Магистратура
Русская филология

Русская филология

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр филологических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

РО1 Осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе психолого-педагогических знаний педагогики высшей школы: проводить лекционные, семинарские (практические) занятия по дисциплинам филологического цикла с учетом требований разработанных и утвержденных методических указаний.
РО2 Организовывать воспитательный процесс в вузе с учетом национальных приоритетов Казахстана. Проводить воспитательные мероприятия с обучающимися, приобщая их к морально-этическим ценностям казахстанского общества.
РО3 Осуществлять методическое обеспечение образовательного процесса: разрабатывать учебно-методические комплексы дисциплин филологического цикла в соответствии с требованиями вуза и другие необходимые методические документы.
РО4 Проводить научное исследование в рамках современных парадигм языкознания и литературоведения в качестве ответственного исполнителя или под руководством научного руководителя на основе междисциплинарных знаний и современных методик исследования и инновационных, информационных и цифровых технологий.
РО5 Систематизировать и анализировать информацию (текстовую, графическую, видео, аудио) из разнообразных источников для подготовки актуального и содержательного контента, соответствующего потребностям, трендам, интересам целевой аудитории и редакционной политике средств массовой коммуникации.
РО6 Создать и подготовить к публикации собственный печатный материал на основе сбора, обработки, анализа значимых данных из различных источников, соблюдая все виды языковых и стилистических норм, а также юридических норм. Обрабатывать материал для повышения его релевантности запросам целевой аудитории.
РО7 Редактировать авторский материал: отбирать контент для публикации на основе анализа качества предоставленных материалов, их соответствия требованиям и формату научно-образовательного, общественно-политического, экономического и другого издания, средств массовой информации.
РО8 Выстраивать эффективную устную и письменную коммуникации на русском/казахском/иностранном языке в поликультурном и мультилингвальном коллективе, с представителями органов государственного управления, с научными и профессиональными сообществами, экспертами, аналитиками, конкурентами, партнерами.

Паспорт программы

Название
Русская филология
Шифр
7M02314
Факультет
Филологический

дисциплины

Герменевтика художественного текста
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность работать с текстами разных стилей и жанров, объективно толковать и интерпретировать их. Дисциплина направлена на изучение соотношения понятий «текст - смысл», процесса текстопорождения, различение процессов понимания и интерпретации текста, герменевтических процедур понимания, методики проведения герменевтического анализа.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Лингвистика текста
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность создавать различные функционально-семантические типы текстов на основе знаний законов и механизмов построения связного текста. Дисциплина направлена на изучение основных понятий лингвистики текста, признаков текста, его смысловых категорий и коммуникативно-прагматической стороны, структуры текста, функционально-семантических типов текста (описание, повествование, рассуждение).

Новые парадигмы литературоведения
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность проводить литературоведческие исследования в рамках новых научных парадигм знания. Дисциплина направлена на изучение новейших технологий и методов анализа художественного произведения с позиций рецептивной эстетики, нарратологии, герменевтики текста, семиотики и постструктурализма. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу литературоведческого исследования.

Новые парадигмы языкознания
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность проводить лингвистическое исследование в рамках антропоцентрической парадигмы знания. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу лингвистического исследования. Дисциплина направлена на изучение новейших технологий и методов анализа фактов языка, принципов исследования лингвистических феноменов в рамках современных научных направлений и школ лингвистики.

Организация и планирование научных исследований (англ.)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать систему знаний и практических навыков для организации и проведения научных исследований. Дисциплина направлена на изучение процесса проведения научных исследований; выбора методов исследования, адекватных целям и задачам; требований к научной документации; тенденций и перспектив использования искусственного интеллекта в научных исследованиях; процесса коммерциализации результатов научных исследований.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Технологии научного исследования в филологии
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать представление о научной парадигме филологических исследований в контексте методологии современных научных направлений для проведения научного исследования. Учебный курс формирует методологическую основу филологического исследования. Дисциплина направлена на овладение инновационными, информационными и цифровыми технологиями, используемыми в филологических исследованиях.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Восточный литературный Ренессанс
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность характеризовать литературу Востока эпохи Ренессанса, чтобы провести литературоведческое исследование. Учебный курс формирует теоретическую базу понимания процесса развития литературы Востока в духовно-эстетическом плане. Дисциплина направлена на изучение путей развития жанров литературы Востока, идейного содержания произведений в контексте взаимовлияния и взаимодействия литератур Востока.

