Магистратура
Русский язык и литература (РУДН)

Русский язык и литература (РУДН)

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр педагогических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ОN1
- Презентовать научные теории в рамках современных научных лингвистических направлений (когнитология, лингвокультурология, лингвистика текста, лингвоконфликтология и др.);
- Демонстрировать глубокие знания о современном состоянии и тенденциях развития научного познания в области лингвистики.
- Объяснять интегративные процессы в системе научного знания, формирующего разные направления лингвистики.

ON2
- Интерпретировать и обобщать современное научное знание в области литературоведения в контексте ведущих направлении литературоведения (биографического, литературоведческого, сравнительного, морфологического, структурно-семантического, гендерного, когнитивного, рецептивной критики).
- Рассматривать художественные тексты как объекты исследования средствами новейших исследовательских технологий.
- Объяснять особенности научной концепции эстетической теории постмодернизма; интегративных методик исследования произведений постмодернизма.

ON3
-Презентовать перспективные тенденции в развитии педагогической и методической науки; современные методики преподавания русского языка и литературы; инновационные и интерактивные технологии и методики обучения филологическим дисциплинам в высшей школе.

ON4
- Использовать методологию исследования языкового и речевого материала в контексте различных направлений современной лингвистики;
- Находить технологические решения научной проблемы в новых и незнакомых контекстах;
- Использовать экспериментальные методики для анализа языковых процессов в различных сферах социума в рамках того или иного научного направления.

ON5
- Применять разные методы анализа и интерпретации художественных текстов в исследовательском процессе;
- формулировать проблемы и задачи научного исследования, выбирать соответствующую методологию, определять этапы исследования, оценивать и интерпретировать полученные результаты;
- критически оценивать существующие методики анализа применительно к исследованию литературных произведений постмодернизма.

ON6
- Системно представлять программы планирования, организации и практической реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по литературоведческим, лингвистическим и методическим дисциплинам в организациях высшего образования.

ON7
- Находить технологические решения научной проблемы в новых и незнакомых контекстах;
- Определять цели, задачи и методологию в самостоятельных научных исследованиях;
- Генерировать полученные научные знания в собственное научное исследование по языку или литературе.
- Формулировать проблемы и задачи научного исследования, выбирать соответствующую методологию, определять этапы исследования.

ON8
- Разрабатывать методическое портфолио для осуществления обучающей деятельности в бакалавриате во время педагогической практики;
- Объяснять содержание методического портфолио, вступать в дискуссию в процессе его обсуждения с целью аргументированной защиты.

ON9
- Интерпретировать современные научные знания при планировании и организации самостоятельных научных и научно-методических исследований.
- Интегрировать знания научных теории школ направлений в исследовательскую практику.


ON10
- Демонстрировать традиционные и инновационные образовательные методики и технологии преподавания литературоведческих и лингвистических дисциплин в высшей школе.
- Осуществлять самостоятельное научное исследование в области педагогической психологии, методики преподавания русского языка и литературы.

ON11
- Осуществлять научное исследование, оценивать и интерпретировать полученные результаты.
- Аргументированно представлять полученные результаты и выводы на научной презентации или защите.

ON12
- Генерировать новое знание, оригинально и творчески решать новые задачи профессиональной деятельности.
- Быть способным к рефлексии, объективной оценке своих достижений, к самостоятельному и автономному продолжению образования.

Паспорт программы

Название
Русский язык и литература (РУДН)
Шифр
7M01703
Факультет
Филологический

дисциплины

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, с целью общения в межкультурной, профессиональной и научной среде. Магистрант должен уметь интегрировать новую информацию, понимать организацию языков, взаимодействовать в социуме, отстаивать свою точку зрения.

Институциональный дискурс: технологии изучения
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – на основе научной информации о дискурсе обучить магистрантов различным методикам его исследования и экспертизы, выбору релевантных методик анализа, описанию алгоритмов его проведения. Программа курса реализуется в формате проектного исследования и обеспечивает сформированность способности к синтезированию и трансформации филологического знания для решения образовательных и профессиональных задач.

