Магистратура
Русская филология

Русская филология

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр филологических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

РО1 Осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе психолого-педагогических знаний педагогики высшей школы: проводить лекционные, семинарские (практические) занятия по дисциплинам филологического цикла с учетом требований разработанных и утвержденных методических указаний.
РО2 Организовывать воспитательный процесс в вузе с учетом национальных приоритетов Казахстана. Проводить воспитательные мероприятия с обучающимися, приобщая их к морально-этическим ценностям казахстанского общества.
РО3 Осуществлять методическое обеспечение образовательного процесса: разрабатывать учебно-методические комплексы дисциплин филологического цикла в соответствии с требованиями вуза и другие необходимые методические документы.
РО4 Проводить научное исследование в рамках современных парадигм языкознания и литературоведения в качестве ответственного исполнителя или под руководством научного руководителя на основе междисциплинарных знаний и современных методик исследования и инновационных, информационных и цифровых технологий.
РО5 Систематизировать и анализировать информацию (текстовую, графическую, видео, аудио) из разнообразных источников для подготовки актуального и содержательного контента, соответствующего потребностям, трендам, интересам целевой аудитории и редакционной политике средств массовой коммуникации.
РО6 Создать и подготовить к публикации собственный печатный материал на основе сбора, обработки, анализа значимых данных из различных источников, соблюдая все виды языковых и стилистических норм, а также юридических норм. Обрабатывать материал для повышения его релевантности запросам целевой аудитории.
РО7 Редактировать авторский материал: отбирать контент для публикации на основе анализа качества предоставленных материалов, их соответствия требованиям и формату научно-образовательного, общественно-политического, экономического и другого издания, средств массовой информации.
РО8 Выстраивать эффективную устную и письменную коммуникации на русском/казахском/иностранном языке в поликультурном и мультилингвальном коллективе, с представителями органов государственного управления, с научными и профессиональными сообществами, экспертами, аналитиками, конкурентами, партнерами.

Паспорт программы

Название
Русская филология
Шифр
7M02314
Факультет
Филологический

дисциплины

Герменевтика художественного текста
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность работать с текстами разных стилей и жанров: объективно толковать и интерпретировать их. Учебный курс формирует навыки создания комментария к анализируемому тексту, выявлению его «темных мест», навыки понимания устной речи и текстов сетевого общения. Дисциплина направлена на изучение процесса текстопорождения, процесса понимания текста, герменевтических процедур понимания, соотношения понятий «текст - смысл».

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, с целью общения в межкультурной, профессиональной и научной среде. Магистрант должен уметь интегрировать новую информацию, понимать организацию языков, взаимодействовать в социуме, отстаивать свою точку зрения.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Возникновение и развитие философии. Возникновение философии. Предмет и метод философии. Исторические типы философии. Основы философского понимания мира. Проблема бытия. Онтология и метафизика. Сознание и язык. Познание и творчество. Научное и вненаучное знание. Наука и техника.

Лингвистика текста
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность определять основные признаки текста, классифицировать тексты, осуществлять анализ текста, объяснять механизмы порождения текста. Дисциплина направлена на изучения основных понятии лингвистики текста, основныех признаков текста (информативность, структурность, цельность, связность, интегративность, регулятивность, завершенность), структуру текста: уровни и единицы, функционально-семантические типы текста (описание, повествование, рассуждение).

Новые парадигмы литературоведения
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность критически оценивать теоретические основы полипарадигмального подхода к языку и литературе, чтобы применить их к научному исследованию. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу лингвистического и литературоведческого исследования. Дисциплина направлена на изучение новейших технологий и методов анализа фактов языка и литературы, принципов исследования лингвистических и литературных феноменов в рамках современных научных направлений и школ филологической науки.

Новые парадигмы языкознания
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность критически оценивать теоретические основы антропоцентрического полипарадигмального языкознания, чтобы применить их к научному исследованию. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу лингвистического исследования. Дисциплина направлена на изучение новейших технологий и методов анализа фактов языка, принципов исследования лингвистических феноменов в рамках современных научных направлений и школ лингвистики.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: предоставить педагогические теории и практические стратегии для эффективного преподавания в высшем образовании, развития критического мышления и академических успехов. В курсе изучаются методы обучения, разработка учебных программ, методы оценки и стратегии управления аудиторией, которые готовят преподавателей к созданию инклюзивной и стимулирующей среды обучения.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Технологии научного исследования в филологии
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать представление о научной парадигме филологических исследований в контексте методологии современных научных направлений для проведения научного исследования. Учебный курс формирует методологическую основу филологического исследования. Дисциплина направлена на овладение инновационными, информационными и цифровыми технологиями, используемыми в филологических исследованиях.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Восточный литературный Ренессанс
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать литературу Востока эпохи Ренессанса, чтобы провести литературоведческое исследование. Учебный курс формирует теоретическую базу понимания развития литературы Востока в духовно-эстетическом плане. Дисциплина направлена на изучение путей развития жанров литературы Востока, идейного содержания произведений в контексте взаимовлияния и взаимодействия литератур Востока.

Гендерное литературоведение
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать проблемы гендерных исследований, методики использования гендерного знания для проведения исследовательской работы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу гендерных исследований в литературоведении. Дисциплина направлена на изучение феминистического движения и становления гендерных исследований, ключевых проблем, понятий и терминов гендерной теории.

