Магистратура
Лингвистика

Лингвистика

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр филологических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ON1 Формулировать гипотезы, проблемы, цели и задачи научного исследования, анализировать лингвистические процессы и устанавливать причинно-следственные связи лингвистических процессов в условиях подготовки НИР.
ON2 Использовать понятийно-терминологический аппарат в собственной научно-исследовательской деятельности с учетом меняющих научных тенденций.
ON3 Использовать программное обеспечение в усвоении языков, демонстрировать навыки применения компьютерных программ и технологий в учебном процессе; конкретизировать цели и задачи обучения в соответствии с учебным процессом в условиях магистратуры; составлять учебно-методическую документацию для эффективного обеспечения учебного процесса.
ON4 Обучать языкам в условиях отсутствия полных данных и логично, четко излагать свои идеи и умозаключения как для специалистов, так и для аудитории, не имеющей соответствующей профессиональной лингвистической подготовки; определять специфику критериального оценивания учебных достижений обучаемых.
ON5 Осуществлять сбор, обработку и интерпретацию данных, полученных согласно процедуре лингвистического исследования; работать с достоверными источниками в области современной лингвистики.
ON6. Практиковать новые правила казахской грамматики, орфографии и графики в соврменных условиях взаимодействия языка и общества, определять наиболее эффективные сферы применения полученных знаний и способностей в зависимости от потребностей рынка труда.
ON7 Отстаивать собственные позиции и убеждать оппонентов, основываясь на валидных и достоверных результатах НИР; демонстрировать личностные качества и навыки, необходимые для успешного трудоустройства (владение языками, коммуникабельность, толерантность, общая и фунциональная грамотность, лидерские качества, работа в команде, написание доклада, выступления, владение компьютерными технологиями) и требующие проявления инициативы и личной ответственности в политической, образовательной, социально-культурной сферах
ON8 Осуществлять выборку наиболее эффективных компьютерных технологий, необходимых для осуществления самостоятельного научного анализа.
ON9 использовать новейшие достижения в области контрастивного описания языков и усвоения языков для адекватного качественного перевода научных текстов; организовать работу переводческих компаний, центров обучения языкам с применений новых педагогических технологий, административных методов управления;
ON10 Оценивать эффективность существующих программ обучения государственному языку, русскому языку и иностранным языкам в системе среднего, высшего и послевузовского образования РК в русле наблюдаемой языковой политики и языковой ситуации.
ON11 Делать лингвистическую экспертизу и проводить аналогии, анализ социально-экономического контекста, используя общие и частные методы анализа, моделирования и генерации информации.
ON12 Разрабатывать языковые корпусы казахского языка в сопоставлении с другими языковыми корпусами в зависисмости от сложности, системности, объема, языковых уровней, текстового материала.

Паспорт программы

Название
Лингвистика
Шифр
7M02307
Факультет
Филологический

дисциплины

Академический дискурс
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: изучение академического дискурса как сферы коммуникации, связанной со специфической сферой человеческой деятельности – получением и трансляцией научного знания В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: • анализировать различные типы дискурсов • выявлять языковые особенности академического дискурса • рассматривать академический дискурс в сфере казахстанского образования • описывать полиязычную языковю ситуацию в образовательной сфере При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: дискурс, дискурсивная лингвистика, академический дискурс, институциальность дискурса, текст

