Докторантура
Русская филология

Русская филология

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

РО1 Проводить научные исследования и разработки в области русской филологии, основываясь на традиционных и новых научных концепциях, учитывая полипарадигмальность современного языкознания и литературоведения.
РО2 Генерировать новые и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области русского языкознания и литературоведения на основе самостоятельного оригинального подхода, на основе научно-исследовательского проектирования.
РО3 Синтезировать и трансформировать филологические и междисциплинарные знания в процессе решения научно-исследовательских задач.
РО4 Самостоятельно планировать и реализовывать комплексный процесс научных исследований в области русской филологии в рамках современных научных парадигм и исследовательских технологий, обеспечивающих оригинальный результат. Оценивать обоснованность методик, применяемых в научных исследованиях русского языка и литературы.
РО5 Решать на профессиональном уровне нестандартные исследовательские задачи различных уровней сложности с использованием концептуального и методологического аппарата филологии и смежных гуманитарных наук, делать обоснованные выводы в условиях отсутствия полных данных.
РО6 Планировать и методически обеспечивать проведение всех форм учебных занятий по дисциплинам филологического цикла в учебных заведениях РК.
РО7 Создавать научный труд в области русской филологии с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов Национального корпуса русского языка, лексикографических источников и давать ему оценку, определять значимость продукта своей научной деятельности. Участвовать в составлении планов и программ исследований и разработок, практических рекомендаций по исполнению их результатов. Составлять отчеты (разделы отчета) по теме или разделу диссертационного исследования или научного проекта.
РО8 Презентовать результаты учебной, научно-исследовательской и проектной деятельности в виде научных отчетов, рефератов, тезисов статей, филологических комментариев, докторских диссертаций, учебно-исследовательских и научных проектов и т.д. как специалистам, так и в аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной подготовки. Осуществлять научные публикации в рамках международных баз данных Thomson-Reuters и Scopus, научных журналов.

Паспорт программы

Название
Русская филология
Шифр
8D02308
Факультет
Филологический

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, способность писать и редактировать тексты в соответствии с нормами академической коммуникации. Учебный курс формирует способность создавать научные тексты разных жанров: диссертация, аннотации, научные статьи, аргументационное (аналитическое) эссе, обоснование исследования и рецензия, филологические комментарии и др. Дисциплина направлена на изучение структурно-композиционных, стилистических особенностей научных текстов.

