Магистратура
Зоология

Зоология

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр естественных наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ON1 Применять знания по философии и методологии, педагогики высшей школы, по иностранному языку в межкультурной, профессиональной и научной деятельности.
ON2 Применять фундаментальные понятия психологии управления, знаний дидактики, теории воспитания и менеджмента образования в преподавательской деятельности и в процессе профессионального становления.
ON3 Интерпретировать системные фундаменталь-ные знания в области систематики, эволюции, филогении, жизненных циклов беспозвоночных и позвоночных животных
ON4 Критически оценивать фундаментальные и прикладные исследования в области зоологии, с использованием современных методов диагностики и анализа.
ON5 Использовать современные методы геоинформационных систем (ГИС), экологическую информацию при изучении биологии и распространения животных.
ON6 Интерпретировать современную методологию исследований, структуры сообществ в зоологии
ON7 Прогнозировать сохранение и устойчивое развитие биологического разнообразия с использованием методов качественного и количественного учета численности животных.
ON8 Классифицировать методы биоиндикации и экодиагностики природных зон обитания живых организмов для восстановления нарушенных экосистем.
ON9 Разрабатывать научные и научно-технические программы и проекты с использованием научно-технической информации, правил и норм законодательной базы по сохранению биоразнообразия.
ON10 Анализировать научные исследования, методологию при оформлении статей, отчетов и магистерской диссертации.

Паспорт программы

Название
Зоология
Шифр
7M05118
Факультет
Биологии и биотехнологии

дисциплины

Геоинформационные системы в зоологии
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель - сформировать важность применения современных методов геоинформационных систем (ГИС) в зоологии, в мониторинге состояния окружающей среды, способах пространственной локализации данных, сущности, специфики, и свойствах экологической информации, картографических аспектах геоинформационной методологии их структуры, состав, функциональные возможности и требования, предъявляемые к ГИС.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Организация и планирование научных исследований (англ.)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить конкретные научные задачи и знать методы и приемы их решения для создания научной работы. Дисциплина изучает: формы и методы планирования, организации и оформления научных статей и диссертации; формы обобщения результатов научных исследований в презентациях, выступлениях, проектах, статьях.

Организация и планирование особо охраняемых природных территорий Казахстана
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – систематизировать знания об основных типах особо охраняемых природных территорий (заповедники, национальные парки, резерваты, заказники и др.), особенностях их режима охраны и зонирования, фаунистических и флористических комплексах наземных и водных экосистем и нормативно-правовых документов по организации и функционирования ООПТ, экологических проблемах и рационального природопользования.

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.

Сравнительная эмбриология позвоночных
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – систематизировать знания об основных периодах и стадиях эмбрионального развития различных групп позвоночных животных, закономерностях развития систем органов на клеточном, тканевом, организменном уровнях, провести сравнительный анализ систем органов у разных групп позвоночных и интерпретировать результаты в онто- и филогенетическом аспектах.

Сравнительная морфология позвоночных животных
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать знания об истории развития сравнительной анатомии и морфологии животных; освоить методы сравнительной морфологии позвоночных животных, изучить план строения позвоночных в различных систематических группах, ориентироваться в систематике и классификации, провести сравнительный анализ отдельных систем органов и аппаратов, проследить эволюционные изменения органов и функций в связи с адаптациями к условиям существования.

Сранительная зоопсихология
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – систематизировать знания об основных этапах, механизмах и закономерностях эволюции психики различных групп животных и человека, об эволюции психики животных, а также качественных отличиях психики животного и человека и генетическом родстве, формирования поведенческих паттернов у человека и животных; методах научного исследования психики и животных; и человека.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Биоиндикация и экодиагностика
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать представление о видах биоиндикаторах почвенных животных (фототрофных микроорганизмов мезо-, макрофауна) для экодиагностики почв и мониторинга состояния среды обитания, методах и формах биоиндикации для выявления экологического состояния окружающей среды, а также принимать профессиональные решения при восстановлении нарушенного почвенного покрова.

Жизненные циклы беспозвоночных
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – систематизировать знания о жизненных циклах различных таксономических групп - беспозвоночных (простейшие, плоские черви, ракообразные, насекомые полным, частичным и прямым метаморфозом) и практического применения в сфере фундаментальных основ эволюционной биологии животных и прикладных - в области охраны природной среды и сохранения биоразнообразия.

Зоологические ресурсы, методы их контроля и управления
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать целостное представление о видах составляющих зоологические ресурсы их таксономической принадлежности, биологических характеристиках, ареалах обитания, суточных, сезонных миграциях, пространственно-временной динамики, методах контроля и управления научно-обоснованных подходах по сохранению, воспроизводству и использованию зоологических ресурсов с учетом промыслового изъятия.

Зоопсихология и генетика поведения животных
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать целостное представление у магистрантов о теоретических и прикладных аспектах зоопсихологии и сравнительной психологии; генетических механизмов органогенеза и онтогенеза; взаимосвязи наследственности и формирования поведенческих паттернов у человека и животных; методах научного исследования психики и поведения животных; об эволюции психики животных, а также качественных отличиях психики животного и человека и генетическом родстве.

