Магистратура
Нейронаука

Нейронаука

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр естественных наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ON1. Определять и интегрировать междисциплинарные теоретические и методологические концепции в нейронауке, определять их противоречия и перспективы развития с целью проведения исследований в соответствующих научно-исследовательских центрах и институтах;
ON2. Проводить анализ валидности и эффективности методов и технологий в научных и прикладных аспектах нейронауки с целью интегрирования современных подходов к изучению функционирования нервной системы на молекулярном, клеточном, системном и поведенческом уровнях;
ON3. Создавать скрипты для автоматической обработки групповых данных с применением современных программных пакетов Phyton, MATLAB для нейроинжиниринга;
ON4. Владеть арсеналом современных подходов для правильного подбора методов исследования в решения теоретических и прикладных задач в разрезе мультидисциплинарного подхода в нейронауке;
ON5. Разрабатывать критерии оценки и целевые индикаторы эффективности нейротехнологий на практике на основе моделирования когнитивных процессов;
ON6. Внедрять технологии нейрокомпьютерных интерфейсов, направленные на решение актуальных задач здравоохранения, государственной безопасности, маркетинга и бизнеса;
ON7. Анализировать филогенез и онтогенез нервной системы в норме и патологии с позиции междисциплинарного подхода в нейронауке для исследовательских разработок в диагностике, прогнозирования, реабилитации заболеваний нервной системы;
ON8. Определять прикладные задачи в нейронауке во взаимосвязи с актуальными проблемами образования, здравоохранения, социально-экономической сферы и государственной безопасности;
ON9. Способствовать внедрению нейронауки в научно-исследовательские организации, применению современных и модернизированных образовательных нейротехнологий в высших учебных заведениях;
ON10. Владеть методами научной коммуникации с целью трансляции собственных данных в области нейронауки и идей научному сообществу и другим заинтересованным сообществам.
ON11. Руководствоваться морально-этическими нормами и принципами в профессиональной и научно-педагогической деятельности;
ON12. Презентовать результаты собственных исследований в ведущих научных журналах в области нейронауки, применяя навыки академического письма.

Паспорт программы

Название
Нейронаука
Шифр
7M05113
Факультет
Биологии и биотехнологии

дисциплины

Биофизика в нейронауке
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – дать представление о биофизических аспектах нейронаук. Курс посвящен биофизическим основам функционирования возбудимых тканей, биоэлектрическим явлениям в организмах, биофизическим основам электрофизиологических методов (ЭЭГ, ЭКГ, ЭМГ и т.п.), прикладных элементов квантовой биофизики (ЭПР, ЯМР и др.), влиянию физических факторов на биосистемы, формированию навыков биофизического подхода к экспериментальному исследованию в нейронауках.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Организация и планирование научных исследований
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины является: сформировать способность использовать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач и осуществление контроля учебно-исследовательской деятельностью обучающихся в области биологического образования. Рассматриваются следующие вопросы: учебно-исследовательская деятельность; умения и компетентность; модели методики развития исследовательских умений учащихся при обучении биологии; особенности организации и планирования научно-методических работ учащихся.

Организация и планирование научных исследований (англ.яз.)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина направлена на формирование навыков, необходимых для планирования и проведения качественных и конкурентоспособных научных исследований. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу процесса научных исследований, их целей, задач, этапов проведения, а также областей применения результатов. Дисциплина направлена на изучение основ научного метода, методологии проведения литературных и экспериментальных исследований, правил подготовки и рецензирования научных публикаций и проектов.

Основы когнитивной нейронауки
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование междисциплинарного понимания нейрофизиологических механизмов эмоционально-когнитивных процессов, а также формирование навыков применения современных научных методов исследования, новых нейротехнологий для оптимизации и восстановления когнитивных функций. Курс формирует способность анализировать теории когнитивной нейронауки, современные научные достижения в понимании нейронаучных основ психики и поведения.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.

Функциональные системы человека
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать на основе современных естественнонаучных знаний в области общей и частной физиологии представление о жизнедеятельности организма человека, обеспечивающей адаптивное взаимодействие организма с внешней средой. Курс посвящен анализу функций целостного организма с позиции интегральной физиологии, рассматриваются вопросы подхода в понимании физиологических механизмов функций организма с позиции концепции функциональных систем.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

DATA Mining и Big DATA в нейронауке
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование способности применять методы и алгоритмы интеллектуального анализа при решении задач выявления неявных закономерностей в больших наборах данных. Курс рассматривает нейросетевые алгоритмы классификации, особенности разработки алгоритмов классификации, предоставляемые службами SQL Server Analysis Services для использования в анализе сигналов мозга и в прогнозирующем моделировании.

