Магистратура
Прикладное казахское языкознание

Прикладное казахское языкознание

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр филологических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

РО 1 Применять теоретико-методологические принципы истории науки, философии, психологии, педагогики в образовательных и профессиональных целях.
РО 2 Анализировать новые научные теории, концепции, методологические основы преподавания казахского как иностранного и второго языка, применять инновационные технологии на практике.
РО3 Применять знаний о сложных проблемах системы предложений, по ортологий и прагматике в практике обучения казахскому языку в иноязычной аудитории.
РО4 Оценить факторы, необходимые для витальности современного языка, современные тенденции развития научно-теоретических проблем казахского литературного языка, положительные и отрицательные влияния языка диаспоры на внутреннюю систему и внешние структурные модели казахского литературного языка, состояние лингвоэкологических явлений, влияющих на язык.
РО5 Анализировать, оценить факторов, необходимых для витальности современного казахского языка (современные тенденции развития, положительное и отрицательное влияние языка диаспоры, лингвоэкологические явления, популяризация национальных ценностей и др.).
РО6 Исследовать казахский и тюркский языки в сравнительном аспекте по новым направлениям.
РО7 Правильно использовать языковые единицы в любой речевой ситуации по фунциональному семантическому полю в сравнительном аспекте.
РО7 Применять на основе страноведческой информации альтернативы, соответствующие неэквивалентным понятиям, для представления страны, национальной культуры, исторических мест в областях культуры и знаний о лингвистических основах межкультурной коммуникации в данном направлении.
РО8 Эффективно применять на профессиональном уровне компьютерные технологии в филологическом образовании, статистические методы в научно-исследовательской работе, различные источники информации и знаний.
РО 9 Рационально использовать с практической точки зрения усвоенные знания по лингвопрагматике, лингвоаксиологии, лингвокогнитологии в устной, письменной формах коммуникации на государственном и иностранном языках.
РО 10 Освоить способы подготовки текстов для публичных устных выступлений, их качественное построение в соответствии со спецификой аудитории, способы изучения, заинтересовывания аудитории, культуру красноречия.
РО 11 Совершенствовать PR и рекламную деятельность, создавать качественный контент, развивать грамотность в современном копирайтинге, креативность в копирайтинге, реализовывать на практике с овладением принципами медиапланирования, основами и техникой составления рекламных текстов.
РО 12 Проводить исследовательские работы корпусов с использованием компьютерных программ, создавать корпусы.
РО 13 Анализровать, создать, оценить текстов различных жанров и стилей (художественный текст, медиа-текст, интернет-текст и др.) по разным аспектам.
РО 14 Участие в научных проектах по прикладному направлению казахского языка в соответствии с профилем образовательной программы, написание магистерских диссертаций, публикация статей в журналах, представленных ККСОН, в базе данных «Scopus».

Паспорт программы

Название
Прикладное казахское языкознание
Шифр
7M02323
Факультет
Филологический

дисциплины

Витальность современного казахского языка
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: определить необходимые факторы витальности современного языка, формирование специалиста, способного дать научный анализ современному состоянию казахского литературного языка. Изучаются: необходимые факторы для витальности языка; стили литературного языка; современная социальная характеристика языка; проблемы казахского литературного языка и новые парадигмы на стыке признаков языковой ментальности и интеграции; основные ценности; специфика языка казахской диаспоры.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Лингвокультурные основы межкультурной коммуникации
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: фомирование специалиста, способного анализировать лингвистические основы межкультурной коммуникации, коммуникативные функций, входящие в механизм и методы организации дискурса в условиях глобализации. Изучаются: культурная семантика в языковых единицах и языковые факты в лингвоэтнокультурных явлениях описываются и рассматриваются комплексно, в зависимости от сложности ситуации языкового общения; кросс-культурная коммуникация, интеркультурное взаимодействие.

Организация и планирование научных исследований (англ.)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить конкретные научные задачи и знать методы и приемы их решения для создания научной работы. Дисциплина изучает: формы и методы планирования, организации и оформления научных статей и диссертации; формы обобщения результатов научных исследований в презентациях, выступлениях, проектах, статьях.

