Докторантура
Философия

Философия

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ON1. интерпретировать и экстраполировать системное понимание современных тенденций, направлений и закономерностей развития, а также достижений мировой и отечественной философии в условиях глобализации и интернационализации;
ON2. делать научные обобщения и генерировать новые идеи на основе интерпретации и творческого использования в профессиональной деятельности углубленных знаний в области философии и методологии научного исследования;
ON3. осуществлять самостоятельные теоретические и/или прикладные научные исследования и разработки на высоком уровне, внося значительный вклад в создание новых идей, подходов и методов, быть компетентным в формулировании своих собственных научных заключений;
ON4. оценивать сложные проблемы в соответствующих отраслях науки и техники, прогнозировать результаты инновационной деятельности, направленной на осуществление широкомасштабных изменений в профессиональной и социальной сфере;
ON5. критически анализировать, оценивать, синтезировать новые и сложные идеи с использованием новейших методов философского исследования и преимуществ междисциплинарных стратегий исследования;
ON6. планировать, координировать и реализовывать процесс качественных и результативных научных исследований на основе владения технологиями экспериментальной научной деятельности и методами организации фундаментальных и прикладных социально-гуманитарных исследований;
ON7. создавать и интерпретировать новые знания путем проведения качественного оригинального научного исследования, которое соответствует требованиям экспертной оценки в данной области научных знаний (peer-review), вносит вклад в развитие научной отрасли и заслуживает опубликования в научных изданиях;
ON8. применять в профессиональной деятельности теоретические и методологические принципы, раскрывающие роль духовных связей в культуре и обществе и системного понимания духовной сопричастность человека и социального мира, философского дискурса в казахстанской духовности и культуре;
ON9. инициировать обсуждение актуальных проблем в своей области исследования с равными по статусу и широким научным сообществом и обществом;
ON10. осуществлять руководство научным коллективом, осуществлять межличностную и межкультурной коммуникацию, взаимодействовать в команде, быть инициативным и ответственным в профессиональной деятельности, использовать профессиональные знания для совершенствования образовательного процесса.
ON11. решать профессиональные задачи, демонстрировать навыки управленческой деятельности и организационного поведения в профессиональной сфере на основе понимания принципов системного анализа, уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
ON12. осуществлять управление проектами, способствующими созданию новых знаний и их практическому применению на основе инновационных технологий по актуальным направлениям соответствующей отрасли науки.

Паспорт программы

Название
Философия
Шифр
8D02202
Факультет
Философии и политологии

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование готовности и способности докторантов к реализации собственных исследовательских исследований и проектов, представлению их результатов в письменной форме в соответствии с нормами международного академического сообщества. Курс включает в себя вопросы формирования навыков постановки исследовательских проблем, выбора и обоснования методологического инструментария, поиска и отбора литературы, написания обзора литературы, развитие навыков критического чтения собственной и чужой работы, предоставления обратной связи, аргументированной дискуссии, подготовки научной статьи для публикации в рецензируемом издании и др.

Актуальные проблемы философской антропологии
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование у докторантов компетенции в вопросах генезиса и развития основных этапов человековедения, его рефлексии в понятиях антропосоциогенеза, жизнедеятельности, смерти, бессмертия и др. Дисциплина включает анализ новейших процессов в политической, экономической и духовной сферах общества, оказавших значительное влияние на ход развития современной философской антропологии.

Метаэтика
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью курса является изучение метаэтики как раздела этической теории, посвященного методологическим и логическим проблемам научного познания морали. Содержание курса направлено на изучение проблем метаэтики в контексте современной философии; определение логических, теоретических и методологических оснований исследования этики; анализ понятийного аппарата этики.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование знаний о философии и методологии научного исследования, планировании и ведения результативной научной деятельности. Курс призван способствовать освоению путей и методов ведения научных исследований. Последовательное использование методологии научного исследования способствует всестороннему повышению уровня научных изысканий будущего ученого-философа.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Comparative analysis of modern European and Kazakhstani digital theories and practices: convergence and divergence
  • Тип контроля - Аудит
  • Описание -

Городской социум: культур-философский анализ
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - анализ и философская оценке современных концепций города как культурно-исторического феномена. В задачи курса входит формирование системного видения города как формы социокультурного бытия человека, анализ проблемы города в истории философии, раскрытие процессов урбанизации в мире и в Казахстане, изучение основных теорий философии города в контексте современной постмодернисткой философии.

Духовность и интеллект в социально-философском анализе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - анализ духовности и ментальности в качестве основополагающего начала человека и его сущности, представление духовности в виде многогранного феномен с точки зрения социально-философского анализа. Курс направлен не выявление духовность в качестве основы человека, объясняющей его природу и бытие, социальность; установление определяющая роль духовности по отношению к развитию социума.