Информационные технологии
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель и задачи: синтаксиса и семантики языков программирования, основных моделей, подходов и приемов программирования; базовых конструкций языков программирования для записи алгоритмов, типов и структур данных; технологий проектирования и разработки программ. Содержание: проводить лексический анализ, синтаксический анализ, эффективной реализации программного обеспечения; использования нескольких параллельных вычислительных моделей и инструментов; Компетенции, осваиваемые в результате изучения модуля студент должен:знание: парадигм программирования, синтаксиса и семантики языков программирования, основных моделей, подходов и приемов программирования; владение: базовых конструкций языков программирования для записи алгоритмов, типов и структур данных; умение: строить эффективные алгоритмы и реализовывать их на различных языках программирования; проводить лексический анализ, синтаксический анализ, эффективной реализации программного обеспечения;

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование углубленного представления о современной философии как системе научного знания, включающего мировоззренческие проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Основные аспекты дисциплины включают вопросы эволюции и развития научного мышления, исторические моменты, вклад ученых и научных школ в формирование науки, этические и социальные аспекты научной деятельности.

Креативная лингвистика
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: - представить новое направление в современной лингвистике; - познакомить с особенностями лингвокреативного мышления и представить способы его реализации в творческих типах современной русской речи; - сформировать навыки анализа креативных явлений в текстах разного рода (разговорных, художественных. Медиатекстах). Данный курс даёт представление об окказиональных и потенциальных словах и формах, о языковой игре, языковой аномалии. По успешному завершению данной дисциплины магистранты должны быть способны: - собирать и анализировать современный языковой материал с использованием не только традиционных методов, но и современных информационных технологий; - представить собранный языковой («креативный») материал в виде презентаций. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Объем и задачи лингвистики креатива. Лингвокреативное мышление. Лингвокреативный, креативный, творческий. Лексема «креативный» в современном русском языке. Типы и функции лингвокреативного мышления. Понятие речетворчества. Творческие типы речи – зоны креативности. Языковое пространство интернета. Эстетическая функция языка. Реализация эстетической функции языка за пределами художественного текста. Языковая аномалия. Система и узус. Окказиональное и потенциальное в языке. Понятие языковых аномалий, их типы. Антиномия системы и узуса. Языковые аномалии в художественном тексте. Языковые аномалии за пределами художественного текста: медиатексты, разговорные тексты. Окказиональность и окказионализмы. Дифференциальные признаки окказионализмов. Признак функциональной одноразовости. Языковая игра, ее типы и функции. Понятие языковой игры. Определение языковой игры. Языковая игра и комическая функция. Языковая игра и острословие. Роль языковой игры в художественном тексте. Роль языковой игры в современных текстах СМИ. Типы языковой игры. «Полисемантика» в текстах СМИ как разновидность языковой игры

Лингвистическая экспертиза
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности решать прикладные задачи экспертной деятельности и лингвистической экспертизы как одной из разновидностей этой деятельности на основе научной методологии юридической лингвистики. По окончании учебного курса сформировать у магистрантов способности: - представлять лингвистическую экспертизу как разновидность экспертной деятельности в контексте теоретических принципов и положений юрислингвистики; - объяснять выбор техник и методик судебно-лингвистической экспертизы для решения экспертных задач; - формулировать экспертные задачи судебно-лингвистической экспертизы и осуществлять адекватный выбор её методик; - осуществлять судебно-лингвистическую экспертизу конфликтных текстов;

Методы и методология лингвистических исследований
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность описывать основные понятия методологии лингвистического исследования и применять их на практике. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу проведения исследований в соответствии с поставленными целями и задачами. Дисциплина направлена на изучение основ методологии, ее принципов, классификации и систематизации методов и приемов лингвистического анализа в соответствии с современными подходами.

