News

КазНУ будет развиваться как исследовательский университет

12/25/2008

Ректор Казахского национального университета имени аль-Фараби Бакытжан Жумагулов провел встречу с научной общественностью вуза, где выступил с докладом  по проблемам модернизации науки  в ведущем вузе страны. Придавая обозначенной теме столь высокую важность и  актуальность,  ректор хотел довести до  ученых вуза озабоченность руководства состоянием научных работ в институтах и на кафедрах университета и рекомендовать новые концептуальные подходы к решению назревших проблем в данной сфере.

Как считает академик Жумагулов, такой серьезный разговор должен был состояться именно в ведущем национальном университете страны, занимающем самую престижную строку в рейтинге вузов Казахстана. К слову, около 90 % мировых рейтингов основаны на  одном из важнейших показателей - участии преподавателей в научных исследованиях и научных достижениях вуза. Помимо того, в мире вполне закономерна практика, когда фундаментальная наука сосредоточена в университетах.

В современном мире особенно усиливается роль фундаментальной науки. Научный потенциал страны образуется за счет многих составляющих, среди которых не последнее место занимает вузовская наука. Поэтому, чем активнее ведутся научные исследования в вузах и их подразделениях, тем выше качество подготовки кадров для всех отраслей отечественной экономики, что в свою очередь определяет темпы экономического роста страны.

Несмотря на то, что встречу предварила демонстрация новостных сюжетов ведущих информационных агентств страны о действующих в КазНУ уникальных лабораториях информационной и космической технологии, плазменных процессов, плазменных кристаллов и  Национальной нанолаборатории, по мнению руководителя вуза, это не умаляет актуальности постоянного поиска новых методов оптимизации научной деятельности.

Сегодня, считает ректор, главной стратегической целью  должно стать развитие КазНУ как исследовательского университета. Это концептуально новая задача для казахстанских высших учебных заведений, и здесь необходимо эффективно использовать международный опыт для продвижения  этой идеи у нас в стране. Для этого университет  намерен инициировать дальнейшее развитие законодательства по национальным университетам,  разработать собственные образовательные программы и стандарты, выработать механизмы интеграции с наукой, нарастить интеллектуальный потенциал вуза, а также внести предложения по диверсификации финансирования университетов.

По настоящему исследовательский университет можно создать лишь тогда, когда будет преодолен разрыв между академической и вузовской наукой. Говоря об этом, Бакытжан Жумагулов затронул целый ряд проблем, характеризующих современное состояние отечественной  вузовской науки, опровергнув распространенное в последние годы мнение о том, что преподаватели вузов не способны одновременно с учебным процессом вести научные исследования. Он подробно изучил российскую  и японскую модели развития научной сферы, привел западные примеры, демонстрирующие, что наука является главной составляющей в образовательной деятельности университетов. 

Встреча, в которой участвовали также директора НИИ и научных центров при КазНУ, заведующие кафедрами и научные руководители тем фундаментальных и прикладных исследований, председатели диссертационных советов, была продолжена заинтересованным обменом мнений. Разговор между учеными состоялся долгий и обстоятельный, как оказалось - давно назревший. Как отметил ректор, первая встреча - это только начало. Он уверен, что разговор будет продолжен, и  готов выслушать мнение каждого ученого, душой болеющего за вузовскую науку.

- У нас хорошие амбиции. Казахский национальный университет - единственный  вуз, который не испытывает дефицита с материальными, научными и кадровыми ресурсами. Кроме того, университет, находясь в преддверии своего 75-летия, имеет богатый опыт и глубокие традиции в воспитании и подготовке специалистов. Мы просто обязаны претендовать на лучшие позиции в мировых рейтингах, - заключил ректор крупнейшего университета страны.

 

Пресс-служба КазНУ им. аль-Фараби