Докторантура
Музейное дело и охрана памятников

Музейное дело и охрана памятников

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

По завершении данной образовательной программы ожидается, что докторанты будут способны:
1.Разрабатывать технологическую методологию музееведения обеспечивающую обработку в процессе музейного документирования и музейной коммуникации, ориентированную на практическую деятельность в музее; осуществлять исследование концептуальных моделей функций музея через понятия: научно-исследовательское и образовательное учреждение, коммуникативная система, культурная форма.
2.Вырабатывать приоритеты и принципы музейной политики для создания концепции развития музейных учреждений и отдельных направлений музейной деятельности на основе коммуникационного подхода и новые тенденции в деле музейного экспонирования;
3. Организовывать и планировать направления научной работы исходя из задач, целей, профиля музейного учреждения;
Применять научные критерии и принципы в исследовательской деятельности, презентовать научные изыскания на различных конференциях, реализовывать программы междисциплинарных исследований в контексте сохранения, изучения и популяризации историко-культурного наследия.
4. Разрабатывать формы и методы культурно-образовательной деятельности, научную концепцию комплектования, критерии отбора материалов в фондовое собрание с целью документирования естественно-исторического (природного), исторического процессов в регионе;
владеть методологией теоретических и экспериментальных исследований в сфере музееведения, музейного дела и культуры.
применять теоретические основы и методы музеологического и памятниковедческого исследования при подготовке профилирующих кадров.
5. Создавать научную концепцию фондовой работы, дающей системное представление о деятельности музея по учету, хранению, научной обработке, консервации и реставрации музейных фондов.
6. Составлять аргументированные экспертные заключения (интерпретации) по аутентичности, атрибуции, идентификации, уникальности культурных ценностей.
7. Создавать маркетинговые модели музеев, используя сложившийся опыт работы с посетителями, позволяющими достаточно достоверно определить интересы и потребности потенциальной аудитории и обосновать пути их удовлетворения.
8. Разрабатывать концепция музейного менеджмента на основе стратегии макро- и мирросегиментации.
Разрабатывать перспективные планы развития, систему фандрейзинга музейных и культурных учреждений, оценивать финансовые ресурсы и применять PR технологии
9. Разрабатывать концепции цифролизации музейных предметов, историко-культурных памятников и способы их презентации на виртуальных площадках: мобильных приложениях, 3D сервисах для показа моделей и виртуальном пространстве музея. применять цифровой маркетинг в музейных и культурных учреждениях
10. анализировать специфику сохранения и освоения культурного и природного наследия в исторически конкретные периоды, в том числе и в современной ситуации; презентовать проекты по проблемам сохранения историко-культурного и природного наследия.
11. Проводить занятия по специальным дисциплинам музееведения на основе студентцентрированного подхода и используя цифровые технологии и интерактивные методы; разрабатывать учебные курсы, дисциплины (модули) в преподавательской деятельности, проведить отдельные виды учебных занятий по программам высшего образования и дополнительным программам переподготовки используя цифровые технологии и интерактивные методы.
12. организовывать сотрудничество и совместную деятельность, взаимодействовать и работать в команде; формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Паспорт программы

Название
Музейное дело и охрана памятников
Шифр
8D02207
Факультет
Истории

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель - сформировать навыки написания научных текстов, структурированного изложения собственных идей. Будут рассмотрены основные методологические подходы написания научной работы; показаны: аргументация идеи в письменном виде; использование приемов структурирования академических работ; оформление ссылок, библиографии, в том числе на иностранном языке; инструменты публикации научных статей в журналах с показателями Q1-Q4, и изданиях с высоким импакт-фактором или JCR-цитируемостью.

Естественнонаучные методы в изучении древних памятников
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью курса является формирование представления и применения естественнонаучных методов исследований при изучении древних памятников. При изучении дисциплины ожидаются следующие результаты обучения: - предоставление базовой информации по основным направлениям естественных наук, имеющим прямое отношение к музеологии; - характеристика возможностей и ограничений аналитических методов, применяющихся в музеологии; - знакомство с правилами отбора образцов на различные виды естественнонаучных анализов; - иллюстрация естественнонаучных методов исследований на конкретных примерах. Дисциплина является важным элементом базовой части подготовки специалистов в области музейного дела и охраны памятников. Изучение дисциплины базируется на информации по естественнонаучным методам, имеющим отношение к музеологии; выполняет методическую функцию как эффективное средство осуществления научных исследований во всех областях музееведения и охраны памятников.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины является формирование навыков использования методологии исторической и других смежных наук, на основе применения цифровых технологий. Будут рассмотрены: научные инструменты применения общенаучных методов, методологии, гуманитарных, социальных наук в исследовании. Дисциплина базируется на сумме знаний, полученных в ходе изучения гуманитарных наук, осуществляет методологическую и методическую функции по отношению ко всем дисциплинам образовательной программы как эффективное средство для проведения научных исследований во всех областях истории, этнологии и других смежных науках.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Проблемы музеефикации и сохранения памятников нематериальной культуры
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины является формирование у докторантов представление о принципах, методах и особенностях музеефикации, сохранения и использования объектов нематериального культурного наследия. В ходе изучения дисциплины учащиеся познакомятся с деятельностью ЮНЕСКО в сфере сохранения нематериального культурного наследия, особенностями и механизмами сохранения традиционной культуры; научными основами музеефикации нематериального наследия; принципами его классификации, а также методами актуализации

