Докторантура
Педагогика и психология

Педагогика и психология

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

мыслить концептуально, разрабатывать структуру и содержание новых научных проектов по актуальным направлениям педагогики и психологии; проектировать методологический аппарат исследования, выбирать и применять для решения задач исследования методы изучаемых наук; владеть методологией педагогического эксперимента, проектировать модели для описания и прогнозирования различных явлений на основе системного и глубокого анализа, осуществлять их качественный и количественный анализ;
2. проектировать и экспертно оценивать школьные и вузовские образовательные программы, учебники и образовательную документацию, содержание образования в целом, оценивать отдельные проблемы реформирования среднего и высшего образования в Казахстане и давать свои рекомендации по углублению реформы средней и высшей школы;
3. применять современные психологические теории для интервенции в образовании, выявлять проблемы личности в контексте ее духовной, социальной и индивидуальной жизни, оценивать возможности интервенции в решении жизненных проблем личности и специальном образовании;
4. программировать и проектировать свою профессиональную психолого-педагогическую деятельность, экспертно оценивать деятельность психологических служб организаций образования; строить планы, предвидеть её результаты; осознавать и обосновывать выполняемые профессионально-педагогические действия, переносить научно-педагогические знания в новую ситуацию;
5. научно анализировать социально значимые проблемы общества во взаимосвязи с процессами в образовании, делать значимые выводы и обобщения, подбирать методы научного исследования, владеть сравнительно-педагогическими компетенциями;
6. находить, формулировать и анализировать актуальные проблемы сравнительного образования, образовательной политики, в том числе на основе исторического и сравнительного анализа развития образования в странах мира, и предлагать научные рекомендации для их решения;
7. проектировать деятельность по подготовке решений, направленных на обеспечение эффективности системы образования, повышения качества образования, проектировать технологии тестирования в сфере образования и карты тестирования в сфере образования;
8. планировать использование квалимитрических оценок и владеть квалимитрической компетенцией, на профессиональном уровне осуществлять функции управления в рамках своей должности и решать профессиональные проблемы в интересах образовательной организации в целом, владеть управлеческо-аналитическими компетенциями;
9. творчески реализовываться в широкой сфере профессиональной деятельности, осознавать социальную значимость своей профессии, обладать высокой мотивацией исполнения профессиональных обязанностей, ответственным отношением к делу, развитым чувством гражданского и профессионального долга;
10. критически анализировать, обобщать и систематизировать психолого-педагогическую информацию, ставить цели исследования и выбирать оптимальные пути и методы их достижения;
11.разрабатывать, продвигать и внедрять новые психолого-педагогические знания и методы исследования и обучения, стратегии и технологии инновационной научно-образовательной деятельности;
12. демонстрировать понимание социально-этических ценностей образования и науки, основанных на традициях и общественных нормах, основываться на них в своей профессиональной деятельности; соблюдать нормы деловой этики, владеть этическими и правовыми нормами поведения; быть толерантным к традициям, культуре других народов мира; использовать адекватные методы эффективного взаимодействия с лицами различных социально-экономических, расовых, этических и профессиональных групп, лицами всех возрастов и стилей жизни.

Паспорт программы

Название
Педагогика и психология
Шифр
8D01101
Факультет
Философии и политологии

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: развитие письменных навыков на всех этапах написания исследовательской работы на казахском, русском и английском языках, улучшение понимания использования источников и недопущение плагиата. В ходе изучения курса будут раскрыты планирование и написание видов эссе: сравнение/сопоставление, причина/следствие, аргумент, синтез, подробные планы для исследовательской работы на иностранном языке и др

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: развитие учебных исследовательских способностей, разработка дизайна исследования; анализ, применение методов. Основные аспекты: овладение методическим инструментарием, развитие навыков планирования и проведения исследований, приобретение навыков анализа и интерпретации данных, статистических методов, выводов по результатам исследования, подготовка к самостоятельной научной деятельности, умение писать научные статьи и доклады, результаты исследований на конференциях и семинарах.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Современные психологические теории и интервенция
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность вмешательства в педагогический процесс на основе знаний о современных психологических теориях интервенции в работе обычными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями; анализа и оценки интервенции. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - демонстрирует опыт осмысления проблем исследования и психологической поддержки личности на основе междисциплинарного подхода, демонстрирует критическое понимание основных теорий развития ребенка, в том числе: нейропсихологическое, познавательное, двигательное, перцептивное, социальное и эмоциональное, лингвистическое и численное развитие в контексте объяснения функционирования человека; - применять и анализировать тексты интерпретации персонологических фактов, закономерностей и индивидуальных случаев на основе синтеза языков различных областей науки и культуры; - применяет методы образовательного и терапевтического вмешательства, используемые для поддержки людей с ограниченными возможностями / специальных образовательных потребностей; - применять методы интервенции, стратегии и модели в профессиональной психолого-педагогической деятельности; -выявлять проблемы личности в контексте ее духовной, социальной и индивидуальной жизни, опираясь на опыт освоения содержания «Современные психологические теории и интервенция»; - оценивать модели разработки учебных программ с особым акцентом на изменение учебной программы для учащихся с особыми образовательными потребностями; - оценивать возможности интервенции в решении жизненных проблем личности и специальном образовании. - способствовать оценке и организации образовательной среды для вмешательства в процесс обучения; - проектировать и оценивать интервенцию в образовательную среду для учащихся с особыми образовательными запросами; - разрабатывать и предлагать инновационные методики исследования и интервенции в образовании. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: - основные проблемы современных психологических теорий и интервенции; - принципы кризисной интевенции и их типологий; теоретические аспекты образовательной и психологической интервенции в школе для детей с особыми потребностями; - особенности совремнных психологических теорий, модели разработки учебных программ с особым акцентом на изменение учебной программы для учащихся с особыми образовательными потребностями; - содержание и методики современых психологических теорий и интервенции.

