Магистратура
Русская филология

Русская филология

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр филологических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

По завершении данной образовательной программы ожидается, что магистранты будут способны:
РО1 Демонстрировать системное понимание основных этапов истории и философии науки в контексте всемирного и евразийского исторического процесса. Объяснять теоретико-методологические принципы, понятийно-терминологический аппарат гносеологии, педагогики, психологии в рамках современных научных парадигм. Определять роль философии в общенаучной картине мира. Определять актуальные проблемы системы образования в целом и педагогической науки в частности. Объяснять сущность и особенности деятельности преподавателя вуза.
РО2 Осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе психолого-педагогических знаний педагогики высшей школы. Критически оценивать методы организации учебно-воспитательного процесса.
РО3 Проводить научное исследование в рамках современных парадигм языкознания. Критически оценивать новейшие концепции и теории в области языкознания. Исследовать факты языка, учитывая интегративные процессы в системе научного знания, формирующего разные направления внешней лингвистики: когнитивную лингвистику, лингвокультурологию, лингвистику текста, Интернет-лингвистику, лингвоконфликтологию, гендерную лингвистику, юрислингвистику и др.
РО4 Проводить научное исследование в рамках современных парадигм литературоведения. Критически оценивать новейшие концепции и теории в области литературоведения. Исследовать факты литературы в контексте ведущих направлений литературоведения: биографического, сравнительного, морфологического, структурно-семантического, гендерного, когнитивного литературоведения, рецептивной критики.
РО5 Выстраивать новое знание на основе принципов, законов и категорий философии науки, психологии и педагогики в процессе решения учебно-профессиональных и научно-исследовательских задач. Свободно владеть русским и иностранным языком в качестве средства профессионального общения.
РО6 Выстраивать программу собственного научного исследования в области языка и литературы. Планировать комплексное научное исследование. Интерпретировать основные принципы методологии научного исследования, применять их в разработке учебно-исследовательских проектов. Оформлять результаты научного исследования в виде научных отчетов, аналитических обзоров, аннотаций, рефератов-обзоров, научных статей и т.п.
РО7 Использовать методологию исследования языкового и речевого материала в контексте различных направлений современной лингвистики. Использовать новейшие методики и приемы анализа языковых фактов в научно-исследовательской деятельности: контент-анализ, логико-смысловое моделирование, трансформационный анализ, статистический анализ, психолингвистические и социолингвистические методы анализа. Использовать экспериментальные методики для анализа языковых процессов в различных сферах социума в рамках того или иного научного направления. Эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии.
РО8 Формулировать проблемы и задачи литературоведческого исследования, выбирать соответствующую методологию, определять этапы исследования, оценивать и интерпретировать полученные результаты. Критически оценивать существующие методики анализа применительно к исследованию литературных произведений. Использовать новейшие методики и приемы анализа художественного текста: внутритекстовый (имманентный) и контекстуальный анализ; биографический, психологический, психоаналитический, архетипический, феноменологический; формальный, структурный; культурно-исторический, сравнительный, сравнительно-исторический, социологический, мифопоэтический, мотивный, интертекстуальный; герменевтический.
РО9 Демонстрировать самостоятельность и оригинальный подход при решении научных проблем, учитывая принципы философии науки. Выстраивать новые научные факты в области педагогики, психологии в контексте гуманитарного знания.
РО10 Генерировать новое знание в области языкознания. Находить технологические решения лингвистических проблем в новых и незнакомых контекстах. Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс по лингвистическим проблемам с целью описания и анализа современных исследовательских подходов.
РО11 Генерировать новое знание в области литературоведения. Находить технологические решения литературоведческих проблем в новых и незнакомых контекстах. Интегрировать междисциплинарные знания в исследовательский процесс по литературоведческим проблемам с целью описания и анализа современных исследовательских подходов.
РО12 Быть готовым к корректному и толерантному взаимодействию в обществе, к социальному взаимодействию и сотрудничеству для решения актуальных проблем языкознания и литературоведения. Корректировать форму и тактику речевого поведения в соответствии с интересами, уровнем подготовленности и настроением адресата, находить наиболее эффективные приемы речевого взаимодействия.

Паспорт программы

Название
Русская филология
Шифр
7M02315
Факультет
Филологический

дисциплины

Герменевтика художественного текста
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность работать с текстами разных стилей и жанров, объективно толковать и интерпретировать их. Дисциплина направлена на изучение соотношения понятий «текст - смысл», процесса текстопорождения, различение процессов понимания и интерпретации текста, герменевтических процедур понимания, методики проведения герменевтического анализа.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Лингвистика текста
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность создавать различные функционально-семантические типы текстов на основе знаний законов и механизмов построения связного текста. Дисциплина направлена на изучение основных понятий лингвистики текста, признаков текста, его смысловых категорий и коммуникативно-прагматической стороны, структуры текста, функционально-семантических типов текста (описание, повествование, рассуждение).

Новые парадигмы литературоведения
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность проводить литературоведческие исследования в рамках новых научных парадигм знания. Дисциплина направлена на изучение новейших технологий и методов анализа художественного произведения с позиций рецептивной эстетики, нарратологии, герменевтики текста, семиотики и постструктурализма. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу литературоведческого исследования.

Новые парадигмы языкознания
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность проводить лингвистическое исследование в рамках антропоцентрической парадигмы знания. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу лингвистического исследования. Дисциплина направлена на изучение новейших технологий и методов анализа фактов языка, принципов исследования лингвистических феноменов в рамках современных научных направлений и школ лингвистики.