Методология подготовки научной статьи
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность подготовить к публикации результаты научного исследования, овладеть техникой создания законченного и логически цельного произведения в рамках конкретной научной парадигмы. Учебный курс формирует основу понимания методологического замысла исследования, организации деятельности в систематизации и освещении вопросов, связанных с темой исследования. Дисциплина направлена на изучение этапов и норм публикационного процесса. В ходе изучения курса сформировать у обучающихся способности: 1 Описывать содержание современных теорий, проблем и подходов, новых тенденций в исследовании русского языка и литературы в контексте филологического и гуманитарного знания. 2 Систематизировать и интерпретировать научные теории и концепции новейших направлений современной филологии. 3 Синтезировать и трансформировать филологические и междисциплинарные знания в процессе написания научной статьи. 4 Планировать и реализовывать процесс создания научной статьи по актуальным вопросам русской филологии. 5 Формулировать цели и задачи научного исследования, находить их решение и отражать в научной публикации 6 Собирать, обрабатывать, анализировать фактический материал, обобщать филологическую и научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений. В процессе создания научной статьи. 7 Создавать оригинальный научный труд в области русской филологии — научную статью. 8 Осуществлять научные публикации в рамках международных баз данных Thomson-Reuters и Scopus, научных жкрналов, рекомендованных ККСОН. При изучении дисциплины обучающиеся будут изучать следующие аспекты: техника создания научной статьи. Методологический замысел исследования. Выбор темы исследования. Организации деятельности по систематизации фактического материала. Научная гипотеза. Структура-композиционное членение текста статьи. Этапы публикационного процесса. Нормы публикационного процесса. Этические нормы. Технические требования к оформлению статьи. Подбор научного журнала. Работа с базами данных по подбору научного журнала.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать основные типы методов филологического исследования. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу проведения исследований в соответствии с их видами. Дисциплина направлена на изучение: специфики методов научного филологического исследования, их правильного подбора применительно к задачам и этапам работы.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Научные доминанты русской филологии второй половины XX века – начала XXI века
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать системное видение доминирующих теорий в русской филологии ХХ – ХХI веков; критически оценивать их полипарадигмальную сущность, чтобы выбрать оптимальные научно-методические основы диссертационного исследования, чтобы решать актуальные проблемы филологии, реализовывать междисциплинарные проекты. Учебный курс формирует научно-методологическую основу диссертационного исследования. Дисциплина направлена на изучение теорий и концепций современного полипарадигмального русского языкознания и литературоведения. В ходе изучения курса сформировать у обучающихся способности: 1 Выделять и объяснять суть традиционных и новых доминантных научных концепций. 2 Обобщать результаты познания и использовать их как средство получения нового знания. 3 Выбирать адекватные методологические подходы исследования в области русской филологии, осуществлять их критический анализ. 4 Решать на профессиональном уровне нестандартные исследовательские задачи различных уровней сложности с использованием концептуального и методологического аппарата филологии. 5 Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс. 6 Создавать оригинальный научный труд в области русской филологии. 7 Презентовать результаты учебной, научно-исследовательской деятельности научному сообществу. 8 Быть готовым к корректному, толерантному и продуктивному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения актуальных проблем русской филологии. При изучении дисциплины обучающиеся будут изучать следующие аспекты: лингвоцентрический и антропоцентрический подходы к языку. Картина мира как общенаучная категория/ Внешняя и внутренняя лингвистика/ Доминантные направления современного полипарадигмального филологического знания: когнитивная лингвистика, гендерная лингвистика и гендерное литературоведение, юрислингвистика, коммуникативная лингвистика, прагмалингвистика, лингвистическая имиджелогия, политическая лингвистика, интернет-лингвистика. Неомифологическое сознание в русской прозе и поэзии конца Х1Х-начала ХХ веков. Сравнительное изучение литератур в свете концепции диалогичности искусства. Семиотика как сфера научных исследований литературоведения.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Междисциплинарные исследования в литературоведении
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать у докторантов способность проводить изучение художественного творчества в свете междисциплинарных исследований. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - демонстрировать системное понимание основных теорий и концепций, методологического аппарата современного литературоведения, его фундаментальных и прикладных проблем; - трактовать основные принципы и подходы социогуманитаных наук к исследованию явлений культуры и литературы; - применять междисциплинарный подход к изучению художественного творчества с учетом достижений современных социогуманитарных и естественных наук; - критически анализировать, оценивать и синтезировать новые идеи относительно методики исследования творчества писателей, влияния научно-технического прогресса на технику анализа произведений литературы; - выдвигать гипотезы, аргументированно и последовательно представлять собственную точку зрения относительно интеграции наук, развития филологии в условиях глобализации, внедрения цифровых технологий на научных дискуссиях, конференциях. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: Тенденции развития современного литературоведения. Проблема интеграции литературоведения с другими науками. Принципы и особенности применения подходов естественных и социогуманитaрных наук к исследованию художественного творчества. Комплексный и междисциплинарный подходы.

Междисциплинарные исследования в языкознании
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать системный взгляд на решение междисциплинарных вопросов современного языкознания, чтобы выстраивать новое знание в процессе выполнения диссертационного исследования. Учебный курс формирует научно-методологическую основу диссертационного исследования. Дисциплина направлена на изучение ведущих трендов, теорий и концепций междисциплинарных исследований в языкознании. В ходе изучения курса сформировать у обучающихся способности: 1 Демонстрировать фундаментальные, системные знания в области русского языкознания в рамках современных междисциплинарных исследований. 2 Планировать и реализовывать комплексный процесс научных исследований в области русского языкознания 3 Формулировать цели и задачи научного исследования и находить их решение. 4 Осуществлять научные эксперименты и правильно анализировать их результаты. 5 Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс с целью решения научных задач. 6 Создавать оригинальный научный труд в области русского языкознания. 7 Презентовать результаты научно-исследовательской деятельности специалистам. 8 Соотносить собственные научные интересы с общественными интересами, этическими ценностями, потребностями производства и общества. При изучении дисциплины обучающиеся будут изучать следующие аспекты: междисциплинарность современной филологической науки. Социолингвистическое направление в современном зарубежном и русском языкознании. Психолингвистическое направление в изучении языка в современном зарубежном и русском языкознании. Проблемы функциональной грамматики в общем и русском языкознании. Проблемы концептуализациии в современном русском языкознании. Лингвистическая прагматика.