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, с целью общения в межкультурной, профессиональной и научной среде. Магистрант должен уметь интегрировать новую информацию, понимать организацию языков, взаимодействовать в социуме, отстаивать свою точку зрения.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины:  углубление общелингвистической подготовки, приобретение знаний по важнейшим проблемам теории и истории языка, развитие научного кругозора, выработка системы методологических знаний. Формирование умений анализа закономерностей развития лингвистического подхода к анализу языковых явлений, смены лингвистических подходов; анализ общенаучных и лингвистических предпосылок появления новых концепций в лингвистике; оценка нового подхода в истории лингвистических учений и ее достижений; теоретическое освещение основных проблем истории и философии научной деятельности в целом и в области языкознания в частности, представленные в различных лингвистических концепциях. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - концептуализировать и проектировать междисциплинарные знания о научных парадигмах общего языкознания с целью применения в учебной, учебно-исследовательской, научной деятельности; - применять и решать задачи, на основе целостного представления о научных парадигмах общего языкознания, возникающие в профессиональной деятельности; - воспроизводить лингвистические знания как систему логически взаимосвязанных научных представлений о языке; - выстраивать решение учебно-профессиональных задачи на основе системного использования гуманитарного знания (философии, социологии, политологии, психологии); - соотносить фундаментальные знания о чередовании научных парадигм в общем языкознании и методы филологического анализа при творческом решении проблемных задач и ситуаций. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: упорядочивание научно-лингвистических знаний необходимых для подготовки будущих специалистов-лингвистов, знакомство магистрантов с общетеоретическими проблемами мирового и отечественного языкознания, становлением, развитием и новыми направлениями лингвистики. Знание основных вех и определяющих направлений в истории и философии науки расширяет общей лингвистический кругозор магистрантов, развивает у них способность к сознательному изучению языковых факторов, помогает отличать новое от изжитого в теории и практике преподавания отечественного языка, способствует формированию лингвистических взглядов.

Компьютерная лингвистика
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – обучение информационным технологиям, предназначенных для лингвистических исследований. При изучении дисциплины рассматриваются вопросы обработки и анализа естественного языка, применения искусственнего интеллекта в лингвистике, разработки функциональных приложений, опирающихся на языковые данные, решения экспериментальных задач по теории языка.

Лингвистика и семиотика
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к осуществлению коммуникации в адекватном стиле устной и научной речи, овладеть навыками эффективной письменной и устной коммуникации, выстраивая стратегию общения и тактику речевого поведения в зависимости от интенций коммуникантов, ознакомить магистрантов с понятиями семиотики как науки о знаках и знаковых системах; дать представление о различных видах знаков, о взаимосвязи семиотики и лингвистики. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - понимать язык как один из видов знаковых систем, связь семиотики и лингвистики; - оперировать понятиями семиотика, знак, знаковые системы, классификация знаков, знаки – иконы, индексы, символы, функции языка, семиотика художественной литературы и др.; - классифицировать различные виды знаков; - апеллировать, выделять знаки в окружающем мире, в том числе в художественных текстах; - интерпретировать характеристики знаков; - создавать свои знаки, употреблять в речи этикетные знаки (речевые формулы). При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: расширение культурологической компетенции магистрантов, углубленную подготовку в сфере семиотики знакомство со знаковой природой языка (Ф.де Соссюр, Г. Фреге, Ч. Пирс, Ч. Моррис); развитие коммуникативных навыков и творческих способностей обучающихся (семантика, синтактика и прагматика); формирование устойчивого интереса к языкознанию, семиотике и культуре (различные типы знаков).

Лингвистические учения
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины  систематизировать, углубить и упорядочить в историко-хронологическом плане знания по истории науки о языке и о выдающихся представителях основных школ и направлений, показать историческую преемственность в решении лингвистических проблем, дать представление об основных современных научных школах, гипотезах и тенденциях развития языка. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - систематизировать периоды становления и развития отечественной и мировой языковедческой науки; - иллюстрировать обширные знания по важнейшим проблемам теории и истории языка; - продемонстрировать развитие научного кругозора и выработку методологического знания; - анализировать деятельность различных лингвистических школ и кружков; - соотносить исторические этапы формирования научного лингвистического знания; - реконструировать общенаучные и лингвистические предпосылки появления новых концепций в лингвистике; - критически подходить к различным теориям и концепциям лингвистики; - давать оценку различным лингвистическим школам и направлениям. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: общетеоретические проблемы мирового и отечественного языкознания; история Античного языкознания, эпоха Средневековья и Возрождения; сравнительно-историческое, типологическо и структурное языкознание; основные лингвистические школы (натуралистическое направление, неолингвизм, социолингвистика, младограмматизм, генеративная грамматика, трансформационная грамматика и др.); накопление знаний и формирование научных методов теоретического и прикладного языкознания.