Организация и планирование научных исследований
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность планировать и проводить научное исследование в области филологии на основе знания теоретико-методологических основ организации научно-исследовательской деятельности. Учебный курс формирует научно-исследовательскую культуру будущего специалиста. Дисциплина направлена на изучение методологии проведения научного исследования, современных методик, применяемых в филологии.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: предоставить педагогические теории и практические стратегии для эффективного преподавания в высшем образовании, развития критического мышления и академических успехов. В курсе изучаются методы обучения, разработка учебных программ, методы оценки и стратегии управления аудиторией, которые готовят преподавателей к созданию инклюзивной и стимулирующей среды обучения.

Планирование лингвистических исследований
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса - сформировать представление о формах планирования, методах и технологиях лингвистических исследований. В результате изучения дисциплины магистрант способен формулировать паспортные данные исследования (актуальность, цели, задачи, новизну и т.д.); определять этапы достижения цели исследования, обосновывать методологию каждого этапа лингвистического исследования, аргументированно представлять систему полученных результатов и включать их в контекст научного знания. По успешному завершению данной дисциплины студенты будут способны: 1. формулировать паспортные данные исследования (актуальность, цели, задачи, новизну и т.д.); 2. владеть технологиям информационного поиска 3. определять этапы достижения цели исследования; 4. обосновывать методологию каждого этапа лингвистического исследования; 5. аргументированно представлять систему полученных результатов; 6. включать их в контекст научного знания. 7. Проводить экспертизу плана научного исследования. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие аспекты: - внутренняя лингвистика и методы исследования (индукции и дедукции, реконструкции и др.); - внешняя лингвистика и методы исследования (верификация, доказательство, аргументация); - корпусные методы в лингвистике; - информационный поиск по учебному проекту исследования: библиотечные и электронные ресурсы; - систематизация, анализ исследовательского материала; - описание результатов исследования; - оформление текста проекта и его презентации.

Психологические проблемы интенсификации РКИ
  • Количество кредитов - 2
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание -

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Русская классическая проза: константы и вариации
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование способности описывать и оценивать научные интерпретации русской классики ХIХ века, для анализа и оценки важных теоретических положений и ключевых идей научных исследований, дискуссии и полемики о художественных текстах. Дисциплина направлена на изучение диалектики научных концепций, умение оценивать произведение в его современном звучании.

Русская философская проза 20-30 гг. ХХ века
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование у магистрантов фундаментальных знаний о русской философской прозе, основных этапах развития, особенностях поэтики и художественного своеобразия. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. концептуализировать традиции, динамику развития и этапы эволюции русской философской прозы указанного временного периода в контексте развития мировой литературы; 2. выделять и исследовать устойчивые жанрообразующие признаки, присущие философской прозе.

Структурно-семантические технологии лингвистического анализа
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность описывать основные методы и приемы лингвистического анализа и применять их на практике. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу проведения исследований с использованием технологий структурного метода, моделирования, трансформационного, семантического, контекстологического анализа. Дисциплина направлена на изучение: основ и принципов разработки данных технологий на материале трудов Ю.М. Лотмана, М.Н. Кожиной.