Философия и методология педагогики
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование научного представления о философии и методологии педагогики, методике педагогического исследования, развитие исследовательской культуры, навыков реализации методологического потенциала в выполнении докторской диссертации. В рамках дисциплины исследуются философские школы и концепции, изучаются вопросы целей и задач образования, роли обучающегося и педагогического процесса в формировании личности, основы этики и морали в педагогике.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Актуальные проблемы истории образования и образовательной политики Казахстана
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование у докторантов способностей оценки, продвижения и внедрения положительного опыта реформирования и модернизации образовательных систем на основе комплекса теоретических знаний о развитии образовательной политики Казахстана и в мире. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - объяснять особенности формирования и развития образовательной политики Республики Казахстан в условиях независимости; положительный опыт реформирования и модернизации образовательных систем зарубежных стран; - анализировать и оценивать особенности развития системы педагогического образования в Казахстане; - проводить анализ и оценку текущего состояния, исторического развития системы образования и образовательной политики Казахстана; - предлагать критерии и индикаторы (показатели) оценки развития системы образования и образовательной политики страны; - определять важные и сложные проблемы, возникающие при современном анализе образовательной политики на основных уровнях её осуществления; - оценивать вопросы модернизации казахстанской средней и высшей школы в постсоветский период; развитие историко-педагогической компетенции. - применять современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса с учетом опыта международных и зарубежных исследований; - разрабатывать проекты стратегического плана и этапы индикативного реформирования образования с учетом отечественных традиций и интеграционных процессов. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: - вопросы модернизации казахстанской средней и высшей школы в постсоветский период; - актуальные проблемы современной образовательной политики Республики Казахстан; - основные направления развития дошкольного, среднего, среднего профессионального, высшего образования после приобретения независимости; - демократические и авторитарные тенденции в казахстанском социально-политическом процессе и образовании; - развитие среднего и высшего образования в Казахстане 50-60гг. ХХ века; - образовательная политика среднего и высшего образования 70-90гг. ХХ века; - правительственная стратегия реформирования образования; - новые правительственные проекты образовательной реформы на рубеже веков, проекты законодательных документов, концепций, программ и др.

Методика и технология разработки учебников и учебно-методической документации
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - развитие способности докторантов в создании и проектировании учебно-методической литературы на основе теории разработки учебников, учебно-методической документации. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: 1.демонстрировать знание специфики разработки учебников и УМКД, учебных пособий с учетом личностных психофизиологических особенностей учащихся; 2. объяснять теоретические и методологические проблемы разработки учебников и учебно-методической документации; 3. анализировать современное состояние исследований в области создания и экспертизы учебно-методической документации, УМК, а также особенностей практического применения УМК в системе образования в Республике Казахстан; 4. определять ожидаемые результаты по таксономии Блума, Андерсона, критерии диагностики проектирования учебников и УМД; 5. применять современные информационные и коммуникационные технологии в разработке и использовании учебников и учебно-методической документации в вузе; 6. проектироватья фрагменты учебников и учебно-методической литературы; 7. описывать технологии и методики составления учебно-методической документацией; 8. анализировать весьма обширную и постоянно изменяющуюся информацию о процессах, происходящих в мировом пространстве высшего образования и в дальнейшем использовать ее для организации и повышения результативности собственной преподавательской деятельности. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: вопросы совершенствования и мониторинга качества учебно-методических комплексов (УМК) для систем среднего и профессионального высшего образования; - теория и практика составления учебников и в том числе электронных учебников; - нормативно – правовая база по составлению учебников (электронных учебников); - специфика разработки учебников и УМД с учетом особенностей таких познавательных психических процессов, как восприятие, внимание, мышление, воображение, память и др. -специфика разработки учебников и УМД с учетом личностных психофизиологических особенностей учащихся. - современные информационные и коммуникационные технологии в разработке и использовании учебников и учебно-методической документации в вузе.

