Магистратура
Русская филология

Русская филология

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр филологических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

По завершении данной образовательной программы ожидается, что магистранты будут способны:
РО1 Демонстрировать системное понимание основных этапов истории и философии науки в контексте всемирного и евразийского исторического процесса. Объяснять теоретико-методологические принципы, понятийно-терминологический аппарат гносеологии, педагогики, психологии в рамках современных научных парадигм. Определять роль философии в общенаучной картине мира. Определять актуальные проблемы системы образования в целом и педагогической науки в частности. Объяснять сущность и особенности деятельности преподавателя вуза.
РО2 Осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе психолого-педагогических знаний педагогики высшей школы. Критически оценивать методы организации учебно-воспитательного процесса.
РО3 Проводить научное исследование в рамках современных парадигм языкознания. Критически оценивать новейшие концепции и теории в области языкознания. Исследовать факты языка, учитывая интегративные процессы в системе научного знания, формирующего разные направления внешней лингвистики: когнитивную лингвистику, лингвокультурологию, лингвистику текста, Интернет-лингвистику, лингвоконфликтологию, гендерную лингвистику, юрислингвистику и др.
РО4 Проводить научное исследование в рамках современных парадигм литературоведения. Критически оценивать новейшие концепции и теории в области литературоведения. Исследовать факты литературы в контексте ведущих направлений литературоведения: биографического, сравнительного, морфологического, структурно-семантического, гендерного, когнитивного литературоведения, рецептивной критики.
РО5 Выстраивать новое знание на основе принципов, законов и категорий философии науки, психологии и педагогики в процессе решения учебно-профессиональных и научно-исследовательских задач. Свободно владеть русским и иностранным языком в качестве средства профессионального общения.
РО6 Выстраивать программу собственного научного исследования в области языка и литературы. Планировать комплексное научное исследование. Интерпретировать основные принципы методологии научного исследования, применять их в разработке учебно-исследовательских проектов. Оформлять результаты научного исследования в виде научных отчетов, аналитических обзоров, аннотаций, рефератов-обзоров, научных статей и т.п.
РО7 Использовать методологию исследования языкового и речевого материала в контексте различных направлений современной лингвистики. Использовать новейшие методики и приемы анализа языковых фактов в научно-исследовательской деятельности: контент-анализ, логико-смысловое моделирование, трансформационный анализ, статистический анализ, психолингвистические и социолингвистические методы анализа. Использовать экспериментальные методики для анализа языковых процессов в различных сферах социума в рамках того или иного научного направления. Эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии.
РО8 Формулировать проблемы и задачи литературоведческого исследования, выбирать соответствующую методологию, определять этапы исследования, оценивать и интерпретировать полученные результаты. Критически оценивать существующие методики анализа применительно к исследованию литературных произведений. Использовать новейшие методики и приемы анализа художественного текста: внутритекстовый (имманентный) и контекстуальный анализ; биографический, психологический, психоаналитический, архетипический, феноменологический; формальный, структурный; культурно-исторический, сравнительный, сравнительно-исторический, социологический, мифопоэтический, мотивный, интертекстуальный; герменевтический.
РО9 Демонстрировать самостоятельность и оригинальный подход при решении научных проблем, учитывая принципы философии науки. Выстраивать новые научные факты в области педагогики, психологии в контексте гуманитарного знания.
РО10 Генерировать новое знание в области языкознания. Находить технологические решения лингвистических проблем в новых и незнакомых контекстах. Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс по лингвистическим проблемам с целью описания и анализа современных исследовательских подходов.
РО11 Генерировать новое знание в области литературоведения. Находить технологические решения литературоведческих проблем в новых и незнакомых контекстах. Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс по литературоведческим проблемам с целью описания и анализа современных исследовательских подходов.
РО12 Быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения актуальных проблем языкознания и литературоведения. Корректировать форму и тактику речевого поведения в соответствии с интересами, уровнем подготовленности и настроением адресата, находить наиболее эффективные приемы речевого взаимодействия.

