Магистратура
Прикладное казахское языкознание

Прикладное казахское языкознание

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр филологических наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

РО 1 Применять теоретико-методологические принципы истории науки, философии, психологии, педагогики в образовательных и профессиональных целях.
РО 2 Анализировать новые научные теории, концепции, методологические основы преподавания казахского как иностранного и второго языка, применять инновационные технологии на практике.
РО3 Обучать знаниям о стилистике языковых ресурсов казахского языка и видах функциональных стилей, сложных проблемах системы предложений, орфоэпических, орфографических нормах казахского литературного языка в сравнительно-сопоставительном направлении с другими языками и реализовывать в переводческой практике.
РО4 Оценить факторы, необходимые для витальности современного языка, современные тенденции развития научно-теоретических проблем казахского литературного языка, положительные и отрицательные влияния языка диаспоры на внутреннюю систему и внешние структурные модели казахского литературного языка, состояние лингвоэкологических явлений, влияющих на язык.
РО5 Изучать казахский и тюркский языки в сравнительном аспекте по новым направлениям.
РО6 Правильно использовать языковые единицы в любой речевой ситуации по фунциональному семантическому полю в сравнительном аспекте.
РО7 Находить и применять на основе страноведческой информации альтернативы, соответствующие неэквивалентным понятиям, для представления страны, национальной культуры, исторических мест в областях культуры.
РО8 Дифференцировать язык, стиль, лексическую и грамматическую структуру нормативно-правовых актов, употребление терминов с целью обеспечения простой правовой коммуникации на казахском языке.
РО 9 Определять коммуникативную направленность, коммуникативную интенцию, авторскую идею и прагматику текстов судебно-лингвистической экспертизы.
РО10 Эффективно применять на профессиональном уровне компьютерные технологии в филологическом образовании, статистические методы в научно-исследовательской работе, различные источники информации и знаний.
РО 11 Рационально использовать с практической точки зрения усвоенные знания по прагматике казахского языка в устной, письменной формах коммуникации на государственном и иностранных языках.
РО 12 Освоить способы подготовки текстов для публичных устных выступлений, их качественное построение в соответствии со спецификой аудитории, способы изучения, заинтересовывания аудитории, культуру красноречия.
РО 13 Совершенствовать PR и рекламную деятельность, создавать качественный контент, развивать грамотность в современном копирайтинге, креативность в копирайтинге, реализовывать на практике с овладением принципами медиапланирования, основами и техникой составления рекламных текстов.
РО 14 Проводить исследовательские работы корпусов с использованием компьютерных программ, создавать корпусы.

Паспорт программы

Название
Прикладное казахское языкознание
Шифр
7M02323
Факультет
Филологический

дисциплины

Витальность современного казахского языка
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Характеризуются понятия «витальность», «витальность языка», анализируются факторы, необходимые для витальности казахского языка, оценивается история современного казахского литературного языка и казахского языкознания, научно обосновывается закономерности и общественный характер теории «витальность», присущие природе казахского литературного языка. Рассматривая научные определения, относящиеся к казахскому литературному языку, предполагается выделить основные ценности казахского литературного языка; проанализировать специфику языка казахской диаспоры.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, с целью общения в межкультурной, профессиональной и научной среде. Магистрант должен уметь интегрировать новую информацию, понимать организацию языков, взаимодействовать в социуме, отстаивать свою точку зрения.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование углубленного представления о современной философии как системе научного знания, включающего мировоззренческие проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. Основные аспекты дисциплины включают вопросы эволюции и развития научного мышления, исторические моменты, вклад ученых и научных школ в формирование науки, этические и социальные аспекты научной деятельности.

Организация и планирование научных исследований (англ.)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины – формирование научно-исследовательской культуры будущего специалиста, изучение теоретико-методологических принципов организации научно-исследовательской деятельности в условиях развития науки и общества. Дисциплина направлена на формирование способности проводить самостоятельное научное исследование с использованием методов и приемов анализа, информационных научных ресурсов.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: предоставить педагогические теории и практические стратегии для эффективного преподавания в высшем образовании, развития критического мышления и академических успехов. В курсе изучаются методы обучения, разработка учебных программ, методы оценки и стратегии управления аудиторией, которые готовят преподавателей к созданию инклюзивной и стимулирующей среды обучения.