Духовность и научная рациональность в философии исламского Востока
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью курса является формирование систематизированного знания о рациональности в исламской философии, ее идеях и тенденциях. Это позволит произвести современное прочтение исламской философии, изучить ее теоретические истоки и мировоззренческие основания, основные положения; осмысление вклада в мировую философию и видение новых перспектив развития. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - вести дискуссии, слышать оппонентов, владеть содержательным материалом и уметь представлять его аудитории. Формировать культуру философского общения посредством анализа и обобщения разных точек зрения и теоретических позиций с использованием первоисточников и обращения к библиографической литературе. - формировать навыки ученого, способного быть лидером в интеллектуальной среде, увлекать своими идеями других, овладевать риторическими способностями и уметь работать в коллективе ученых. - применять полученные знания на практике, осуществлять аналитику философских текстов, информировать общественность о новых философских изысканиях и идеях, быть ответственным за свою работу, ее качество и организацию, быть дисциплинированным, адаптивным и мобильным. Дисциплина представляет собой теоретический курс, формирующий знание основных положений и идей исламской философии и умение включать их в контекст мировой философии, современных проблем мирового развития, диалога Востока и Запада. При изучении курса будет особое внимание уделено изучению первоисточников и содержанию текстов выдающихся представителей духовной и научной рациональности исламской философии, основные понятия и категории философии мыслителей, их современную интерпретацию.

Идея университета в философском дискурсе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - изучить сущность и природу феномена высшего образования, выявить его роль в формировании умственного, профессионального и нравственного облика человека. Задачами курса являются анализ университетского образования через призму истории философии, раскрытие модернистских и постмодернистских концепции в исследовании идеи университета.

Инновации и инновационная деятельность как социально-философский феномен
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - выявление системного, многоуровневого, глобального, привилегированного характера инновационных процессов, инновационной науки, инновационного образования. Курс посвящен комплексному социально-философскому анализу специфики инновационных процессов и инновационной деятельности, анализу особенностей философского представления об инновационных явлениях в науке и философии ХХ в., обобщению методов исследования инновационных процессов.

Исламская философия в фокусе современности: история, проблемы, преспективы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование у докторантов представления об исламской философии в современном мире. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - применять основные положения и идеи, содержащиеся в исламской философии, уметь включать их в контекст мировой философии, современных проблем мирового развития, диалога Востока и Запада. - использовать первоисточники и содержание текстов выдающихся представителей исламской философии, основные понятия и категории философии мыслителя, их современную интерпретацию. - самостоятельно работать и творчески подходить к выполнению самостоятельных заданий, планировать и организовывать научное исследование, его поисковую работу, создавать его библиографическую базу. Дисциплина представляет собой систематизированное знание об исламской философии, ее идеях и тенденциях, вкладе в мировую философию. Данный курс представляет собой современное прочтение исламской философии, ее теоретических истоков и мировоззренческого основания, основных положений; осмысление вклада в мировую философию и видение новых перспектив развития. При изучении курса будет обращено внимание на первоисточники и тексты представителей исламской философии, а также на диалог Востока и Запада.

Концепция постиндустриального общества
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Формирование у докторантов знания закономерностей становления и развития постиндустриального общества, свойств и особенностей данных процессов, знакомство с основами современных теорий постиндустриального общества; особенностями постиндустриального общества как этапа общественного развития; междисциплинарным анализом социально-экономических трансформаций, связанных с широкомасштабным использованием информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - овладеть терминологией, связанной с теоретическими и прикладными аспектами теории постиндустриального общества; - показать глубокие познания об особенностях постиндустриального общества в Казахстане; - применять усвоенный материал при рассмотрении концепций постиндустриального общества в современном мире; - осмысливать связь постиндустриального общества с другими общественными явлениями; - применять полученные знания в научно-исследовательской работе, при написании научных статей и аналитических материалов. Дисциплина представляет собой теоретический курс, который дает представление об основных положениях современных теорий постиндустриального общества; предпосылках и факторах формирования постиндустриального общества; основных закономерностях развития информационного общества; характерных черахт информационного общества, его связи с предшествующими типами обществ; возможностях информационно-коммуникационных технологий для личностного развития и профессиональной деятельности. Предполагается при изучении курса обратить внимание на анализ классификации постиндустриального общества.