Гендерное литературоведение
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность проводить гендерные исследования в области литературоведения; выявлять социальные конфигурации «женского» и «мужского» в литературных текстах. Учебный курс формирует навыки анализа текста с точки зрения проявления в них маскулинности и феминности, мужских и женских стереотипов. Дисциплина направлена на изучение ключевых проблем и понятий гендерной теории, методики анализа текста.

Исследовательские технологии дискурса
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать функционирующие в социуме тексты из разных источников на основе правильно выбранного и корректно примененного концептуального и методологического аппарата лингвистики. Дисциплина направлена на изучение институционального дискурса как инструмента социальных практик; технологий дискурсного воздействия; стратегий воздействия на массовое сознание; языковых средств усиления воздействия.

Когнитивная лингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность проводить научное лингвистическое исследование с использованием приемов, методов и методик, принятых в современной лингвокогнитологии. Учебный курс формирует теоретическую основу понимания процесса концептуализации, вербализации концепта в русском языке; знакомит с базовыми концептами русской культуры, их структурой, методикой проведения концептуального анализа.

Коммуникативная лингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к эффективной письменной и устной коммуникации в различных ситуациях общения. Дисциплина направлена на изучение теоретических основ коммуникативной лингвистики; тактик и стратегий, способствующих достижению эффективности коммуникации; различных типов речевых актов; коммуникативных компонентов языка (физического, социального, психологического, физиологического, контекстуального).

Лингвистическая имиджелогия
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять традиционные и инновационные научные методики и технологии в прикладных филологических исследованиях. Учебный курс формирует теоретико-методологическое основание и инструментальную базу процесса формирования имиджа средствами языка и речи. Дисциплина направлена на изучение процесса диагностирования технологической программы создания речевого имиджа.

Мифопоэтика русской литературы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять мифопоэтический подход при исследовании произведений русской литературы. Учебный курс формирует навыки анализа и интерпретации мифологем и символов в художественном тексте. Дисциплина направлена на изучение мифа и его семиотики, мифа и мифопоэтики в современном литературоведении.

Новые направления внешней лингвистики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать концептуальное видение смены научной парадигмы лингвистики философскими идеями антропоцентризма. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу лингвистического исследования. Дисциплина направлена на изучение междисциплинарных направлений внешней лингвистики, их дифференциации по объектам научного исследования, методологии и метаязыку; разработку в формате проекта научно-методической концепции собственного магистерского исследования.

Семиотика художественного текста
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять практические методы и техники семиотики для анализа текста. Учебный курс формирует навыки анализа текста с точки зрения культурно-семиотического подхода. Дисциплина направлена на изучение коммуникативных систем и знаков, используемых в процессе общения (по Ю.М. Лотману), особенностей различных знаковых систем, их интерпретации, методики проведения семиотического анализа.

Философский дискурс модернизма
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность характеризовать философию и поэтику русского модернизма, чтобы проводить литературоведческое исследование. Учебный курс формирует теоретическую базу понимания места модернизма в истории литературы. Дисциплина направлена на изучение принципов и эстетических задач модернизма как нового искусства ХХ века; сопоставление концепций модернизма и классической литературы; проведение анализа произведений модернистов.

Художественный дискурс литературы русского зарубежья
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность оценивать многообразие видов художественного дискурса в литературе русского зарубежья, чтобы проводить литературоведческое исследование. Учебный курс формирует теоретико-методологические основы анализа форм авторского сознания выдающихся представителей русской эмиграции. Дисциплина направлена на изучение художественного дискурса литературы метрополии и русского зарубежья в сравнительно-сопоставительном аспекте, специфики художественного дискурса прозы старшего поколения русской эмиграции.

Юрислингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать навыки анализа правовых нормативных актов, юридических текстов в решения проблем на стыке языка и права. Будут рассмотрены темы: общая и профессиональная компетентность в процессе институциональной коммуникативной ситуации, юридический дискурс; юридический дискурс в конкретной ситуации, институциональные, информативные, аргументативные, перформативные, нарративные, суггестивные, персуазивные, интертекстуальные, конвенциональные критерии текстов.

Юрислингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование умения проводить лингвистический анализ юридических текстов (спорных, конфликтных текстов) с целью решения юридических задач. Учебный курс составляет методологическую основу изучения спорного текста. Предмет направлен на изучение жанровой связи спорного текста, его стилистических, индивидуально-авторских особенностей, на основании определения начала и причин возникновения правового конфликта.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.