Методы и приемы лингвистики
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: ознакомить магистрантов с методами и приемами лингвистики, апробация и использование различных методик и техник лингвистического анализа. Дисциплина направлена на формулирование и использование методов лингвистического анализа в соответствии с целью и задачами исследования.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: предоставить педагогические теории и практические стратегии для эффективного преподавания в высшем образовании, развития критического мышления и академических успехов. В курсе изучаются методы обучения, разработка учебных программ, методы оценки и стратегии управления аудиторией, которые готовят преподавателей к созданию инклюзивной и стимулирующей среды обучения.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Актуальные вопросы традиционной грамматики (НИИ)
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к пониманию структуры для описания структуры языка. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - знать теоретико-методологическую основу понимания традиционных описаний грамматики, формальные исследования грамматики; -понимать классификации слов в части речи, правила синтаксиса, описательные грамматики, управление правилами; - проводить различие между тем, что говорящий на языке знает неявным образом (и что можно назвать его компетенцией), и тем, что он делает (его употреблением языка); - объяснить способность говорящего к пониманию произвольного предложения на своем языке и к построению подходящего предложения в конкретной ситуации; - анализировать компетенцию говорящего-слушающего как систему правил, связывающих сигналы с семантическими интерпретациями этих сигналов; - уметь различать основные проблемы традиционной грамматики. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: изучается характерная особенность традиционной грамматики как направление пути исследования: от языка/ речи к выводам, от наблюдений над языковым/речевым материалом к обобщениям. Структурными свойствами в традиционной грамматике являются средства выражения и, следовательно, средствами выявления категориальной семантики.

Дискурсивная лингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать понимание принципов дискурсивной лингвистики В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - владеть навыками дискурсивного анализа, классификации и типов дискурса (политического, образовательного, рекламного, научного и т.д.); - изучить категории дискурса: тематическое, стилистическое, и структурное единство, относительная смысловая завершенность, адресативность, образ автора, интертекстуальная ориентация, социальнокультурная обусловленность коммуникации; - понимать совокупность логически последовательных предложений, находящихся в смысловой связи друг с другом; - рассмотреть лингво-когнитивные структуры дискурса; - анализировать структуры дискурса с учетом когнитивных особенностей коммуникантов (интенция, намерение); - различать основные категории и понятия дискурсивной лингвистики. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: исследование основных структур дискурсивной лингвистики: структуры идей, выражаемых в тексте; структуры мыслительных процессов говорящего; языковых структур, используемых говорящим; структуры речевой ситуации (отношение между говорящим и слушающим).

Историческая фонетика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность описывать звуковой состав языка в историческом аспекте. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - привить навыки исследования изменений в звуковой системе, анализ того, как происходили эти изменения, какие звуковые единицы предшествовали другим, как менялись чередования звуков в казахском языке; - анализировать звуковые стороны языка в ее развитии, последовательные изменения фонетических единиц и их признаков; - знать исторический состав и систему гласных фонем казахского языка; - знать исторический состав и систему согласных фонем казахского языка; - понимать просодические признаки исходной системы; - уметь анализировать фонетический состав языка. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: историческая фонетика казахского языка рассматривается со стороны функциональной и стилистической систем языка, которые оказали свое влияние на развитие казахской фонологической системы. Формирование звукового строя казахского языка изучается в аспекте противопоставления парадигматической системы с ее совокупностью различительных признаков синтагматической системе, в которой первоначально были сосредоточены все ведущие признаки гласных и согласных звуков.

Классическая филология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование лингвистической и историко-культурной базы для понимания процесса развития и функционирования современных языков; ознакомление с образцами древнеримской классической литературы, оказавшей исключительное влияние на развитие европейской культуры в ее важнейшие периоды. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - представлять компоненты и периодизацию классической филологии, научные методы современного антиковедения; владеть навыками интерпретации и комментария текстов на древних языках. - переводить латинские тексты на основе системного овладения латинской грамматикой; - интерпретировать крылатые выражения и афоризмы в контексте исторических условий; - определять и анализировать морфологические формы слов и видовременную систему латинского языка, выявлять синтаксические обороты; - анализировать языковые явления, сопоставлять их с соответствующими в русском, а также в изучаемых иностранных языках; анализировать исторические процессы развития латинского языка как основы современной терминологии; - на основе знаний парадигм спряжений и склонений проводить параллели с русским и иноязычным материалом и выявлять их генетическое родство; систематизировать знания о фонетических и морфологических особенностях латинского языка в хронологической и географической перспективе; - давать оценку значимым явлениям истории и культуры народов Древней Греции и Древнего Рима; аргументировать и определять мировое значение Римской эпохи в развитии мировой цивилизации; интерпретировать ключевые этапы истории латинского языка. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: грамматическая система латинского языка (фонетика, морфология, синтаксис); понятийный аппарат; овладение научной терминологией, сложившейся на основе греко-латинских словообразовательных элементов и др.

