Магистратура
Нейронаука

Нейронаука

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр естественных наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ON1. Определять и интегрировать междисциплинарные теоретические и методологические концепции в нейронауке, их противоречия и перспективы развития;
ON2. Оценивать вклад смежных дисциплин в понимание филогенеза и онтогенеза нервной системы в норме и патологии;
ON3. Определять новые теоретические и прикладные задачи в нейронауке во взаимосвязи с экономическими и социальными запросами общества и пути их решения;
ON4. Планировать и разрабатывать валидные экспериментальные исследования в нейронауке в соответствующих научно-исследовательских центрах и институтах;
ON5. Синтезировать полученные экспериментальные данные в разрезе мультидисциплинарного подхода в нейронауке и интерпретировать их в соответствии с требованиями международных стандартов;
ON6. Проводить анализ валидности и эффективности методических подходов в прикладных аспектах нейронауки;
ON7. Разрабатывать скрипты для автоматического анализа групповых данных с применением современных программных пакетов;
ON8. Владеть академическим письмом для подготовки и публикации научных результатов в ведущих научных журналах;
ON9. Презентовать полученные результаты собственных исследований и участвовать в научных дискуссиях с учеными на международных конференциях, научных семинарах, конгрессах, мастер-классах;
ON10. Разрабатывать критерии оценки и целевые индикаторы эффективности нейротехнологий на практике;
ON11. Создавать современные нейротехнологические программы с применением междисциплинарного подхода;
ON12. Владеть методами научной коммуникации с целью трансляции собственных данных в области нейронауки и идей научному сообществу и другим заинтересованным сообществам.

Паспорт программы

Название
Нейронаука
Шифр
7M05113
Факультет
Биологии и биотехнологии

дисциплины

Биофизика в нейронауке
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – дать представление о биофизических аспектах нейронаук. Курс посвящен биофизическим основам функционирования возбудимых тканей, биоэлектрическим явлениям в живых организмах, биофизическим основам электрофизиологических методов (ЭЭГ, ЭКГ, ЭМГ и т.п.), прикладных элементов квантовой биофизики (ЭПР, ЯМР и др.), влиянию физических факторов на биосистемы, формированию навыков биофизического подхода к экспериментальному исследованию в нейронауках.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Дисциплина направлена на формирование языковой, коммуникативной компетенции для общения на иностранном языке в своей профессиональной деятельности в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, для выстраивания профессиональных отношений в контексте межкультурной, научной коммуникации, расширения научных связей и развития исследовательской деятельности на основе освоения новых информационных ресурсов, технологий.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса-сформировать представление о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Рассматриваются вопросы мировоззренческого основания науки, функции науки, возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения.

Мозг и сознание
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способности анализировать нейробиологические и нейрокибернетические теории сознания. Курс будет включать изучение мозга как биологического субстрата сознания, будут рассматриваться теории Дж. Эдельмана, А. Дамасио, Ю.А. Александрова и других ученых.

Организация и планирование научного исследования функциональных систем
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование системных теоретических представлений о современных методах исследований функциональных систем в нейронауке. Особое внимание в курсе уделяется анализу общих характерных признаков методов, применяемых при исследовании функциональных систем человека, ведущей роли метода моделирования, экспериментального характера прикладных методик, комплексного сочетания смежных отраслей нейронауки.

Организация и планирование научных исследований
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Целью дисциплины является: сформировать способность использовать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач и осуществление контроля учебно-исследовательской деятельностью обучающихся в области биологического образования. Рассматриваются следующие вопросы: учебно-исследовательская деятельность; умения и компетентность; модели методики развития исследовательских умений учащихся при обучении биологии; особенности организации и планирования научно-методических работ учащихся.

Основы когнитивной нейронауки
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование междисциплинарного понимания нейрофизиологических механизмов эмоционально-когнитивных процессов, а также формирование навыков применения современных научных методов исследования, новых нейротехнологий для оптимизации и восстановления когнитивных функций. Курс формирует способность анализировать теории когнитивной нейронауки, современные научные достижения в понимании нейронаучных основ психики и поведения.

Оформление и защита магистерской диссертации (ОиЗМД)
  • Количество кредитов - 12
  • Тип контроля - Магистерская диссертация
  • Описание - Цель выполнения магистерской диссертации: формирование у магистранта навыков подготовки к защите диссертации на соискание магсира по образовательной программе (по отраслям). В ходе изучения курса сформировать у магистранта способности: 1. продемонстрировать ход решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний; 2. аргументировать проведение теоретического или экспериментального исследований в рамках поставленных задач, включая математический (имитационный) эксперимент; 3. могут выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; 4. применять иностранные языки для самостоятельной работы над нормативными источниками и научной литературой; 5. формулировать цели и задачи диссертационного исследования, определять научную новизну и практическую значимость результатов научно-исследовательской деятельности; разрабатывать структурно методологическую схему выполнения НИР.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – сформировать педагогическую компетентность и способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Рассматриваются мегатенденции развития современного высшего образования, Болонский процесс, овладение лекторским, кураторским мастерством с использованием различных стратегий и методов обучения/воспитания.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса - сформировать системные знания о фундаментальных понятиях психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Рассматриваются основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, современные представления об управлении по ценностям, психология управления групповыми явлениями.