Основы филологического анализа текста
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, овладевшего профессиональными навыками лингвистического и семантического анализа текста (художественного текста). Изучаются: структурные детали, границы текста, линия текста, текстовое мышление, статус текста, субъекты текста, интертекст, дискурс, статический и динамический характер текста, языковая единица текста и произношение.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Прикладные аспекты казахского языка в функционально-коммуникативном направлении
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, способного - оценивать прикладные аспекты функционально-коммуникативного направления казахского языка. Изучаются: виды функциональных и выявляемых в тексте коммуникативных действий; современные требования к урокам казахского языка; содержание новых знаний о раскрытии текстообразующих и образно-выразительных функций языковых единиц; прикладные аспекты преподавания на основе грамматической функции; новые научные теории, концепции, методики.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Язык и культура: основы национальных ценностей
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование специалиста, способного исследовать связь языка и культуры, основы национальных ценностей в рамках лингвофилософии, лингво-аксиологии, лингвокультурологии.Изучаются:основные теоретические проблемы социальнорй лингвистики; связь языка и культуры; национальные ценности; представление о естествознании; изыскания аль-Фараби;происхождение тюрков, огузов, казахского народа и история этнонимов; место тюркской культуры в мировой литературе.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Гибридные тексты в интернет-коммуникации
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, способного анализировать различных механизмов гибридных текстов в интернет-коммуникации. Изучаются: методы исследования гибридных текстов;возможность смешивания текстов с языковыми и неязычными компонентами; методы и способы классификации гибридных текстов с различных аспектов; различные стратегии поиска понятий в гибридном тексте, способы написания, создания гибридных текстов.

Казахский как второй язык: ортология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, владеющего письменными нормами казахского литературного языка, ортологическими средствами кодификации культуры слова. Изучаются: правильное составление предложений в обучении казахскому языку как второму языку; соблюдение правил орфографии; правильное использование стилистических языковых единиц в соответствии с различными жанрами литературного языка; усвоение лексических, грамматических, стилистических, орфоэпических, орфографических норм.

Казахский как второй язык: прагмалингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: обучать применению фундаментальных категорий, понятий, систематизации терминологического аппарата, научно-теоретических основ прагмалингвистики. Изучаются: взаимоотношения адресанта и адресата; методы сопоставления речевых актов в разных языках; способы изучения казахского языка с прагматической точки зрения; проявление в речи ментальной специфики казахского языка.

Казахский как второй язык: проблемные вопросы синтаксиса
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: способствует выявлению сопоставительной характеристики казахского языка с другими языками, формирует представление о синтаксической системе, определяет применение его в сопоставительном аспекте при коммуникации. Изучаются: типологическая характеристика языков;особенности словосочетаний, проблемы при обучении языкам;позиционные особенности членов предложения;система сложных предложений; роль актуального членения в освоении языка; лингводидактика, передовые технологии преподавания.

Казахский как второй язык: функциональная стилистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - В содержании дисциплины рассматриваются сходства и различия стилевых красок; общее стилевое разделение семантических, языковых средств, образные и художественные, синонимические, антонимические особенности сопоставляемых языков. Реализуется лингво-сравнительный аспект «Стилистики ресурсов». На этой основе определяются национальные и культурно-исторические особенности, отраженные в стиле сравниваемых языков. Главная задача этого направления заключается в точном изложении одного содержания, понятия, явления в практике перевода в сравниваемом языке. Также рассматриваются структуры семантического поля, стили текста, функции языковых средств в зависимости от особенностей композиции.

Лингвистика текста массовой коммуникации
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: через содержание текстов СМИ сформировать способность обучающегося интегрировать в информационном, образовательном, социализирующем, заинтересованном поле.Изучаются: тексты массовой информации; современное общественное сознание и языковая ситуация; активное влияние средств массовой информации на массовое становление и развитие общественного сознания в медиапространстве; лингвистические особенности видов массовых коммуникаций; пространство языка в текстах СМИ.

Лингвистический корпус казахского языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать специалиста, усвоившего теорию, методы, становление корпусной лингвистики. Изучаются: предмет исследования, понятийний аппарат прикладной лингвистики; исследование корпусной лингвистики в казахском языкознании; классификация казахстанских лингвистических корпусов; принципы формирования корпуса; передовой опыт мирового языкознания по языковому корпусу; методология выявления метапризнаков.

