Магистратура
Казахская филология

Казахская филология

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр филологических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

РО 1. Определить место философии в мировом научном пространстве. Применить теоретико-методологические принципы истории науки, философии, психологии, педагогики для решения проблем обучения и вопросов в области профессиональный подготовки.
РО 2. Использовать когнитивные результаты знаний в качестве компетентностного инструмента в выявлении активных процессов, актуальных междисциплинарных проблем на основе новых научных парадигм, опираясь на основные закономерности казахской филологии и осваивая принципы теории, истории языка и литературы.
РО 3. Владеть методологией филологического исследования на основе междисциплинарных знаний и находить технологическое решение, оценивая приоритетные и слабые стороны современных методов в проведении исследований.
РО 4. Подготовить магистерскую диссертацию в соответствии с профилем образовательной программы, обоснованную на мировую практику, национальные ценности, принципы языка и литературы (антропоцентризм, андроцентризм, текст, смысловая актуальность), опубликовать статьи в базе данных «Scopus» с высоким индексом цитируемости, в журналах, рекомендованных ККСОН.
РО 5. Владеть теоретико-методологическими основами направлений языкознания как лингвопоэтика, лингвокогнитология, лингвоэкология, лингвоаксиология, психолинвистика, функциональная стилистика и т.п., представить проекты по актуальным научно-теоретическим темам, участвовать в коллективных исследовательских работах.
РО 6. Уметь применять иностранные языки как средство общения в процессе научного исследования и в соответствующей профессиональной сфере.
РО 7. Диахронически дифференцировать синхронический характер казахского языка на основе фундаментальных филологических знаний. Участвовать в составлении словарей, используя сравнительно-исторические, этимологические, типологические методы исследования.
РО 8. Выбирать приоритетные темы в сфере СМИ, информационно-аналитических центров: сбор, анализ, выборка значимых сведений из различных источников.
Идентифицировать материал требованиям формата СМИ и запросам аудитории. Использовать приемы, полностью раскрывающие смысл авторской мысли при редактировании материала, корректировать текст в соответствии с правилами орфографии, пунктуации, редактировать в соответствии с публицистическим стилем.
РО 9. Анализировать выводы Алашских исследователей, связывая с новыми направлениями, инновационными парадигмами в современном языкознании.
РО 10. Рассматривать национальный код как основу, первоисточник национальных ценностей, провести комплексный когнитивный анализ его языкового проявления на основе трудов тюркских и казахских ученых.
РО 11. Усвоив психологию управления, быть менеджером в области образования и науки. В управленческо-административной сфере, в компетентных органах, в отделах языковой политики в качестве специалиста-филолога рассматривать и оценивать языковые ситуации во взаимосвязи с экстралингвистическими процессами.
РО 12. Осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в образовательных учреждениях. Знать, понимать методические, теоретические, практические понятия и представления, необходимые для обучения в вузе. Применять современные технологии, методы и приемы обучения. Осваивать, практически применять передовой педагогический опыт, традиционные и новые методы. Знать материалы, необходимые для составления содержания программы в учебном процессе.
РО 13. Комплексно анализировать автобиографические, творческие изыскания великих личностей, значительно повлиявших на литературное развитие и занявших особое место в развитии национальной литературы, проводить научные исследования. Критически оценивать современные методы анализа в вопросах исследования литературных произведений.
РО 14. Дифференцировать структуру, направления исследований и художественно-эстетические особенности, философско-методические проблемы национальной литературы, анализировать художественное произведение как феномен культуры, рассматривать литературное произведение как аксиологию общечеловеческих ценностей.

Паспорт программы

Название
Казахская филология
Шифр
7M02313
Факультет
Филологический

дисциплины

Жанровая особенность современной казахской поэзии
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сопоставление жанровых особенностей казахской поэзии с историей развития мировой поэзии и сложившейся системой. Проанализировать направления развития, жанровые изменения, структурную систему современной поэзии. Раскрыть сущность понятий казахской поэзии и современной поэзии. Анализ роли и национального характера современной поэзии в процессе глобализации.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Казахский язык: парадигма национальных ценностей
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, способного - диффренцировать, оценивать - национально-культурные коды, исторически сложившиеся в реалиях и познаниях казахского народа в когнитивно-лингвокультурологическом направлении. Изучаются: национальные концепты и ценности; способы когнитивного и лингвопсихологического анализ текста; исторические, культурные, духовные сущности и концепты систематизируются по триаде «Человек », «Общество», «Природа».

Научные парадигмы казахской речи
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, способного - дифференцировать,оценивать - актуальные проблемы речи на основе антропологических научных теорий. Изучаются: формирование и развитие принципов речи в казахском языкознании; сущность и значение речевой системы; проявления и особенности норм в словоупотреблении экологии речи; функции диалога и монолога, виды и применение речи в социально-психологическом, лингвофилософском, аксиологическом аспектах.