Функциональные системы человека
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать на основе современных естественнонаучных знаний в области общей и частной физиологии представление о жизнедеятельности организма человека как открытой саморегулирующейся системы, обеспечивающей адаптивное взаимодействие организма с внешней средой. Курс посвящен анализу функций целостного организма с позиции интегральной физиологии, рассматриваются вопросы системного подхода в понимании физиологических механизмов функций организма с позиции концепции функциональных систем.

Эволюционная и возрастная нейробиология
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способности анализировать эволюционное развитие органического мира и онтогенеза на основе формирования представлений о закономерностях филогенетического и индивидуального развития нервной системы животных, морфофункциональных преобразованиях мозга в эволюционном ряду животных и в процессе онтогенеза.

Приведены данные за 2019-2022 гг.

дисциплины

DATA Mining и Big DATA в нейронауке
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование способности применять методы и алгоритмы интеллектуального анализа при решении задач выявления неявных закономерностей в больших наборах данных. Курс рассматривает нейросетевые алгоритмы классификации, особенности разработки алгоритмов классификации, предоставляемые службами SQL Server Analysis Services для использования в анализе сигналов мозга и в прогнозирующем моделировании.

Phyton и MATLAB Программирование
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины состоит в формировании способности применять технологии программирования при разработке системного и прикладного программного обеспечения, использовать среду MATLAB для создания имитационных моделей процессов в реальном времени, строить алгоритмы обработки массивов и других структурированных данных с использованием языка Python и среды Matlab.

Аффективная нейронаука
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать представление о соотношении эмоционального опыта и поведения с функциями мозга, способность анализировать теории аффекта, анализировать методологические подходы в проведении исследований в области аффективной нейронауки. Курс раскрывает динамические особенности механизмов взаимодействия отделов мозга, связанных с генерированием эмоционального опыта, влияющего на поведение.

Исследования в нейропсихопатологии
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способности методологически анализировать научные исследования по нейробиологическим основам психиатрических заболеваний. Курс включает основы психопатогии наряду с современными достижениями в нейропсихопатологии: ФРТМ, ЭЭГ исследования мозга при нейродегенеративных заболеваниях.

Когнитивная психология
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – анализ теоретических и эмпирических знаний о психологических механизмах когнитивных процессах, современных теориях восприятия, внимания, памяти, мышления и языка. Курс формирует представления о моделях когнитивных процессов, современных исследованиях в когнитивной психологии и ее перспективных направлений.

Машинное обучение
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины состоит в формировании способности осуществлять выбор приемлемого метода машинного обучения для решения конкретной задачи анализа данных, выполнять предобработку данных, настройку параметров метода анализа и интерпретацию полученных результатов, разрабатывать алгоритмы и писать программы для логических, вероятностных, метрических моделей машинного обучения.

Мозг-компьютер интерфейс
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - формирование способности разрабатывать и поддерживать функциональность нейрокомпьютерных интерфейсов, отслеживать и анализировать пути передачи информации и его обработки мозгом. Курс раскрывает основные принципы и подходы взаимодействия мозга и компьютера, моделировании информационных процессов, протекающих в организме человека с учетом особенностей кодирования, передачи и декодирования сенсорной информации, для коррекции и восстановления при нарушениях, а также для повышения эффективности.

Нейроинформатика
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование навыков программирования для нейронаучных исследований, в частности для анализа сигналов мозга и моделирования нейронных сетей. Курс посвящен практическому освоению EEGLab, SPM, MATLAB и Python для применения их в анализе данных в клинической нейронауке.

Нейролингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способности решать проблемы передачи информации в связи с психическими процессами. Дисциплина направлена на изучение: метаязыка, методов психо-/ нейролингвистического анализа, психических феноменов языковой личности, языкового сознания, психических процессов порождения/ восприятия речевых высказываний, речевую деятельность, мозговая организацию речевой деятельности, усвоения языка как психолингвистической проблемы.

Нейромеханизмы принятия решения
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способности проводить методологический анализ проблем нейробиологических основ принятия решений, роли влияния эмоций на процессы принятия решения и оценки рисков. Курс формирует системные представления о функциях мозга в процессах принятия решения в норме и патологии.

Нейронные сети и искусственный интеллект
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины формирование способности применять на практике аппарат нейронных сетей сложной архитектуры для задач нейронауки. Курс рассматривает ключевые параметры в архитектуре нейронной сети, основные технологические тенденции, стимулирующие глубокое обучение, эффективные (векторизованные) нейронные сети.

Опухоли мозга: перспективы диагностики и реабилитации
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способность анализировать исследования опухолей мозга на основе современных методов нейровизуализации. Курс предполагает раскрыть преимуществ применения мультимодального подхода, наряду с диффузно-тензорной томографией и функционального магнитно-резонансной сканирования с когнитивной нагрузкой для минимизации последствий хирургического вмешательства и послеоперационного восстановления.