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Источниковедение и историография истории музейного дела
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью преподавания дисциплины является формирование устойчивых знаний об источниковедении и историографии исторической музеологии, как интегрирующей дисциплине в системе музеологического знания, изучающей исторические источники, историю, теорию и методы извлечения заложенной в них информации, а также принципов и методов историографического познания истории музейного дела. В результате освоения дисциплины докторант должен будет: - описывать историю возникновения музеологии; историю научных исследований в области музеологии; - определять объектную и предметную область дисциплины; - применять основные методологические подходы в изучении музейных источников; - анализировать источник исторической информации (время, условия создания, цели создания источника, авторство); - критиковать различные точки зрения авторов научных публикаций. Данная дисциплина включает изучение процесса накопления источников и их использования в исторической музеологии, изучение основных этапов в развитии исторического знания, систематизированный анализ важнейших методологических концепций, знакомство с основными школами и направлениями в музеологии и исторической науке и характеристику трудов их крупнейших представителей. Знакомство с историографией позволит обучающемуся ориентироваться в том объеме исторического знания, который накоплен в музеологии к настоящему времени, знать основные тенденции истории, развития и опыта изучения и пропаганды музеев и музейных коллекций.

Теоретические проблемы гуманитарного знания: междисциплинарные исследования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины является формирование представления о междисциплинарном характере музеологии и памятниковедения, а также стоящих перед ними теоретических проблем. В результате освоения дисциплины докторант должен будет: - описывать роль междисциплинарных исследований в решении основных задач современной музеологии; - интерпретировать особенности музеологии, как сферы междисциплинарного научного знания; - анализировать теоретические вопросы, возникающие в ходе реализации междисциплинарных научных исследований; - сопоставлять теоретические проблемы гуманитарного знания; - оценивать современные проблемы, стоящие перед гуманитарной областью познания.

Теория и история культуры
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью изучения дисциплины является формирование у докторантов представления об основных особенностях культурологи как науки, ее истории и теоретических аспектах. В результате освоения дисциплины докторант должен будет: - интерпретировать процессы функционирования духовной культуры в обществе, тенденций социокультурного развития различных социальных групп общества и институтов культуры; - обсуждать системы ценностей различных культур, процесс формирования культурного наследия, традиций, норм; - анализировать этапы и особенности развития мировой и отечественной культуры; - применять образцы схем действия, ориентиры общечеловеческого и мировоззренческого характера, сформулированные в культурологическом знании, в соответствии с определенной картиной мира; - аналитически оценивать аксиологическую модель культуры, ориентироваться в динамике и иерархии ценностей. Курс даст обучающимся новое представление о мировой культуре, что окажет влияние на формирование нового уровня сознания. Дисциплина нацелена на широкую подготовку специалистов для инновационной деятельности в различных сферах материального и духовного производства путем формирования у них новых знаний, умений и опыта не только в своей профессиональной области, но также и в междисциплинарных областях – исторической, языковой, психологической, правовой, культурологической и других.

Управление объектами культурного и природного наследия
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины является формирование у обучающихся навыков менеджмента объектов историко-культурного и природного наследия. В результате освоения дисциплины обучающися должен будет: - продемонстрировать умение управлять культурными учреждениями различного типа; - организовывать рекламные и PR-кампании объектов культурного и природного наследия; - классифицировать историко-культурные и природные объекты; - работать во всех типах музейных и памятникоохранных учреждений; - оценивать эффективность деятельности культурных учреждений. В рамках данной дисциплины будут рассмотрены методы менеджмента памятников историко-культурного и природного наследия, особенности их управленческой структуры, способы сделать их работу более эффективной. Докторанты приобретут практические навыки в маркетинге культурных организаций и их популяризации среди широкой общественности.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.