Прикладные аспекты казахского языка в функционально-коммуникативном направлении
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Новые приоритетные направления обучения казахскому языку как родному и второму: функциональная, текстовая коммуникативная деятельность. Поэтому теоретически обосновываются современные требования занятий казахского языка – содержание новых знаний, построенных на демонстрации текстообразующих и художественно-выразительных функций единиц языка, прикладные аспекты обучения грамматике на функциональной основе. Анализируются новые научные теории, концепции обучения, определяются их методологические основы, актуальные проблемы.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность применять важнейшие аспекты сферы управления в процессе профессионального становления. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями.

Язык и культура: основы национальных ценностей
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Изучение основных теоретических проблем социолингвистики, связей языка и культуры, основ национальных ценностей в современном лингвофилософском, лингво-аксиологическом, лингвокультурологическом направлениях; определяя особенности и признаки культуры, основы, составляющие сокровища человеческой культуры и национальной ценности, обозначить, систематизировать, анализировать знание о бытии в казахском понятии, широту культурного горизонта и его место в мировой культуре.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Казахский как второй язык: ортология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Анализируются нормы письма казахского литературного языка, ортологические средства кодификации культуры речи. Для нормирования мотивированных, немотивированных отклонений в употреблении языка определяется их корректная база. Рассматриваются способы рационального, адекватного своему значению использования слов, правильного составления предложений, соблюдения правил орфографии, правильного употребления стилевых единиц в соответствии с различными жанрами литературного языка, овладения лексическими, грамматическими, стилистическими, орфоэпическими, орфографическими нормами литературного языка при изучении казахского как второго языка.

Казахский как второй язык: прагмалингвистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Рассматриваются пути формирования прагматической речи и системы мышления, достижения подлинности и истинности прагматики в речевой деятельности человека. Прагматика определяет связь между символом и получателем, а также взаимодействие, непрерывное явление в этом интервале. Содержание дисциплины составляют психологическое состояние, сфера общения, политико-социальное положение, пресуппозиция, искренность речи, видение познания мира участников речевых актов. Предметом дисциплины является выявление на их основе ментальных особенностей личности в выборе символов, достижении своей цели, которые имеют определенное прагматическое значение. Рассматриваются методы и приемы сопоставления речевых актов в различных языках.

Казахский как второй язык: проблемные вопросы синтаксиса
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины определяют проблемы динамического синтаксиса в сопоставительном аспекте, способы достижения коммуникативной цели высказывания. Дифференцируются особенности универсальности и уникальности синтаксических категорий. Доказывается, что обучение языку на основе темо-рематических отношений – это метод-подход, ведущий к системной, лаконичной речи. В сравнительном аспекте рассматриваются способы распознавания категориальной ситуации путем определения темы сложного синтаксического целого и доминантных в нем рематических единиц.

Казахский как второй язык: функциональная стилистика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - В содержании дисциплины рассматриваются сходства и различия стилевых красок; общее стилевое разделение семантических, языковых средств, образные и художественные, синонимические, антонимические особенности сопоставляемых языков. Реализуется лингво-сравнительный аспект «Стилистики ресурсов». На этой основе определяются национальные и культурно-исторические особенности, отраженные в стиле сравниваемых языков. Главная задача этого направления заключается в точном изложении одного содержания, понятия, явления в практике перевода в сравниваемом языке. Также рассматриваются структуры семантического поля, стили текста, функции языковых средств в зависимости от особенностей композиции.