Phyton и MATLAB Программирование
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины состоит в формировании способности применять технологии программирования при разработке системного и прикладного программного обеспечения, использовать среду MATLAB для создания имитационных моделей процессов в реальном времени, строить алгоритмы обработки массивов и других структурированных данных с использованием языка Python и среды Matlab.

Аффективная нейронаука
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать представление о соотношении эмоционального опыта и поведения с функциями мозга, способность анализировать теории аффекта, анализировать методологические подходы в проведении исследований в области аффективной нейронауки. Курс раскрывает динамические особенности механизмов взаимодействия отделов мозга, связанных с генерированием эмоционального опыта, влияющего на поведение.

Исследования в нейропсихопатологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способности методологически анализировать научные исследования по нейробиологическим основам психиатрических заболеваний. Курс включает основы психопатогии наряду с современными достижениями в нейропсихопатологии: ФРТМ, ЭЭГ исследования мозга при нейродегенеративных заболеваниях.

Когнитивная психология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – анализ теоретических и эмпирических знаний о психологических механизмах когнитивных процессах, современных теориях восприятия, внимания, памяти, мышления и языка. Курс формирует представления о моделях когнитивных процессов, современных исследованиях в когнитивной психологии и ее перспективных направлений.

Машинное обучение
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины состоит в формировании способности осуществлять выбор приемлемого метода машинного обучения для решения конкретной задачи анализа данных, выполнять предобработку данных, настройку параметров метода анализа и интерпретацию полученных результатов, разрабатывать алгоритмы и писать программы для логических, вероятностных, метрических моделей машинного обучения.

Мозг-компьютер интерфейс
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование способности разрабатывать и поддерживать функциональность нейрокомпьютерных интерфейсов, отслеживать и анализировать пути передачи информации и обработки мозгом. Курс раскрывает принципы и подходы взаимодействия мозга и компьютера, моделировании информационных процессов, протекающих в организме человека с учетом особенностей кодирования, декодирования сенсорной информации, для коррекции и восстановления при нарушениях.

Нейроинформатика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование навыков программирования для нейронаучных исследований, в частности для анализа сигналов мозга и моделирования нейронных сетей. Курс посвящен практическому освоению EEGLab, SPM, MATLAB и Python для применения их в анализе данных в клинической нейронауке.

Нейромеханизмы принятия решения
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способности проводить методологический анализ проблем нейробиологических основ принятия решений, роли влияния эмоций на процессы принятия решения и оценки рисков. Курс формирует системные представления о функциях мозга в процессах принятия решения в норме и патологии.

Современные проблемы нейродегенеративных заболеваний
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – сформировать систему представлений о механизмах развития нейродегенеративных заболеваний, их классификации, клинических проявлениях, диагностике, факторах риска, биологических основах профилактики и лечения. Курс раскрывает современные модели исследования нейродегенеративных заболеваний, в том числе болезни Альцгеймера, Паркинсона.

Эволюционная и возрастная нейробиология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способности анализировать эволюционное развитие органического мира и онтогенеза на основе формирования представлений о закономерностях филогенетического и индивидуального развития нервной системы животных, морфофункциональных преобразованиях мозга в эволюционном ряду животных и в процессе онтогенеза.

Эпигенетика и нейрогенетика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность использовать теоретические и практические знания эпигенетических и нейрогенетических механизмов функционирования, изменения и наследования генома для постановки и решения исследовательских задач. Курс посвящен изучению механизмов и путей реализации эпигенетических сигналов в клетке организмов разного уровня организации, роли экспрессии генов в развитии мозга и пластичности поведения.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики – сформировать способность планировать и проводить исследовательскую работу. Практика формирует навыки академической работы, включая подготовку и проведение научно-исследовательской работы как индивидуальной, так и в составе научных коллективов и структурных подразделений научных учреждений. Исследовательская практика направлена на сбор и обработку больших массивов данных (фактического материала) с использованием современных информационно-коммуникативных технологий для выполнения научно-исследовательской работы. В ходе исследовательской практики сформировать у магистрантов способности: - планировать научно-исследовательскую работу; - самостоятельно работать с научной литературой: аннотировать научные источники, делать рефераты-обзоры; - самостоятельно проводить научное исследование в области языковой системы и основных закономерностей развития литературы; - использовать современные информационные ресурсы для решения научно-исследовательских задач; - собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию; - применять инновационные методы отечественных и зарубежных филологических школ; - аргументированно излагать результаты научного исследования; - подготовить и редактировать научную публикацию: тезисы, статью. При прохождении исследовательской практики магистранты будут изучать следующие аспекты: Теоретические основы научно-исследовательской работы. Современные методы и приемы в научных исследованиях. Разработка научных и прикладных проектов в области лингвистики и литературоведения. Правила формирования учебно-методической литературы. Интерпретация результатов научных исследований.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.