Классический язык
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать лингвистическую и историко-культурную базу для понимания процесса развития и функционирования современных языков. Дисциплина направлена на ознакомление с образцами древнеримской классической литературы, оказавшей исключительное влияние на развитие европейской культуры в ее важнейшие периоды.

Коммуникативная грамматика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к пониманию коммуникативного подхода к преподаванию грамматики. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - знать теоретико-методологическую основу понимания природы грамматических единиц, обладающих планом выражения и планом содержания; - анализировать грамматические формы и структуры как содержательные единицы, коммуникативных компетенций; - рассматривать значимые единицы языка в связи с коммуникативной деятельностью говорящего; - объяснить конкретный текст и каждую его составляющую, построить объяснительную модель грамматической системы; - выявить функционально-семантические особенности каждой грамматической единицы, понять функционально-семантические принципы организации грамматической системы языка; - различать основные коммуникативные актя. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: изучаются основные идеи коммуникативной грамматики: признание трёхмерности знака языкового (понимаемого как единство значения, формы и функции); введение понятия синтаксемы (синтаксической формы слова) как минимальной трёхмерной синтаксической единицы; введение понятия изосемии как отношения между семантическим разрядом лексемы и частеречным значением словоформы, оформляющей данную лексему; введение понятия синтаксического поля предложения, позволяющего разделить синтаксические структуры на: исходные (изосемические, центральные) и производные (модификации изосемические, периферийные); монопредикативные (простые, неосложнённые) и полипредикативные.

Контрастивная лингвистика и усвоение второго языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: обеспечить понимание проблем и усвоение методов контрастивного анализа и теории усвоения второго языка. Дисциплина направлена на применение и решение проблем гуманитаризации общества на основе контрастивной лингвистики и теории усвоения второго языка.

Латинский язык
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - обучить студентов терминологической латыни, функционирующей во всех науках, на базе латинской морфологии и греко-латинского лексического фонда; подготовить студентов к более продуктивному восприятию лекций по специальности, осознанному усвоению профессиональной терминологии.

Лингвокультурология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – ознакомить с основными постулатами лингвокультурологии, методами исследования, универсальной и культурно-специфической, духовной и материальной культурой этноса; изучить возможные пути исследования национальных ментально-лингвальных комплексов (эталоны, стереотипы, паремиологический фонд, национальные картины мира и др.), а также изучение проблемы репрезентации в языке всех слоев культурного концепта в диахронии и синхронии.

Макросоциолингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – дать теоретическое и методологическое обоснование взаимообусловленности социальных и языковых структур, рассматривая связи: язык-человек, язык-личность, язык-социум, язык-этнос, язык-нация, язык-государство. Дисциплина направлена на формирование способностей оценить состояние социальной науки в связи с происходящими экстралингвистическими процессами с целью применения их в практике описания собственных наблюдений по исследуемым темам в магистерских диссертациях.

Медиалингвистика (НИИ)
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к пониманию функционирования языка в медиасфере или современной массовой коммуникации, представленной печатными, аудиовизуальными и сетевыми медиа. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - знать основы дискурсного анализа СМИ; - разграничивать понятия язык газеты, радио, телевидения, медийное речеведение, речевое поведение, внеречевые и речевые факторы, фактура и жанры медиатекстов; - понимать динамику языковых процессов и функционально-стилистический статус медиаречи; - рассматривать основные типы медиатекстов, их структуру и динамику; - анализировать лингво-форматные признаки новостных, информационно-аналитических, публицистических, рекламных текстов, а также медиатексты в рамках межкультурной коммуникации; - знать основные понятия и категории медиалингвистики. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: изучаются основные разделы медиалингвистики: 1. Определение внутрилингвистического статуса языка СМИ; 2. Особенности функционально-стилевой классификации текстов; 3. Жанрово-видовая классификация; 4. Лингвостилистические особенности основных типов медиатекстов; 5. Экстралингвистические составляющие медиатекста; 6. Лингвомедийные технологии воздействия на индивидуальное и массовое сознание.