Основы юридической лингвистики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Юридическая лингвистика – новая область знаний, направленная на предотвращение недоразумений на стыке языка и права. В этих целях содержание дисциплины составляют формирование, развитие юридического языка на казахском; язык нормативно-правовых актов, их стилевые особенности по правилам юридической техники, лингвистическая и грамматическая структура юридических текстов; употребление терминов; правила правильного, адекватного употребления потребителем языка; современные процессы развития стиля нормативно-правовых документов.

Преемственность лингвокультурологии и лингвострановедения казахского и тюркских языков
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать знания об языкознании, направленном на изучение в сопоставительном аспекте способов передачи языковыми средствами социальных, познавательных, эстетических, этических, политических, человечных, духовных, бытовых принципов и законов, содержащих национальную специфику.Изучаются: базовые понятия, понятийный аппарат; особенности: материальной лексики, духовной лексики, реалии, лакуны,прецедентные имена топонимы сопоставляемых языков; культурное взаимодействие сопоставляемых языков.

Сопоставительная лингвокогнитология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, дифференцирующего, оценивающего неродственные языки с точки зрения лингвокогнитологии. Изучаются: связь языка с познанием, с человеком, с сознанием, с культурой, с обществом; . взаимоотношение языкознания и когнитивной лингвистики; сопоставление основных принципов теории познания на основе казахского языка и иностранных языков; понятие концепта, концептуальной структуры, языковая личность, сопоставительный аспект языковой картины мира.

Спичрайтинг и копирайтинг: методика и прагматика текстообразования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать у обучающихся навыки копирайтера и спичрайтера.Изучаются: прагматика текста; навыки создания текста; особенности подготовки текстов перед аудиторией; культура речи, методы исследования, привлечения аудитории; способы создания качественного контента; вопросы грамотности в современном копирайтинге; подходы к развитию креативности; прагматика создания PR и рекламного текста.

Сравнительная функциональная грамматика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, анализирующего, дифференцирующего казахский язык в сравнительном аспекте с точки зрения функциональной грамматики.Изучаются: функционально-семантические категории как определенность/ неопределенность, темпоральность, локальность, аспектуальность и.т.п.; сходство и особенности функции языковых ярусов в ФСП.

Сравнительная функциональная грамматика казахского языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Определяются специфика функциональной лингвистики; позиции и принципы, которыми руководствуются при функциональном изучении языка; функционально описываются части речи, категории, указываются особенности каждого из них; характеризуется специфика функционально-семантических полей определенности/неопределенности, темпоральности, принадлежности и т.п., аффиксы описываются функциональном аспекте.

Судебная экспертиза на казахском языке:лингвистический анализ
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Определяется как прикладная дисциплина, направленная на проведение судебно-лингвистической экспертизы спорных текстов на казахском языке в правовой лингвистике. Проводится прагматический, семантический, интерпретационный, дискурсивный, психолингвистический анализы категорий высказывания, суждения, оценки, прогноза и сомнения о данных в спорном материале. Рассматривается система базовых понятий лингвистической экспертологии и судебно-лингвистической экспертизы, формирующихся как новое направление в языкознании. Дифференцируется разница понятий лингвоконфликтология и инвективная лексика, язык вражды.

Цифровые технологии в филологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, способного использовать информационно-коммникативные технологии в преподавании казахского языка в образовательных организациях. Изучаются: различные научно-познавательные ресурсы интернета, предназначенные для преподавания казахского языка; инновационные технологии; мультимедийные ресурсы; автоматизированный научно-педагогический фонд механизмов управления образованием;коммуникационные сети; информационная среда знаний в психолого-педагогических исследованиях.

Цифровые технологии сбора и анализа информации
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование специалиста, владеющего навыками поиска, получения и анализа информации, представления и распространения информации. Изучаются: методы анализа, сравнения, критической оценки различных лингвистических направлений; в качестве информационно-справочной системы рассматриваются методы ввода в базу; обработки текстов казахоязычных баз данных, многотомных толковых и полиязычных терминологических словарей, поиск языковых данных.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.