Философия и поэзия Серебряного века
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: – расширить знания магистрантов о сознании “серебряного века”, об искусстве, прежде всего, в связи с литературой; – помочь обучающимся лучше понимать значение, закономерности, ценности духовной жизни, классическое наследие; – приобщение магистрантов к богатствам русской и мировой классики; – изучение основных парадигм культуры конца XIX – начала XX веков, “природы” тематики, поэтики, доминировавшего пафоса в широком культурно-историческом контексте; – развитие эрудиции, культуры, эстетической потребности и способностей эстетического восприятия произведений искусства. По успешному завершению данной дисциплины магистранты должны быть способны: иметь представление о творчестве ведущих авторов «серебряного века»; получить общие знания о художественной парадигме «серебряного века»; уметь воспринимать литературные тексты в более широком культурном контексте и уметь самостоятельно воссоздавать этот контекст. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Рубеж веков как «переходная эпоха». Принципиальные изменения картины мира. Кризис философии позитивизма. Усиление мистических настроений. Апокалиптические мотивы. Размывание границ между жизнью и творчеством. Усиление роли искусства в процессе постижения мироздания. Проблематика жизнетворчества: В. Брюсов («Огненный ангел»), В. Соловьев (термин «теургия»), А. Блок и А. Белый, Н.С. Гумилев (посвящение к первому изданию «Романтических цветов»). «Серебряный век»: история понятия, проблемы периодизации. История возникновения понятия: возникшее в античности деление эпох в соответствии с драгоценными металлами: «золотой век», «серебряный век» и т.д. (Гесиод, Овидий). В русской литературе это деление было особенно востребовано: «золотой век» (пушкинская эпоха), «серебряный век». Поиски «автора» термина «серебряный век». «Серебряный век»: проблемы периодизации Проблема границ эпохи. Знакомство с различными вариантами выделения «начала» и «конца» «серебряного века»: непосредственные участники литературного процесса (В.В. Розанов, В. Вейдле, Н.А. Оцуп), советские литературоведы, современные исследователи.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Информационно-образовательные технологии в преподавании литературы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность описывать современные информационно-образовательные технологии в преподавании литературы в вузе. Учебный курс формирует методическую основу понимания потенциала информационных технологий в системе предметно-ориентированного креативного обучения литературе. Дисциплина направлена на изучение: интерактивные методы преподавания; интенсификация учебного процесса и мотивация обучающихся с помощью интернет-ресурсов, мульти-медийных пособий, электронных тренажеров.

Историческая стилистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное представление о функциональной стилистике русского литературного языка как результате его исторического развития в контексте особенностей его функционирования в социально-культурных средах различных временных срезах. По успешному завершению данной дисциплины магистранты должны быть способны: - знать историю формирования данной дисциплины; закономерности функционирования различных языковых единиц в текстах различных стилей; - владеть теоретическими научными сведениями об основных стилеобразующих чертах каждого функционального стиля; владеть основами методики стилистического анализа текста; - связывать теоретические сведения о стилистических ресурсах языка с практическим анализом языковых фактов; - выявлять различные стилистические ошибки в тексте и исправлять их; - составлять тексты различной стилевой, жанровой направленности; - вести самостоятельную работу в данной области лингвистики и др. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Историческая стилистика как особая филологическая дисциплина. История её становления. Предмет и задачи исторической стилистики. Связь стилистики русского языка с другими дисциплинами. Методы стилистического анализа. Основные понятия и категории стилистики: стилистическая окраска (эмоционально-экспрессивная и функционально-стилевая), стилистическое значение, стилистическое средство, речевая системность функционального стиля и др. Стилистическая структура языка. Стиль как основной предмет стилистики. Понятие стилистической парадигмы. Основные линии стилевого деления. Внешние (экстралингвистические) и внутренние факторы стилеобразования.

Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности в сфере языкознания
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины является формирование способностей создавать и коммерциализировать объекты интеллектуальной собственности в сфере языкознания. Дисциплина направлена на изучение системы управления интеллектуальной собственностью, определение порядка введения интеллектуального капитала как одного из основных ресурсов на основе современных методов и инструментов оценки.

Лингвистическая реализация коммуникативной функции языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание -

Лингводидактическая модель обучения студентов-филологов письменной научной речи
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса - формирование компетенций, необходимых магистрантам в процессе реализации образовательной программы, организации научно-исследовательской деятельности и адаптации в профессиональной среде. Содержание концептуально организовано на основе лингводидактической модели учебно-исследовательского проектирования. Методической доминантой определены технологии учебной ретрансляции научной речи, научной репрезентации, интерпретации и генерации нового знания.

Лингводидактические основы коммуникативного метода обучения в высшей школе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность объяснять и анализировать речевое высказывание как первичную коммуникативную единицу. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания текста как сферы реализации коммуникативной функции языка для применения в педагогической деятельности. Дисциплина направлена на изучение единиц коммуникативной ситуации, условий коммуникации, коммуникативных задач.

Литература Древнего Востока в вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и характеризовать литературу древнего Востока по текстам произведений, методическим трудам. Учебный курс формирует теоретическую базу понимания памятников литературы древнего Востока в аспекте преподавания в школе и вузе, методов изучения, для анализа, обобщения приемов и способов понимания и интерпретации. Дисциплина направлена на изучение образцов литературы древнего Востока, преподавания в школе и вузе.