Новые направления казахской литературы
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, способного - дифференцировать, оценивать, использовать – роль и функций новых исследований в общей системе гуманитарного знания. Изучаются: процессы и развития современных исследовании и экспериментов в области теории литературоведения; способы связи устоявшихся парадигм знаний с собственными научными исследованиями, новые научные парадигмы; поэтика художественного текста, семиотика, структурализм, герменевтика и.т.п.

Организация и планирование научных исследований
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование навыков организации и планирования научных разработок в области переводоведения с применением современных методов обработки результатов. Будут изучены: основы научных исследований в области перевода; современные методы анализа текстов; информационные технологии; формулировка и решение научных задач; выбор научных методов.

Организация и планирование научных исследований (англ.)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить конкретные научные задачи и знать методы и приемы их решения, для создания научной работы. Дисциплина изучает: формы и методы планирования, организации и оформления научных статей и диссертации; формы обобщения результатов научных исследований в презентациях, выступлениях, проектах, статьях.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Экология речи и языка
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование специалиста, способного - определять, оценивать, решать проблемы -лингвистических и экстралингвистических факторов влияющие на современную экологию речи; направления изменения характеристики языковой нормы. Изучаются: основные аспекты понятия «экология языка» (культурологический, жанрово-стилистический, нормативный, регулирующий); историко-культурный характер языковых процессов; экстралингвистические факторы, определяющие состояние языка и его положительные и отрицательные стороны.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Алашеведение: казахское языкознание в начале ХХ века
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, анализирующего позиции ученых на этапе становления и развития казахского языкознания. Изучаются: сравнение позиций ученых А. Байтурсынова, Е. Омарова, К. Кемеңгерұлы, Т. Шонанова, К. Басымұлы, К. Жубанова и др. с позициями учеными предшественниками; вклад ученых в различные области языкознания в период становления национального языкознания; их место в казахском языкознании.

Восточная традиция в казахской литературе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Рассматриваются исконные традиции и пришедшие извне многовековые, постепенно ассимилировавшие в сознании народа обычаи восточных народов и их отражение в устной и письменной художественной литературе, литературное влияние, традиции назиры в восточной и тюркской литературе, анализируются исторические события, и социально-психологические ситуации, ставшие причиной проникновения восточных верований.

Когнитивная грамматика казахского языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование специалиста, способного - диференцировать, систематизировать – понятия и категории когнитивной грамматики. Изучаются: этапы становления и развития когнитивной грамматики; антропоцентричность рамматических категории; определение метаязыка; языковая картина мира; актуальные проблемы и современное состояние и тенденции развития когнитивной грамматики.

Лингвистика XXI века: проблемы и методы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, способного критический анализировать информационное поле филологии с использованием традиционных и новых методов и приемов. Иучаются: новые концепции, теоретичекие основы; доминантные и слабые стороны современной методологии исследования лингвистики; виды анализа, как контент-анализ, логическо-смысловое моделирование, систематизирование, типология, трансформация, статистический, семантический, стилистический.

Лингвистические аспекты анализа текста
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, владеющего лингвистическими аспектами анализа текста. Содержание предмета направлено на структурность, интегративность, преемственность, цельность, выявление функций орфографии при построении текста; Рассматриваются коммуникативная структура текста; виды анализа текста на основе лингвостилистических, лингвопоэтических приемов; навыки выявления ключевых слов текста для упрощения работы по поиску и редактированию текстов различных жанров.

Литературный мир М. Ауезова
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: ознакомить магистрантов с историей преемственности, духовно-мировоззренческих связей Абая Кунанбайулы и Мухтара Ауэзова, занимающих особое место в истории казахской литературы и сыгравших значительную роль в истории литературного развития. Содержание дисциплины включает в себя литературное творчество и литературные исследования М.О. Ауэзова. Рассматривается роль выдающихся, великих личностей в развитии национальной литературы, приемы научного комплексного исследования уникальных произведений.

Общие вопросы языка и литературы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: способствовать формированию научного представления о новом филологическом направлении исследования, обучения, научно осмысливая общие проблемы для языка и литературы. Содержание дисциплины составляют различия лингвистической стилистики и стилистики литературоведения, способы разграничения языковой нормы и стилистической нормы, навыки подбора слов, способы использования языковых средств в художественной литературе, способы превращения языковых единиц в изобразительно-выразительные средства.

Основы лингвопоэтики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование специалиста, способного - оценивать, научно анализировать - поэтику казахского искусства речи на основе закономерностей развития литературного языка. Изучаются: значение связи слова и мысли; использование слов и фраз; основные средства распознавания уровня сознания, внутреннего существа, знаний и умений человека; методы лингвопоэтического и когнитивного анализа казахской художественной речи.

