовательной политики Казахстана и мира. Курс направлен на анализ и оценку развития истории и образовательной политики Казахстана и зарубежных стран; предложение критериев и индикаторов (показателей) оценки развития системы образования и образовательной политики страны, разрабатку проектов стратегических планов и этапов индикативного реформирования образования с учетом отечественных традиций и интеграционных процессов

Методика и технология разработки учебников и учебно-методической документации
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - развитие способности докторантов в создании и проектировании учебно-методической литературы на основе теории разработки учебников, учебно-методической документации. Курс направлен на анализ учебниковедения, исследований в области создания и экспертизы УМК, особенностей их практического применения в образовании Казахстана; применения ИКТ в разработке и использовании учебно-методической литературы; критериальной оценки, разработки УМК с учетом особенностей психических процессов: восприятия, внимания, мышления, воображения, памяти и др.

Мировые системы оценки качества образования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование способности рефлексии истоков, сущности, перспективных направлений и проблем мировых систем оценки качества в сфере образования. Будут рассмотрены этапы становления и развития теории управления качеством, принципы, функции, проблемы и уровни управления качеством образования; мировые модели оценки качества образования; реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами; современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса с учетом опыта международных и зарубежных исследований.

Нейронауки и SMART-технологии в обучении цифрового поколения
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – развитие способности докторанта по разработке и применению SMART- и цифровых технологий, коннективизма и нейронаук в обучении на основе Педагогики 3.0 и 4.0 для цифрового поколения. Курс направлен на глубокое понимание трансформfции цифрового образования, проектирования коннективистской образовательной среды с учетом достижений нейробиологии, нейропсихологии, компьютерных наук для улучшения качества обучения цифрового поколения. Нейропластичность мозга человека, а также использования Smart (self-, media-, art-, re- и trans-)-среды создают новые возможности для педагога и психолога по образованию детей и инклюзии.

Педагогическая квалиметрия и управление качеством образования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способности анализа, оценивания качества образовательной системы на основе углубленных знаний управления качеством образования, педагогической квалиметрии как современной управленческой парадигмы Курс направлен на овладение квалиметрическим инструментарием психолого-педагогической деятельности и проведения исследований, изучение принципов квалиметрии; анализ и диагностику причин появления проблем, критическую оценку предлагаемых вариантов управленческих решений в области качества, разработки предложений по их совершенствованию с учетом критериев эффективности и рисков, разработку тестологических карт и технологий, и др.

Проектирование образовательных программ школы и вуза
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность разработки образовательных программ школы и вуза; определять их преемственность, критерии оценки и анализа содержания и условий реализации образовательных программ школы и вуза; развитие компетенций проектирования. Дисциплина направлена на глубокое понимание специфики проектирования ОП школы и вуза; формулирования цели и ожидаемых результатов, методов оценивания и обучения, применения таксономии Блума, критической оценки содержания ОП и применения дидактических концепций, и др.

Теории и концепции сравнительного образования: отечественный и зарубежный опыт
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – развитие способности анализа и сравнения образования, аналитических и системных компетенций сравнения систем образования мира и Казахстана на основе методологии современной сравнительной педагогики. Курс направлен на критериальное сравнение и оценку индикаторов и тенденций развития образования (в т.ч. госпрограмм, статистики и др.), содержания образования разных стран, выдвижение гипотез, сценариев развития, предложений, выявления общих, особенных черт образования; страновой, компаратиствкий подходы, бенчмаркинг, критический анализ стратегических и тактических документов на основе знаний методологии сравнительного образования; др.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.