Магистратура
Литературоведение

Литературоведение

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр филологических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

РО1: Проводить эмпирические исследования с использованием традиционных и новых исследовательских стратегий по актуальным проблемам литературоведения, фольклористики и текстологии.
РО2: Определять новые тенденции в художественной системе и их развития в результате прикладных исследований в области литературоведения, фольклористики и текстологии на основе системного, междисциплинарного, психоаналитического, когнитивного подходов, а также с использованием сравнительно-исторического, сопоставительного и типологического методов.
РО3: Презентовать результаты научных исследовании в казахском и иностранном языках в форме написания раздела научного труда, аналитического обзора, доклада на научную конференцию по различным предметным областям литературоведческой науки, используя современную методологию.
РО4: Проектировать исследовательскую работу в научных учреждениях и отделах, используя методологии менеджмента.
РО5: Логически грамотно оформлять научных выводов, идей, прогнозов в устной и письменной форме в академической и профессиональной среде.
РО6: Осуществлять комплекс теоретических и текстологических процедур сбора данных, анализа и процесса изучения художественных, научных, публицистических, переводческих, критических текстов.
РО7: Проводить редактирование художественных, научных, публицистических текстов и различных типов изданий, используя правила и нормы академической, художественной стилистики.
РО8: Проводить фольклористические и литературоведческие исследования на основе принципа систематизации фольклорных и литературных жанров, сравнительного изучения их вариантов, анализа и сравнения связей между жанрами.
РО9: При редактировании текстов, в исследовательской работе делать текстологический анализ для определения атрибуции, датировки произведений и основного текста с использованием новейших аппаратов распознавания текста и искусственого интеллекта.
РО10: Осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
РО11: Экстраполяция новых знаний из курсов литературоведения, фольклористики и текстологии с использованием цифровых технологий и современных педагогических стратегий в процесс обучения.
РО12: Самостоятельно определяя содержание выбирать формы, методы и средства учебных занятий (семинарские, практические, лабораторные) в соответствии с целями курса литературоведения, фольклористики и текстологии.

Паспорт программы

Название
Литературоведение
Шифр
7M02321
Факультет
Филологический

дисциплины

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

Исследовательские стратегии в литературоведении: традиции и инновации
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: Сформировать способности критической оценки отечественных, мировых стратегий проведения литературоведческих исследований и применять их в научной деятельности. В рамках дисциплины рассматриваются тенденции развития мирового литературоведения, специфика отдельных приоритетных направлений отечественного литературоведения, влияние региональных исследований на развитие науки, принципы прикладных и фундаментальных исследований.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Классификация фольклорных жанров
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: Сформировать способность оценивать развитие жанров, определять тенденции их развития и целостность художественной системы. Будут рассмотрены: состав и классификация жанров фольклора, система жанров казахского фольклора и его развитие, обрядовый фольклор, внеобрядовый фольклор, эпические жанры фольклора, прозаические и малые жанры фольклора.

Организация и планирование научного исследования
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: Сформировать способность критически применять новейшие исследовательские методы и приемы в области социологии и гуманитарных наук. Будут рассмотрены: новые методы в научных исследованиях для научных выводов; сочетание филологических методов анализа художественного текста с фундаментальными научными исследованиями; подготовка и оценка проектов фундаментальных и прикладных исследований.

Организация и планирование научных исследований (англ.)
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – сформировать способность планировать, подготавливать, организовывать и проводить самостоятельные научные исследования. В рамках дисциплины изучаются международная система научных публикаций; авторские права в системе международных научных публикаций; методология и методы научного исследования; организация текста оригинальной статьи для журнала; законы развития науки; правилам оформления и защита результатов исследований; процедура рецензирования; коммерциализация научных разработок и ее правовое сопровождение; внедрение научных исследований и их эффективность.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Проблемы текстологии и эдиционной практики
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: Сформировать способности подготовки изданий художественных произведений на основе научных концепции текстологических исследований. Будут рассмотрены следующие вопросы: теоретическая и практическая значимость эдиционной работы, принципы формирования структуры и редакции издания, опыт текстологической подготовки текста произведения к печати.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Тенденции развития казахской литературы в ХХІ веке
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: Сформировать способность критически оценивать развитие казахской литературы в XXI веке. Будут рассмотрены: преемственности традиций в литературе и современных исследований посредством литературного анализа; применение концепций содержания, видовых нововведений в художественной литературе в творчестве; критический анализ новых тенденций в литературе

Формы исторического развития литературы: школы, направления и течения
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: Сформировать способность применять в исследовательской работе теоретические знания, связанные с научными школами и направлениями, течениями, концепциями. Дисциплина охватывает систематические теоретические знания о процессе художественных систем в истории литературы, поэтике различных направлений, тенденций и основных принципах и подходах академических школ.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Гуманитарные аспекты теории текста
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: Сформировать целостные теоретические знания об актуальных проблемах текстологии и способности интеграционного анализа. Курс рассматривает в междисциплинарном аспекте основные цели и задачи исследования теории текста в междисциплинарном аспекте, историю, теорию и философию текста, актуальные проблемы современной текстологии, перспективы развития текстологии.

