Магистратура
Библиотечные информационные системы

Библиотечные информационные системы

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр социальных наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

По завершении данной образовательной программы ожидается, что студенты будут способны:

ON1 Руководить библиотечным учреждением взаимодействуя со всеми структурными подразделениями, направлять их деятельность на развитие и совершенствование работы библиотеки с учетом социально-культурных приоритетов и современного уровня развития информационно-библиотечного дела. Анализировать основные тенденции исторического развития библиотечного дела регионов и зарубежных стран. Знать современное состояние и перспективы развития национальной библиографии и инновацию библиотечно-информационных процессов
ON2 Проводить исследования по оценке социально-культурной ситуации, условий и факторов, оказывающих воздействие на библиотеку и вызывающих необходимость в осуществлении изменений, обследование внутренней среды библиотеки, условий и факторов, препятсвующих и способствующих развитию ее деятельности. Применять приемы и методы сбора, хранения, обработки информации при составлении библиотечных каталогов, также организация и модернизация библиотечного фонда.
ON3 Оценивать эффективность деятельности библиотеки в целом (отдельной библиотеки, сети библиотек), изучение рынка новшеств, инновационного потенциала библиотечного дела. Освоение основных автоматизированных процессов, связанных со сбором, анализа, обработкой хранением, поиском, распространением информации с помощью современными вычислительными технологиями и на основе использования новых библиотечно-информационных инновации и телекоммуникаций необходимые для эффективного выполнения профессиональных задач.

ON4 Решать широкий круг задач, выходящих за рамки его профессиональной деятельности, способность интегрировать знания и справляться со сложными вопросами и формулировать суждения на основе ограниченной информации, работать в команде, сообщать свои выводы специалистам и не специалистам. Анализировать рекомендательные списки литературы, подготавливать и проводит устные обзоры литературы для пополнения информационного потока библиотек

ON5 Проводить исследования по оценке методики составления библиографических описании, указателей по различным отраслям науки и техники, культуры, литературы, медицины, сельского хозяйства решать широкий круг проблем по применению элементов библиографического описания подразделяющихся на обязательные и факультативные, формулировать качественные анализы для составления библиографического научно-справочного аппарата учитывая особенности собранного мтериала подготовки библиографических, методических материалов.

ON6 Оценивать эффективность деятельности применения международных стандартов библиографического описания для конкретной отрасли или теме, решать круг задач по качественному использованию набора правил библиографического описания, разработанный Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений, предназначенных для создания унифицированных библиографической деятельности в составе библиографий и библиотечных каталогов, охватывающих публикуемых ресурсов, документов, материалов любого типа.

ON7 Проводить исследования по организации открытого доступа к фондам библиотек для их разностороннего использования исследователями и читателями, выработать способность интегрировать знания, справляться со сложными вопросами создания оптимального условия доступа к фондам. Быть способным к критическому восприятию противоречивых идей, самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности к критическому анализу коррупционных явлений;

ON8 Исследовать возможности применения опыта зарубежных стран в области повышения качества обслуживания населения, пользователей и для максимального раскрытия имеющихся фондов библиотек для самостоятельного поиска, выбора необходимых документов. Использовать средства массовой информации и коммуникаций для передачи требуемой информации, быть способным работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения, идей.

ON9 Проводить исследования по возможностям организации социально-экономических оптимальных условии для удовлетворения информационных потребностей и реализации запросов потребителей, органов государственной власти, итд., образовательных и культурных организации. Анализировать социологические, психологические, маркетинговые исследования в области библиотечного дела; умение применять полученные знания для решений в условиях предпринимательской деятельности, проведения работы по экономике, анализу и управлению.

ON10 Проводить исследования по оценке роли медийного пространства, как источника различной информации, оценивать информационные данные печатных продукции и электронных средств массовой информации. Использовать современные методы в процессе комплектования фонда, документного ресурса в полиграфическом и электронном исполнении, вести техническую обработку, анализ документов поступающих в фонд; их учёт, размещение и расстановка, оптимальное формирование.
ON11 Разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий и внеаудиторной работы по библиотековедческим, библиографоведческим, книговедческим и информатизационным дисциплинам в организациях высшего и профессионального образования с применением новых образовательных технологий и методик обучения на основе их критического осмысления; проектирование и осуществление комплексных исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения;
ON12 Планировать и проводить качественные занятия в организациях высшего и профессионального образования с использованием традиционных, инновационных, интерактивных, личностно-ориентированных технологий и методов обучения; организовывать научно-исследовательскую, проектную и учебно-профессиональную деятельность обучающихся по программам магистратуры. Сформирование личности исследователя с высоким уровнем гуманитарной культуры, владеющего современной технологией организации педагогического процесса в высшей и профессиональной школе.