Методология лингвистического исследования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины  подготовка специалистов в области лингвистики, приобретение необходимых навыков для самостоятельной практической деятельности; получение представлений о принципах и методах научно-исследовательской работы, необходимых при последующем выполнении магистерской диссертации. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - обобщать основные компоненты и научные методы исследования современной лингвистики: отечественной и зарубежной; - ориентироваться и владеть навыками лингвистической интерпретации текстов; - анализировать источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении диссертации; - аннотировать, реферировать и излагать основное содержание текстов по специальности; - оперировать современной информационной и библиографической культурой; - владеть стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования; - давать оценку новейшим информационным технологиям, позволяющим магистранту расширить диапазон анализа эмпирических данных и повысить уровень валидности получаемых научных результатов; - аргументировать цели и задачи научного исследования, оценки актуальности проблемы магистерского исследования, определения объекта и предмета исследования; - проектировать результаты научных исследований в письменной форме, а также публичной защиты результатов; - интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельностии использовать в ходе решения профессиональных задач; - выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: - методология и методы филологических исследований; разработка аннотированной библиографии: основные правила и этапы; как избежать плагиата в исследовательском процессе. Поиск темы; сбор данных в филологии; этика и этикет в научных исследованиях; как написать статью? Вступление и выводы; как представить результаты ваших исследований?

Научная организация лингвистического исследования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у будущих специалистов системы знаний, навыков и компетенций для организации и проведения научных исследований. Систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование у магистрантов навыков ведения самостоятельной научной и исследовательской, проектной работы, умения картографирования и работы с библиографией и каталогами, применения методов научного исследования, различных методик и технологий В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - оперировать методами лингвистики, необходимыми для прикладного языкознания; - демонстрировать навыки применения методов в информационном пространстве для применения компьютерных программ и технологий; - применять полученные навыки для подготовки и проведения научных исследований; -выстраивать композицию научного исследования, выявлять общее и особенное в научной работе; -осуществлять научную коммуникацию, вести научный диалог, выступать перед аудиторией с презентацией и результатами научного исследования; -уметь анализировать и апробировать результаты научных исследований. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: в результате освоения содержания дисциплины магистрант должен знать: этапы научно-исследовательского процесса; основы методологии научного лингвистического исследования; роль научных исследований в развитии личности.

Национальный паремиологический фонд: генезис и прагматика (НИИ)
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность описывать паремиологический фонд языка как средство выражения ментальности народа. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - осознать паремии как отражение национального характера, ценностей и менталитета народа; - понимать источники культурно-значимой интепретации фразеологизмов; - анализировать паремий как культурные компоненты, передающие национальное самосознание; - рассматривать паремиологический состав языка, который позволяет глубже понять психологию и менталитет нации изучаемого языка; - анализировать и обобщить наиболее существенные концепции и взгляды на проблемы паремиологических единиц в современном тюркском языкознании; - понимать генезис и прагматику паремиологического фонда. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: пословичная картина мира как когнитивная структура в своей основе, на которую накладываются взаимодествующие с процессами когниции культурные, социальные, гендерные факторы. В паремиологичеком фонде языка выделяются основные концепты, соотнесенные с базовыми универсальными категориями, определяющими восприятие человеком мира и себя в мире. В паремиологической картине мира находит отражение отношение к результатам когниции - оценка и эмотивность. В паремиях проявляется менталитет народа, который можно назвать пословичным менталитетом. Пословичный менталитет слагается из устойчивых, глубинных черт народного менталитета.

Общая лингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: знакомство с универсальными и уникальными типологическими характеристиками языков на всех уровнях. Рассмотрение типологических характеристик конкретного языка, а также языковых подходов других типов типологических знаков, относящихся к конкретному языковому типу. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - обобщать основные компоненты и научные методы исследования современной типологической лингвистики; - ориентироваться и владеть навыками структурного и уровневого анализа конкретного языка и языкового типа; - демонстрировать и оперировать основными методами типологического языкознания; - составлять типологический паспорт языка; - устанавливать структурно и функционально сходные (изоморфные) и структурно различные (алломорфные) признаки, характеризующие системы обоих языков; - предвидеть характер трудностей в будущей профессиональной деятельности и способы их преодоления; - применять методику типологического изучения языков в самостоятельной научно-исследовательской и практической работе. - владеть стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: место современного типологического языкознания среди других направлений сопоставления языков: сравнительно-исторического и ареального языкознания; теоретические положения и современные методы типологических исследований; типологическая характеристика четырех типов языков: флективного, агглютинативного, изолирующего и инкорпорирующего; сопоставление родственных и неродственных языков; анализ конкретного языкового материала методами типологии.

