Магистратура
Детская психология

Детская психология

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Научно-педагогическое направление - магистр социальных наук

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. Иметь системное видение исторических аспектов и концептуальных основ теоретико-методологических, прикладных, отраслевых подходов общественно-гуманитарных наук и основ экспериментальной работы в зарубежной и казахстанской психологии.
2. Оперировать понятиями детской нейропсихологии и психосоматики в области особенностей развития высших психических функций, сенсорных и гностических нарушений, психосоматических расстройств детского и подросткового возраста.
3. Владеть системой научных категорий и понятий, определяющих аномальность, одаренность, талант, гениальность; природу и структуру данных феноменов, особенностей их возрастного становления, принципов и методов выявления; их психологическую коррекцию и поддержку.
4. Применять методы, процедуры, методики и техники психодиагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и психотерепевтической деятельности в семейной и индивидуальной практике (в том числе в области детско-родительских отношений).
5. Составлять психодиагностические, медико-психологические, экспертные заключения и рекомендации по использованию диагностических данных в психологической деятельности с детьми и подростками.
6. Осуществлять психологическую помощь, сопровождение, психокоррекцию и психотерапию на основе применения психотренинга, игровых, арт-терапевтических, телесно-ориентированных и других психотехнологий.
7. Разрабатывать и реализовывать адекватные проблемам формы, методы и программы диагностических, коррекционных, психотерапевтических, тренинговых и профилактических мероприятий на основе методологии моделирования для решения теоретических и прикладных социально-психологических проблем детства и подросткового возраста.
8. Создавать дизайн и программу психологического исследования и эксперимента с использованием современных исследовательских методов, аппаратуры, оборудования, информационных технологий, статистических методов обработки психологических данных, теоретических моделей прогнозирования свойств исследуемых объектов.
9. Использовать опыт, извлечённый из иноязычной информации, инновационные методы, технологии обучения и развития, контроля и оценки достижений; нетрадиционные формы проведения занятий (в том числе в игровой и тренинговой форме) для успешной организации образования и формирования личности обучающегося.
10. Владеть методами организации и управления профессиональной деятельностью и работой различных коллективов на основе этических принципов, супервизии; способами принятия управленческих решений, в том числе в нестандартных ситуациях.

Паспорт программы

Название
Детская психология
Шифр
7M03116
Факультет
Философии и политологии

дисциплины

Детская нейропсихология и психосоматика
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: интеграция знаний и представлений о нейропсихологических и психосоматических расстройствах; формирование практических диагностических компетенций в области нейропсихологического развития и психосоматики детей и подростков. Курс основан на нейропсихологическом подходе к обеспечению психического и психологического здоровья детей, ориентирует на интеграцию знаний и компетенций в основных отраслях детской клинической психологии.

Иностранный язык (профессиональный)
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.

Исследование и развитие одаренности и гениальности
  • Количество кредитов - 9
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование профессиональных компетенций в области изучения и развития одаренности и гениальности. Курс представляет базовые ориентиры в понимании гениальности, таланта, одаренности и посредственности. Раскрываются современные представления о природе, механизмах, структуре, критериях одаренности и гениальности детей; концепции, модели и технологии развития этих феноменов, содержание системы психологического сопровождения одаренности и гениальности.

История и философия науки
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.

Организационно-этические аспекты психологической деятельности
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование системного понимания этических и организационных аспектов работы психолога и психологической службы. В курсе рассмотрены этические дилеммы и способы их разрешения, оценка рисков и управления ими в области отношений «психолог-клиент», работа с особыми группами, взаимоотношения психолога с коллегами и работодателями. Изучаются супервизия, управленческие и другие организационные вопросы профессиональной деятельности психолога.

Организация и планирование научных исследований
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: формирование научно-исследовательской культуры специалиста, исследовательской компетенции, а также теоретико-методологических и практических основ организации научно-исследовательской деятельности в условиях развития науки и реализации программ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан; основ методологии и методики научного исследования, логики и структуры педагогического исследования, научного аппарата и планирования исследования

Педагогика высшей школы
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.