Паспорт программы

Название
Библиотечные информационные системы
Шифр
7M03206
Факультет
Истории

дисциплины

Библиотечные и информационные технологии
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Курс сформирует способность проектирования и работы с базами данных, интернет-технологиями, веб-сервисами, облочными вычислениями, компьютерными сетями и другими инструментами, созданием и поддержкой систем оценки и анализа баз данных и информационных массивов, управлением информационными ресурсами, применением современных технологий в области информационных услуг, планированием и созданием информационных продуктов, сотрудничеством с различными культурными учреждениями.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Квалиметрия библиотечно-информационной деятельности
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать способность изучать методы исследования и количественные расчеты для оценки эффективности разнообразных видов библиотечно-информационной деятельности, связанных с проектированием, созданием, эксплуатацией и требованием качественной продукции. Дисциплина направлена на изучение общих методологических основ квалиметрии, системного анализа для решения сложных задач измерения, обоснования и освоения методов получения достоверной квалиметрической информации.

Международные стандарты составления библиографического описания документов
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность применять международных и государственных стандартов в библиотечном деле и овладеть разной методикой составления библиографического описания документов. Дисциплина направлена на изучение организации функционирования различных видов библиографических описании, общих проблем подготовки и формирования библиографических документов, современные библиотечно-информационные технологии и руководства библиографической деятельностью библиотеки.

Организация и модернизация библиотечного фонда
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель сформировать способность применять теоретические основы библиотечного фондоведения и осваивание навыков у магистрантов, использование полученных знаний в создании фондов библиотек. Дисциплина направлена на изучение анализа видов документных ресурсов информационных служб, проблем модернизации библиотечного фонда, классифицирования и ориентирования в документопотоке профильной литературы.

Организация и планирование научных исследований (англ.)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить конкретные научные задачи и знать методы и приемы их решения для создания научной работы. Дисциплина изучает: формы и методы планирования, организации и оформления научных статей и диссертации; формы обобщения результатов научных исследований в презентациях, выступлениях, проектах, статьях.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Управление цифровыми ресурсами
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - выявить и теоретически обосновать способы обучения магистрантов к разностороннему поиску источников информации, их анализу, отбору и изучение типов классификации, информации по различным критериям. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу формирования и развитие профессиональных компетенций в организации научных исследований, планирования затрат на них и оценки их эффективности.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Библиотечная статистика и абсолютные показатели
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины использование количественных измерителей для познания закономерностей развития библиотечного дела, обосновать теоретико-методологическую основу формирования и развитие профессиональных компетенций, планирования затрат и оценки эффективности, изучение разработки систем показателей, характеризующих масштабы, темпы, пропорции развития библиотечной деятельности, создание методов расчета и взаимной увязки показателей и анализа факторов, обусловливающих основные тенденции развития.

Введение в управление знаниями
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса сформировать способность применять знания в области введения в различные концепции и теории, связанные с управлением знаниями. Анализируются теории и модели управления, проектирование знаниями, такими как, информатика, инструменты и технологии для управления знаниями, обзор проблем в управлении знаниями, системы управление контентом, корпоративные порталы, электронное обучение, системы документооборота, сохранение знаний.

Информационный менеджмент
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность создавать и использовать информационный менеджмент для улучшения работы библиотек и информационных служб, определить функции библиотечного информационного менеджмента, знать методы применения информационных технологии в общественной службе и в библиотечном менеджменте, анализировать связь направлений библиотечного менеджмента с целями и задачами, стоящими перед обществом.