Первый и второй язык: основы межкультурной коммуникации
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать коммуникативную и межкультурную компетенции в области профессионального английского языка и способствовать его дальнейшему совершенствованию, а также содействовать развитию «вторичной языковой личности» обучаемого как показателя его способности принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - показать культуру мышления, формулировать ее общие законы; - иллюстрировать способность к письменной и устной коммуникации; - уметь практически анализировать логики различного рода рассуждений; - демонстрировать навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики на иностранном языке; - применять на практике сформированную способность и готовность к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, уважению и принятию другого, к социальной мобильности; - толерантно аргументировать социальные и культурные различия; - интерпретировать знания, навыки и умения, позволяющие осуществлять вербальное и невербальное общение с носителями языка в соответствии с национально-культурными особенностями. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: история становления межкультурной коммуникации (МКК); культурный код  различия в особенностях культуры и общения у представителей различных народов, расовых и этнических групп (как язык, невербальные коды, мировоззрение, ролевые взаимоотношения, модели мышления); категории культуры по Э. Холлу и Г. Хофстеде; языковая картина мира; коммуникативная компетенция и др.

Политическая лингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – познакомить магистрантов с актуальным направлением языкознания – политической лингвистикой, установить методологический статус и онтологические характеристики политической лингвистики как научного направления; сформировать у обучающихся способность анализировать с лингвистической точки зрения политические действия. При изучении дисциплины рассматриваются проблемы мировой и казахстанской политической лингвистики с привлечением достижений истории и политологии.

Психология личности и общества и отражение в языке (НИИ)
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность описывать и анализировать взаимоотношение языка, мышления и сознания В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - выработать основу понимания природы языка как феномена психики; - анализировать отношения говорящего и слущающего, пишущего и читающего; - изучить принципов оформления и передачи знаний, языка как знаковой системы; - систематизировать понятия социальных коммуникаций, процессы развития речи и особенности функционирования; - анализировать на языковом материале ассоциативные связи и понятие ассоциативного поля; - различать основные понятия и категории психолинвистики. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности.

Рефлексивная лингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: рассмотреть концептуальные предпосылки, онтологию и методологию исследования рефлексии в языке, включая объект и предмет, исходные принципы, категориально-понятийный аппарат, методы анализа и единицы. Дисциплина направлена на оперирование рефлексивной лингвистики методологическим статусом.

Речевое общение
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина нацелена на овладение знаниями и умениями эффективного речевого воздействия и взаимодействия с целью формирования развитой коммуникативной личности, способной к продуктивному речевому общению. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: – демонстрировать системный и креативный, оригинальный подход и самостоятельность к решению сложных проблем соотношения языка и общества; - систематизировать представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия; - применять основные дискурсивные способы реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия); - систематизировать основные способы выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста; - моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: история становления и развитие; теоретические и практические аспекты речевой коммуникации; страноведческие и кросс-культурные сведения; основные принципы и постулаты успешной коммуникации; методы и приемы межкультурной и кросс-культурной коммуникации; нормы диалогической речи и др.

Структура и система языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: освоить основные положения структурной лингвистики с целью применения ее методов при лингвистическом анализе. Дисциплина направлена на систематизирование этапов развития структурной лингвистики, осуществление критического обзора теоретических положений структурной лингвистики.

