Магистратура
Педагогика и психология (РУДН)

Педагогика и психология (РУДН)

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр педагогических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

По завершении данной образовательной программы ожидается, что магистранты будут способны:
1. анализировать и креативно использовать историко-философское знание развития науки, принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;
2. оперировать понятийным аппаратом социально-педагогической методологии, применять концепции, методологогические подходы, принципы и методы в социальной педагогике и самопознании, планировать и организовать исследования в области социальной педагогики и самопознания;
3. проектировать общие и индивидуальные программы профилактики, социально-педагогической реабилитации и развития личности, находящихся в сложных жизненных ситуациях, осуществлять и анализировать социально-педагогическую деятельность по консультированию, содействию патронатному воспитанию, опеке и попечительству;
4. проводить диагностику, экспертизу и коррекцию психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
5. Планировать и проводить программы тренинга кросс-культурной коммуникации и использовать профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;
6. анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению;
7. проектировать и реализовывать педагогический процесс в вузе на основе знаний дидактики и теории воспитания высшей школы в условиях кредитной системы обучения, осуществлять поиск новых подходов и методов для эффективного решения профессиональных задач в области обучения и воспитания;
8. проектировать, анализировать и оценивать образовательные программы вузов, структурировать содержание социальной педагогики и самопознания при преподавании в школах, колледжах и вузах;
9. проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги по акмеологии и развитию жизненных навыков, социальных компетенций и эмоциональной устойчивости и др.;
10. анализировать и корректировать процессы социализации и личностного развития детей и учащейся молодежи, составлять и конструировать программы социального сопровождения, коррекции/поддержки и развития учащихся с девиантным поведением, участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности учащегося, развитии социально-педагогических инициатив и проектов, инициировать социальное взаимодействие с социальными организациями по поддержке личности;
11. практиковать диагностические исследования важных социально-педагогических характеристик личности и коллектива; использовать социально-педагогические механизмы управления групповыми явлениями и процессами, системно оценивать деятельность социальных служб организаций образования и совершенствовать их;
12. выстраивать собственную программу дальнейшего обучения и научно-исследовательской деятельности, критически оценивать и синтезировать научно-педагогическую информацию; коммуницировать в международном сообществе, демонстрировать и дискутировать свои научные достижения.

Паспорт программы

Название
Педагогика и психология (РУДН)
Шифр
7M01102
Факультет
Философии и политологии

дисциплины

Диагностика и психометрия в образовании
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применения диагностической компетентности в практической деятельности, базовых принципов современной диагностики и психометрии, методических подходов к решению диагностических и психометрических задач. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - анализировать и сравнивать диагностические данные, оценивать, преполагать и рекомендовать диагностические и психометрические методы на основе передовых научных достижений, многообразия, специфики в контексте научной и практической деятельности специалиста (в психологии образования, здравоохранения, организационной психологии, психологии труда и т.п.); - определять основные этапы диагностического исследования, этапы обработки результатов; профессионально-этические нормы работы профессионального диагноста; - применять конкретные техники нейролингвистического программирования; - проектировать диагностическую деятельность педагога-психолога; - сравнивать диагностические данные; - оценивать, преполагать и рекомендовать диагностические и психометрические методы на основе передовых научных достижений, многообразия, специфики в контексте научной и практической деятельности специалиста (в психологии образования, здравоохранения, организационной психологии, психологии труда и т.п.). При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: - становление и развитие диагностики как области гуманитарных наук и образовательной практики; - теоретические основы диагностической деятельности педагога-психолога; - научные и практические основ диагностики и психометрии в образовании, методологические подходы к экспериментальной деятельности, - многообразие диагностических методов и психометрических процедур, история их создания и практика использования; - психодиагностическая процедура и нормативные требования к ней, психодиагностические средства и методы психолого-педагогической диагностики; - теоретико-методологические и этические принципы диагностической деятельности при решении профессиональных научных и практических задач.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, с целью общения в межкультурной, профессиональной и научной среде. Магистрант должен уметь интегрировать новую информацию, понимать организацию языков, взаимодействовать в социуме, отстаивать свою точку зрения.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование углубленного представления о современной философии как системе научного знания, включающего мировоззренческие проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Основные аспекты дисциплины включают вопросы эволюции и развития научного мышления, исторические моменты, вклад ученых и научных школ в формирование науки, этические и социальные аспекты научной деятельности.

Культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии и образовании
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать у магистрантов способность применения культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании, ведущих к научному осмыслению и пониманию ценностно-смысловых основ профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - интерпретировать основные направления реализации деятельностного подхода в современной психологии и в условиях современного образования; - описывать основные положения историко-психологических теорий и концепций; - проектировать образовательную, педагогическую, исследовательскую деятельность с учетом культурно-исторического и деятельностного подхода; - анализировать и оценивать перспективы развития культурно-исторической и деятельностной теории развития личности. - проводить анализ образовательных, воспитательных, исследовательских ситуаций на основе культурно-исторической и деятельностной психологии; - анализировать образовательную практику с позиций культурно-исторического и деятельностного подхода. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: - культурно-историческая концепция развития личности; - методологическое значение учения о высших психических функциях для построения теории личности; определение содержания категорий «деятельность», «сознание», «личность» в контексте систематизации знаний о психологии деятельности; рассмотрение теоретических положений современной психологии развития личности; - общие психологические закономерности, научно-методологические принципы, методы, основные понятия и категории психологии деятельности и культурно-исторической теории; - методологические положения культурно-исторической концепции и психологии деятельности.

Организация и планирование научных исследований (англ.)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование научно-исследовательской культуры будущего специалиста, изучение теоретико-методологических принципов организации научно-исследовательской деятельности в условиях развития науки и общества. Дисциплина направлена на формирование способности проводить самостоятельное научное исследование с использованием методов и приемов анализа, информационных научных ресурсов.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: предоставить педагогические теории и практические стратегии для эффективного преподавания в высшем образовании, развития критического мышления и академических успехов. В курсе изучаются методы обучения, разработка учебных программ, методы оценки и стратегии управления аудиторией, которые готовят преподавателей к созданию инклюзивной и стимулирующей среды обучения.

Психология в вузе
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность оценивать психологические закономерности и феномены, возникающие в педагогической и научно-исследовательской деятельности, применять психологические знания для принятия эффективных решений в сфере профессиональной и научно-педагогической деятельности. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: • овладеть современной научной информацией об основах психологической науки и практики, необходимой для повышения эффективности научно-педагогической деятельности; • оценивать психологические закономерности и феномены, возникающие в педагогической и научно-исследовательской деятельности; • критически анализировать жизненные и профессиональные ситуации с точки зрения психологии, видеть взаимосвязь между поведением и результатами обучения, ресурсы и возможности развития; • использовать психологическую информацию о себе и других и формулировать обоснованные суждения; • применять психологические знания для принятия эффективных решений в сфере профессиональной и научно-педагогической деятельности; • осуществлять успешные коммуникативные стратегии для решения профессиональных, исследовательских и профессиональных задач При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: - теоретико-методологические основы психологии как науки - психологические теории обучения и воспитания; - методологический анализ проблемы личности в психологии, концепции личности в различных направлениях психологии; - культурно-исторический подход к изучению личности. - психологические особенности восприятия и понимания людьми друг друга; - методологический анализ психологии конфликта в процессе обучения.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Формирование знаний об основных понятиях психологии управления для практического применения наиболее важных аспектов управления в профессиональном взаимодействии. Основные принципы психологии управления, личность в управленческом взаимодействии, управление поведением личности, современные идеи, психология управления групповыми явлениями, мотивация и практическая рефлексия.