Паспорт программы

Название
Русская филология
Шифр
7M02315
Факультет
Филологический

дисциплины

Герменевтика художественного текста
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность работать с текстами разных стилей и жанров: объективно толковать и интерпретировать их. Учебный курс формирует навыки создания комментария к анализируемому тексту, выявлению его «темных мест», навыки понимания устной речи и текстов сетевого общения. Дисциплина направлена на изучение процесса текстопорождения, процесса понимания текста, герменевтических процедур понимания, соотношения понятий «текст - смысл».

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, с целью общения в межкультурной, профессиональной и научной среде. Магистрант должен уметь интегрировать новую информацию, понимать организацию языков, взаимодействовать в социуме, отстаивать свою точку зрения.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование углубленного представления о современной философии как системе научного знания, включающего мировоззренческие проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Основные аспекты дисциплины включают вопросы эволюции и развития научного мышления, исторические моменты, вклад ученых и научных школ в формирование науки, этические и социальные аспекты научной деятельности.

Лингвистика текста
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность определять основные признаки текста, классифицировать тексты, осуществлять анализ текста, объяснять механизмы порождения текста. Дисциплина направлена на изучения основных понятии лингвистики текста, основныех признаков текста (информативность, структурность, цельность, связность, интегративность, регулятивность, завершенность), структуру текста: уровни и единицы, функционально-семантические типы текста (описание, повествование, рассуждение).

Новые парадигмы литературоведения
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность критически оценивать теоретические основы полипарадигмального подхода к языку и литературе, чтобы применить их к научному исследованию. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу лингвистического и литературоведческого исследования. Дисциплина направлена на изучение новейших технологий и методов анализа фактов языка и литературы, принципов исследования лингвистических и литературных феноменов в рамках современных научных направлений и школ филологической науки.

Новые парадигмы языкознания
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность критически оценивать теоретические основы антропоцентрического полипарадигмального языкознания, чтобы применить их к научному исследованию. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу лингвистического исследования. Дисциплина направлена на изучение новейших технологий и методов анализа фактов языка, принципов исследования лингвистических феноменов в рамках современных научных направлений и школ лингвистики.

Организация и планирование научных исследований
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность планировать и проводить научное исследование в области филологии на основе знания теоретико-методологических основ организации научно-исследовательской деятельности. Учебный курс формирует научно-исследовательскую культуру будущего специалиста. Дисциплина направлена на изучение методологии проведения научного исследования, современных методик, применяемых в филологии.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: предоставить педагогические теории и практические стратегии для эффективного преподавания в высшем образовании, развития критического мышления и академических успехов. В курсе изучаются методы обучения, разработка учебных программ, методы оценки и стратегии управления аудиторией, которые готовят преподавателей к созданию инклюзивной и стимулирующей среды обучения.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Технологии научного исследования в филологии
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать представление о научной парадигме филологических исследований в контексте методологии современных научных направлений для проведения научного исследования. Учебный курс формирует методологическую основу филологического исследования. Дисциплина направлена на овладение инновационными, информационными и цифровыми технологиями, используемыми в филологических исследованиях.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Восточный литературный Ренессанс
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать литературу Востока эпохи Ренессанса, чтобы провести литературоведческое исследование. Учебный курс формирует теоретическую базу понимания развития литературы Востока в духовно-эстетическом плане. Дисциплина направлена на изучение путей развития жанров литературы Востока, идейного содержания произведений в контексте взаимовлияния и взаимодействия литератур Востока.

Гендерное литературоведение
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать проблемы гендерных исследований, методики использования гендерного знания для проведения исследовательской работы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу гендерных исследований в литературоведении. Дисциплина направлена на изучение феминистического движения и становления гендерных исследований, ключевых проблем, понятий и терминов гендерной теории.