Сущность, современные проблемы религиозного дискурса
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность описывать религиозный дискурс как особый вид институционального дискурса В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - характеристики религиозного дискурса, культовых действий, основанных на вере в существовании высшей силы; - совокупности речевых актов, которые используются в религиозной сфере; - языковых единиц ориентированных на приобщение человека к вере, совокупности речеактовых комплексов, сопровождающих процесс взаимодействия коммуникантов; - определить конститутивные признаки религиозного дискурса; выделить и охарактеризовать основные функции религиозного дискурса; - определить основные ценности религиозного дискура и описать базовые концепты религиозного дискурса; - отличать религиозный дискурс от других видов дискурса. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: религиозный дискурс представляет собой институциональное общение, целью которого является приобщение к вере или укрепление веры в Создателя, и характеризуется следующими конститутивными признаками: его содержанием являются священные тексты и их религиозная интерпретация, а также религиозные ритуалы. Функции религиозного дискурса распадаются на дискурсивные, характерные для любого типа дискурса, но получающие специфическую окраску в религиозном общении (репрезентативная, коммуникативная, апеллятивная, экспрессивная, фатическая и информативная), и институциональные, характерные только для данного типа общения (регулирующие существование религиозного сообщества, регулирующие отношения между его членами, регулирующие внутреннее мироощущение члена социума).

Теория и практика деловой коммуникации
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – изучение теории и практики деловых коммуникаций для обеспечения овладения магистрантами знаний и навыков профессиональной и эффективной деловой коммуникации, выстраивания конструктивных деловых отношений. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: организация и реализация деловой коммуникаций, культура делового общения; современные тенденции в развитии коммуникационных технологий в деловой сфере, современные системы управления коммуникациями.

Теория психолингвистики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины состоит в научно-теоретическом освещении проблем языка, речи и познавательных процессов, а также в более глубоком изучении способов передачи информации в речевой деятельности в связи с психическими процессами и их соотнесенностью с системой языка. При изучении дисциплины рассматриваются история и методология психолингвистики; связь языка и мышления, тенденции современной психолингвистики.

Теория языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: – освещение основных научных парадигм и направлений современной науки о языке в соответствии с общим теоретико-методологическим поступательным развитием научного познания. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - уметь критически оценивать и описывать роль и место научных парадигм общего языкознания в процессе становления и развития лингвистической науки; - понимать фундаментальные закономерности взаимодействия языка и мышления, языка и общества, языка и других семиотических систем, языка как коммуникативной системы; - идентифицировать различные периоды формирования парадигматических знаний. - обладать глубокими системными знаниями о происходящих в современном языкознании изменениях; - идентифицировать и свободно ориентироваться в научных парадигмах, школах и направлениях различных периодов формирования общего языкознания; - противопоставлять различные периоды формирования парадигматических знаний. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: закономерности развития лингвистики в общем процессе научного познания; основы эволюции лингвистических знаний; концептуально-терминологический аппарат научных парадигм общей лингвистики (дискурс-анализ, контент-анализ и др); принципы, постулаты и основных направлений (структурализм, постструктурализм); онтологические и эпистемологические основы и различные системы основных научных парадигм современной лингвистики и перспективы перехода к интегральной парадигме описания языка.

Этапы и процедура лингвистического исследования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины  подготовка специалистов в области лингвистики, приобретение необходимых навыков для самостоятельной практической деятельности; получение представлений о принципах и методах научно-исследовательской работы, необходимых при последующем выполнении магистерской диссертации. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: - обобщать основные компоненты и научные методы исследования современной лингвистики: отечественной и зарубежной; - ориентироваться и владеть навыками лингвистической интерпретации текстов; - анализировать источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении диссертации; - аннотировать, реферировать и излагать основное содержание текстов по специальности; - оперировать современной информационной и библиографической культурой; - владеть стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования; - давать оценку новейшим информационным технологиям, позволяющим магистранту расширить диапазон анализа эмпирических данных и повысить уровень валидности получаемых научных результатов; - аргументировать цели и задачи научного исследования, оценки актуальности проблемы магистерского исследования, определения объекта и предмета исследования; - проектировать результаты научных исследований в письменной форме, а также публичной защиты результатов; - интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельностии использовать в ходе решения профессиональных задач; - выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту. При изучении дисциплины рассматриваются следующие вопросы: - методология и методы филологических исследований; разработка аннотированной библиографии: основные правила и этапы; как избежать плагиата в исследовательском процессе. Поиск темы; сбор данных в филологии; этика и этикет в научных исследованиях; как написать статью? Вступление и выводы; как представить результаты ваших исследований?

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.