Психотерапия и психокоррекция в образовании
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать/развивать способность выявления и предупреждения нарушений психологического и психического здоровья методами психотерапии и психокоррекции, а также проектировочную компетентность по разработке соответствующих проектов и программ профилактики психологического и психического здоровья обучающихся. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - анализировать основные теоретические подходы и техники психологического воздействия, которые реализуются в таких направлениях психологической помощи как психологическое консультирование, психотерапия и психокоррекция; - применять на практике принципы построения коррекционной программы и ее реализации; - применять методы воздействия, используемые психологами в практической работе при консультировании; - применять методы психокоррекции и психотерапии на основе системы знаний по основам психотерапии и психокоррекции в образовании; - оказывать психокоррекционную и психотерапевтическую помощь; - оценивать эффективность психокоррекционной и психотерапевтической помощи. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: - основные положения оказания психологической помощи; - основные теоретические подходы и техники психологического воздействия, которые реализуются в таких направлениях психологической помощи как психологическое консультирование, психотерапия и психокоррекция; - принципы построения коррекционной программы и ее реализациия; - методы воздействия, используемые психологами в практической работе при консультировании; - оказание психокоррекционной и психотерапевтической помощи; - рекомендации по психологической консультации и составлению коррекционной программы.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Актуальные проблемы психолого-педагогического консультирования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность критического и системного анализа проблем в консультировании как виде профессиональной деятельности и как в особой технологии психологической помощи человеку; проведение психодиагностики и психолого-педагогического консультирования на основе международных и казахстанских нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность служб и центров сопровождения развития ребенка. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - применять этические нормы и правила в деятельности, соблюдать условия консультативного контакта; - формулировать цели и задачи консультирования, определять пути построения консультативного процесса с клиентами; - разрабатывать программы психолого-педагогического консультирования; - сравнивать методики диагностики для анализа и консультирования клиента; - владеть теоретическими основами и современными принципами психолого-педагогического консультирования; - анализировать и взаимодействовать с клиентом на основе глубинного слушания; - оценивать свою консультативную позицию в профессиональной деятельности, проводить супервизию консультативной деятельности. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: - теоретические основы психолого-педагогического консультирования; - подходы и пути исследования и консультирования личности, - международные и казахстанские нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность служб и центров сопровождения развития ребенка; - формы психолого-педагогической консультирования и моделирования образовательных и педагогических ситуаций.

Андрагогика и технологии обучения взрослых
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность проектирования и реализации образовательных технологий взрослых с учетом современных основ андрогогики. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - анализировать, сравнивать, оценивать и предлагать методы и технологии обучения взрослых на основе теории; - оценивать педагогические ситуации и проводить исследования по адрогогике; - классифицировать методы и технологии обучения взрослых на основе теории; - применять и проектировать образовательные технологии взрослых на основе теории андрогогики При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: - теоретические основы андрогогики; - современные методы и технологии в процессе образования взрослых; - методы диагностирования эффективности организации процесса образования взрослых. - проектирование дальнейшего образовательного маршрута в системе непрерывного образования и профессиональной карьеры.

Арт-технологии в образовании
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность осуществлять подбор и применение необходимых арт-технологий в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - критически оценивать ситуации для применения арт-технологий в образовании; - анализировать теоретико-методологические подходы различных школ психологического консультирования, использующих методы арт-терапии; - применять арт-технологии в образовательной деятельности; - использовать арт-терапевтические технологии и психотерапевтические методики в профессиональной деятельности; - выявлять особенности и факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии; - эффективно использовать базовые методы арт-терапии, выстраивать и поддерживать психотерапевтический контакт, осуществлять систематическое наблюдение, применять целенаправленное активное и эмпатическое слушание; - оказывать эмоциональную поддержку человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: - понятия арт-технологии и арт-терапии; - исторические предпосылки применения арт-методов в учебном процессе; - кoнцепции aрт-терапии кaк oснoвa рaзрaбoтки aрт-методов в образовании; - виды арт-терапии; - арт-терапевтические технологии и методики; - арт-технологии в обучении и формировании интеллектуальных навыков; - арт-технологии в воспитании и развитии жизненных навыков; - досуговая театрализация как арт-педагогический метод с элементами драма-терапии.