Детская литература: национальные и глобальные тенденции
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: Сформировать способность критически оценивать национальные и мировые тенденции развития детской литературы. Будут рассмотрены: использование представления о жанровом исследовании современной детской литературы в творчестве; анализ творческой лаборатории ярких представителей детской литературы современными инновационными методами; критически оценивать актуальные проблемы детской литературы

Инновационные искания в современной драматургии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: Сформировать способность критической оценки инновационных поисков в казахской драматургии в период независимости. Дисциплина рассматривает вопросы художественно-эстетических новшества в современной драматургии и их исследования в научных трудах и применения в исследовательской работе новых выводов о драматических произведениях.

Исторические принципы исследования фольклора
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: Сформировать способность анализа исторических основ жанров фольклора и владения методами исторического изучения. Будут рассмотрены: историзм казахского фольклора, методологические проблемы эпических исследований, поэтизация исторического факта в эпосе, полистадия и циклизация, историзм мифов и легенд, устных рассказов и исторических преданий.

Казахская мифология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать способность понимать и описывать самобытность и своеобразие казахских мифов. Будут рассмотрены: Теория мифа в отечественной и зарубежной науке. Миф и ритуал в отечественной науке ХХ века. Классические формы мифа. Эстетическое и национальное своеобразие казахских мифов.

Модернизм: эстетика и поэтика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: Сформировать теоретические знания по эстетике и поэтике направления модернизма, а также способность применять его в научных исследованиях. Дисциплина рассматривает принципы изучения поэтики модернизма, основные творческие концепции модернизма, методологию проведения самостоятельных научных исследований творчества писателей с позиций междисциплинарных, сравнительно-типологических подходов.

Направления развития казахской текстологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: Сформировать способности анализа современного состояния и тенденций развития текстологической школы Казахстана, применения инновационных методов текстологического исследования. Будут рассмотрены следующие вопросы: теоретические навыки фундаментальных исследований в области текстологии, установление основного текста, история текста, типологическое осмысление текстологических проблем, опыт текстологических изысканий периода независимости.

Поэтика казахского эпоса
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: Сформировать знание об основных проблемах эпической поэтики и способности анализа. При изучении дисциплины следующие аспекты: поэтика и типология казахского эпоса, время в героических эпосах, эпическое пространство, эпическая эпоха, сюжет и мотив, сюжет и композиция, художественные подходы, приемы композиции в различных видах эпоса.

Проблемы текстологических исследований литературных произведений
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: Сформировать способности критической оценки и интерпрета-ции научно-практических основ текстологических исследовании литературных произведений. Будут рассмотрены следующие вопросы: описание всех стадий истории текста, современные методы текстологии, определение атрибуции, датировки и основного текста произведений; персональная текстология, межтекстовый анализ в изучении истории текста.

Современное сравнительное литературоведение
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+ ГЭК] (100)
  • Описание - Цель: Сформировать спосбности оценки и обобщения знаний о тенденциях развития сравнительного литературоведения. Курс охватывает актуальные проблемы современного сравнительного литературоведения. Ключевые направления: литературные связи в Евразийском пространстве, тюркский литературный мир, новое видение проблем Востока и Запада.

Современное сравнительное литературоведение
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: Сформировать спосбности оценки и обобщения знаний о тенденциях развития сравнительного литературоведения. Курс охватывает актуальные проблемы современного сравнительного литературоведения. Ключевые направления: литературные связи в Евразийском пространстве, тюркский литературный мир, новое видение проблем Востока и Запада.

Творческая личность писателя в мировом литературном процессе
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать способность понимать и объяснять роль писателя в развитии литературы и культуры. Курс рассматривает следующие аспекты: Литературный процесс и творчество писателя в культурном контексте эпохи. Образ творческой личности и проблемы творческого процесса. Методы анализа творчества писателей.

Теория интертекстуальности
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать способность понимать и объяснять основные теории и концепции интертекста, его место и роль в художественном произведении. Курс рассматривает следующие аспекты: Теория интер-текста. Основные концепции и идеи о природе интертекстуальности. Функции интертекстов в художе-ственном произведении. Интертек-стуальный анализ.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.