Исследовательские технологии дискурса
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способности синтезирования и трансформации лингвистического знания для анализа функционирующих в социуме текстов на основе правильно выбранного и корректно примененного концептуального и методологического аппарата. Дисциплина направлена на изучения этапов становления дискурсивного направления в лингвистике: Французская школа, Голландская школа, Российская школа, типологию дискурса: разные основания классификации.

Когнитивная лингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность критически анализировать основные положения когнитивной лингвистики, выбирать из них наиболее адекватные для проведения собственного исследования. Учебный курс формирует теоретическую основу понимания процесса концептуализации, вербализации концепта в русском языке. Дисциплина направлена на изучение структуры концепта, методики анализа концепта.

Коммуникативная лингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность объяснять особенности изучения языка с позиции коммуникативной лингвистики для осуществления соответствующего анализа и оценки речевых произведений. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - объяснять статус коммуникативной лингвистики в системе лингвистических дисциплин; - описывать теоретические основы коммуникативной лингвистики.

Лингвистическая имиджелогия
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - решение прикладных филологических задач, формирование умения создавать и корректировать текст с учетом речевого образа, создание голосовых портретов, диагностика технологических программ, создания речевого образа. Учебный курс формирует теоретико-методическую базу и инструментальную основу процесса формирования образа посредством языка и речи.

Мифопоэтика русской литературы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность применять мифопоэтичесий подход при исследовании произведений русской литературы. Учебный курс формирует навыки анализа и интерпретации мифологем и символов в художественном тексте. Дисциплина направлена на изучение мифа и его семиотики, мифа и мифопоэтики в современном литературоведении. Структурно-семиотические исследования мифа: К. Леви-Стросс и Р. Якобсон, Ю. Лотман, Б. Успенский, В. Иванов, В. Топоров.

Новые направления внешней лингвистики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать концептуальное видение смены научной парадигмы лингвистики философскими идеями антропоцентризма, чтобы на этой методологической основе проводить лингвистическое исследование. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу лингвистического исследования. Дисциплина направлена на изучение междисциплинарных направлений внешней лингвистики, их дифференциации по объектам научного исследования, методологии и метаязыку.

Семиотика художественного текста
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность применять практические методы и техники семиотики для анализа текста с целью его эффективного устного/письменного продуцирования. Учебный курс формирует навыки анализа текста с точки зрения культурно-семиотического подхода. Дисциплина направлена на изучение коммуникативных систем и знаков, используемых в процессе общения (по Ю.М. Лотману), особенностей различных знаковых систем, их интерпретации, методики проведения семиотического анализа художественного текста.

Философский дискурс модернизма
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность характеризовать философию и поэтику русского модернизма, чтобы проводить литературоведческое исследование. Учебный курс формирует теоретическую базу понимания места модернизма в истории литературы. Дисциплина направлена на изучение принципов и эстетических задач модернизма как нового искусства ХХ века; сопоставление концепций модернизма и классической литературы; проведение анализа произведений модернистов.

Художественный дискурс литературы русского зарубежья
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность определять и оценивать многообразие видов художественного дискурса в литературе русского зарубежья с учетом своеобразия историко-культурной ситуации ХХ века. Дисциплина направлена на изучения многоплановость системы жанров и дискурса литературы русского зарубежья, методологические аспекты анализа художественного дискурса литературы метрополии и русского зарубежья в сравнительно-сопоставительном аспекте.

Юрислингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование умения проводить лингвистический анализ юридических текстов (спорных, конфликтных текстов) с целью решения юридических задач. Учебный курс составляет методологическую основу изучения спорного текста. Предмет направлен на изучение жанровой связи спорного текста, его стилистических, индивидуально-авторских особенностей, на основании определения начала и причин возникновения правового конфликта.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская практика
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Теоретические основы научно-исследовательской работы. Современные методы и приемы в филологических исследованиях. Разработка научных и прикладных проектов в области лингвистики и литературоведения. Правила формирования учебно-методической литературы. Интепретация результатов научного исследования.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.