Источники информации и сервис
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - освоение теоретико-методологических проблем сущности и специфики библиотечно-информационного обслуживания различных категорий читателей в библиотеках и информационных центрах различных типов, знаеть классификацию основных групп потребителей библиотечно-библиографической информации и особенности их информационных потребностей, глубокое освоение социологии и психологии чтения, понимание культуры чтения как способа духовного, культурного и информационного обогащения.

Методология библиотечной классификации информационных ресурсов
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – с помощю автоматизированных технологии сформировать знания по классификации и организации фондов, каталогов и картотек в массовых библиотеках всех систем и типов, а также использовать новые технологии в издательствах и книгоиздающих организациях, специальных учебных заведениях библиотечного профиля

Новые и развивающиеся технологии (ИТ)
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель - сформировать способность проектировать и применять различные новые и развивающиеся технологии, которые используются (или могут быть) в библиотечных и информационных науках и других областях. В процессе курса анализируются различные аспекты программного обеспечения с открытым исходным кодом (OSS), социальные сети, вики, блоги, мэшапы, новые технологии и концепции.

Основы библиотечной и информационной науки
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса формирование знания о информационной архитектуре, взаимодействии человека и компьютера, принципах и характеристиках подходов и методологий, имеющих отношение к исследованиям в этой области, поиске информации, науке о данных и лидерстве в области информационных технологий. Проектирования систем, ориентированных на пользователя, социально-технических концепций и удобства использования являются основными темами, обсуждаемыми в процессе курса.

Правовые аспекты использования информации
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса сформировать у магистрантов знания в области правовых аспектов авторского права (например, добросовестное использование, доктрина первой продажи) в контексте информационных услуг и создания контента, права интеллектуальной собственности на информационные услуги и формирование возможностей повторного использование средств массовой информации в 21 веке.

Правовые основы библиотечно-информационной деятельности
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - В результате обучения курса сформируются способности по применению системы действующего профильного законодательства, юридических норм и положений на практике в библиотечном деле, использования информационного пространства в рамках установленных законодательных актов и свободно ориентироваться в них.

Принципы лидерства и управления библиотечными и информационными службами
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – фиксирование знании магистрантов на теориях, принципах и практике руководства в этих организациях. Анализируются возможности и преимущества лидерство и чем оно отличается от управления, значимость профессионала в карьера по сравнению с ориентацией на работу, понимание личных сильных сторон и стилей управления, профессиональные ценности, ориентация на клиента, постоянное обучение, разнообразие.

Система менеджмента качества библиотеки
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формировать знания в области принципов и методов, научных основ, стандартов, нормативно-правовых документов систем менеджмента качества в сфере библиотечного дела, правильно спланировать все мероприятия по созданию и руководству систем качества и эффективно организовать их осуществление, уметь оценивать эффективность функционирования систем управления качеством и применять их в библиотечном деле.

Стратегии развития и методическая деятельность библиотечного дела
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность применять стратегии развития библиотечного дела в будущей профессии, дать знания в области современных основ принципов организации и функционирования библиотек. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу формирования и развитие профессиональных компетенций в организации научных исследований, планирования затрат на них и оценки их эффективности.

Стратегии развития и методическая деятельность библиотечного дела
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины сформировать способность применять стратегии развития библиотечного дела в будущей профессии, дать знания в области современных основ принципов организации и функционирования библиотек. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу формирования и развитие профессиональных компетенций в организации научных исследований, планирования затрат на них и оценки их эффективности.

Теоретико-методологические основы книговедения, библиотековедения и библиографоведения
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – углубленное изучение магистрантами базовых профессиональных знаний в области теории, методологии, организации библиотечной, библиографической, книгоиздательской и книготорговой деятельности. Важно осмысление особенностей методологии, формирование представлений о документально-информационной природе библиотечно-библиографической и книговедческой деятельности, осмысления места методологии в оригинальности и новизне исследования, ее взаимодействия с методологией других смежных дисциплин.

Электронные ресурсы и системы управления базами данных
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность свободно ориентироваться по различным направлениям науки и техники для качественного предоставления услуг читателям и пользователям различной информации по запрашиваемой тематике, разрабатывать стратегии и цели проектирования, критерии эффективности, проводить сравнительную оценку эффективности затрат на проекты по информатизации и автоматизации различных аспектов деятельности библиотеки.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.