Докторантура
География

География

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - доктор философии (PhD)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

По завершении данной образовательной программы ожидается, что докторанты будут способны:
ON1. Применять методы комплексного территориального анализа и управления социально-экономических, физико-географических и политических процессов, как на уровне отдельных стран, так и на глобальном уровне
ON2. Использовать модели проектного менеджмента, анализировать их эффективность, учитывая риски проводить адаптацию этих моделей к конкретным географическим задачам;
ON3. Планировать, разрабатывать, реализовывать и координировать процесс научных исследований;
ON4. Использовать современные инновационные методы обработки географической информации при помощи ГИС технологий;
ON5. Проводить научные проекты с использованием статистических, математических, картографических методов исследования;
ON6. Находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность, владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения;
ON7. На основе обработки данных социально-демографических, экономических, физико-географических и геоэкологических показателей предлагать пути и механизмы решения географических проблем;
ON8. Проводить научно-практическую оценку, анализ, мониторинг, управление и прогнозирование географических процессов, используя законодательные и нормативно-правовые документы на основе экспедиционных исследований;
ON9. Разработать комплекс мероприятий для решения проблем и определения перспектив развития современной географической науки;
ON10. Публиковать и презентовать научные результаты до заинтересованных сторон и общественности;
ON11. Прогнозировать развитие природно-хозяйственных и территориальных социально-экономических систем разного уровня, в условиях глобализации и интеграции;
ON12. Вносить вклад собственными оригинальными решениями, исследованиями, расширяя границы научной области.

Паспорт программы

Название
География
Шифр
8D01503
Факультет
Географии и природопользования

дисциплины

Академическое письмо
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса формирование способностей развития навыков письменной и устной речевой деятельности в географической научной и образовательной сфере. Курс направлен на знакомство с особенностями научной коммуникации, научным и научно-публицистическим дискурсом, рассматривается академическая речь, особенности научного стиля, основные принципы и способы отбора литературы по теме, научная преемственность и плагиат, особенности академической переписки

ГИС в обучении географии
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: изучение путей повышения эффективности преподавания географических дисциплин в ВУЗах, используя геоиинформационные технологий и ГИС-программы, а также изучение разработок новых методик и современных методов обработки географической информации при помощи открытых ГИС приложений, основ программ Quantum GIS, GRASS, Google MAP, PostGIS, PostgreSQL и др

Методы научных исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса формирование способности применения методологии научного исследования в географии при формировании диссертационной работы. Курс направлен на знакомство с логикой процесса научного исследования, классификацией географических методов научных исследований, эмпирическим и теоретическим уровнем научного исследования, постановкой и формулированием научной проблемы, методикой работы над рукописью исследования, технологией и организацией работы над диссертацией.

Написание и защита докторской диссертации
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Докторская диссертация
  • Описание - Цель написания и защита докторской диссертации: оформления и защита докторской диссертации является формирование у докторантов способности раскрыть содержание научно-исследовательской работы для защиты диссертации. В ходе изучения курса сформировать у докторанта способности: 1. обосновать содержание новых научно-обоснованных теоретических и экспериментальных результатов, позволяющих решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений; 2. объяснить оценку полноты решений поставленных задач согласно специфике профессиональной сферы деятельности; 3. могут анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать перспективы реализации этих вариантов; 4. применять навыки написания научных текстов и представления их в виде научных публикаций и презентаций. 5. планировать и структурировать научный поиск, четко выделять исследовательскую проблему, разрабатывать план/программу и методы ее изучения, оформлять в соответствии с требованиями ГОСО научно-квалификационную работу в виде диссертации на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по образовательной программе «8D07502 -Стандартизация и сертификация (по отраслям)». При изучении написания и защита докторской диссертации докторанты будут изучать следующие аспекты: Оформление документов для представления диссертации к защите. Информационная карта диссертации и регистрационно-учетная карточка (в формате Visio 2003). Выписка из протокола заседания учреждения, в котором проходила предварительная защита диссертации. Сопроводительное письмо в ВАК. Экспертное заключение о возможности опубликования автореферата. Экспертное заключение о возможности опубликования диссертации. Протокол заседания счетной комиссии. Бюллетень для голосования. Стенограмма заседания диссертационного совета. Список научных трудов. Отзыв официального оппонента. Отзыв ведущей организации. Отзыв научного руководителя.

Организация географической науки и образования в Республике Казахстан
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формировать систему знаний и умений по организации географической науки и методики обучения географии в высшей школе. Анализировать историческое развитие географии в вузах, усвоить инновационные методы и технологии обучения географии; раскрыть организационные образовательные, воспитательные и развивающие цели географии; изучить содержание географии высшей школы, отдельных ее компонентов и курсов; раскрыть современные типы и методы обучения географии, методику формирования географических знаний, умений и навыков.