Избранные главы медицинской зоологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать системные знания в области некоторых аспектов медицинской зоологии, жизненных циклах паразитов, паразитических простейших и членистоногих, роли возбудителей в переносе зоонозных инфекций (птичий, свиной грипп, геморрагическая лихорадка, чума, бешенство и др.), динамики численности хозяев и переносчиков, факторов ее регуляции и саморегуляции природно-очаговых болезней у животных и человека.

Методы анализа структуры сообщества
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель - дать целостное представления о классических и современных методах анализа, с основными принципами и подходами к обработке результатов и интерпретации по структурам сообществ позвоночных животных разнообразных экосистем (почвенные, лесные, степные, пустынные, водные)

Популяции и сообщества промысловых животных
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель - систематизировать знания о популяциях и сообществах промысловых видов птиц и млекопитающих, анализировать биологические особенности охотничье-промысловых животных их систематики, географическом и биотопическом распространении, популяционной структуры, численности, биологического мониторинга сообществ промысловых животных и научно-обоснованного изъятия.

Популяционная биология
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – дать целостное представление об основной концепции популяционной биологии, о морфологических, экологических, генетических, биохимических аспектах природных популяций: возрастной и половой структуры, динамики численности, величине, внутривидовых и межвидовых связей и методических подходов к изучению водных и наземных популяций животных.

Правовые основы сохранения и защиты животного мира Казахстана
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать знания по нормативно-правовым документам, законодательным актам, правовому регулированию по сохранению , защите и рациональному использованию животного мира и среды его обитания на глобальном, региональном и локальном уровнях, грамотно применять международно-правовые источники по сохранению биоразнообразия и охраны окружающей среды.

Прикладные аспекты биологии индивидуального развития
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель - сформировать знания об современных прикладных методах биологии развития: искусственного осеменения в рыбоводстве и животноводстве, экстракорпорального оплодотворения, трансплантации эмбрионов, управления (с помощью гормонов) половыми циклами самок, криоконсервации, клонирования, создания трансгенных животных и растений.

Принципы зоологической систематики
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – систематизировать знания о месте животных в биологическом разнообразии, о принципах их классификации и систематизации, о значении филогении для построения естественной системы, о типах (эталонах) таксонов различного ранга, регламентации правил описания новых таксонов, об иерархическом принципе построения зоологических систем и основных принципах кладистики.

Проблемы систематики, эволюции и филогении позвоночных животных
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – использовать современные знания по систематике разных классов позвоночных животных, рассмотреть проблемные и дисскусионные вопросы по филогении и родственным взаимоотношениям основных таксонов в каждом классе позвоночных животных, показать адаптивную радиацию таксонов, как в группе анамний, так и в группе амниот.

Современные методы исследования зоологических объектов
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – формирование компетентного представления о методах проведения исследований в различных направлениях зоологии включающие методы статистической обработки данных, планирования наблюдений за животными и полевого опыта; методы учета численности животных – маршрутный, дистанционный (телеметрия, фотоловушки, мечение); методы изучения миграций позвоночных, методики изучения популяционной структуры мелких наземных позвоночных с использованием генетических методов их специфики на современном этапе развития науки.

Сравнительная морфология позвоночных животных
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – сформировать знания об истории развития сравнительной анатомии и морфологии животных; освоить методы сравнительной морфологии позвоночных животных, изучить план строения позвоночных в различных систематических группах, ориентироваться в систематике и классификации, провести сравнительный анализ отдельных систем органов и аппаратов, проследить эволюционные изменения органов и функций в связи с адаптациями к условиям существования.

Фенетическое разнообразие и его оценка
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель – дать целостное представления о понятии фенотип, о фенетическом разнообразии в различных популяциях животных, факторах обуславливающих фенотипическую изменчивость в популяционных исследованиях, на основе которых можно дать оценку популяционной структуры вида, подвида, пород животных и микрофилогенеза

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики – сформировать способность планировать и проводить исследовательскую работу. Практика формирует навыки академической работы, включая подготовку и проведение научно-исследовательской работы как индивидуальной, так и в составе научных коллективов и структурных подразделений научных учреждений. Исследовательская практика направлена на сбор и обработку больших массивов данных (фактического материала) с использованием современных информационно-коммуникативных технологий для выполнения научно-исследовательской работы. В ходе исследовательской практики сформировать у магистрантов способности: - планировать научно-исследовательскую работу; - самостоятельно работать с научной литературой: аннотировать научные источники, делать рефераты-обзоры; - самостоятельно проводить научное исследование в области языковой системы и основных закономерностей развития литературы; - использовать современные информационные ресурсы для решения научно-исследовательских задач; - собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию; - применять инновационные методы отечественных и зарубежных филологических школ; - аргументированно излагать результаты научного исследования; - подготовить и редактировать научную публикацию: тезисы, статью. При прохождении исследовательской практики магистранты будут изучать следующие аспекты: Теоретические основы научно-исследовательской работы. Современные методы и приемы в научных исследованиях. Разработка научных и прикладных проектов в области лингвистики и литературоведения. Правила формирования учебно-методической литературы. Интерпретация результатов научных исследований.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.