Лингвистика текста массовой коммуникаци
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Рассматриваются тексты массовой информации или медиатексты, современное общественное сознание и языковая ситуация; активное влияние средств массовой информации на массовое становление и развитие общественного сознания в медиа пространстве; тексты СМИ как ментально-языковое пространство, в котором пересекаются, взаимодействуют фрагменты образа современного национального мира, отражающие общую совокупную картину казахского национального языка в настоящее время; определять уровень языковой ситуации через призму информационных материалов и лингвистические особенности видов массовой коммуникации.

Лингвистический корпус казахского языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - В истории развития казахского языкознания рассматриваются исследования прикладной лингвистики, научно-теоретический характер корпусной лингвистики, опыт создания лингвистического корпуса казахского языка, понятие, обозначение корпуса, классификация лингвистических корпусов, принципы построения корпуса. Анализируются этапы создания корпуса, создание и расширение универсального национального корпуса, общеупотребляемые корпусы. Анализируются пути унификации практики создания корпуса казахского языкознания, руководствуясь передовым опытом в мировом языкознании.

Основы юридической лингвистики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Юридическая лингвистика – новая область знаний, направленная на предотвращение недоразумений на стыке языка и права. В этих целях содержание дисциплины составляют формирование, развитие юридического языка на казахском; язык нормативно-правовых актов, их стилевые особенности по правилам юридической техники, лингвистическая и грамматическая структура юридических текстов; употребление терминов; правила правильного, адекватного употребления потребителем языка; современные процессы развития стиля нормативно-правовых документов.

Преемственность лингвокультурологии и лингвострановедения казахского и тюркских языков
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Рассматриваются концепции новых направлений лингвистики – лингвокультурологии и лингвострановедения. Будут систематизированы лингвистические аспекты, теоретические и практические принципы лингвострановедения. Планируется развивать способность различать лингвистические понятия и фоновые знания в направлении лингвокультурологии путем сравнения этнокультурных констант на двух или трех языках, определения национальных символов, различий в идентичности страны, характера и повседневных особенностей языкового коллектива.

Спичрайтинг и копирайтинг: методика и прагматика текстообразования
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Предусматривается освоение прагматической функции текста, особенностей построения текста различного содержания, подготовки текстов для выступления перед аудиторией, культуры красноречия, способы изучения, заинтересовывания аудитории. Рассматриваются вопросы создания качественного контента, грамотности в современном копирайтинге, креативного копирайтинга, развития креативности, прагматика PR и создания рекламного текста.

Сравнительная функциональная грамматика казахского языка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Определяются специфика функциональной лингвистики; позиции и принципы, которыми руководствуются при функциональном изучении языка; функционально описываются части речи, категории, указываются особенности каждого из них; характеризуется специфика функционально-семантических полей определенности/неопределенности, темпоральности, принадлежности и т.п., аффиксы описываются функциональном аспекте.

Судебная экспертиза на казахском языке:лингвистический анализ
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Определяется как прикладная дисциплина, направленная на проведение судебно-лингвистической экспертизы спорных текстов на казахском языке в правовой лингвистике. Проводится прагматический, семантический, интерпретационный, дискурсивный, психолингвистический анализы категорий высказывания, суждения, оценки, прогноза и сомнения о данных в спорном материале. Рассматривается система базовых понятий лингвистической экспертологии и судебно-лингвистической экспертизы, формирующихся как новое направление в языкознании. Дифференцируется разница понятий лингвоконфликтология и инвективная лексика, язык вражды.

Цифровые технологии в филологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Содержание дисциплины предполагает освоение информационно-коммуникационных технологий обучения казахскому языку в общеобразовательных учреждениях. Осваиваются инновационные методы и приемы анализа различных научно-познавательных ресурсов для обучения казахскому языку в системе интернет. Сравниваются методы информационно-коммуникационной технологии и особенности витагенной технологии в образовательной деятельности, совершенствуется критическое мышление. Демонстрируется эффективное применение полученного материала на практике. Осваиваются навыки дальнейшего развития информации и знаний, полученных из различных мультимедийных источников.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность в вузах, проектировать образовательный процесс и проводить отдельные виды учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

Приведены данные за 2021-2024 гг.