Организация и планирование научных исследований
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: Сформировать способность планировать и проводить научное исследование в области филологии на основе знания теоретико-методологических основ организации научно-исследовательской деятельности. Учебный курс формирует научно-исследовательскую культуру будущего специалиста. Дисциплина направлена на изучение методологии проведения научного исследования, современных методик, применяемых в филологии.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Технологии научного исследования в филологии
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать представление о научной парадигме филологических исследований в контексте методологии современных научных направлений для проведения научного исследования. Учебный курс формирует методологическую основу филологического исследования. Дисциплина направлена на овладение инновационными, информационными и цифровыми технологиями, используемыми в филологических исследованиях.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Восточный литературный Ренессанс
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность характеризовать литературу Востока эпохи Ренессанса, чтобы провести литературоведческое исследование. Учебный курс формирует теоретическую базу понимания процесса развития литературы Востока в духовно-эстетическом плане. Дисциплина направлена на изучение путей развития жанров литературы Востока, идейного содержания произведений в контексте взаимовлияния и взаимодействия литератур Востока.

Гендерное литературоведение
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность проводить гендерные исследования в области литературоведения; выявлять социальные конфигурации «женского» и «мужского» в литературных текстах. Учебный курс формирует навыки анализа текста с точки зрения проявления в них маскулинности и феминности, мужских и женских стереотипов. Дисциплина направлена на изучение ключевых проблем и понятий гендерной теории, методики анализа текста.

Исследовательские технологии дискурса
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность анализировать функционирующие в социуме тексты из разных источников на основе правильно выбранного и корректно примененного концептуального и методологического аппарата лингвистики. Дисциплина направлена на изучение институционального дискурса как инструмента социальных практик; технологий дискурсного воздействия; стратегий воздействия на массовое сознание; языковых средств усиления воздействия.

Когнитивная лингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность критически анализировать основные положения когнитивной лингвистики, выбирать из них наиболее адекватные для проведения собственного исследования. Учебный курс формирует теоретическую основу понимания процесса концептуализации, вербализации концепта в русском языке. Дисциплина направлена на изучение структуры концепта, методики анализа концепта.

Коммуникативная лингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к эффективной письменной и устной коммуникации в различных ситуациях общения. Дисциплина направлена на изучение теоретических основ коммуникативной лингвистики; тактик и стратегий, способствующих достижению эффективности коммуникации; различных типов речевых актов; коммуникативных компонентов языка (физического, социального, психологического, физиологического, контекстуального).

Лингвистическая имиджелогия
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять традиционные и инновационные научные методики и технологии в прикладных филологических исследованиях. Учебный курс формирует теоретико-методологическое основание и инструментальную базу процесса формирования имиджа средствами языка и речи. Дисциплина направлена на изучение процесса диагностирования технологической программы создания речевого имиджа.

Мифопоэтика русской литературы
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять мифопоэтический подход при исследовании произведений русской литературы. Учебный курс формирует навыки анализа и интерпретации мифологем и символов в художественном тексте. Дисциплина направлена на изучение мифа и его семиотики, мифа и мифопоэтики в современном литературоведении.

Новые направления внешней лингвистики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать концептуальное видение смены научной парадигмы лингвистики философскими идеями антропоцентризма. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу лингвистического исследования. Дисциплина направлена на изучение междисциплинарных направлений внешней лингвистики, их дифференциации по объектам научного исследования, методологии и метаязыку; разработку в формате проекта научно-методической концепции собственного магистерского исследования.

Семиотика художественного текста
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять практические методы и техники семиотики для анализа текста. Учебный курс формирует навыки анализа текста с точки зрения культурно-семиотического подхода. Дисциплина направлена на изучение коммуникативных систем и знаков, используемых в процессе общения (по Ю.М. Лотману), особенностей различных знаковых систем, их интерпретации, методики проведения семиотического анализа.

Философский дискурс модернизма
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность характеризовать философию и поэтику русского модернизма, чтобы проводить литературоведческое исследование. Учебный курс формирует теоретическую базу понимания места модернизма в истории литературы. Дисциплина направлена на изучение принципов и эстетических задач модернизма как нового искусства ХХ века; сопоставление концепций модернизма и классической литературы; проведение анализа произведений модернистов.

Художественный дискурс литературы русского зарубежья
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность определять и оценивать многообразие видов художественного дискурса в литературе русского зарубежья с учетом своеобразия историко-культурной ситуации ХХ века. Дисциплина направлена на изучения многоплановость системы жанров и дискурса литературы русского зарубежья, методологические аспекты анализа художественного дискурса литературы метрополии и русского зарубежья в сравнительно-сопоставительном аспекте.

Юрислингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование умения проводить лингвистический анализ юридических текстов (спорных, конфликтных текстов) с целью решения юридических задач. Учебный курс составляет методологическую основу изучения спорного текста. Предмет направлен на изучение жанровой связи спорного текста, его стилистических, индивидуально-авторских особенностей, на основании определения начала и причин возникновения правового конфликта.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская практика
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Теоретические основы научно-исследовательской работы. Современные методы и приемы в филологических исследованиях. Разработка научных и прикладных проектов в области лингвистики и литературоведения. Правила формирования учебно-методической литературы. Интепретация результатов научного исследования.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.