Докторантура
Лингвистика

Лингвистика

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. Глубокие знания в области лингвистики: теоретические и практические аспекты языка, фонетика, морфология, синтаксис, семантика, прагматика, исследования в области прикладной лингвистики и др.
2. Исследовательские навыки: Способность разрабатывать и проводить исследования в области лингвистики, включая анализ данных, интерпретацию результатов и написание научных статей и диссертаций.
3. Преподавательские навыки: Умение эффективно преподавать лингвистические предметы на разных уровнях обучения, адаптировать материалы и методики обучения к различным потребностям студентов.
4. Управленческие навыки: Возможность организовывать образовательные программы, разрабатывать учебные планы, координировать работу преподавателей и студентов, оценивать образовательные результаты и т.д.
5. Коммуникативные навыки: Способность эффективно общаться с коллегами, студентами, руководством и другими заинтересованными сторонами, включая публичные выступления, презентации, написание научных статей и т.д.
6. Межкультурные компетенции: Понимание и уважение различий в языке и культуре, способность работать с многоязычными и межкультурными группами, адаптировать учебные материалы и методики к различным культурным контекстам.
7. Повышение квалификации и саморазвитие: Готовность к постоянному обучению, изучению новых тенденций и методов в области лингвистики, участию в профессиональных конференциях, семинарах и т.д.
Эти компетенции помогают доктору образовательной программы в лингвистике успешно выполнять свои обязанности в учебной и исследовательской сферах, а также взаимодействовать с различными заинтересованными сторонами.

Паспорт программы

Название
Лингвистика
Шифр
8D02303
Факультет
Филологический

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать компетенции в области письменной научной коммуникации, способность писать и редактировать тексты в соответствии с нормами академической коммуникации; создавать научные тексты разных жанров: диссертация, аннотации, научные статьи, аргументационное (аналитическое) эссе, обоснование исследования и рецензия, филологические комментарии и др. Дисциплина направлена на изучение структурно-композиционных, стилистических особенностей научных текстов разных жанров.

Лингвистическая философия
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать системное представление о философии языка как особой форме познания мира в контексте будущей профессиональной деятельности. Дисциплина направлена на изучение основных исторических этапов развития философии языка, особенностей философских проблем и философско-методологической базы языкознания, основных концепций аналитической философии, герменевтики, структурализма, психоанализа, деконструкции, метаязыка и терминологического аппарата дисциплины.

Методология и методика лингвистических исследований
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать углубленную общелингвистическую подготовку и способность критически анализировать и применять современные методы исследования языка. Дисциплина направлена на изучение методологии как науки, общей философской методологии в лингвистике, общенаучным методам исследования, научных парадигм современной лингвистики, общей лингвистической методологии и лингвистических методов исследования, репрезентативности методов и валидности результатов исследования.

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и оценивать основные типы методов филологического исследования, теоретико-методологическую основу проведения исследований в соответствии с их видами. Дисциплина направлена на изучение: специфики методов научного филологического исследования, их правильного подбора применительно к задачам и этапам работы.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Научно-исследовательское проектирование в сфере лингвистики
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность определять, формулировать и разрабатывать актуальные лингвистические проблемы и их решение в виде проектов. описывать. Дисциплина направлена на изучение принципов организации научного исследования в контексте достижений современной гуманитарной науки, современных технологий проектирования собственной научно-исследовательской деятельности, интерпретации исследуемой проблемы в контексте междисциплинарных и трансдисциплинарных перспектив лингвистики.

Приведены данные за 2022-2025 гг.

дисциплины

Историография лингвистики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность методологического понимания лингвистических персоналий в истории развития языкознания. Дисциплина направлена на изучение: первоисточников отдельных персоналий, значимых для развития лингвистической мысли концепций, основных положений для разработки принципов историографии лингвистики, разрешения сложных проблем становления лингвистики.

Коммуникация речи: просодика и интонация
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование системы знаний о содержательной специфике интонации и просодики в речевом потоке и ее коммуникативной функции. Курс направлен на изучение интонации и просодики на основе знаний об интонационных единицах, их особенностях и внутренних закономерностях, системы теоретических знаний об их функции на основе научных данных, интонационных компонентов (мелодика, ритмика, длительность и темп, динамика) для различения различных смысловых оттенков, особенностей и изменений в потоке слова, практики над его реализацией в ходе анализа интонационных компонентов, основных функции интонации и т.д.