Писатель и литературная традиция
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, способного - диффренцировать, оценивать - современные процессы развития казахской литературы, принципы выявляющие цель жизни человека и его труд в национальной литературе. Изучаются: современные процессы развития казахской литературы; принципы выявляющие цель жизни человека и его труд в национальной литературе; преемственность традиции древней литературы и новизна казахской литературы.

Поэтический мир Абая
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, способного - продемонстрировать, оценивать, анализировать - наиболее актуальные проблемы изучения поэтического мира Абая Кунанбаева. Изучаются: пути выявления важнейших проблем исследования поэтического мира Абая; особенности трудов, посвященных междисциплинарному изучению наследия творчества Абая; традиции и преемственность, форма стиха, жанровая характеристика; а также стихотворные формы казахской поэзии.

Прагматика казахского медиа-текста
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, способного - анализировать, оценивать прагматику медиа-текстов. Изучаются: роль медиа-текстов в формировании мирового медиа-образа; понятия и социальная характеристика информации; прагматический аспект информации; ролевые отношения между адресантом и адресатом в медиа тексте; анализ, сбор, отбор, обработка важной информации из различных источников; пути и способы прогнозирования приоритетов различных аспектов развития общества.

Психолингвистический аспект коммуникативных единиц
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, способного - дифференцировать, научно обосновать - психолингвистический аспект коммуникативных единиц. Изучаются:анализ связи эмоциональности, экспрессивности текста с психологией человека; реализация коммуникативных единиц в процессе речи и общие закономерности их понимания (принятия); психолингвистические основы отбора грамматических структур в речи; методы и способы исследования психолингвистики.

Технологии исследования казахского дискурса
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, способного - дифференцировать, оценивать - основные концепции, жанров, прагматику дискурса; применять методологические технологии анализа дискурса. Изучаются: онтология дискурса; методологическая технология жанровых особенностей; основные направления и школы; главнейшие принципы исследования дискурса; философско-психологические основы анализа; лингвистическая, социально-психологическая, лингвопрагматическая и т.д. технологии исследования дискурса; особенности применения речевых приемов в дискурсе.

Тюркский лингвокультурный феномен
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, способного анализировать основные закономерности и особенности развития тюркских народов на основе древнетюркских исторических памятников в новом теоретическом направлении. Изучаются: факторы, повлиявшие на концептуально-культурологическое развитие; методы анализа с позиций современных теоретических направлений лингвопсихологического лингво-философского мировоззрения, отразившегося в казахской истории; определяется взаимосвязь терминов: концепт, концептосфера и понятие, их взаимоотношения с теоретических позиций.

Философия национальной идеи в казахской литературе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины определение философии национальной идеи в казахской литературе на основе междисциплинарных связей и формирование системных знаний на научной основе литературоведения. Рассматривается: природа художественного мышления, вопросы мировоззрения в художественной литературе; определение концепции личности в качестве основы системы философско-антропоцентрических ценностей, изучение художественного произведения с позиции аксиологии общечеловеческих ценностей.

Художественно-эстетический мир казахской литературы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины формирование систематических знаний об определении направлений, художественно-эстетических особенностей, построения национальной литературы на основе литературно-эстетических представлений и поисков в литературоведении. Содержание дисциплины включает теоретические знания по строению казахской литературы, систематическое понимание психологии творческого процесса, восприятия литературного произведения. Направлена на формирование понятия о непрерывной связи с онтологией и эстетикой народа.

Экология речи и языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование специалиста, способного - определять, оценивать, решать проблемы -лингвистических и экстралингвистических факторов влияющие на современную экологию речи; направления изменения характеристики языковой нормы. Изучаются: основные аспекты понятия «экология языка» (культурологический, жанрово-стилистический, нормативный, регулирующий); историко-культурный характер языковых процессов; экстралингвистические факторы, определяющие состояние языка и его положительные и отрицательные стороны.

Этимологические основы развития казахской лексики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование специалиста, способного дифференцировать историко-фонетические, историко-морфологические изменения на различных этапах развития казахского языка. Дисциплина направлена на изучение: лексических изменений в различные периоды процесса исторического развития казахского языка; явлений, повлиявших на развитие значения слова; методов сравнительно-исторического, когнитивного, ономасиологического анализов исторических источников казахского языка; семантического развития слов.

Язык СМИ: терминологический аспект
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: определение роли средств массовой информации в формировании и развитии научной терминологии, процесса терминализации, соотношения лингвистических и экстралингвистических факторов, влияющих на формирование терминов. Дисциплина направлена на выявление деятельности средств массовой информации в решении вопросов терминологии, переводе, использовании терминов, обсуждении и утверждении правильного формирования их эквивалента, влияния решающих факторов в развитии терминов в национальном направлении.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.