Методы и принципы междисциплинарных исследований в социально-гуманитарном познании
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - анализ важнейших тенденций в современной философской методологии, связанных с использованием преимуществ междисциплинарного подхода. Курс посвящен формированию методологических знаний и навыков докторантов в вопросе организации и проведения проблемно-ориентированных научных исследований, а также научных изысканий на стыке предметных отраслей. Подробно анализируются место и роль философии в междисциплинарных исследованиях.

Наука и проблемы социального прогресса
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Формирование у докторантов представления о фундаментальных открытиях в общественных науках, а также о развитии прикладной науки и разработке проектов решения проблем и их реализации. Кроме того необходимо освоить методологические и методические аспекты исследования науки и социального прогресса. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - изучить современные проблемы общества и перспективы его развития с учетом анализа философских и научных концепций исторического процесса и социального прогресса. - глубоко владеть философией истории и социальной философией для постижения законов развития и изменения общества, обосновывать и объяснять прогресс или регресс человечества в целом и в отдельные периоды его истории. - реконструировать сущность социального прогресса, его критерии, противоречия в развитии человечества и различное толкование прогресса философскими и научными теориями. - упорядочивать знание духовного, творческого и интеллектального как приоритет антропологического и социального, и понимание интеллектуального и духовного как фактора социальной реальности и развития общества. Дисциплина представляет собой теоретический курс, формирующий теоретико-методологические основания исследования феномена «социального прогресса». В ходе изучения дисциплины будут рассмотрены современные проблемы общества и перспективы его развития с точки зрения философских и научных концепций исторического процесса и социального прогресса. Также обосновывать и объяснять прогресс или регресс человечества в целом и в отдельные периоды его истории, постигая законы развития и изменения общества. В процессе изучения дисциплины будет изучена сущность социального прогресса и его основные критерии.

Основы современного гуманизма
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Формирование у докторантов знания истории и значения гуманизма для человека, изучение сущности гуманизма наших дней, гуманистическое просвещение в вопросах современной общественной, культурной и личной жизни. Демонстрация гуманистического ядра современной социально-гуманитарной науки, философии и культуры. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - контролировать и инициировать формирование гражданских и личностных качеств специалиста, гражданина страны. - обладать личностными качествами и системными навыками, необходимыми для трудоустройства в областях, требующих проявления личной ответственности и значительной самостоятельной инициативы в сложных и непредсказуемых профессиональных ситуациях; - определять контекст проблемы, формулировать исследовательские цели и задачи, обосновывать методологию и методику проекта (с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов и др.). Дисциплина представляет собой теоретический курс, изучение которого способствует формированию гражданских и личностных качеств специалиста, гражданина страны., знакомит с широким спектром мировоззренческих ценностей, помогает в овладении навыками свободной рефлексии. А также развивает способности понимания и анализирования позитивных и негативных человеческих качеств. Предполагается при изучении курса обратить внимание на ярчайших представителей философии гуманизма. Особое внимание уделить предназначению человека

Проблемы и вызовы постсовременного общества
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - рассмотрение актуальных проблем философии постмодернизма и выявление возможных путей анализа современной духовной ситуации. Основной задачей курса является изучение проблем и тенденции развития постсовременной философии, которые неоднозначно оцениваются в научной и философской литературе конца ХХ – начала ХХI века. Рассматриваются социально-культурные и теоретические «условия постмодерна» в ХХ в.

Современная философия познания
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Формирование у докторантов представления о природе познания, основных проблем и понятий гносеологии. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - анализировать основной вопрос философии, сформулированный как вопрос об отношении мышления к бытию (что значит знать?) - систематизировать предпосылки познания, видеть границы познания, структуру и уровни познания. - формировать навыки ученого, способного быть лидером в интеллектуальной среде, увлекать своими идеями других, овладевать риторическими способностями и уметь работать в коллективе ученых. - применять полученные знания на практике, осуществлять аналитику философских текстов, информировать общественность о новых философских изысканиях и идеях, быть ответственным за свою работу, ее качество и организацию, быть дисциплинированным, адаптивным и мобильным. Дисциплина представляет собой теоретический курс, который наряду с классическими познавательными практиками - сенсуалистической локковской и «отражательной» марксистской, кантовским единством практического и теоретического разума, неокантианской «систематической», попперианским критическим рационализмом, изучает также аналитическую философию - наиболее значимую сегодня, герменевтическую и феноменологическую когнитивные практики. В ходе изучения дисциплины будут рассмотрены такие такие феномены и «сферы», как очевидность, интенциональность, смыслы, истолкования и интерпретации, темпоральность, течение и формы жизни, жизненный мир, повседневность и другие. Весьма значим также опыт гуманитарных и социальных наук, по существу не учитываемый традиционной теорией познания, - опыт философов, мыслящих в понятиях социологии знания, социальных отношений и структур, в материале филологии и истории культуры, рождающих в «обновленной проблематизации» новую парадигму гуманитарии и философии познания.