Психологическая экспертиза
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: профессиональная подготовка к экспертной деятельности практического психолога и формирование инструментальных компетенций для участия в экспертном процессе в различных системах (судебно-психиатрической, административно-правовой, военной, социальной, политической и т.д.). Курс направлен на изучение теоретико-методологических основ, основных видов и методов экспертной деятельности; правовой стороны деятельности и юридической ответственности психолога.

Психологическое консультирование и психотерапия семьи и ребенка
  • Количество кредитов - 6
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: профессиональная подготовка к консультативной и психотерапевтической деятельности. В курсе систематизированы основные принципы и подходы к консультированию и психотерапии семьи и ребенка, методы и техники консультативной и психотерапевтической деятельности; основные феномены и проблемы рассматриваются в логике развертывания жизненных фаз развития личности и семьи.

Психология управления
  • Количество кредитов - 3
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.

Психотренинг и игровые технологии
  • Количество кредитов - 5
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование профессиональных компетенций осуществления психологического вмешательства и психологической помощи с использованием психотренинга и игровых технологий. Изучаются содержание основных психотехнологий, приемлемых для работы с детьми и подростками, базовые процедуры психотренинга, основные подходы не директивной игровой терапии и игровых технологий массового применения.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

дисциплины

Арт-терапевтические технологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование профессиональных компетенций применения основных арт-терапевтических технологий и методов для решения коррекционно-развивающих, психотерапевтических и профилактических задач деятельности психолога. Изучаются методология, методы, история и современное состояние, направления арт-терапии и специфика использования арт-терапевтических технологий и техник в разные возрастные периоды развития индивида с учётом проблем и запросов.

Арт-терапевтические технологии в работе с детьми и подростками
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование базовых навыков и практическое освоение эффективных технологий арт-терапевтической работы в различных сферах деятельности практического психолога. Курс направлен на овладение методологией и способами осуществления арт-терапии в рамках психодиагностики, консультирования, психокоррекции и др. направлений психологической деятельности, изучение специфики использования технологий и техник арт-терапии в структуре деятельности практического психолога.

Диагностика и оценка психического развития детей и подростков
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: подготовка к диагностическому направлению работы детского психолога, формирование диагностических и оценочных компетенций. Рассматриваются диагностические аспекты особенностей онтогенеза человеческой психики; методологические подходы и шкалы оценки психического развития в целом и отдельных психических функций в норме и патологии; принципы организации психодиагностического обследования и формулирования психодиагностического заключения.

Исследовательские методы и эксперимент в психологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать способность понимать роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска, накопления, обработки научной информации и оформления результатов исследования. Раскрываются методологические основания психологического исследования, классификация и характеристика эмпирических методов, процедура и организация психологического эксперимента

История, состояние и тенденции развития современной психологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование компетенций для освоения теоретических и практических основ развития психологической мысли. Раскрываются качественные изменения в развитии психологических идей, история возникновения того или иного психологического понятия, общие и отличительные черты в развитии психологии в разные эпохи, различные научные концепции и теории, достижения прошлого и современной психологической мысли.

Когнитивно-бихевиоральные методы в работе с детьми и подростками
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование базовых знаний теоретических основ когнитивно-бихевиорального подхода и навыков применения методов когнитивно-поведенческой психотерапии. Изучаются истоки, история возникновения, основные положения и понятия, технологические аспекты когнитивно-бихевиорального подхода, специфика поведенческих и когнитивных методов и техник для детей и подростков при работе с тревожными, депрессивными, поведенческими расстройствами.

Компьютерное моделирование и статистика в психологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование профессионального психологического мышления через освоение практических навыков применения методов компьютерного моделирования и статистических методов обработки данных. Курс предусматривает изучение способов повышения «чистоты» эксперимента за счет увеличения точности регистрации результатов и исключения ошибок обработки исходных данных.

Компьютерное моделирование социального поведения
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать способности понимать, применять компьютерное моделирование при анализе социального поведения, важные аспекты моделей в психологии; четкое понимание компьютерного моделирования социального поведения. Раскрываются компьютерные модели, обеспечивающие точный формализм социальных процессов; особенности моделирования социального поведения, прогнозирование поведения системы, виртуальные комбинации внутренних и внешних параметров поведения.