Межкультурная коммуникация: стратегии и тактики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование способности описывать и оценивать специфику технологического обеспечения переговорного процесса в современном мультикультурном обществе. Дисциплина направлена на изучение современных методов исследования теории и практики межкультурной коммуникации в полиэтническом пространстве, модели коммуникации и коммуникативного акта, стратегий и тактик переговоров, манипулятивных технологий в переговорном процессе и противодействия им.

Методика преподавания русского языка в высшей школе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать методические знания, практические умения и навыки применения знаний в области преподавания русского языка, теоретически и практически подготовить к преподаванию методики русского языка в вузе. По успешному завершению курса магистранты должны быть способны: − демонстрировать знание нормативных оснований образовательного процесса и его практической организации, принципов и систем организации преподавания в вузе; − описывать новейшие направления и концепции в области методики преподавания русского языка в вузе.

Методика преподавания русской литературы в высшей школе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность описывать и применять современные методы преподавания литературы в вузе. Учебный курс формирует теоретико-методологические основы инновационного преподавания литературы. Дисциплина направлена на изучение: методологии, принципов, методов, приемов преподавания, обобщение, систематизацию современного вузовского опыта.

Русская литература зарубежья в вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – обозначить закономерности развития русской литературы зарубежья в вузовском преподавании дисциплины, выявить новые концепции ее изучения. Учебный курс формирует теоретико-методологические основы анализа идейно-эстетических и жанровых поисков представителей русской эмиграции, изучение творчества которых необходимо в практике преподавания русской литературы ХХ в.

Русская литература зарубежья в школе и вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – обозначить закономерности развития русской литературы зарубежья в школьном и вузовском преподавании дисциплины, выявить новые концепции ее изучения. Учебный курс формирует теоретико-методологические основы анализа идейно-эстетических и жанровых поисков представителей русской эмиграции, изучение творчества которых необходимо в практике преподавания русской литературы ХХ в. Дисциплина направлена на изучение: многообразия форм авторского сознания в сопоставительно-сравнительном аспекте; развитие навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом. По завершении данного модуля студенты должны быть способны: 1. определять, систематизировать и анализировать ведущие тенденции русской литературы зарубежья в рамках обновленной программы; 2. определять идейно-эстетические принципы выдающихся представителей русской литературы эмиграции; 3. классифицировать и систематизировать жанровые и стилевые новации; 4. дифференцировать разные виды художественного дискурса в контексте историко-культурной ситуации ХХ века; 5. вести квалифицированное обсуждение основных вопросов изучения русской литературы зарубежья в вузе и в школе; 6. классифицировать жанровые и стилевые новации в рамках разных литературных направлений и течений русской литературы эмиграции; 7. совершенствовать навыки публичных выступлений в условиях дискуссий; 8. овладеть различными способами презентации жанровых интерпретаций (литературные комментарии, аналитические эссе и др.). При изучении дисциплины студенты будут рассматривать следующие аспекты: - этапы формирования русской литературы зарубежья; -пути ее развития на протяжении ХХ в.; -соотнесенность с традициями русской литературы метрополии; -особенности жанровой системы творчества выдающихся представителей русской литературной эмиграции; -многоплановость художественного дискурса; -специфику форм авторского сознания в различных жанровых формах.

Русская литература Казахстана в вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность описывать и оценивать приемы интерпретации произведений современных казахстанских писателей на уроках литературы в рамках элективного курса в вузе. Учебный курс формирует навыки исследования поэтики художественного текста. Дисциплина направлена на изучение произведений современной казахстанской литературы с целью использования в дальнейшей педагогической деятельности.