Современные проблемы географической науки
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование фундаментальных физико-географических, экономико-географических понятий и закономерностей пространственного развития, выявление причинно-следственных связей для решения современных природных, социально-экономических, геоэкономических и геоэкологических процессов. В ходе изучения курса сформировать у докторантов способности: - характеризовать существующие подходы к изучению современных проблем географии; - определять фундаментальные физико-географические закономерности пространственного развития; - характеризовать экономико-географические понятия пространственного развития; -выявлять причинно-следственные связи для современных географических процессов; - оценивать изменения в структуре хозяйства мира в целом и отдельных странах и регионах; - составлять аналитические описания, выявлять ключевые проблемы, делать на основе их соответствующие выводы. При изучении дисциплины докторанты будут изучать следующие аспекты: внутренняя структура географической науки, место географии в системе научного знания, тенденции развития географии, методологические, метатеоретические, теоретические, научно-методические и прикладные проблемы в географии.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Актуальные вопросы географиии окружающей среды
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование знаний о системе государственного управления природными ресурсами для реализации мероприятий по рациональному природопользованию. Дисциплина направлена на изучение: методов обеспечения безопасности и устойчивого взаимодействия человека с природной средой, роли техногенных систем, проблем экономической оценки природных ресурсов, инвестиций в сфере природопользования для снижения экологического риска, управления природными ресурсами.

ГИС в обучении географии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель- повышение уровня владения геоинформационными системами научных кадров, для создания проблемно-ориентированных ГИС, применимых в исследованиях в области управления и охраны окружающей среды, геоэкологии, рационального природопользования, недропользования, управления социально-демографическими и экономическими ресурсами и др. географических сферах. Дисциплина направлена на формирование теоретических знаний методов преподавания географических дицсциплин в ВУЗах, используя геониформационных технологий и ГИС-программ, а также изучение разработок новых методик с опорой на ГИС-технологии как информационно-технический базис изучаемых дисциплин

Новое мышление в географии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель - изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами, географических последствий человеческой деятельности. При изучения курса освоение теоретических основ и практических навыков проведения исследования пространственных данных инструментами современных геоинформационных технологий в географических исследованиях. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: 1) комплексно рассматривать среду обитания (жизненное пространство) человечества, ознакомление студентов, с видами хозяйств в разных географических условиях; 2) cформировать восприятие мира не в виде набора отдельных природных или общественных компонентов, а в виде четкой иерархии целостных территориальных природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам. 3) сформировать научные представления о формах и структурах пространственной организации жизни общества и законах ее функционирования на разных уровнях – локальном, региональном, национальном, межнациональном, глобальном. 4) оценивать важность регионального подхода в решении важнейших проблем современности. 5) предложить для анализа существующий методологический и методический аппарат исследования.

Педагогический менеджмент: инноваций в географическом образовании
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью изучения дисциплины «Педагогический менеджмент: инноваций в географическом образовании» является расширение и углубление знаний и умений докторантов в области педагогического менеджмента с учетом современных, инновационных технологии географического образования.

Современные проблемы географической науки
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель - формирование комплексного представления об основных закономерностях и особенностях организации глобального природного и социально-экономического пространства, его дифференциации, с выделением основных проблем природного и социально-экономического развития в современный период, развитие творческих способностей и формирование научного мировоззрения. В результате освоения дисциплины у обучающихся будут сформированы следующие компетенции: •излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию; •оценивать изменения в структуре хозяйства мира в целом и отдельных странах и регионах; • составлять аналитические описания, выявлять ключевые проблемы, делать на основе их соответствующие выводы •применять на практике научные знания и навыки.

Теория и практика географического образования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины формирование навыков решения проблем повышения качества географического образования, вносить вклад в изменение в сложившуюся методическую систему, модернизацией его содержания, сопровождающейся процессами стандартизации, переходом к профильному, личностно развивающему обучению, усилением его культурологической направленности, оптимизаций способов и технологий организации образовательного процесса.

Управление научными проектами
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса предоставить теоретические и фундаментальные знания о достижениях современных научных географических школ и зарубежного опыта Мировых Институтов Cтандартизации (PMI, IPMA) в области управления проектами. Методологические особенности осмысления концепции проектного менеджмента как основы управления дает возможность на практических примерах и заданиях, закрепить ключевые навыки, необходимые для успешного руководства научными проектами. В ходе изучения дисциплины докторанты смогут на модельном примере найти и отработать решения в качестве проектного менеджера при реализации проектов на всех фазах его жизненного цикла, руководствуясь знаниями, опытом и систематизированными рекомендациями, основанными на лучших мировых практиках.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.