Методология, методы и эксперимент в психологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: освоение методологии, теории, организации психологического исследования и в том числе эксперимента, как особой формы исследовательской практики. Курс направлен на ознакомление с методологическими основами психологической науки, формирование навыков планирования психологических исследований, получения и обработки эмпирических данных; получения, интерпретации и представления экспериментальных данных.

Практикум по детской клинической психологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: содействие овладению методами углубленной диагностики в работе детского клинического психолога, приемами организации детской психотерапии и психокоррекции при различных отклонениях в психическом развитии. Изучаются технологии психологического и нейропсихологического обследования, методы исследования познавательной сферы у детей с нарушениями психического развития, процедуры психотерапии и психокоррекции.

Психология аномального развития детей и подростков
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование у магистрантов системных, целостных и устойчивых представлений о проблемах и специфике аномального психического развития детей и подростков. Курс даёт современное представление о природе, причинах и механизмах возникновения и развития отклоняющего развития; ориентирует на изучение и возможную психокоррекцию феноменов нарушенного развития, механизмов их формирования и общих закономерностей дизонтогенеза.

Психология и психотерапия детско-родительских отношений
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: повышение профессиональной компетентности в прикладном направлении психологии детско-родительских взаимоотношений. Изучаются специфика семей, имеющих детей; психические закономерности в сфере взаимодействия родителей и детей; детско-родительские отношения как фактор развития личности ребенка; взаимоотношения в семье через призму теории привязанности; особенности психологической работы и психотерапии детско-родительских отношений, психотерапия в случаях помощи членам семьи при разводе.

Психотренинг и игровые технологии в работе детского психолога
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование профессиональных компетенций осуществления психологического вмешательства и психологической помощи с использованием психотренинга и игровых технологий. Курс интегрирует содержание основных психотехнологий, приемлемых для работы с детьми и подростками. Ориентирует на практическое использование базовых процедур психотренинга, применение основных подходов не директивной игровой терапии и игровых технологий массового применения.

Современные методы статистики в психологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: способствовать формированию компетентности анализа результатов исследования статистическими методами и владения разнообразием методического арсенала статистической науки. Изучаются: основные этапы и направления развития статистики как науки; правила, методы и приемы статистического анализа информации, валидные способы количественной и качественной обработки данных, особенности автоматического применения стандартных формул.

Телесно-ориентированные практики в работе с детьми и подростками
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: формирование базовых знаний о теоретических телесно-ориентированной психотерапии и методах практической работы психолога в рамках данного направления с детьми и подростками. Курс ориентирует на практическое освоение техник телесно-ориентированной психотерапии и процедуры создания и использования ресурсных трансовых состояний.

Теоретико-методологические основы психологии
  • Тип контроля - [РК1+MT+РК2+Экз] (100)
  • Описание - Цель: сформировать способность понимать, критически анализировать и применять профессиональные методологические знания, методы исследования, понимать исследовательские проблемы, разрешить методологические дилеммы в современной психологии. Дисциплина позволяет познать категориальный строй, объяснительные принципы и подходы, ключевые проблемы и специфику самого психологического познания; учит применять универсальные критерии для оценки качества психологической теории.

Приведены данные за 2021-2024 гг.

ПРАКТИКИ

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита НИР
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Исследовательская
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Цель практики: приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, расширение профессиональных знаний, полученных в процессе обучения, и формирование практических навыков ведения самостоятельной научной работы. Практика направлена на развитие навыков исследования, анализа и применения экономических знаний.

Педагогическая
  • Тип контроля - Защита практики
  • Описание - Формирование практических и учебно-методических навыков проведения лекционных, семинарских занятий, творчески применять в педагогической деятельности научно-теоретические знания, практические навыки, проводить учебные занятия по дисциплинам специальности; владеть современными профессиональными приемами, методами организации обучения; использовать на практике новейшие теоретические, методологические достижения, составлять учебно-методическую документацию, организовывать воспитательную работу со студентами.

Приведены данные за 2021-2024 гг.