Исследовательские технологии дискурса
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способности синтезирования и трансформации лингвистического знания для анализа функционирующих в социуме текстов на основе правильно выбранного и корректно примененного концептуального и методологического аппарата. Дисциплина направлена на изучения этапов становления дискурсивного направления в лингвистике: Французская школа, Голландская школа, Российская школа, типологию дискурса: разные основания классификации.

Когнитивная лингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность анализировать принципы когнитивной деятельности человека и объяснять семантико-когнитивные механизмы языка, систематизировать современные подходы, чтобы формировать научное лингвистическое мировоззрение и отличать формы представления знаний о мире. Будут изучены: основные понятия когнитивной лингвистики, научные школы и направления, типология концептов, история, подходы когнитивной лингвистики.

Коммуникативная лингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность объяснять особенности изучения языка с позиции коммуникативной лингвистики для осуществления соответствующего анализа и оценки речевых произведений. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - объяснять статус коммуникативной лингвистики в системе лингвистических дисциплин; - описывать теоретические основы коммуникативной лингвистики.

Лингвистическая имиджелогия
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - решение прикладных филологических задач, формирование умения создавать и корректировать текст с учетом речевого образа, создание голосовых портретов, диагностика технологических программ, создания речевого образа. Учебный курс формирует теоретико-методическую базу и инструментальную основу процесса формирования образа посредством языка и речи.

Мифопоэтика русской литературы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность применять мифопоэтичесий подход при исследовании произведений русской литературы. Учебный курс формирует навыки анализа и интерпретации мифологем и символов в художественном тексте. Дисциплина направлена на изучение мифа и его семиотики, мифа и мифопоэтики в современном литературоведении. Структурно-семиотические исследования мифа: К. Леви-Стросс и Р. Якобсон, Ю. Лотман, Б. Успенский, В. Иванов, В. Топоров.

Новые направления внешней лингвистики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать концептуальное видение смены научной парадигмы лингвистики философскими идеями антропоцентризма, чтобы на этой методологической основе проводить лингвистическое исследование. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу лингвистического исследования. Дисциплина направлена на изучение междисциплинарных направлений внешней лингвистики, их дифференциации по объектам научного исследования, методологии и метаязыку.

Семиотика художественного текста
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность применять практические методы и техники семиотики для анализа текста с целью его эффективного устного/письменного продуцирования. Учебный курс формирует навыки анализа текста с точки зрения культурно-семиотического подхода. Дисциплина направлена на изучение коммуникативных систем и знаков, используемых в процессе общения (по Ю.М. Лотману), особенностей различных знаковых систем, их интерпретации, методики проведения семиотического анализа художественного текста.

Философский дискурс модернизма
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать философию и поэтику русского модернизма, чтобы проводить литературоведческое исследование. Учебный курс формирует теоретическую базу понимания места модернизма в истории литературы. Дисциплина направлена на изучение принципов и эстетических задач модернизма как нового искусства ХХ века; сопоставление концепций модернизма и классической литературы; проведение анализа произведений модернистов.

Художественный дискурс литературы русского зарубежья
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность оценивать многообразие видов художественного дискурса в литературе русского зарубежья, чтобы проводить литературоведческое исследование. Учебный курс формирует теоретико-методологические основы анализа форм авторского сознания выдающихся представителей русской эмиграции. Дисциплина направлена на изучение художественного дискурса литературы метрополии и русского зарубежья в сравнительно-сопоставительном аспекте, специфики художественного дискурса прозы старшего поколения русской эмиграции (И. Бунин, Д. Мережковский, И. Шмелев). В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: объяснять различия художественного дискурса представителей русской эмиграции; выделять устойчивые жанрообразующие признаки, присущие дискурсу произведений малых и крупных эпических и лирических жанров, эссе, мемуаров, литературных портретов, поэтических и сатирических жанров эмигрантской литературы; профессионально интерпретировать художественные поиски в контексте дискурса представителей литературы русского зарубежья в связи со спецификой авторского сознания; проводить сопоставительно-сравнительный анализ художественного дискурса произведений одного жанра, принадлежащего разным авторам литературы русского зарубежья; применять полученные знания в профессиональной деятельности, находить креативные подходы к решению поставленных проблем. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: многоплановость системы жанров и дискурса литературы русского зарубежья. Методологические аспекты анализа художественного дискурса литературы метрополии и русского зарубежья в сравнительно-сопоставительном аспекте. Специфика художественного дискурса прозы старшего поколения русской эмиграции (И.Бунин, Д.Мережковский, И.Шмелев и др.). Сатирические жанры и художественный дискурс творчества их представителей. «Сатирикон» и его традиции. Художественный дискурс мемуарных жанров и «женской прозы». Специфика исторического и публицистического дискурса в литератур русского зарубежья.

Юрислингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование умения проводить лингвистический анализ юридических текстов (спорных, конфликтных текстов) с целью решения юридических задач. Учебный курс составляет методологическую основу изучения спорного текста. Предмет направлен на изучение жанровой связи спорного текста, его стилистических, индивидуально-авторских особенностей, на основании определения начала и причин возникновения правового конфликта.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.