Магистратура
Казахская филология

Казахская филология

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр филологических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

РО 1. Определить место философии в мировом научном пространстве. Применить теоретико-методологические принципы истории науки, философии, психологии, педагогики для решения проблем обучения и вопросов в области профессиональный подготовки.
РО 2. Использовать когнитивные результаты знаний в качестве компетентностного инструмента в выявлении активных процессов, актуальных междисциплинарных проблем на основе новых научных парадигм, опираясь на основные закономерности казахской филологии и осваивая принципы теории, истории языка и литературы.
РО 3. Владеть методологией филологического исследования на основе междисциплинарных знаний и находить технологическое решение, оценивая приоритетные и слабые стороны современных методов в проведении исследований.
РО 4. Подготовить магистерскую диссертацию в соответствии с профилем образовательной программы, обоснованную на мировую практику, национальные ценности, принципы языка и литературы (антропоцентризм, андроцентризм, текст, смысловая актуальность), опубликовать статьи в базе данных «Scopus» с высоким индексом цитируемости, в журналах, рекомендованных ККСОН.
РО 5. Владеть теоретико-методологическими основами направлений языкознания как лингвопоэтика, лингвокогнитология, лингвоэкология, лингвоаксиология, психолинвистика, функциональная стилистика и т.п., представить проекты по актуальным научно-теоретическим темам, участвовать в коллективных исследовательских работах.
РО 6. Уметь применять иностранные языки как средство общения в процессе научного исследования и в соответствующей профессиональной сфере.
РО 7. Диахронически дифференцировать синхронический характер казахского языка на основе фундаментальных филологических знаний. Участвовать в составлении словарей, используя сравнительно-исторические, этимологические, типологические методы исследования.
РО 8. Выбирать приоритетные темы в сфере СМИ, информационно-аналитических центров: сбор, анализ, выборка значимых сведений из различных источников.
Идентифицировать материал требованиям формата СМИ и запросам аудитории. Использовать приемы, полностью раскрывающие смысл авторской мысли при редактировании материала, корректировать текст в соответствии с правилами орфографии, пунктуации, редактировать в соответствии с публицистическим стилем.
РО 9. Анализировать выводы Алашских исследователей, связывая с новыми направлениями, инновационными парадигмами в современном языкознании.
РО 10. Рассматривать национальный код как основу, первоисточник национальных ценностей, провести комплексный когнитивный анализ его языкового проявления на основе трудов тюркских и казахских ученых.
РО 11. Усвоив психологию управления, быть менеджером в области образования и науки. В управленческо-административной сфере, в компетентных органах, в отделах языковой политики в качестве специалиста-филолога рассматривать и оценивать языковые ситуации во взаимосвязи с экстралингвистическими процессами.
РО 12. Осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в образовательных учреждениях. Знать, понимать методические, теоретические, практические понятия и представления, необходимые для обучения в вузе. Применять современные технологии, методы и приемы обучения. Осваивать, практически применять передовой педагогический опыт, традиционные и новые методы. Знать материалы, необходимые для составления содержания программы в учебном процессе.
РО 13. Комплексно анализировать автобиографические, творческие изыскания великих личностей, значительно повлиявших на литературное развитие и занявших особое место в развитии национальной литературы, проводить научные исследования. Критически оценивать современные методы анализа в вопросах исследования литературных произведений.
РО 14. Дифференцировать структуру, направления исследований и художественно-эстетические особенности, философско-методические проблемы национальной литературы, анализировать художественное произведение как феномен культуры, рассматривать литературное произведение как аксиологию общечеловеческих ценностей.

Паспорт программы

Название
Казахская филология
Шифр
7M02313
Факультет
Филологический

дисциплины

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, с целью общения в межкультурной, профессиональной и научной среде. Магистрант должен уметь интегрировать новую информацию, понимать организацию языков, взаимодействовать в социуме, отстаивать свою точку зрения.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование углубленного представления о современной философии как системе научного знания, включающего мировоззренческие проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Основные аспекты дисциплины включают вопросы эволюции и развития научного мышления, исторические моменты, вклад ученых и научных школ в формирование науки, этические и социальные аспекты научной деятельности.

Казахский язык: парадигма национальных ценностей
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Национально-культурные коды, исторически сложившиеся в реалиях и познаниях казахского народа, оцениваются в когнитивно-лингвокультурологическом направлении. Система национальных концептов и ценностей изучается и комплексно определяется на основе когнитивного и лингвопсихологического анализа. Исторические, культурные, духовные сущности и концепты систематизируются по триаде «Человек (добродетель, искренность, нравственность, долг, честь, совесть, этикет, порядочность)», «Общество (единство, целое, целостность), «Природа».