Мировые системы оценки качества образования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование способности рефлексии истоков, сущности, перспективных направлений и проблем мировых систем оценки качества в сфере образования. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - перечислять и оценивать тенденции развития системы образования в области повышения качества образования; - анализировать и интерпретировать разнообразные статистические данные по оценке состояния и эффективности системы образования; - анализировать и оценивать необходимость участия в мировых системах оценки качества на основе описания современных отечественных и зарубежных систем оценки качества образования; - определять механизмы организации и проведения оценки качества образования в разных странах; - оценивать мировые методики оценивания и вопросы мониторинга качества образования за рубежом; - анализировать мониторинговые программы позволяющие выявлять и сравнивать изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценивать эффективность стратегических решений в области образования; - применять технологии управления качеством образования в практике деятельности образовательных систем; - проводить сравнительный анализ системы управления качеством организаций образования. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: - этапы становления и развития теории управления качеством, принципы, функции, проблемы и уровни управления качеством образования; - мировые модели оценки качества образования; - реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами; - современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса с учетом опыта международных и зарубежных исследований.

Педагогическая квалиметрия и управление качеством образования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способности анализа, оценивания качества образовательной системы на основе углубленных знаний управления качеством образования, педагогической квалиметрии как современной управленческой парадигмы В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - подбирать квалиметрический инструментарий для профессиональной деятельности и исследований; - объяснять и анализировать основные понятия управления качеством в образовании; основные законы в области управления качеством образования; - анализировать и диагностировать причины появления проблем; - оценивать предлагаемые варианты управленческих решений в области качества и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев эффективности и рисков; - анализировать и оценивать состояние качества образования, составления прогностических карт качественного развития образовательных систем; - проводить мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества образования; - определять и применять инструменты управления качеством образования используя знания о принципах принятия решений в условиях неопределенности, о принципах оптимизации образовательных процессов. - формировать навыками экспертного оценивания воспитательной деятельности образовательного учреждения; - проектировать технологии тестирования в сфере образования; карты тестирования в сфере образования. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: - теоретические основы педагогической квалиметрии, а также анализ традиционных и современных подходов к оценке качества образования; - нормативные документы о качестве образования; - международный опыт оценки качества образования; - теоретические основы формирования национальной системы контроля и оценки качества образования, соответствующей международным стандартам, позволяющей эффективно управлять проводимой образовательной политикой; - принципы реализации квалиметрического подхода; - основные направления и области применения комплексных квалиметрических оценок; - методы, средства и технологии оценки качества педагогических объектов.

Проектирование образовательных программ школы и вуза
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность разработки образовательных программ школы и вуза; определять их преемственность, критерии оценки и анализа содержания и условий реализации образовательных программ школы и вуза; развитие компетенций проектирования. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: 1. объяснять специфику проектирования образовательных программ школы и вуза; 2. проектирования учебные программы школы и образовательные программы вуза; 3. применять принцип обратного дизайна в проектировании образовательных программ, критериальное оценивание; 4. определять педагогические условия проектировочной деятельности участников образовательного процесса; 5. определять ожидаемые результаты по таксономии Блума, Андерсона, критерии диагностики проектирования образовательных программ; 6. применять современные информационные и коммуникационные технологии в разработке образовательных программ; 7. владеть методологией проведения стратегического анализа программ; проектировать образовательные программы школы и вуза на основе преемственности; 8. оценивать и анализировать образовательные программы школы и вуза. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: - основы проектирования образоватеьных программ, новейшиие технологии проектирования образовательных программ и специфические особенности образовательных программ школы и вуза; - философско-психологический аспект проблемы проектирования образовательных программ; - основные тенденции развития образования и проектирование образовательных программ; - педагогический аспект проблемы проектирования предметных образовательных программ; - основные педагогические концепции по проектированию образовательных программ; - подходы в проектировании образовательных программ - дидактические концепции и приницпы построения образовательных программ - проблемы проектирования предметных образовательных программ в современной школе.

Теории и концепции сравнительного образования: отечественный и зарубежный опыт
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – cформировать способности анализа и сравнения образования, аналитические и системные компетенции сравнения систем образования мира и Казахстана на основе методологии современной сравнительной педагогики. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - определять и анализировать проблемы и тенденций развития теории и практики высшего образования за рубежом и сопоставлять с отечественным опытом; - объяснять процессы реформирования казахстанской системы образования, стратегические приоритеты, принципы и тенденции развития образования в условиях глобализации разных стран; - применять современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса с учетом опыта международных и зарубежных исследований; - сравнивать и оценивать индикаторы развития образования (в т.ч. изучая госпрограммы, статистику, выдвигать предложения); анализировать и интерпретировать стратегические и тактические документы; - проектировать механизм сравнения образования на основе знаний методологии сравнительного образования; - анализировать и предлагать модели развития образования в сравнительном аспекте, разрабатывать проекты стратегического плана и этапы индикативного реформирования образования; - проводить страновое исследование реформ образования, оценивать вопросы международной глобализации в системе образования. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие блоки: - теории и концепции сравнительного образования в зарубежной высшей школе; - сравнительно-педагогические исследования компаративистов Казахстана, научные школы Казахстана; - современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса с учетом опыта международных и зарубежных исследований; проблемы и тенденций развития теории и практики высшего образования за рубежом; - стратегии и принципы развития образования на основе теорий образовательной политики

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.