Докторантура
Лингвистика

Лингвистика

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ON1 Проводить фундаментальные исследования с использованием современных методов различных направлений лингвистики (кросс-культурной коммуникации, антропологической лингвистики, когнитивной лингвистики, корпусной лингвистики, компьютерной лингвистики, дискурсивной лингвистики, гендерной лингвистики и др.), аргументированно представлять научные результаты с использованием новых технологий.
ON2 Разрабатывать новые лингвистические парадигмы и применять их в анализе языковых единиц генетически и типологически близких и отличных друг от друга языков, проводить самостоятельные исследования проблем по современным направлениям лингвистики, обеспечивающих оригинальность, новизну и достоверность результатов.
ON3 Разрабатывать учебные программы, авторские курсы, учебники, учебно-методические пособия, методические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной работе обучающихся, развивающих различный оценочный инструментарий.
ON4 Проводить лекционные и практические занятия по теоретическим и специализированным дисциплинам с учетом современных направлений лингвистики с использованием цифровых технологий и инновационных методов обучения с целью развития у обучающихся креативности, критического мышления и познавательной активности.
ON5 Оценивать проблемы контактирования языков, прогнозировать результаты кросс-культурной коммуникации, типологии языков в профессиональной и социальной сферах в форме научного заключения и рекомендаций.
ON6 Проводить лингвистические эксперименты, анализировать и интерпретировать их результаты, аргументированно и точно формулировать теоретические положения исследования и давать соответствующие рекомендации по развитию социума.
ON7 Разрабатывать лингвистические основы государственной и ведомственной документации, анализировать различные тексты, проектировать и создавать лексикографическую продукцию для различных слоев населения, разрабатывать лингвистическую составляющую мобильных приложений, корпуса языка с использованием цифровых технологий.
ON8 Разрабатывать концепции языковой политики, алгоритмы стратегий и тактик ее внедрения в различные социальные сферы, оценивать языковую ситуацию различных регионов, экспертировать и создавать программные документы, составлять аналитические отчеты.
ON9 Составлять аналитику лингвистического ландшафта в региональном и мировом контексте, разрабатывать лингвокультурологическую и этнолингвистическую продукцию в условиях глобализации, интеграции и межкультурного взаимодействия, разрабатывать национальные и международные проекты и внедрять их результаты с целью развития экономики.
ON10 Осуществлять лингвистические экспертизы, рецензировать, редактировать различного вида и жанра тексты в бизнес-коммуникации, редакторской, рекламной, публицистической деятельности с применением информационных и инновационных технологий, правильно анализировать и интерпретировать их результаты с целью развития лингвистического знания и современной науки.
ON11 Создавать лингвистические программные продукты по инклюзивному образованию с использованием методов инклюзивного обучения и информационных технологий. Быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе и сотрудничеству для решения проблем инклюзивного обучения на основе методолого-лингвистических знаний в различных институциональных и ведомственных организациях государственного и частного сектора.
ON12 Презентовать результаты учебной и научно-исследовательской деятельности в виде научных отчетов, рефератов, тезисов статей, филологических комментариев, докторских диссертаций, учебно-исследовательских и научных проектов и т.д. как специалистам, так и в аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной подготовки.

Паспорт программы

Название
Лингвистика
Шифр
8D02303
Факультет
Филологический

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, способность писать и редактировать тексты в соответствии с нормами академической коммуникации. Учебный курс формирует способность создавать научные тексты разных жанров: диссертация, аннотации, научные статьи, аргументационное (аналитическое) эссе, обоснование исследования и рецензия, филологические комментарии и др. Дисциплина направлена на изучение структурно-композиционных, стилистических особенностей научных текстов.

Лингвистическая философия
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать системное представление о философии языка как особой форме познания мира в контексте будущей профессиональной деятельности. Дисциплина направлена на изучение основных исторических этапов развития философии языка, особенностей философских проблем и философско-методологической базы языкознания, основных концепций аналитической философии, герменевтики, структурализма, психоанализа, деконструкции, метаязыка и терминологического аппарата дисциплины.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать основные типы методов филологического исследования. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу проведения исследований в соответствии с их видами. Дисциплина направлена на изучение: специфики методов научного филологического исследования, их правильного подбора применительно к задачам и этапам работы.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Научно-исследовательское проектирование в сфере лингвистики
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность определять, формулировать и разрабатывать актуальные лингвистические проблемы и их решение в виде проектов. описывать. Дисциплина направлена на изучение принципов организации научного исследования в контексте достижений современной гуманитарной науки, современных технологий проектирования собственной научно-исследовательской деятельности, интерпретации исследуемой проблемы в контексте междисциплинарных и трансдисциплинарных перспектив лингвистики.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Историография лингвистики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность методологического понимания лингвистических персоналий в истории развития языкознания. Дисциплина направлена на изучение: первоисточников отдельных персоналий, значимых для развития лингвистической мысли концепций, основных положений для разработки принципов историографии лингвистики, разрешения сложных проблем становления лингвистики.

Научные доминанты антропоцентрической парадигмы лингвистики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать системное, критическое видение доминирующих теорий антропоцентрической парадигмы лингвистики ХХ-ХХI в.в. Учебный курс формирует научно-методологическую основу диссертационного исследования. Дисциплина направлена на изучение теорий и концепций современных парадигм языкознания, оценки их полипарадигмальной сущности, оптимальных научно-методических основ исследований, актуальных проблем лингвистики в целях реализации междисциплинарных проектов.

Общая лингвистика: структура и семантика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность критически оценивать, анализировать принципы структурно-системной организации, проблемы семантики языка. Дисциплина направлена на изучение: онтологии языкознания, системно-структурную организации языка, проблем семантики языка, языковых универсалий, природы и функций языка, знаковой природы языка, асимметрии языковых знаков, внешней и внутренней лингвистики, проблеме тождества и отдельности слова.

Психо- и нейролингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способности решать проблемы передачи информации в связи с психическими процессами. Дисциплина направлена на изучение: метаязыка, методов психо-/ нейролингвистического анализа, психических феноменов языковой личности, языкового сознания, психических процессов порождения/ восприятия речевых высказываний, речевую деятельность, мозговая организацию речевой деятельности, усвоения языка как психолингвистической проблемы.

Теория дискурса: методы дискурсивного анализа и контент-анализ
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность критически исследовать дискурс. Дисциплина направлена на изучение: концептуальных предпосылок, методологического статуса, принципов, категориально-понятийного аппарата теории дискурса, методов, контент-анализа и единиц анализа теории дискурса, лексических и грамматических средств реализации дискурса, эксплицитных/имплицитных характеристик языка субъекта в дискурсе, критериев определения дискурса и типологии дискурса.

Язык, сознание, национальный менталитет
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность оценивать результаты выражения сознания в языке, влияния ментали-тета на поведение людей. Дисциплина направлена на изучение метаязыка, теорий, объектом которых являются язык, мышление, особенностей взаимного влияния менталитета/ языка, языковой установки как одной из составляющих структуры менталитета, языка как отражения национального характера, языкового менталитета как способе мышления.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.