Основы вычислительной нейронауки
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формировать способность к интеграции математических теорий и моделей с принципами функций мозга для синтеза методических возможностей и подходов в изучении когнитивных функций, прогнозировании динамики развития на основе исходных первоначальных данных и в диагностике отклонений от нормы.

Основы клинической нейронауки
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способности анализировать принципы и подходы, лежащие в основе исследований патологии мозга. Курс обеспечивает понимание заболеваний мозга и лежащих в их основе биологических механизмов, анализ методологических основ исследований в области клинической нейронауки.

Основы когнитивной нейронауки
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование междисциплинарного понимания нейрофизиологических механизмов эмоционально-когнитивных процессов, а также формирование навыков применения современных научных методов исследования, новых нейротехнологий для оптимизации и восстановления когнитивных функций. Курс формирует способность анализировать теории когнитивной нейронауки, современные научные достижения в понимании нейронаучных основ психики и поведения.

Психоинформатика
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование навыков применения принципов и методов информатики для сбора, организации и синтеза данных научных исследований в области когнитивной психологии и нейронауки и навыки программирования в MATLAB, R-statistics и других современных статистических программах.

Современные проблемы нейродегенеративных заболеваний
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель курса – сформировать систему представлений о механизмах развития нейродегенеративных заболеваний, их классификации, клинических проявлениях, диагностике, факторах риска, биологических основах профилактики и лечения. Курс раскрывает современные модели исследования нейродегенеративных заболеваний, в том числе болезни Альцгеймера, Паркинсона.

Эволюционная и возрастная нейробиология
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование способности анализировать эволюционное развитие органического мира и онтогенеза на основе формирования представлений о закономерностях филогенетического и индивидуального развития нервной системы животных, морфофункциональных преобразованиях мозга в эволюционном ряду животных и в процессе онтогенеза.

Эпигенетика и нейрогенетика
  • Тип контроля - [РК1+MT1+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины - сформировать способность использовать теоретические и практические знания эпигенетических и нейрогенетических механизмов функционирования, изменения и наследования генома для постановки и решения исследовательских задач. Курс посвящен изучению механизмов и путей реализации эпигенетических сигналов в клетке организмов разного уровня организации, роли экспрессии генов в развитии мозга и пластичности поведения.

Приведены данные за 2019-2022 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская практика
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики – сформировать способность планировать и проводить исследовательскую работу. Практика формирует навыки академической работы, включая подготовку и проведение научно-исследовательской работы как индивидуальной, так и в составе научных коллективов и структурных подразделений научных учреждений. Исследовательская практика направлена на сбор и обработку больших массивов данных (фактического материала) с использованием современных информационно-коммуникативных технологий для выполнения научно-исследовательской работы. В ходе исследовательской практики сформировать у магистрантов способности: - планировать научно-исследовательскую работу; - самостоятельно работать с научной литературой: аннотировать научные источники, делать рефераты-обзоры; - самостоятельно проводить научное исследование в области языковой системы и основных закономерностей развития литературы; - использовать современные информационные ресурсы для решения научно-исследовательских задач; - собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию; - применять инновационные методы отечественных и зарубежных филологических школ; - аргументированно излагать результаты научного исследования; - подготовить и редактировать научную публикацию: тезисы, статью. При прохождении исследовательской практики магистранты будут изучать следующие аспекты: Теоретические основы научно-исследовательской работы. Современные методы и приемы в научных исследованиях. Разработка научных и прикладных проектов в области лингвистики и литературоведения. Правила формирования учебно-методической литературы. Интерпретация результатов научных исследований.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. разработать преподаваемую дисциплину в объеме, достаточном для аналитической оценки, выбора и реализации модуля учебной дисциплины с учетом уровня подготовленности студентов, их потребностей, а также требований ГОСО РК; 2. разработать специфику организации и проведения различных видов занятий в высших учебных заведениях (лекционных, семинарских, лабораторно-практических); 3. применять основные средства оценивания учебных достижений студентов; 4. анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала; 5. подготовить планы семинарских, практических занятий, лабораторных работ в соответствии с установленными методологическими и методическими подходами. При изучении практики магистранты будут изучать следующие аспекты: Ознакомление с целями, задачами и содержанием педагогической практики; составление графика консультаций, видов отчётности сроков их предоставления. Согласование индивидуального плана научно-педагогической практики магистранта.Выполнение учебно-методических заданий, согласованных с руководителем практики. Посещение и анализ учебных занятий, проводимых преподавателями кафедры. Ознакомление с организацией научной, методической и воспитательной работы (планы, нормативные документы, регламентирующие педагогический процесс) на факультете/в университете и кафедре.Разработка (не менее 10 занятий) и проведение занятий со студентами. Проведение мероприятий по обозначенным видам деятельности (научно-методические семинары, конференции; научные кружки, воспитательные мероприятия). Подготовка статьи научно-методического характера. Составление отчета по научно-педагогической практике.

Приведены данные за 2019-2022 гг.