Научные парадигмы казахской речи
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Рассматриваются систематизация основных теории речи в языкознании, формирования и развития принципов речи в казахском языкознании, дифференциация функционально-смысловых особенностей речи, анализ сущности и значения речевой системы, проявления и особенности норм в словоупотреблении, экологии речи, функции диалога и монолога, видов и применения речи в социально-психологическом, лингвофилософском, аксиологическом аспектах.

Новые направления казахской литературы
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Рассматриваются системы новых парадигм, сформировавшихся в литературоведении, а также особенности их развития и формирования. Вместе с тем изучаются понятия и категории структурной, герменевтической, типологической, сравнительной, функциональной, межкультурной коммуникации и т.п. антропоцентрических направлений по отраслям литературоведения; вопросы пропаганды казахской литературы за рубежом, отражения мировых тенденций в казахской литературе, хронотопа, архетипа и аксиологического анализа литературных произведений.

Организация и планирование научных исследований
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование навыков организации и планирования научных разработок в области переводоведения с применением современных методов обработки результатов. Будут изучены: основы научных исследований в области перевода; современные методы анализа текстов; информационные технологии; формулировка и решение научных задач; выбор научных методов.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: предоставить педагогические теории и практические стратегии для эффективного преподавания в высшем образовании, развития критического мышления и академических успехов. В курсе изучаются методы обучения, разработка учебных программ, методы оценки и стратегии управления аудиторией, которые готовят преподавателей к созданию инклюзивной и стимулирующей среды обучения.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Алашеведение: казахское языкознание в начале ХХ века
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - История развития казахского языкознания классифицируется по этапам, дифференцируются позиции ученых на этапе становления и развития казахского языкознания; позиции ученых А. Байтурсынова, Е. Омарова, К. Кеменгерова, Т. Шонанова, К. Басымова, К. Жубанова и др. описываются и аргументируются в сравнении с позициями ученых до и после них; анализируется вклад ученых в различные области языкознания в период становления национального языкознания, уточняется его роль в казахском языкознании.

Когнитивная грамматика казахского языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Изучение дисциплины направлено на овладение теоретическими знаниями о предпосылках и этапах зарождения когнитивной грамматики, определение метаязыка, базовых принципов когнитивной грамматики, основных категории и ключевых понятий; формирование представлений о категории, категоризации, картине мира и их национальных особенностях; об антропоцентричности грамматических категории, связи когнитивной лингвистики с другими отраслями языкознания; современное состояние и тенденции разви тия когнитивной грамматики.

Лингвистика XXI века: проблемы и методы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Содержание дисциплины составляют анализ актуальных проблем современного казахского языкознания, основные новые понятия в области языкознания, теоретические основы, доминантные и слабые стороны современной методики казахского языкознания, методологическая теория исследования лингвистики, такие виды анализа, как контент-анализ, логическо-смысловое моделирование, систематизирование, типология, трансформация, статистический, семантический, стилистический анализы.

Лингвистические аспекты анализа текста
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Содержание предмета направлено на структурность, интегративность, преемственность, цельность, выявление функций орфографии при построении текста; категории – время, пространство, диалог, событийность. Рассматриваются основные признаки текста и коммникативная структура, виды анализа текста на основе лингвостилистических, лингвопоэтических приемов, навыки выявления ключевых слов текста для упрощения работы по поиску и редактированию текстов различных жанров.

Литературный мир М. Ауезова
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: ознакомить магистрантов с историей преемственности, духовно-мировоззренческих связей Абая Кунанбайулы и Мухтара Ауэзова, занимающих особое место в истории казахской литературы и сыгравших значительную роль в истории литературного развития. Содержание дисциплины включает в себя литературное творчество и литературные исследования М.О. Ауэзова. Рассматривается роль выдающихся, великих личностей в развитии национальной литературы, приемы научного комплексного исследования уникальных произведений.

Общие вопросы языка и литературы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: способствовать формированию научного представления о новом филологическом направлении исследования, обучения, научно осмысливая общие проблемы для языка и литературы. Содержание дисциплины составляют различия лингвистической стилистики и стилистики литературоведения, способы разграничения языковой нормы и стилистической нормы, навыки подбора слов, способы использования языковых средств в художественной литературе, способы превращения языковых единиц в изобразительно-выразительные средства.