Семиотика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: - ознакомить магистров со спецификой семиотики как науки, как средство паттернизации образа мира, как инструмент и феномен повседневного общения; - сформировать у слушателей представление о семантической структуре картины мира, проблемы структуры знака и интерпретации знакового текста, особенности семиозиса в сфере этногенеза и культурно-исторической деятельности народа; - ознакомить слушателей с центральными понятиями и терминами современной семиотики; - сформировать у магистров представление о семиотических аспектах социальной антропологии; - обучить методам семиотического анализа социокультурной среды. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: -толковать важнейшие знаки из сферы культуры; -демонстрируя определенный уровень профессиональной подготовки учителя-филолога и культуролога; -самостоятельно провести семантический анализ материала; -оперировать основными теоретическими понятиями курса; -использовать междисциплинарный подход к изучению гуманитарных и социально-экономических дисциплин. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Семиотика как наука: предмет, объект, функции, основные направления, тенденции развития. История семиотики как науки. Основные проблемы современной семиотики. Семиотические основы коммуникативной деятельности. Проблема знака как основная проблема семиотики. Типология знаковых систем. Содержание и структура знаковых систем. Семиотические системы в природе и обществе. Семиотические системы культуры. Язык как важнейшая знаковая система человеческой коммуникации.

Семиотические категории текста
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - освоить методы прочтения семиотически сложного художественного текста, - выявлять и интерпретировать знаки, относящиеся к основным текстовым категориям текста; - раскрывать и идентифицировать смыслы, заложенные автором, на основе семиотического анализа жанра текста, его структуры и элементов, а также широкого контекста; - демонстрировать методы семиотического исследования художественного текста; - дифференцировать отличительные признаки текста как семиотической системы. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: - Основы организации художественного текста; - Семиотический анализ жанрового своеобразия текста; - Признаки семиотического текста;

Теоретические и методические аспекты концептологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность критически анализировать основные положения концептологии, выбирать из них наиболее адекватные для проведения собственного исследования. Учебный курс формирует теоретическую основу понимания процесса концептуализации. Дисциплина направлена на изучение структуры концепта, методики анализа концепта.

Теория поэтического языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание -

Технологии и организация учебно-методической деятельности преподавателя литературы в вузе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистрантов целостного системного представления о технологиях и организации учебно-методической деятельности преподавателя литературы в вузе. По завершению курса магистранты будут способны: - описать основные технологии и формы учебно-методической деятельности преподавателя литературы в вузе; - классифицировать технологии учебно-методической деятельности преподавателя литературы в вузе.

Филология в системе современного гуманитарного знания: активные направления и перспективы языкознания 1,2 ур.
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование у магистрантов понимания связей современной филологии и гуманитарных наук, получение знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - обосновывать закономерность появления постмодернистских концепций в философии и новых научных направлений в филологии; - объяснять содержание новых научных направлений в современной филологии сменой философских концепций ; - использовать современную методологию научного познания для изучения текстов и различных форм коммуникации в контексте навых научных направлений филологии; -осуществлять филологические исследования, обоснованно и аргументированно описывать их результаты в виде научной статьи; - презентовать результаты научной общественности, отстаивать в дискуссии. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Новая философия языка: Кассирер, Хайдегер, Гадамер, Хабермас. Зарождение постмодернистских концепций интерпретации и понимания языка. Постмодернизм как новая философия современной филологии. Семиотика постмодернизма как источник ущербности его моделей. Системная модель знака (пятиугольник Г.П.Мельникова) как когнитивная концепция. Теория систем как антитеза постмодернистской методологии. Ризома, ацентризм как показатели состояния системы. Псевдофилологическая и псевдолингвистическая научная мифология. Дискурс, концепт, политическая лингвистика, лингвистическая конфликтология. Современные проблемы и области прикладного применения психо- и социолингвистики; языковая политика, двуязычие, диглоссия, билигвизм. Математическая лингвистика, математические модели языка, моделирование искусственного интеллекта.

Филология в системе современного гуманитарного знания: методология современных литературных исследований
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание -

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Исследовательская практика
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Теоретические основы научно-исследовательской работы. Современные методы и приемы в филологических исследованиях. Разработка научных и прикладных проектов в области лингвистики и литературоведения. Правила формирования учебно-методической литературы. Интепретация результатов научного исследования.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.