Методика преподавания педагогических дисциплин в ВУЗе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать у магистрантов методические компетенции проектирования и организации образовательного процесса по педагогичеким дисциплинам, вызвать интерес к проблемам методики преподавания педагогики, стремление к непрерывному самосовершенствованию в качестве преподавателя педагогических дисциплин в вузе. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - анализировать и оценивать учебники и учебные программы по педагогическим дисциплинам разных поколений, отечественного и зарубежного опыта, проектировать занятия и содержание педагогических дисциплин в вузе на основе методической компетенции; - проводить анализ и рефлексию занятий и его совершенствование; проводить анализ занятий дистанционного обучения; - проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения педагогическим дисциплинам; применять Action Research в методической деятельности; - применять инновационные и дистанционные методы обучения для преподавания педагогических дисциплин; - разрабатывать методические модели, методики, технологий и приемы обучения, и использование их в образовательных заведениях различного типа. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: - методическая культура и компетенция преподавателя; - методические особенности преподавания курса педагогики, педагогики высшей школы; - методические особенности преподавания курса этнопедагогики; - методические особенности курса социальная педагогика; - методические особенности преподавания элективных педагогических курсов, применение Action Research.

Методика преподавания психологических дисциплин в ВУЗе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать методические способности в проектировании и преподавании психологических курсов в колледжах и вузах, применения комплекс теоретических знаний в области дидактики, психологии и методологии педагогической деятельности В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - сравнивать методический опыт (отечественного и зарубежного) преподавания психологических дисциплин; - осуществлять психологическое взаимодействие при проведении занятия; - проектировать педагогический процесс с учетом психологических особенностей на основе осмысленного психологического мировоззрения; - составлять схему анализа лекций по психолого-педагогическим дисциплинам, в том числе дистанционного обучения; - реализовывать продуктивное взаимодействие с обучающимися в учебном процессе вуза; - планировать и организовывать различные виды занятий с учетом целей образования и специфики актуальной подПри изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: методическая культура и компетенция преподавателя; - теоретические и методические основы преподавания психологических дисциплин в высшей школе; - стратегии инновационного обучения гуманитарным дисциплинам, психологические теории учения, учебной деятельности, развивающего обучения и др. - приемы проведения всех форм занятий (лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий) с использованием активных и интерактивных методов обучения, в том числе дистанционного обучения; - управленческая деятельность преподавателя психологических дисциплин в вузе. готовленности обучающихся.

Теории лидерства в образовании
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность системного лидерского мышления будущих менеджеров образования и функциональную компетентность в области применения процедур гуманистического направления в управлении персоналом образовательного учреждения. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - развивать и совершенствовать лидерские качества как менеджер; - руководить людьми на основе принципов лидерства в организациях образования; - принимать решения, анализировать и управлять конфликтами и стрессами, формировать команду, эффективно осуществлять коммуникацию; - оценивать лидерский потенциал учащихся и др.; - владеет практическим инструментарием психологии лидерства и управления в образовании; - подбирать методический инструментарий развития лидерских качеств в воспитательно-образовательном процессе, адекватный поставленным задачам; При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: • лидерство как социально-психологический процесс, формальное и неформальное лидерство, руководство и лидерство как взаимодействующие социальные феномены, позитивное и негативное лидерство, эффективное лидерство, понятия «власть» и «харизма» и др., аспекты влияния лидеров на окружение. • концепции, принципы, требования и функции лидерства в образовании; • воздействие глобализации на систему управления организацией и специфику реализации лидерства в глобальной среде; - специфические для стран национальные особенности практики лидерства в образовании и конвертирование их в конкурентные преимущества организации.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.