Современная философия сознания
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – сформировать представление о системе подходов и методов в современной философии сознания в контексте когнитивной, социальной и культурной интерпретации. Курс посвящен одной из актуальных проблем философии, получившей современное развитие в связи с кардинальной трансформацией господствующей научной парадигмы осмысления феномена сознания, в том числе в рамках философских оценок и теории.

Социально-гуманитарный дискурс в современной философии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование представлений о содержании социально-культурной проблематики в философии и общественной жизни Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья. Освоение методологических и методических аспектов исследования. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - обосновывать содержание социально-культурной проблематики в современной философии с учетом новейших открытий и теоретических достижений отечественной и зарубежной философской науки. - применять современные методы исследования социально-гуманитарной тематики в контексте глобальных социокультурных трансформаций. - интерпритировать процессы генезиса и формирования человека как индивидуальности и личности в условиях общественного развития в XXI веке. - овладеть способностью реконструкции конкретного понятия человека на основе освоенных в ходе изучения дисциплины современных вызовов, дискурсов и трендов социального развития. - применять методологический потенциал философии социально-гуманитарного познания. Дисциплина представляет собой теоретический курс по изучинию содержания социально-культурной проблематики в современной философии с учетом новейших открытий и теоретических достижений отечественной и зарубежной философской науки, а также процессов генезиса и формирования человека как индивидуальности и личности в условиях общественного развития в XXI веке. При изучении дисциплины особое внимание будетуделено освоению современных методов исследования социально-гуманитарной тематики в контексте глобальных социокультурных трансформаций.

Социально-философские аспекты человеческого капитала
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать навыки философского анализа человеческого капитала как фактора экономического и политического развития современного общества. В рамках курса рассматриваются философские и социокультурные аспекты человеческого капитала в условиях глобализации и формирования общества знания; анализируется феномен человеческого капитала как совокупности знаний необходимых для развития человека и общества в целом.

Социально-философские основания феномена идентичности
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - анализ феномена идентичности как важнейшего культурного фактора социального развития. Курс предполагает анализ феномена идентичности как важнейшего культурного фактора социального развития, основными задачами курса является изучение проблем идентичности в современной философии, оценка воздействию глобализации на развитие и сохранение идентичности, актуализацию культурного наследия и выхода из глобального кризиса современности.

Феномен толерантности в современной философской мысли
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - изучение важнейшего социального феномена – толерантность, определяющий специфику и критерии социальных отношений, межличностной коммуникации, ценностного регулирования, содержание образовательных процессов культурных взаимодействий, политических изменений, общественных трансформаций. Содержание курса: введение в историю, теорию и практику толерантности; определение теоретических и методологических оснований исследования феномена толерантности; представление толерантности как междисциплинарного объекта.

Философия глобальных проблем и глобальных исследований
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - изучение актуальных проблем социальной и культурной сфер, возникших в связи с повсеместной глобализацией и необходимостью решения кризисных проблем, затрагивающих вопросы идентичности, безопасности социума, трансформации культур, духовного выживания и преобразования и т.д. Основной задачей дисциплины является анализ проблем глобального вызова в аспекте перспектив развития Республики Казахстан.

Философия гуманизма
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Формирование представлений об истории и великой миссии гуманизма, изучение сущности гуманизма наших дней, гуманистическое просвещение в вопросах современной общественной, культурной и личной жизни. Демонстрация гуманистического ядра современной социально-гуманитарной науки, философии и культуры. В результате изучения дисциплины докторант будет способен: - формулировать приоритеты формирования гражданских и личностных качеств специалиста, гражданина страны. - реконструировать широкий спектр мировоззренческих ценностей. - демонстрировать навыки свободной рефлексии. - понимать и анализировать позитивные и негативные человеческие качества, строить собственное мировоззрение. Дисциплина представляет собой специализированный теоретический курс, способствующий формированию гражданских и личностных качеств специалиста, гражданина страны, знакомящий с широким спектром мировоззренческих ценностей. Предполагается при изучении курса обратить внимание на ярчайших представителей философии гуманизма. Особое внимание уделить предназначению человека

Этика аль-Фараби и современность
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование знания и понимания методологических основ исламской философии и важнейших постулатов философии аль-Фараби, оказавших влияние на формирование отечественной и мировой философии. В задачи курса входит углубленное изучение этики аль-Фараби, рассмотрение его роли в развитии казахской и тюркской философии.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.