Научно-исследовательское проектирование в литературоведении
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность определять, формулировать и разрабатывать актуальные литературоведческие проблемы и описывать принципы организации научного исследования в контексте достижений современной гуманитарной науки. Учебный курс формирует навыки анализа и интерпретации исследуемой проблемы в контексте междисциплинарных и трансдисциплинарных перспектив литературоведения. Дисциплина направлена на изучение современных технологий проектирования собственной научно-исследовательской деятельности в области литературоведения. В результате изучения дисциплины студент будет способен: 1. выбирать оптимальные научные методы и концепции для решения профессиональных задач, 2. владеть современными технологиями проектирования собственной научно-исследовательской деятельности; 3. использовать интегративные перспективы современной филологии как основу для генерирования новых идей при исследовании научной темы исследовательского проекта; 4. выдвигать научные гипотезы в сфере профессиональной деятельности и последовательно развивать аргументацию в их защиту; 5. ранжировать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; 6. логически последовательно представлять полученные результаты в научной презентации и в процессе профессиональной дискуссии; 7. проводить междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимать их значение для будущей педагогической деятельности; 8. владеть частно-теоретическими методами и технологиями анализа результатов научно-исследовательского проекта в устной и письменной форме; 9. аргументированно излагать собственную научную позицию при работе в групповых исследовательских коллективах. Назначение дисциплины. При изучении курса будут рассмотрены следующие аспекты: -научные достижения современного литературоведения -интегративные междисциплинарные и трансдисциплинарные перспективы современного литературоведения - инновационные процессы в науке и научных исследованиях -методология научного исследования. Классификация методов научного исследования - проектирование научного исследования - реализация программы научного исследования - рефлексивная фаза научного исследования - презентация программы научного исследования. Научная рефлексия

Научно-исследовательское проектирование в языкознании
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к проектной деятельности, обучить технологии научно-исследовательского проектирования, чтобы получить новое знание, решить прикладные задачи языкознания. Учебный курс формирует основу понимания методологии лингвистического исследования. Дисциплина направлена на изучение технологий сбора, обработки, анализа и обобщения лингвистической и научно-технической информации, этапов и фаз процесса проектирования в языкознании. В ходе изучения курса сформировать у обучающихся способности: 1 Критически оценивать результаты научных исследований в новых междисциплинарных областях филологического знания. 2 Генерировать новые и сложные цели, предлагать новые гипотезы и решения научных проблем в области русского языкознания на основе самостоятельного оригинального подхода, используя технологии научно-исследовательского проектирования. 3 Синтезировать и трансформировать филологические и междисциплинарные знания в процессе научно-исследовательского проектирования. 4 Формулировать цели и задачи научного исследования и находить их решение. 5 Осуществлять научные эксперименты и правильно анализировать их результаты. 6 Создавать оригинальный научный труд в области русского языкознания. 7 Презентовать результаты научно-исследовательского проекта научной общественности. 8 Выбирать приоритеты проектной деятельности, соотнося собственные научные интересы с потребностями производства и общества. При изучении дисциплины обучающиеся будут изучать следующие аспекты: технологии научно-исследовательского проектирования в языкознании. Этапы научно-исследовательского проектирования в языкознании. Фазы научно-исследовательского проектирования в языкознании. Требования к презентации научно-исследовательского проекта. Курс завершается презентацией научно-исследовательского проекта, самостоятельно разработанного докторантом.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.