Основы лингвопоэтики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Рассматриваются поэтика казахского художественного слова, особенности семантики и содержания в слове, когнитивное обоснование поэтических приемов в художественном тексте, главенствующие концептуальные обобщения, использование слова в процессе речи, применение словосочетаний и отдельных слов, и вместе с тем основные средства познания уровня сознания, внутреннего мира, знаний и компетенций человека, методы лингвопоэтического и когнитивного анализа.

Поэтический мир Абая
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - РРассматриваются пути выявления важнейших проблем исследования поэтического мира Абая Кунанбаева, особенности трудов, посвященных междисциплинарному изучению наследия творчества Абая, традиции и премственность, художественная особенность, форма стиха, жанровая характеристика произведений Абая и казахской поэзии, а также стихотворные формы казахской поэзии на основе языковых исследований.

Прагматика казахского медиа-текста
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Содержание дисциплины направлено на выявление роли медиа-текстов в формировании мирового медиа-образа, понятия информация и социальную характеристику, прагматического аспекта информации, ролевых отношений между адресантом и адресатом газетного текста; анализ, сбор, отбор, обработку важной информации из различных источников. Донесение собственной прагматической позиции адресанта сегодняшнего медиа-текста, оценка медиа-текста с лингвопрагматической позиции, пути и способы прогнозирования приоритетов

Психолингвистический аспект коммуникативных единиц
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Рассматриваются вопросы характеристики объекта психолингвистического анализа и отбора, анализ связи эмоциональности, экспрессивности текста с психологией человека, реализация коммуникативных единиц в процессе речи, общие закономерности их понимания (принятия), психолингвистические основы отбора грамматических структур в процессе речи, тенденции языка, речь и познания, методы и способы исследования психолингвистического направления.

Технологии исследования казахского дискурса
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Рассматриваются вопросы определения онтологии дискурса, методологических технологий жанровых особенностей дискурса, основные направления и школы, главнейшие принципы исследования, философско-психологические основы анализа, лингвистическая, социально-психологическая, лингвопрагматическая и т.д. технологии исследования дискурса, особенности применения речевых приемов в дискурсе.

Тюркский лингвокультурный феномен
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Выявляются теоретические установки основных закономерностей и особенностей развития тюрских народов на основе памятников древнетюркской истории; факторы, повлиявшие на концептуально-культурологическое развитие; будет проведен анализ с позиций современных теоретических направлений лингво-философского мировоззрения, отразившегося в казахской истории. Намечено проведение когнитивного анализа лингвокультурных особенностей, словоупотребления, семантики и содержания слова, исторических источников на основе древнетюркских памятников.

Философия национальной идеи в казахской литературе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Рассматриваются межпредметные связи философии национальной идеи казахской литературы и литературоведения, методология литературоведения, природа художественного мышления, вопросы мировоззрения в художественной литературе. Направлено на определение концепции личности в качестве основы системы философско-антропоцентрических ценностей, анализ художественной литературы как феномена культуры, изучение художественного произведения с позиции аксиологии общечеловеческих ценностей.

Художественно-эстетический мир казахской литературы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Предмет направлен на познание художественно-эстетической природы казахской литературы, рассмотрение объектов эстетизации в литературе, в контексте культурных традиций народа, в соответствии со спецификой казахского менталитета. Содержание дисциплины составляют такие важные теоретические вопросы, как эстетический идеал, категории, отношения, вкус, оценка, природа конфликта, авторская позиция в творчестве поэтов и писателей разных периодов.

Экология речи и языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Рассматриваются вербальные и невербальные факторы, влияющие на экологию современной речи; их экологические проблемы по языковым уровням; языковая норма и тенденции формирования, изменения их характеристик; основные аспекты (культурные, жанрово-стилистические, нормативные, регулирующие) понятия «Экология языка»; историко-культурная характеристика процессов языка; экстралингвистические факторы, определяющие положение языка, их позитивное и негативное влияние.

Этимологические основы развития казахской лексики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина направлена на изучение: лексических изменений в различные периоды процесса исторического развития казахского языка, явлений, повлиявших на развитие значения слова, методов сравнительно-исторического, когнитивного, ономасиологического анализов исторических источников казахского языка, актуальных проблем диахронии языка, семантического развития слов, способов определения состава и структуры исконных слов.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.