Лингвоконцептологические основы ономастики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к осмыслению ономастических концептов и ономастических категорий в струтуре когнитивной лингвистики. Дисциплина направлена на изучение: когнитивного инструментария ономастических исследований; когнитивной семантики ономастических наименований, языка и сознания, языка и культуры с точки зрения ономастики. Рассматриваются: выявление лингвокогнитивных особенностей ономастических названий; виды и функции имен собственных; различие между традиционно-иисследовательского направления и лингвокогнитивного направления в казахской ономастике.

Лингвострановедческие исследования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать глубокие знания об основных теоретических и методических подходах лингвострановедения; изучить природу культурных лакун и реалий, особенностей языковых средств в выражении культурных ассоциаций, а также сформировать способность проводить лингвострановедческие исследования. Изучаются: определения и принципы исследования лингвострановедения;различие лингвострановедческих единиц от лингвокультурологических; основной терминологический аппарат лингвострановедения; методика интерпретации различных языковых единиц лингвострановедческого характера.

Межкультурная коммуникация: казахская речь
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – обучить докторантов методам исследования межкультурной коммуникации на примере казахской модели коммуникации. Лекции посвящены основным понятиям теории межкультурных коммуникаций, языку, культуре, человеку, этносу, этническому единству, этнической ментальности, аксиологическим, лингвокультурным единицам, толерантности, семантической оппозиции, лингвокультурным единицам, типологии лингвокультурных единиц, понятию культурный шок, этапам межкультурной коммуникации, лингвокультурным единицам, описывающим этническую группу, тенденциям межкультурных коммуникаций в РК.

Методология написания научной статьи и докторской диссертации
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать компетенции в самостоятельном создании научного труда. Дисциплина направлена на изучение методологии, системного построения научной статьи и диссертации, оценивания соответствия композиции статьи, диссертации паспорту специальности, построения дерева целей и категориального дерева с использованием современных компьютерных технологий, интернет ресурсов, лексикографических источников, давать ему оценку, определять значимость продукта своей научной деятельности.

Научно-исследовательское проектирование в сфере лингвистики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность определять, формулировать и разрабатывать актуальные лингвистические проблемы и их решение в виде проектов. описывать. Дисциплина направлена на изучение принципов организации научного исследования в контексте достижений современной гуманитарной науки, современных технологий проектирования собственной научно-исследовательской деятельности, интерпретации исследуемой проблемы в контексте междисциплинарных и трансдисциплинарных перспектив лингвистики

Научные доминанты антропоцентрической парадигмы лингвистики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать системное, критическое видение доминирующих теорий антропоцентрической парадигмы лингвистики ХХ-ХХI в.в. Учебный курс формирует научно-методологическую основу диссертационного исследования. Дисциплина направлена на изучение теорий и концепций современных парадигм языкознания, оценки их полипарадигмальной сущности, оптимальных научно-методических основ исследований, актуальных проблем лингвистики в целях реализации междисциплинарных проектов.

Общая лингвистика: структура и семантика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность критически оценивать, анализировать принципы структурно-системной организации, проблемы семантики языка. Дисциплина направлена на изучение: онтологии языкознания, системно-структурную организации языка, проблем семантики языка, языковых универсалий, природы и функций языка, знаковой природы языка, асимметрии языковых знаков, внешней и внутренней лингвистики, проблеме тождества и отдельности слова.

Психо- и нейролингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способности решать проблемы передачи информации в связи с психическими процессами. Дисциплина направлена на изучение: метаязыка, методов психо-/ нейролингвистического анализа, психических феноменов языковой личности, языкового сознания, психических процессов порождения/ восприятия речевых высказываний, речевую деятельность, мозговая организацию речевой деятельности, усвоения языка как психолингвистической проблемы.

Теория дискурса: методы дискурсивного анализа и контент-анализ
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность критически исследовать дискурс. Дисциплина направлена на изучение: концептуальных предпосылок, методологического статуса, принципов, категориально-понятийного аппарата теории дискурса, методов, контент-анализа и единиц анализа теории дискурса, лексических и грамматических средств реализации дискурса, эксплицитных/имплицитных характеристик языка субъекта в дискурсе, критериев определения дискурса и типологии дискурса.

Язык, сознание, национальный менталитет
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность оценивать результаты выражения сознания в языке, влияния ментали-тета на поведение людей. Дисциплина направлена на изучение метаязыка, теорий, объектом которых являются язык, мышление, особенностей взаимного влияния менталитета/ языка, языковой установки как одной из составляющих структуры менталитета, языка как отражения национального характера, языкового менталитета как способе мышления.

Приведены данные за 2022-2025 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2022-2025 гг.